В 2020 году исполнилось 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского. Его творчество одинаково интересно и русскому, и зарубежному читателю. А вот есть ли различие между стихами, написанными до эмиграции и во время нее? Повлияла ли эмиграция на творчество поэта? Насколько понятны его стихи нынешнему поколению российских школьников? Над этими вопросами мы задумались, знакомясь с творчеством поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект Творчество Бродского | 82.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда»
Индивидуальный проект
Творчество Бродского до и после
(советский период и эмиграция)
Огаркова Варвара, ученица 10 класса
Руководитель: Морозова Т.В.
Введение
В XX веке многие русские писатели были вынуждены навсегда покинуть родную страну, чтобы избежать политического преследования. Эта ситуация сильно повлияла на их жизнь и творчество. Другая страна, новые идеи и мысли, всё это не могло не отразиться на их произведениях: появляются совершенно новые темы, сильно отличающиеся от прошлых лет. Подобная участь была уготована и И.Бродский поэзии. Он завершает плеяду выдающихся русских поэтов XX века. Развивая в своих произведениях традиции XIX и XX веков, И.Бродский создал особый поэтический мир, в котором русские корни переплелись с англоязычной культурой. Лауреат Нобелевской премии 1987 года по литературе, поэт русской культуры, по национальности — еврей, по месту рождения — русский, по месту жительства — американец.
В 2020 году исполнилось 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского. Его творчество одинаково интересно и русскому, и зарубежному читателю. А вот есть ли различие между стихами, написанными до эмиграции и во время нее? Повлияла ли эмиграция на творчество поэта? Насколько понятны его стихи нынешнему поколению российских школьников? Над этими вопросами мы задумались, знакомясь с творчеством поэта. На наш взгляд, в этом и заключается актуальность нашего проекта.
Мы выдвинули следующую гипотезу: окружающая действительность, жизненные перипетии оказали существенное влияние на творчество И. Бродского.
Цель проекта: выявить сходства и различия творчества поэта в период эмиграции и до нее.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией И. Бродского.
2. Рассмотреть основные темы творчества поэта.
3. Проанализировать средства выразительности, с помощью которых раскрывается тематика стихотворений
4. Расширить читательскую компетенцию учащихся, заинтересованных в изучении творчества поэта.
Решение поставленных задач требует обращения к сравнительно-типологическому и историко-культурному методам исследования, строится в соответствии со следующими этапами: сбор и систематизация информационных ресурсов по теме (литературно-критические статьи, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы); анализ стихотворений; сбор и анализ данных социологического опроса по определению читательского восприятия поэзии И.Бродского. Методы, используемые при работе над проектом: сравнение, анализ, ознакомление и сбор информации.
Объектом исследования является жизнь и творчество Иосифа Бродского.
Предметом исследования стали стихи эмиграционного и доэмиграционного периодов.
Продукт проекта - «Путеводитель по творчеству И. Бродского»
Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал можно использовать в школьном курсе «Литература».
Исследовательский проект состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложений.
Об авторе
Иосиф Александрович Бродский - русский и американский поэт, эссеист, драматург. Считается одним из крупнейших поэтов 20-го века. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, а также поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Работал переводчиком стихов зарубежных поэтов (кубинских, польских, югославских) по трудовому договору с Гослитиздатом, сотрудничал со студией телевидения и журналом «Костер».
Иосиф Бродский родился в Ленинграде 24 мая 1940 года, по происхождению чистокровный еврей. Родился в семье евреев – Александр Иванович Бродский и Мария Моисеевна Вольперт. Его отец был достаточно известной и уважаемой персоной в молодости, так как служил в Военно-морских Силах Советского Союза, а мама была бухгалтером.
Детство Бродского было очень тяжелым. В момент появления Иосифа на свет ситуация в стране была напряженной: голод, безработица, страшные блокадные месяцы – всё это отражалось на жителях, которые старались уехать как можно дальше. Мать, опасаясь за жизнь и судьбу ребенка, решает переехать в Череповец, где маленький Иосиф идет в первый класс. Однако в дальнейшем он сменяет еще 5 школ, так как семью эвакуируют из города в город.
В 1955 семья Бродских переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном проспекте 24/27, и юный Иосиф постепенно отгородил шкафами в ней свое личное пространство, эти знаменитые «полторы комнаты», ставшие его кабинетом, спальней, местом приема гостей, значившие так много в становлении его характера и развитии самостоятельности и свободы мышления... О своем детстве Бродский вспоминал неохотно: «Русские не придают детству большого значения. Я, по крайней мере, не придаю. Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».
14-летний Бродский по настоянию отца подаст документы в морское училище, но принят не будет. В 1955 году в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. Майкл Шапиро, нью-йоркский публицист и композитор, в книге «Сто великих евреев» утверждает, что Бродский учился в школе рабочей молодёжи, однако аттестата об окончании школы не получил.
С 1957 года был рабочим в геологических экспедициях НИИГА, но летом 1961 года в эвенкийском посёлке Нелькан в период вынужденного безделья (не было оленей для дальнейшего похода) у него произошёл нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград. В то же время он очень много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.
В 1959 году Бродский знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым, которые в дальнейшем станут толчком для его карьеры.
Бродский часто вспоминал о том, как в начале его поэтической карьеры Евгений Рейн дал ему совет: "Если хочешь, чтобы стихотворение работало, избегай прилагательных и отдавай решительное предпочтение существительным, даже в ущерб глаголам". Этот совет, по словам поэта, "сослужил ему хорошую службу". Звуковые сочетания в позиции номинативных единиц являются одним из поэтических приемов, позволяющим поэту давать определения при формальном отсутствии прилагательных.
14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького, Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал. 29 января 1961 года Бродский был задержан КГБ, но через двое суток был освобождён. В августе 1961 года в Комарове Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. При первой встрече Бродский признался, что думал, что та умерла еще до революции.
В 1962 году двадцатидвухлетний Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П. И. Басманова. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. 8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.
Травля литератора началась 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград». Тогда трое авторов, Лернер, Ионин и Медведев, опубликовали статью «Окололитературный трутень», где обвинили поэта в «паразитическом образе жизни».8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 января 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере первый сердечный приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией, которая всегда напоминала ему о возможной близкой смерти.
18 февраля 1964 года суд постановил направить Бродского на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. На «Пряжке» (психиатрическая больница № 2 в Ленинграде) Бродский провёл три недели и впоследствии отмечал: «…это было худшее время в моей жизни».
13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по Указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан (этапированпод конвоем вместе с уголовными заключёнными) в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норинская.
Письма в защиту Бродского были подписаны Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом и другими. По прошествии полутора лет, в сентябре 1965 года под давлением советской и мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей) срок ссылки был сокращён до фактически отбытого, и Бродский вернулся в Ленинград.
Громкий процесс над ним сыграл и положительную роль: о Бродском узнали за границей. Позднее его произведения тайно вывозились из СССР и переводились на разные языки мира. За рубежом Иосиф Александрович стал настолько популярен, что его избрали почетным членом Баварской академии изящных искусств (1971 год).
С таким резюме поэту в Стране Советов делать было нечего. Уже в начале мая 1972-го его вызвали в ОВИР и потребовали эмигрировать из СССР. Альтернативой этому решению была только психбольница, в которой поэта сгноили бы живьем. Иначе власти никак не могли от него избавиться. Конечно, Бродский выбрал эмиграцию. 4 июня он вылетел в Вену, навсегда лишенный советского гражданства.
В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит своё время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли, университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей». В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна.
Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга — двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно — инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года.
Творчество до эмиграции
Иосиф Бродский как поэт с первых же шагов проявил свои знания в литературе. Когда мы читаем его первые стихотворения, складывается впечатление, что пишет не молодой человек 18 лет, а мудрый и опытный поэт, проживший долгую жизнь. Его стихи отличались ранней зрелостью, индивидуальностью письма и серьёзными темами.
Морально-этическая проблематика составляет идейный стержень едва ли не большинства ранних стихотворений Бродского, датированных 1957–1959 годами; в первую очередь это относится к «Стихам о принятии мира», «Пилигримам» (1858), «Стихам под эпиграфом». Другой характерной чертой поэзии Бродского этих летстало широкое привлечение аксессуаров античности, в первую очередь римской – например, «Exoriente», 1963. К кому же Бродский активно использует античные поэтические жанры – эклогу, эпистолу, оду.
Уже в раннем творчестве ощутимо тяготение Бродского к проблемам философского плана: бытие — пространство — время — человек. Все темы и проблемы раскрываются поэтом в эмоциональном ключе, его разочарование и принятие: «…И, значит, остались только иллюзия и дорога»(«Пилигримы», 1958), страдание: «Все страдания, увы, оттого, что заперт» («Сокол ясный, головы», 1964),невозможность счастья, которое мы можем увидеть в посыле стихотворения («Последний этаж», 1960), нередко охватывает страх: «это страшно узнать - никогда не вернёшься на юг» («В письме на Юг», 1961). Автор показывает через стихи своё порой возникающее равнодушие к происходящему и окружающему: «Ни тоски, ни любви, ни печали…», 1962.
Ранние стихи Бродского вошли в авторский сборник «Остановка в пустыне» (стихи 1960-х гг).
Иосиф Александрович часто посвящал стихотворения своим товарищам и тем людям, которыми он восхищался, так, например, в 1959 году он посвятил стихотворение «Рыбы зимой» Леониду Ентину, потому что в профиль Леня был похож на рыбу, в молодости у Бродского было хорошее чувство юмора. Интересовавшемуся всеми политическими новостями Сороке Бродский в 1960 посвятил стихотворение на смерть президента ГДР «Хроника». В стихотворении «Стансы» 1962 года снова встречается тема печали, метафорически автор показал смерть и то, как улетает душа:
между выцветших линий на асфальт упаду.
И душа, неустанно поспешая во тьму…
Это стихотворение было посвящёно подругам Бродского.
В поэзии Бродского, начиная с 1968–1969 годов, окончательно утверждается господствующий тип «метафизической» лирики, который и определил собой главный вклад Бродского в развитие мировой поэзии. Смысл термина «метафизика» можно охарактеризовать, как понимание философии жизни на новом историческом этапе, когда поэтический текст обладает соединением оригинальных образов, сложностью форм. Для метафизиков характерно абсурдное (нелогичное) сочетание разных элементов. Остроумие, парадоксы, необычные сравнения, сочетание элементов из разных областей, психологизм, грубая ритмика – это те черты, которые присущи данному направлению.
Конфликт между временем и пространством принимает часто форму противостояния былого и черного. Белый - цвет пустоты, цвет смерти, цвет - ничто. В занесенном снегом мире остаются только черные следы:
Если что-то чернее, то только буквы.
Как следы уцелевшего чудом зайца.
Поэт сводит картину мира к белому листу бумаги и черным буквам. Зачернить стихами бумагу - единственный способ придать смысл пустоте.
Отсюда и понимание стиха как понятия временного, вечного.
Творчество Бродского метафизично, это микрокосмос, где уживается Бог и черт, вера и атеизм, целомудрие и цинизм. Его поэзия чрезвычайно объемна и - одновременно - разнопланова.
Бродский не любил банальные стихи, поэтому его произведения отличаются от остальных. С помощью средств выразительности – метафор, эпитетов, сравнений и олицетворений, он завуалировано передавал смысл и необычность стихотворений.
Для раскрытия эмоциональной оценки явления поэт использует средства выразительности – метафоры: «и мёртвым лыжником с обрыва / скользит непрожитая жизнь» («Петербургский роман», 1961). Сравнение: «И трепещут цветы/ «…» / словно сердце в груди» («В темноте у окна», 1961). Он использовал много олицетворений на разные темы, рассмотрим образы олицетворения ветра:бледный ветер обтянет красные ладони («Рождественский роман», 1961).
В июне 1972 года Бродский вынужден был эмигрировать из СССР. В стихах, посвящённых этому событию, чувствуется неготовность поэта к этому шагу: «Ах, что вы говорите — дальний путь. Какой-нибудь ближайший полустанок». К середине 1970-х годов стихи Бродского всё более усложняются синтаксически за счёт переносов, использования предложений с сочинительной и подчинительной связью. Как бы преодолевая пространство формы (стих и строфу), речь Бродского стремится к бесконечности, удлиняя при этом стихотворение в целом. Не случайно характерной приметой стиля поэта стал жанр «большого стихотворения», тяготеющего к элегии
В эмиграции
4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству.
С конца 1970-х годов Иосиф Бродский осваивает новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику, начинает писать по-английски — первым сборником его прозы стал премированный американской критикой «LessThanOne: SelectedEssays» (дословно можно перевести как «Меньше, чем единица: сборник эссе») (1986).
В стихотворении «Похороны Бобо» (1972)Иосиф Бродский пишет: «Сорви листок и дату переправь: / ноль открывает перечень утратам». Смысл этих строк можно описать следующим образом: оторви страницу настенного календаря и вместо даты следующего дня поставь цифру ноль, потому что с этого момента начинается новый период — период утрат в жизнипоэта. Предчувствия того, что после отъезда отсчет времени пойдет для него в обратном направлении — по оси убывания, определили состояние Бродского на долгие годы эмиграции. Его творчество в США стало возвращением назад, к утраченному прошлому, которое он в течение почти четверти века хранил в своей памяти: «Не горизонт вижу я — знак минуса / к прожитой жизни. Острей, чем меч его, / лезвие это, и им отрезана / лучшая часть» («1972 год», 18 декабря 1972 г.).
В эмиграции у него началась новая жизнь в другой стране и всё наладилось. Он нашёл свою любовь и ощутил жизнь заново. Темой любви пронизано всё творчество И. Бродского. Это и любовь к женщине, и любовь к родине, которая так несправедливо обошлась с ним. Бродский ещё в России пережил глубокое чувство к Марине Басмановой. Сила этого чувства выражена в стихотворении «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (1974): «Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги».
В эмиграции Бродский осознал, что значит быть по-настоящему свободным: «Свобода — это когда забываешь отчество у тирана»: Я не то что схожу с ума, но устал за лето..., 1975. На протяжении многих лет Бродский ежегодно писал стихи к Рождеству, со временем они составили целый Рождественский цикл. «Ограниченность» человеческой натуры постигается через образ Бога Сына, ещё только явившегося младенцем в земной мир «Рождественская звезда», 1987.
Стихотворение 1981 "Эклога 5-я, летняя" - пишется в опоре на стиль барокко. Барокко в переводе -"причудливый, вычурный", для этого стиля в любом виде искусства характерна изощренная декоративность, прихотливые метафоры, словесные и зрительные.
Но в этой прихотливости проступает крепкое натурное начало, к примеру, витиеватые детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (Анаморфоза – эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например, морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола) уподобляются живым природным стихиям.
Построение фрагмента "Эклоги 5-й (летней)" очень схож с храмом Воскресения Христова (Спаса-на-крови) на канале Грибоедова в Петербурге. Традиции барокко сближают архитектуру Спаса-на-крови и стихотворение Бродского. Растительный орнамент стихотворения также причудлив, как завитки ограды собора. Метафизической высоте темы соответствует луковичное завершение храма, символизирующее "небесный свод". На уровне смысловом прослеживается традиция барокко: в основе сложных метафор стихотворения лежит крепкое натурное начало, философские проблемы представлены и раскрыты с помощью природных элементов. Есть сравнения, в которых объединяются иконичность и буквы, и соответствующего звука: Жужжание мухи, / увязшей в липучке, - не голос муки, / но попытка автопортрета в звуке / «ж». В метафоре "муха сползает с пыльного эполета/лопуха, разжалованного в рядовые" воплощен сложный образ судеб тех, кто был способен своим талантом помочь в формировании демократического общества.
Творчество периода эмиграции для Бродского отмечено мыслью, что никто не может судить человека строже, чем он сам.
Стихотворения Бродского эмиграционного периода чрезвычайно сложны для понимания. Непривычный образный мир, усложненный синтаксис, обилие пропусков и намеков на неведомые события существенно затрудняют работу читателя. Однако из этого вовсе не следует, что его поэзия не может быть воспринята. Тем более что по предельной концентрации чувств, по заложенному в стихах эмоциональному заряду и способности отражать окружающий мир на пределе человеческих возможностей, лирика Бродского - типично русская лирика. Оказавшись отрезанным от России, Бродский неизбежно утратил связь с жизнью своих читателей. Произнесенные в одиночестве и никому не адресованные "слова" поэта перестали быть "пламенем". В "новой жизни" о пламени прошлых лет у него остались только воспоминания.
Вывод
Конечно, нельзя не заметить разницы между стихотворениями раннего периода и тем литературным наследием, которое было создано в эмиграции, но единственным долгом поэта перед обществом Бродский считает долг "писать хорошо", поэтому его творчество, без сомнения, отличается тематически, строем, но точно не умением и талантливостью.
Стихи Бродского, в своей совокупности, представляют собой гимн бесконечным возможностям русского языка, все пишется во славу ему:
Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
За каковое раденье-жречество
(сказано ж доктору: сам пусть лечится),
чаши лишившись в пиру Отечества,
ныне стою в незнакомой местности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета по творчеству Бродского
Материалом для исследования послужили ответы респондентов на заданные в анкете вопросы.
Перед началом опроса я предоставила опрашиваемым материал о Бродском и несколько его произведений, чтобы они смогли вспомнить поэта и его творчество.
В связи с поставленными задачами вопросы анкеты сформулированы так:
1. Вы знали о Бродском раньше?
2. Где чаще всего вы слышали о нём?
3. Знакомы ли вы с творчеством поэта?
4. Чем, по вашему мнению, может быть интересно его творчество?
5. Нравится ли вам тематика его стихотворений?
6. Согласны ли вы с мировоззрением Бродского?
7. Какой из выше перечисленных стихов вам понравился больше всего?
8. Встречались ли вам тексты стихотворений Бродского, положенные на музыку?
9. Насколько легко вами воспринимаются стихотворения автора?
10. Считаете ли вы поэзию Бродского устаревшей?
11. Продолжили бы вы дальше знакомиться с творчеством поэта?
12. Посоветовали бы вы своим друзьям познакомиться с его стихотворениями?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ опроса позволил выявить следующее:
1. Опрос показал, что есть очень много подростков, которые хорошо знают о Бродском (46,7%) и те, кто слышал о поэте, но не знакомились с ним глубоко (43,3%). Большинство опрошенных узнали об авторе в интернете (56,7%) и из школьной программы (46,7%). Также есть респонденты (26,7%), которые услышали о Бродском от знакомых, следовательно, есть люди, которые рекомендуют этого поэта. По ответам опрошенных (90%) порекомендовали бы поэта своим знакомым, таким образом ещё больше людей узнают об Иосифе Александровиче. Остальные (10%) ответили, что не знают поэта.
Сделаем вывод, что Бродский достаточно популярная личность, которая отложилась в памяти многих людей. С его мировоззрением согласны целых (70%), поэтому он так полюбился читателям.
2. Много людей по всему миру знают произведения Бродского и наши респонденты не исключение. (70%) ответили, что знакомы с творчеством поэта и разделяют его мировоззрение. По мнению (73,3%) анкетируемых, произведения автора очень многообразны и интересны.(30%) не согласны с мнением Бродского, а (10%) и вовсе не слышали о нем.
Опрос:
Список литературы и источников:
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
"Морская болезнь" у космонавтов
Шелковая горка
Мастер-класс "Корзиночка"
Валентин Берестов. Аист и соловей