Изучая в школе произведения классической литературы, мы часто встречаем на страницах книг, а также в биографиях поэтов и писателей эпизоды дуэлей. Нам стало интересно, и мы захотели узнать, когда возникли дуэли; какие правила существовали при проведении дуэлей; причины дуэлей; какое оружие использовалось при дуэлях? И самый главный вопрос, на который нам захотелось найти ответ, почему Пушкин и Лермонтов проводят своих героев через испытание дуэлью. Почему писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по литературе 9 класс | 329.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа №1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Испытание героев дуэлью по произведениям русской художественной литературы»
Работу выполнили:
Наумова Алина,
Фесянова Елизавета,
обучающиеся 9 «В» класса
Руководитель проекта:
Ралдугина Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
Колывань, 2023 год
Содержание
I. | Введение………………………………………………………………………………3 |
II. | Теоретическая часть………………………………………………………………….4 |
| 1.1. Дуэль как историческая реальность. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс…………………………………………….........................................................4 |
| 1.2. Особенности русской дуэли как исторической реалии жизни русского дворянства………………………………………………………………………….…6 |
III. | Практическая часть…………………………………………………………………..7 |
2.1. Анкетирование ………………………………………………………………….7 | |
| 2.2.Дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Дуэли А.С. Пушкина ………...…8 |
| 2.3 Дуэль М.Ю. Лермонтова с де Барантом………………………………………..8 |
| 2.4. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым………………………………...9 |
2.5. Дуэли в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…………….…..9 | |
2.6. Дуэли в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»……………….…..10 | |
2.7. Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»…………...…..11 | |
2.8. Сравнительная характеристика дуэлей и их роль в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова………………………………………………….…..12 | |
IV | Выводы……………………………………………………………………………….15 |
. V. | Заключение…………………………………………………………………………..16 |
VI. | Список используемой литературы………………………………………………....17 |
Введение
Изучая в школе произведения классической литературы, мы часто встречаем на страницах книг, а также в биографиях поэтов и писателей эпизоды дуэлей. Нам стало интересно, и мы захотели узнать, когда возникли дуэли; какие правила существовали при проведении дуэлей; причины дуэлей; какое оружие использовалось при дуэлях? И самый главный вопрос, на который нам захотелось найти ответ, почему Пушкин и Лермонтов проводят своих героев через испытание дуэлью. Почему писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка?
Эти и другие вопросы, на которые хотелось найти ответ, способствовали выбору темы нашего исследовательского проекта. Темой проекта является «Испытание героев дуэлью по произведениям русской литературы».
Перед собой мы поставили цели:
Для достижения поставленной цели определим задачи исследования:
Исходя из задач исследования, были определены следующие, т.е. способы достижения цели исследования: общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений и документов, сравнение эпизодов; метод целенаправленной выборки; обобщение материала.
Проектным продуктом будет справочник школьника «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».
Теоретическая часть
Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс.
«Европейская зараза», именно так, спустя два века, будут называть наши современники дуэль. «Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, в XIX веке должен был способствовать улучшению нравов в обществе.
Слово "дуэль", согласно В.И. Далю, имеет два значения. Первое, широкое: "единоборство, поединок", и второе, более узкое: "условный поединок, с известными уже обрядами по вызову". То же самое у С.И. Ожегова: "…в дворянском обществе: вооруженная борьба двух противников в присутствии секундантов как способ защиты чести; и борьба, состязание двух сторон". Толкование этого слова дано в различных словарях и энциклопедиях.
Так что же такое дуэль? Защита чести и достоинства или «обставленный условиями и формальностями» феодальный пережиток?
Обратимся к истории. Как считает Я. А. Гордин в своей книге «Русская дуэль»: «Истоки дуэли исследователи отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья» [Гордин, 2022, с. 48]. Как считал автор: «Тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы - во имя Прекрасной Дамы. Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой вражды, они могли быть незнакомы между собой и выступать инкогнито, в масках. Победителя увенчивали наградой».
С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого поединка сохранился - хотя функция его изменилась. Позиция К.С. Жукова в дальнейшем заключалась в следующем: «В XVII-XVIII вв. возникла потребность в выяснении отношений, связанных с понятиями чести, достоинства, благородства, провоцируемые к тому же спором, ссорой, взаимной неприязнью. Дрались из-за женщин, за право владения землёй, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника» [Жуков, 2018, с.121].
Согласно дуэльному кодексу, по словам А.В. Вострикова: «Запрещалось вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником» [Востриков, 1992, с. 74].
Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. Опоздание более 10-15 минут не допускалось, если один из противников задерживался на большее время, прибывшая сторона получала право покинуть место, при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.
По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром. Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. В дальнейшем до завершения дуэли никто из противников уже не мог вернуться к предложению о примирении. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости.
Под наблюдением секундантов противники занимали исходные положения, в зависимости от характера поединка, и по команде распорядителя дуэль начиналась. После того, как были сделаны выстрелы (либо после ранения или смерти хотя бы одного из противников при дуэли на холодном оружии), распорядитель объявлял о завершении дуэли. Если оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными. Секунданты составляли и подписывали протокол о поединке, по возможности подробно фиксирующий все происходившие действия. Этот протокол сохранялся в качестве подтверждения того, что всё происходило в соответствии с традициями и участники дуэли вели себя как подобает. Считалось, что после дуэли противники, если оба они остались живы, должны стать друзьями, по крайней мере — поддерживать нормальные отношения. Вызывать без особых оснований того, с кем однажды уже дрался, считалось дурным тоном.
«Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Самый поздний датируется 1912 годом», - писал В. Дурасов в своём дуэльном кодексе [Дурасов, 2013, с. 69].
Дуэль происходила по строгим неписаным правилам.
Схема ведения дуэли:
❖ Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения).
❖ Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты.
❖ Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды.
❖ Выбор характера дуэли.
❖ Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.
По мнению Н. Ф. Шахмагонова: «История показывает, что основными причинами дуэли становились отношение к женщине (чаще всего), карточные долги, различные личные оскорбления и др. Основным видом оружия изначально было холодное, и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие» [Шахмагонов, 2018, с. 57]. Дуэльное оружие, каким оно было? Таким образом, до XIX, дуэльного, века и на поединках, и в войнах тысячелетиями использовали холодное оружие.
«Обучение фехтованию было весьма популярно в Древней Индии и Древнем Китае, а в средние века любой свободный человек в Европе имел право носить оружие: нож, кинжал или дага, шпага, фламберг, рапира, сабля», - пишет Я.А. Гордин [Гордин, 2022, с. 13].
Таким образом, по мере совершенствования огнестрельного оружия споры начинаютразрешаться при его помощи. Дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета. По правилам дуэли разрешалось применять лишь одинаковое оружие.
1.2. Особенности русской дуэли как исторической реалии жизни русского дворянства
А.В. Востриков писал: «В России, по сравнению с другими европейскими странами, дуэль вошла в моду поздно - в 18 веке. Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Существовали так называемые дуэльные кодексы, в которых был детально прописан порядок проведения поединков» [Востриков, 1992, с. 28]. «Согласно дуэльному кодексу, женщина не могла участвовать в поединке, ее честь должен был отстаивать мужчина. В России Петр I издал жестокие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться. Но дворянская молодежь не допускала вмешательства государства в дела чести, считая, что обида должна быть смыта кровью, а отказ от поединка - несмываемый позор. Позднее генерал Л. Корнилов так сформулировал свое кредо: "Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому», - считал автор дуэльного кодекса В. Дурасов [Дурасов,2013, с. 72].
«В 1787 году Екатерина II издала "Манифест о поединках", в котором за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям», - писал в своей работе И.П. Липради [Липради, 1866, с. 131].
К.С. Жуков писал: «Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 10-15 шагов (примерно 7-10 метров), вместо 25-35, были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что зачастую поединки заканчивались трагически» [Жуков, 2018, с. 157].
Таким образом, можно сказать, что менно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль.
Практическая часть
2.1. Анкетирование
Во второй главе мы даем описание разработанного и апробированного алгоритма, приводятся материалы констатирующего эксперимента анкетирование обучающихся 9-х классов и сравнительная таблица о дуэлях по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Осуществленное исследование проводилось в период обучения в 9 классе 2022-2023 учебный год. Мы провели среди учеников трёх девятых классов анкетирование, целью которого было выявить знания ребят о дуэлях.
Участие приняли 57 человек. Были заданы следующие вопросы:
1) Читали ли Вы произведения, в которых присутствует дуэль?
2) Знаете ли Вы об истории возникновения дуэлей?
3) Знаете ли Вы о правилах проведения дуэлей?
4) Вам известны причины дуэлей?
5) Знаете ли Вы, какое оружие использовалось при дуэлях?
Таблица 1
Результаты анкетирования обучающихся 9 классов
МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1»
Вопросы | Да | Нет |
Читали ли Вы произведения, в которых присутствует дуэль? | 42 чел. (74%) | 15 чел. (26%) |
Знаете ли Вы об истории возникновения дуэлей? | 17 чел. (30%) | 40 чел. (70%) |
Знаете и Вы о правилах проведения дуэлей? | 3 чел. (5%) | 54 чел. (95%) |
Вам известны причины дуэлей? | 25 чел. (44%) | 32 чел. (56%) |
Знаете ли Вы, какое оружие использовалось при дуэлях? | 31 чел. (54%) | 26 чел. (46%) |
Результаты:
Как показывают результаты нашего исследования, 74% респондентов проявляют интерес к прочтению произведений, в которых присутствует дуэль, однако у 70% опрошенных отмечаем незнание истории дуэли; у 95% незнание правил при проведении дуэлей; у 56% незнание причин дуэлей и у 46% незнание видов оружия при дуэлях.
Так как результаты показали нам, что у обучающихся фактически отсутствуют знания и понятия о дуэли, мы решаем, обратится к истории дуэлей писателей, к изучению правил и причин дуэли, а так же о видах оружия, используемых на дуэли, что в дальнейшем составит наш сборник школьника «Дуэли и дуэлянты».
2.2. Дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Дуэли А.С. Пушкина.
Изучив литературу Н.Ф. Шахмагонова «Последние дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова», мы можем сказать, что история дуэлей Пушкина — история его жизни. В них тоже предстает весь его характер, в котором все — поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов...
Современники вспоминают, что Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.
Исследователям творчества А.С. Пушкина удалось установить, что в его жизни было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей.
И.П. Липравди писал: «Самая первая дуэль связана с Павлом Ганнибалом, родственником Пушкина со стороны матери, внуком «арапа Петра Великого», участником Отечественной войны, причастным к движению декабристов. Пушкину было тогда 17 лет. Предмет дуэли – девица Лошакова. Вызов был брошен на балу, но окончился «минут через 10 мировой и новыми весельями да пляской». В сентябре 1819 году состоялась дуэль Пушкина с Кондратием Рылеевым, который имел неосторожность повторить сплетню светской гостиной о том, что якобы Пушкина высекли» [Липравди, 1866, с. 245]. Так же нам известно из уроков литературы, что участвовал Пушкин в дуэли с Фёдором Ивановичем Толстым, Кюхельбекером, Потоцким, Старовым, Балшем, Прункулом, Тургеневым, Хвостовым, Репниным, Голицыным, Лагрене, Хлюстиным, Сологубом, Дантесом. Пушкин выходил на поединок многократно, несколько наметившихся дуэлей не состоялось по разным причинам, часто из-за вмешательства друзей. Только последняя дуэль Пушкина не окончилась примирением.
3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита.
Таким образом, мы можем ответить на вопрос, в чём же всё-таки главная причина стремления поэта к поединкам? Мы считаем, что всё дело в двойственности его положения в обществе: он первый поэт России и в то же время мелкий чиновник и бедный дворянин.
2.3. Дуэль М.Ю. Лермонтова с де Барантом.
В своей книге Н.Ф. Шахмагонов «Последние дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» писал: «16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло памятное столкновение Лермонтова с молодым Эрнестом де Барантом. Прямо на балу со стороны де Баранта последовал вызов. Поскольку де Барант считал себя обиженным, то Лермонтов предоставил ему право выбирать оружие. Когда Столыпин приехал к де Баранту поговорить об условиях, молодой француз объявил, что выбирает шпагу. Столыпин удивился. Де Барант настаивал на холодном оружии. Положили сперва дуэль на шпагах до первой крови, а потом — на пистолетах. Позднее, на разбирательстве, Столыпин (как и положено) уверял, что для примирения противников были приняты все меры, но тщетно: де Барант настаивал на извинении, а Лермонтов извиняться не хотел. Противники сошлись 18 февраля, воскресенье, в 12 часов дня за Черной речкой на Парголовской дороге. В самом начале дуэли у шпаги Лермонтова переломился конец, и де Барант нанес ему рану в грудь. Рана была поверхностная — царапина от груди к левому боку. По условию (первая кровь) взялись за пистолеты. Секунданты зарядили их, и противники встали на двадцати шагах. Они должны были стрелять по сигналу вместе: по слову «раз» — приготовляться, «два» — целить, «три» — выстрелить. По счету «два» Лермонтов поднял пистолет не целясь; де Барант целился. По счету «три» оба спустили курки. В своих показаниях по случаю дуэли Столыпин утверждал: «Направление пистолета Лермонтова при выстреле я не могу определить и могу только сказать, что он не целился в де Баранта и выстрелил с руки. Де Барант… целился» [Шахмагонов, 2018, с. 122].
2.4. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым
Как считают многие учёные: «Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину. О причине дуэли секундант Васильчиков показал: «В воскресенье 13-го июля поручик Лермонтов обидел майора Мартынова насмешливыми словами» Согласно показаниям участников, дуэль происходила 15 июля около 7 часов вечера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, в четырех верстах от города. По данному знаку господа дуэлисты начали сходиться: дойдя до барьера, оба стали; майор Мартынов выстрелил. Поручик Лермонтов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела. Лермонтов скончался, не приходя в сознание, в течение нескольких минут. На другой день его похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе бабушки Е.А. Арсеньевой перевезли в Тарханы, где его и погребли в фамильном склепе Арсеньевых» [Жуков, 2018, с. 145].
2.5. Дуэли в произведении
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Прочитав произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы можем сказать, что в «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически. Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно. И сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потрафить самолюбию дуэлянтов, несомненно, абсурдна.
2.6. Дуэли в произведении
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Там, где дни облачны и кратки,
Родится племя, которому умирать не больно.
Петрарка
Изучив роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы можем сказать, что эпиграф к шестой главе, в которой происходит дуэль, разбивает все наши надежды. Так нелепа и — внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге. Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно; погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли. Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, розовым миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, но об этом речь впереди. События развиваются своим чередом, и ничто уже не может остановить их. Кто может помешать дуэли? Кому есть дело до нее? Все равнодушны, все заняты собой. Одна Татьяна страдает, предчувствуя беду, но и ей не дано угадать все размеры предстоящего несчастья, она только томится, "тревожит ее ревнивая тоска, как будто хладная рука ей сердце жмет, как будто бездна под ней чернеет и шумит. "В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — сила "общественного мненья". Носитель этой силы ненавистен Пушкину.
В дуэли Ленского с Онегиным все нелепо, противники до последней минуты не испытывают друг к другу настоящей вражды.
Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина.
Таким образом, можно сделать вывод, что для Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не обряды. Писатель сосредотачивает своё внимание на психологии дуэлянтов, на их состоянии и поведении во время поединка. Именно экстремальная ситуация изменяет человека, открывая его настоящее лицо.
Отношение Пушкина к дуэли в художественных произведениях противоречиво. Как наследник просветителей 18 века, он видит в ней проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека. И в то же время, показывает бессмысленность и архаичность дуэли.
2.7. Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Ознакомившись с произведением М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно сделать вывод - центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна Мери». Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.
Итак, первое чувство Печорина — такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? "
Печорин не раз ссылался на судьбу, которая заботится о том, чтоб ему не было скучно и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как палачом или топором, — но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе; он сам направляет свою жизнь, сам распоряжается и собой, и другими людьми.
Вернер (секундант Печорина) взволнован предстоящим поединком. Печорин говорит с ним спокойно и насмешливо; даже своему секунданту, своему другу он не открывает "тайного беспокойства"; как всегда он холоден и умен, склонен к неожиданным выводам и сравнениям: "Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной ", "Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?"
Дуэль в "Княжне Мери" не похожа ни на один поединок, известный нам из русской литературы. Дуэль — страшный, трагический способ решения споров, и единственное его достоинство в том, что он предполагает абсолютную честность обеих сторон, Любые хитрости во время дуэли покрывали несмываемым позором того, кто пытался хитрить.
Печорин готов отказаться от дуэли — при условии, что Грушницкий публично откажется от своей клеветы. На это слабый человек отвечает: "Мы будем стреляться".
Вот так Грушницкий подписывает свой приговор. Он не знает, что Печорину известен заговор драгунского капитана, и не думает, что подвергает опасности свою жизнь. Но он знает, что тремя словами: "Мы будем стреляться" — отрезал себе дорогу к честным людям. Отныне он — человек бесчестный.
Условия дуэли, выработанные накануне, жестоки: стреляться на шести шагах. Печорин настаивает на еще более суровых условиях: он выбирает узенькую площадку на вершине отвесной скалы и требует, чтобы каждый из противников стал на самом краю площадки: "таким образом даже легкая рана будет смертельна. Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги".
Через полтора месяца после дуэли Печорин откровенно признается в дневнике, что сознательно поставил Грушницкого перед выбором: убить безоружного или опозорить себя. Понимает Печорин и другое; в душе Грушницкого "самолюбие и слабость характера должны были торжествовать! "
Поведение Печорина трудно назвать вполне благородным, потому что у него все время двойные, противоречивые устремления: с одной стороны, он как будто озабочен судьбой Грушницкого, хочет заставить его отказаться от бесчестного поступка, но, с другой стороны, больше всего заботит Печорина собственная совесть, от которой он наперед откупается на случай, если произойдет непоправимое и Грушницкий превратится из заговорщика в жертву.
Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.
2.8. Сравнительная характеристика дуэлей и их роль в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Проанализировав эпизоды, связанные с дуэлью, выявив её мотивы, можно найти черты сходства и различий поединков в этих произведениях. Сопоставив поведение участников дуэли до и после неё, можно определить, как дуэль могла повлиять на жизнь и судьбу человека. Все результаты размышлений оформлены в виде таблицы 2.
Проанализировав вышеописанную информацию и систематизировав данные, мы составили сравнительную таблицу о дуэли по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Таблица 2
Параметры | «Евгений Онегин» | «Герой нашего времени» | «Капитанская дочка» |
Повод для дуэли | Защита чести девушки | Недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину | Защита чести девушки |
Причина для дуэли | Ревность Ленского | Печорину скучно жить | Любовь |
Условие дуэли, соответствие кодексу | Поединок равный, с соблюдением всех правил | Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника | Отсутствие секундантов |
Отношение главных героев к дуэли | Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной. | Дуэль – развлечение. «Что ж? умереть так умереть…» | Гринев сильно желал мести, испытывал волнение |
Поведение героев перед дуэлью | Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли | В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…» | «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…» |
Продолжение таблицы 2 | |||
Роль секундантов | Секундант способствует проведению дуэли | Секундант подталкивает на убийство | Не было |
Итог дуэли | Смерть Ленского | Смерть Грушницкого | Ранение Гринева |
Последствия дуэли | Дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей | Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение | Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой |
Роль дуэли в произведении | Дуэль - кульминация в произведении | Дуэль - один из ключевых моментов в романе | Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль |
Причины дуэлей во всех рассматриваемых произведениях совершенно различны. Онегин не смог противостоять общественному мнению и опорочить свою честь. Гринев любит Марью Ивановну и не может позволить оскорблять ее честь. Печорину скучно в этом мире, дуэлью с Грушницким он хотел внести разнообразие в свою жизнь.
Если рассматривать условия дуэлей, соответствие их дуэльному кодексу, томежду Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил, исключая некоторые нарушения. Онегин и Зарецкий (секундант Ленского) – оба нарушают правила дуэли. В «Капитанской дочке» отсутствие секундантов позволяет Швабрину нанести предательский удар, что противоречит понятиям Гринева о чести. В романе «Герой нашего времени» Грушницкий нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Печорин во время дуэли ужесточает условия, предложив встать на край обрыва, что, даже при незначительном ранении, обеспечивает смерть.
И отношение главных героев к дуэли очень разное. Онегин до последнего не верит, что дуэль состоится. Только увидев перед собой труп Ленского, он понимает, что он сделал ошибку. Его мучает совесть. Швабрин подначивал Гринева перед дуэлью. Гринев желает мести и не боится смерти.
Разные чувства и эмоции испытывают герои перед дуэлью. Равнодушный Онегин спал в ночь перед дуэлью «мертвым сном» и проснулся, когда давно пора было выехать к месту дуэли. Собирается Евгений торопливо, но без всяких вздохов и мечтаний, и описывает Пушкин эти сборы очень коротко, четко, подчеркивая бытовые детали. Гринев в «Капитанской дочке» особенно не готовится к дуэли: «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…» Печорин в ночь перед дуэлью промучился без сна, писать не мог, потом «сел и открыл роман Вальтера Скотта… то были «Шотландские Пуритане»; он «читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом». Но едва рассвело, нервы его успокоились.
Важную роль во всех дуэлях играют секунданты. В «Герое нашего времени» именно Иван Игнатьевич становится организатором заговора против Печорина. Это драгунский капитан уговорил Грушницкого не заряжать пистолеты. Иван Игнатьевич хотел при помощи Грушницкого отомстить Печорину за то, что последний считает себя, да и является не таким, как «водяное общество», он выше этого общества. Роль драгунского капитана в дуэли гораздо опаснее, чем может показаться. Он не только придумал и осуществил заговор. Он олицетворяет то самое общественное мнение, которое подвергнет Грушницкого насмешкам и презрению, если он откажется от дуэли. Печорин взял с собой друга – доктора Вернера, человека пассивного. Вернер не вмешивался в ход дуэли. У Гринева и Швабрина в «Капитанской дочке» вообще не было секундантов.
Каковы же последствия дуэли, как она повлияла на судьбу героев? Мы можем сказать, что дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение. Гринев после дуэли решается признаться Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой.
Выводы
При формировании теоретической части работы были использованы работы авторов, которые изучали дуэль, ее возникновение, ее историю, ее последствия. Так же изучались работы авторов, которые изучали дуэли писателей, произведения которых мы рассматривали в нашей исследовательской работе. Проанализировав толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, мы можем сказать, что дуэль - вооруженная борьба двух противников в присутствии секундантов, как способ защиты чести и борьба, состязание двух сторон. Так как темой проекта является «Испытание героев дуэлью по произведениям русской литературы», перед собой мы поставили цель:
Для достижения поставленной цели мы выполнили задачи исследования:
При формировании второй части исследовательского проекта, мы провели анкетирование среди учащихся девятых классов, целью которого было выявить знания ребят о дуэлях. Провели анализ данного анкетирования, который показал, 74% респондентов проявляют интерес к прочтению произведений, в которых присутствует дуэль, однако у 70% опрошенных отмечаем незнание истории дуэли; у 95% незнание правил при проведении дуэлей; у 56% незнание причин дуэлей и у 46% незнание видов оружия при дуэлях.
Так как результаты показали нам, что у обучающихся фактически отсутствуют знания и понятия о дуэли, мы решаем, обратится к истории дуэлей писателей, к изучению правил и причин дуэли, а так же о видах оружия, используемых на дуэли.
Таким образом, полученные в школьной жизни знания, способность думать, а не просто запоминать информацию, получают развитие благодаря обращению к классической художественной русской культуре. Это обращение позволяет обобщать информацию, соотносить историю и современность, формировать читательские компетенции и способствовать продуктивной подготовке учащихся к успешному написанию сочинений.
Заключение
Изучив материалы, посвящённые такому явлению как дуэль, проанализировав дуэльные сцены в художественных произведениях, мы пришли к выводам: история русской дуэли 19 века - это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений; дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе; этот поединок чести является или кульминацией произведения, как в «Евгении Онегине» и «Капитанская дочка», или ключевым моментом, как в «Герое нашего времени»; дуэль в художественном произведении – это испытание героев и на мужество, и попытка восстановления чести.
Работая над проектом, мы узнали историю дуэлей, углубили знания о русских писателях, в судьбе которых дуэль сыграла большую роль, расширили свой словарный запас.
Результатом исследовательской деятельности является составление справочника школьника «Дуэли и дуэлянты в русской литературе». Данный справочник можно использовать при подготовке учащихся к урокам литературы при изучении произведений, включающих эпизоды дуэли. Данный справочник поможет учащимся понять, какую роль играют поединки в раскрытии образа героев; пробудить интерес к литературному быту 19-20 веков, подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы, которые будут изучаться в старших классах.
Список используемой литературы
9. http://mirznanii.com/a/136701-2/duel-v-romane-evgeniy-onegin
10. http://www.literaturus.ru/2015/10/dujel-pechorina-i-grushnickogo-prichina-otnoshenija-druzhba.html
11. http://megapredmet.ru/2-3893.html
Рисуем тыкву
Дымковский петушок
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рождественский венок
Как я избавился от обидчивости