Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «Дорога жизни», Номинация «Литературное произведение»
Вложение | Размер |
---|---|
badmaev_a._doroga_zhizni.docx | 26.23 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уланэргинская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс
исследовательских и творческих работ «Дорога жизни»
Номинация «Литературное произведение»
ЦАГАН
(рассказ)
Подготовил:
Бадмаев Александр Сергеевич
обучающийся 11 класса
МКОУ «Уланэргинская СОШ»
359154, с. Улан-Эрге, ул Коломейцева, 29
359154, с. Улан-Эрге, ул. Коломейцева, 39
Контактный телефон: +7 (999) 178-54-08
Руководитель:
Долгаева Баира Борисовна
учитель калмыцкого языка и литературы
МКОУ «Уланэргинская СОШ»
359154, с. Улан-Эрге, ул Коломейцева, 29
Контактный телефон: +7 (937)462-42-32
e-mail: bairadolgaeva@mail.ru
c. Улан Эрге , 2022
Посвящается памяти моей прабабушки
Бадмаевой Цаган Баировны –
участницы строительства железной
дороги «Астрахань - Кизляр»
Осень 1941 года. Цаган неожиданно вызвали в райком, сказали, что в числе остальных комсомольцев она поедет строить железную дорогу «Астрахань-Кизляр». Надо, так надо. Цаган, не понимая, что это за работа, облегчено вздохнула. Работать в рыбхозе становилось все труднее. Осень была холодной, устье Волги рано покрылось льдом. Рыбакам приходилось все дальше уходить в Каспийское море. Зима началась рано, побережье каждый день покрывалось тонким льдом, каждая смена начиналась с того, что они ломали этот лед, чтобы выйти в море. Рыба продолжала уходить дальше от берега, на глубину. Море штормило и становилось все опасней. Рыбаки рвали жилы, планы по вылову рыбы все росли и росли. Нужно было кормить армию и рабочих военных заводов.
Потом в числе остальных комсомольцев она вела запись добровольцев на строительство железной дороги. На сельской площади собрали местных жителей, нарком из Элисты долго объяснял, для чего нужна железная дорога. Его слова камнем падали в молчаливо слушавших его людей:
Агитатор зазывал всех, годились даже подростки и старики. Все, кто мог держать кирку, лопату или умел запрягать лошадей, верблюдов, быков.
Когда Цаган в числе первых комсомольцев прибыла на место стройки, их встретила холодная полупустынная степь. Пронизывающий ветер с песком и снегом сбивал с ног. Выданные простёганные телогрейки и штаны не спасали от пронизывающего до костей ледяного ветра. Первым делом быстро организовали стан, где возвели палатки. Там, по ночам девушки вручную шили одежду для фронта, пытаясь выспаться за остаток ночи, чтобы с рассветом продолжить стройку. В свои девятнадцать лет Цаган была одной из старших среди строителей. Младшим мальчишкам и девчонкам едва минуло двенадцать лет.
Девушки, женщины, старики и дети, никогда раньше не видевшие, а тем более не строившие железной дороги, внимали прибывшим инженерам. Деловито им ставили задачу проложить дорогу по совсем негостеприимной степи. Инженер махал вперед, показывая куда-то вдаль объясняя, что придется всем делать. Сначала надо было возвести земляную насыпь, на которую потом уложить тяжелые рельсы. Цаган смотрела вдаль туда, где должна была пройти дорога, ежась от холода. Злющий ветер не оставлял никаких надежд.
Всем выдали ломы, кайла, лопаты, носилки, тачки. Распределили по участкам. Мерзлая, твердая земля не поддавалась. Через пару-тройку часов работы руки отказывались держать и лом, и лопату, и кайло, и носилки, и тачку. Цаган обмотала сбитые в кровь руки тряпками и продолжала работать. На участки, пролегавшие через низины, приходилось таскать больше земли. Малолетним девчонкам дали задание в тачках носить песок, он хотя бы легче. Мальчишки, совсем дети, тощие, наравне с взрослыми, свозили землю в тачках или нагружали ею телеги. Женщины, девушки и подростки постарше долбили ломами и кирками землю, таскали землю на насыпь в носилках. Старики и подростки управляли телегами, запряженными верблюдами, буйволами и еле живыми от старости и болезней клячами, на которых они возили гравий, землю, песок. Животные, как и люди, падали от усталости. Степь, где строили железную дорогу, когда-то была дном Каспийского моря, отчего была неровной, покрытой бесконечными балками, ямами и холмами. Местами приходилось поднимать насыпь на три, а то и пять, шесть метров. А на отдельных участках приходилось вывозить часть лишней земли, девушки и подростки на тех же тачках и носилках свозили землю в ближайшие балки и низины. Каждый участок насыпи послойно утрамбовывали, готовя под рельсы.
Каждое утро люди и животные вставали с рассветом,работу заканчивали с заходом солнца, когда наступала темнота. Работая каждый день по двенадцать-четырнадцать часов, Цаган мучилась от голода, той пайки, что выдавали на сутки, никому не хватало. Чтобы заглушить голод, брала хлеб маленькими кусочками и сосала во рту, не позволяя себе его сразу проглотить. Тоже делали и остальные. Старики надрывались вместе с молодежью и детьми, совесть не позволяла отлынивать от работы.
После зимы в степи наступила весна. Март, а за ним апрель были на редкость холодные. Но, как только началась укладка рельс и шпал, стало понятно, что степной ветер выдувает, а зачастившие весенние дожди вымывают песчаную насыпь. Пришло указание вязать снопы из камыша и укладывая их матами под рельсы и шпалы. Пальцы, и так нывшие от ночной работы, покрылись неуспевающими заживать царапинами и порезами.
Конец апреля и май принесли недолгое природное затишье в степи. Но уже со второй половины мая пришла жара, подули суховеи, а с Волги ветер нёс несметный рой мошкары, которая пролезала в любую щель, нещадно кусая людей. Взбесившийся ветер срывал платки, головные уборы, нёс песок, который забивал глаза, уши, рот, скрипел на зубах. А сверху жарило беспощадное солнце, от которого в степи нигде не укрыться. Несмотря на накопившуюся усталость от тяжелого физического труда, каждую ночь женщины продолжали шить одежду для фронтовиков, напевая песни. Это отвлекало от тяжелых мыслей и голода, не позволяло пасть духом.За работу даже премировали, иногда премия была огромной, но вся премия сдавалась людьми на нужды фронта. Они даже и не думали забирать её домой. Цаган работала, не считая дни, а просто мечтая скорее закончить строительство дороги и вернуться домой,родным.
В начале августа по отстроенной железной дороге поехал первый поезд. Огромная, пыхтящая железная машина, неслась по степи и тащила за собой длинные темные цистерны. Огромным и длинным змеем проносился поезд мимо строителей железной дороги: стариков, женщин, девушек и подростков. Никто из земляков Цаган, работавших рядом с ней на стройке, никогда не видел такие машины. Дети бежали и кричали вслед поезду, а взрослые стояли, удивленно разглядывая странную технику. Несмотря на то, что рельсы были проложены, еще оставалось много работы. Надо было укреплять рельсы и шпалы, в некоторых местах поезд шел с низкой скоростью, поэтому там требовалось проведение дополнительных работ.
Однажды, бригада, где трудилась Цаган, прибыла ранним утром на участок. Люди привычно работали, вдоль участка были видны только сгорбленные спины, когда девушку отвлек орлиный клекот. В предчувствии беды она подняла голову. Низко, почти над самыми головами на бреющем полете летело несколько орлов. Их резкий крик разорвал синь неба. Цаган каком-то предчувствием вдруг поняла, надо бежать. Бежать как можно дальше от железной дороги. Она побежала вдоль полотна, крича и махая руками: - уходите, уходите от дороги. Сначала послышался далекий гул, затем на горизонте показались темные птицы. Гул нарастал и не был похож ни на один крик степных птиц. Странно гудящие птицы быстро приближались, увеличиваясь в размерах.
Кто-то крикнул: - немцы!
Издалека вдоль полотна бежали мужчины и кричали, чтобы все уходили. Люди побежали. Кто пытался спасти животных, стегая еле живую скотину. Цаган бросилась в степь, взглядом ища куда бы спрятаться, а ноги несли ее и несли, дальше и дальше от железнодорожного полотна. Вдруг степь разорвали тарахтящие звуки, затем свист, а потом начались взрывы. Девушку швырнуло вверх, а затем ударило об землю, где тут же сверху засыпало землей. Когда она очнулась, в степи стояла звенящая тишина. Выползая из накрывшей земли, она, шатаясь поднялась и побрела к железной дороге. Вздыбленная земля, горящие ямы, поднимающаяся из них черная копоть, куски разорванных рельс, телег, животных и людей. Живые после налета люди, шатаясь искали остальных выживших. В их глазах было непонимание и неверие, в то, что было минуты назад. На горизонте вдаль улетали черные гудящие вражеские птицы. Цаган впервые открыто стояла и плакала, не скрывая своего лица.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Повезло! Стихи о счастливой семье
Весенняя гроза
Лиса и волк
Как я избавился от обидчивости