О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_nashey_semi_heshegma.docx | 32.57 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
ПРОЕКТ
«НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Выполнила: Бадмаева Хэшэгма –
студентка 231 группы
Руководитель: Тугутова Туяна
Доржиевна
Иволгинск
2020 г.
Содержание
2.1 Традиции почитания.
2.2 Традиции воспитания;
2.3Традиции праздников;
ПРОЕКТ «НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
- информационно-исследовательский, творческий;
- кратковременный;
- индивидуальный;
- межпредметный.
Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщенные нормы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Они имеют такие свойства как повторяемость, преемственность, прочность, материализованность, эмоциональность, народность. Подразделяются на несколько групп:
Традиции воплощаются в конкретных обычаях, обрядах, ритуалах и церемониях, принятых в определенной группе и привычных для её членов. В литературе много работ посвящены изучению традиций и обычаев, но по семейным традициям еще много не изученных проблем.
В данной работе мы предприняли на примере нашей семьи показать сохранившиеся семейные традиции.
Цель исследования: выявить сложившиеся семейные традиции на примере одной семьи.
Объект исследования: традиции и обычаи бурят.
Предмет исследования: семейные традиции семьи Бадмаевых.
Методы исследования:
Исследования проблем семейных традиций потребовало изучения историко–этнографической, культурологической литературы, художественной литературы и обращения к фольклорным произведениям и архивным документам.
В поиске фактов старинных бурятских семейных традиций использован широкий круг различных источников, они прослежены по историко – этнографическим материалам С.П. Балдаева, Л. Линховоина, Т.М. Михайловой, И.Е. Тугутова и т. д.
Роль семьи и семейного воспитания у бурят имеет большое значение, и особое внимание уделяется традициям и обычаям. По мнению многих исследователей, семейное воспитание бурят имеет много положительных моментов:
Одной из семейных традиций бурят является традиция почтительности, уважительности, доброжелательности, которая является самым важным в нашей семье. В него входят такие обычаи: обычай почитания родных мест, знание своей родословной, поклонения духам хозяев гор и рек.
Мы живем в селе Мыла Закаменского района, в живописных отрогах гор Баршагар, Хан уула, Луу, где расположено горное озеро и создает своеобразный микроклимат с кедровой рощей, с обилием ягод и грибов. История нашей семьи записана в летописи родословной, которая хранит записи нескольких поколений. А берет она начало с Обоо Монголова, который является выходцем из тюрского рода уряанхай Монголии. Наш род сэнтигэн был переселен с западной части озера Байкал в Закамну для привлечения к охране южной границы России с Монголией. Предок Обоо Монгол за заслуги в оказании помощи в проведении русско – монгольской границы получил от российских властей почетное звание «князь», а также грамоту, по которой его роду было представлено право охоты по Большому Хамар – Дабану.
У нас большая трехпоколенная семья, где есть бабушка с дедушкой, родители, и мы - внуки. Дом, построен еще прадедом, а дед как младший сын семьи, жил со своими родителями, почитая их, радуя внуками. Ведь в народе говорят, что младшему сыну завещают хранить огонь родного очага. Этот завет предков, передаваясь из поколения в поколение, дошел и до нашей семьи – семьи Бадмаевых. Любовь и гордость к своей малой Родине, почитание хозяев гор и рек, знание легенд и преданий о них – все это сопровождают нас с детства.
Каждое утро мой прадед начинал с возлияния хозяину горы Хаан –Уула, так и продолжает эту традицию мой дед, прося благополучия всем живущим на земле. Есть у Николая Дамдинова стихотворение «Родословная», где очень ярко описана традиция знания родословной своей семьи. Осознание родства, чувства ответственности друг за друга, почтительно уважительный стиль общения и взаимоотношений между разными поколениями обеспечивают социальную защищенность - надеяться на моральную и материальную поддержку.
Воспитанный человек обязан знать свой родной язык – вот эту истину я запомнила с малых лет. Слушая легенды и предания, сказки и улигеры, как не полюбить язык предков? Особенно, если тебе их рассказывала прекрасная прабабушка Янжима, знаток песен, благопожеланий, легенд. Мне нравится легенда о «Грозной тройке», о трех горах – покровителях Мылинской долины, Лев, Дракон, Слон, которые сказали «Кто выехал из родных мест, за ними не будем гоняться, а кто приехал к нам, тех будем оберегать, помогать».
Традиции гостеприимства имеет свои обычаи, ритуалы, которые строго соблюдаются в нашей семье. Встреча гостя, обмен приветствиями и взаимными вопросами, поддержание беседы в зависимости от возраста гостя, подача традиционных блюд, одаривание подарками, проводы гостя – все тонкости этикета прививаются нам с детства.
Никто мастером не родится, всему надо поучиться – любит говорить моя бабушка. Когда я поступила в Колледж традиционных искусств народов Забайкалья, очень обрадовалась, узнав, что за 4 года учебы – я получу 4 разные профессии, и еще на занятиях разных кружков познакомлюсь с секретами разных ремесел.
Например, на 1 курсе я посещала занятия кружка «Занимательная кулинария», под руководством Екатерины Иннокентьевны научилась изысканному оформлению блюд.
На 2 курсе занималась флористикой, вместе с Альбиной Николаевной Артемьевой, постигала тайны составления букетов, а в этом учебном году меня увлекла лоскутная мозаика. Я была очарована, как руках Татьяны Александровны обыкновенные лоскутки превращаются в эксклюзивные модели.
«Человек без ремесла, как дерево без плодов» – так гласит бурятская пословица. Разными ремеслами владеют мои родственники, «берестяных дел мастером» считается дядя по матери Доржо нагаса, «хозяйкой серебряного наперстка» называют мою маму Саяну, а какие гобелены плетет моя сестра Дарима! Она тоже овладела тонкостями ремесла в колледже. Выставки народного творчества, посвященные разным юбилеям, праздникам не обходится без творческих работ нашей семьи.
К тщательно поддерживаемым семейным традициям относится обычай «шарууhан» - (свеженинка) и «уусын мяхан» (мясо для зимы). Мы обязательно приглашаем своих родственников на свеженину, ведь каждый должен попробовать мяса от всех частей туши, такое угощение символизирует принадлежность собравшихся одному предку, подчеркивает чувство кровного родства. От мяса зимней заготовки, от охотничьих добыч всегда дарим родственникам небольшие куски от всех частей – этот обычай называется зэмhэ - гостинец. Одним из любимых семейных обычаев для нас детей является переезд в летник, стоящий в местности Сагаан – Нуга. Здесь мы косим сено, заготавливаем дикоросы. «Лучший отдых – отдых на природе».
2.2 Традиции воспитания.
Семейные традиции воспитания богаты и разнообразны, их трудно разграничить. Важную роль в воспитании детей играет то обстоятельство, что мы с момента рождения все время находимся в условиях общения с самыми близкими родственниками. Это общение, основанное на почитании, уважении, любви порождает чувство родства и сплоченности. Наказания детей, применение физического воздействия у нас не приняты. Строго соблюдается принцип старшинства по возрасту. Этот принцип регулирует общение и отношение в семье, где взаимодействие осуществляется в соответствии с нормами подчинения старшим и заботы по отношению к младшим. У нас младшие обращаются к старшим только на «вы».
Воспитание предполагает традиционное признание и уважение различных ограничений, запретов, табу, ведь они – древнейшие способы социального регулирования поведения. Ведь запрещается осквернять очаг мусором, свистеть дома, подавать что–либо левой рукой, чрезмерно веселиться, ругаться. С раннего детства мы приобщаемся к традиционным видам занятий, под непосредственным руководством родителей, бабушек, дедушек.
Трудовая подготовка мальчиков ведется в соответствии с системой воспитания под названием «9 наук настоящего мужчины», которая включает охоту, стрельбу из лука, борьбу, верховую езду, умение выполнять кузнечные работы, мастерить, плести бич, вить путы – треножники и умение ломать одним ударом остистую кость позвонка крупного рогатого скота. Основополагающим в воспитании нас, девочек, является идеал добропорядочной жены, умелой хозяйки, заботливой матери, и опирается на систему воспитания девочек «7 талантов женщин». С детства нас учат владеть такими умениями как оказывать родителям почтение речами, угощением, мягкой постелью, умением воспитывать детей хорошими людьми, вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг, ухаживать за домашними животными, готовить молочные блюда, принимать гостей, быть умелой портной. Огромную воспитательную силу имеют родной язык, фольклор, а также праздники.
2.3 Традиции праздников.
Праздники занимают большое место в нашей жизни.
Сагаалган – один из любимых праздников. Заранее готовимся к нему: убираемся дома и на улице, готовим молочные блюда, мясное и мучное угощения, покупаем или шьем подарки, обговариваем порядок визитов к родственникам с новогодними пожеланиями. Традиционно в дни празднования Белого месяца, во время больших религиозных праздников, таких как Майдари Хурал, Зулын хурал мы посещаем дацан. Особая аура этого священного места располагает отличному отдыху, а проводимые в эти дни соревнования – Три игры мужчин - настоящий спортивный праздник.
Сурхарбан, Обоо тахилга - ежегодные праздники, которые проводятся в конце июня, и где вся семья принимает самое активное участие. День рождения, Новый год, День защиты детей, День знаний и т.д. в этой череде праздников особое место занимает День Победы. Помнить не вернувшихся с поля боя родных, знать боевой путь прадедов, не забыть ратный подвиг тружеников тыла – долг каждого.
Особо хочу остановиться на семейных праздниках, по моим опросам, выяснилось, что не везде они сохранились. Каждое лето наша бабушка Пылжид делает войлочный шэрдэг кому – то из внуков. Этим летом, когда мне исполнилось 18 лет, праздник катания войлока был посвящен мне. Я очень волновалась, вдруг не сваляется шерсть? Ведь по тому, каким получится войлок, предсказывают будущее того человека, кому он предназначался. Но все закончилось удачно, я очень рада.
Многие мои сверстники даже не знают об этом празднике, празднике приготовления замбаа, который каждое лето отмечает наша дружная семья. Мы посвящаем этому празднику один из жарких июльских дней. Я знакома с приготовлением этого блюда. Для этого очищают ячмень от шелухи в ступе, затем просеивают и прожаривают в горячем котле, после очередной очистки прожаренное зерно пропускают через жернова. Оно не портится, имеет длительный срок хранения, а я придумываю новые рецепты применения замбаа, например, пирожные «Инь- Янь», конфеты «Хэшэг».
Прожаренные зерна ячменя сравнимы с современным попкорном, и невольно удивляешься мудрости предков. Вот придумать бы автомат по приготовлению замбаа, ведь это экологически чистый продукт, который сохраняет все свои целебные свойства.
Заключение
В традициях и обычаях каждого народа зафиксировано то, что когда – то было достигнуто его предками в понимании своего места в мире и правил жизни. Население села на 1 января 2020 года по данным сельской администрации «Мылинское» насчитывает 710 человек, в том числе 352 мужчин, 358 женщин, это 150 семей.
Все выше перечисленные традиции и обычаи нашей семьи, сохранены и соблюдаются в родном селе.
Ведь для того, чтобы прервалась эта цепь надо знать эти обычаи, уметь применять в повседневной жизни, так, чтобы они вошли в привычку.
Наша задача – изучить, сохранить, передать, а для этого надо знать, уметь, привыкать!
Литература:
Прекрасное далёко
Весенние чудеса
Заколдованная буква
Астрономический календарь. Март, 2019
Снегири и коты