Рецензия написана на фильм Кулиджанова после прочтеия романа Достоевского и просмотра фильма. Ученица стала лауреатом 1 степени в конкурсе рецензий , проводимом филологическим факультетом Северо-Восточного федерального университета в 2022 году.
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_na_film.docx | 21.17 КБ |
Рецензия на фильм Л.Кулиджанова «Преступление и наказание»
Егорова Николина,
МБОУ «Тылгынинская СОШ
им. И.Н.Ханды» с.Тылгыны
Вилюйский улус
Руководитель:
учитель русского яз. и лит.
Васильева О.Л
«Это - психологический отчет
одного преступления…»
Ф.М.Достоевский.
Из письма М.Н.Каткову, 1865г.
Посмотрела фильм Кулиджанова «Преступление и наказание»… Смотрела долго, разбивая на части, тянула несколько дней…Нет, не потому что было неинтересно - совсем наоборот! Фильм потряс меня до глубины души! Задел все струнки, которые «дремали», заставил переживать и напряженно размышлять…было даже страшно! На протяжении всего фильма во мне «метались» разные чувства: боль за людей, сопереживание и сочувствие, в какие –то моменты –отчаяние, разочарование, надежда на лучшее… Поэтому, может, и тянула с просмотром, потому что давно не испытывала таких чувств? Чтобы дать себе время осознать и оценить сцены фильма, сравнить их с произведением, прочувствовать, а где –то даже погрузиться? Даже рада, что этот фильм старый, черно-белый, передающий нищету и безысходность, подчеркивающий бедность кварталов Петербурга, мрачность каморки Раскольникова - новому бы я так, скорей всего, не поверила. И «цветопись» (если можно так назвать) этого фильма как раз таки играет огромную роль. Но начну по порядку…
Как и положено перед просмотром фильма - прочитала произведение Достоевского полностью. Это было принципиально важно. Прочитав отрывки, данные в нашем школьном учебнике, я бы не смогла полностью понять смысл произведения. Конечно же, познакомилась с биографией писателя более подробно и пролистала некоторые заметки самого Достоевского об этом произведении. Подозреваю, что много всего уже написано о фильме Кулиджанова, и я ничего нового, конечно, не скажу. Но вот как раз рецензии других людей на фильм моя учительница посоветовала не смотреть, чтобы легче было выразить свою объективную точку зрения. Я думаю, это правильно, мысли других людей мешали бы мне сейчас дать свою оценку фильму. Еще хочу заметить, что заметки Достоевского приоткрыли мне некоторую завесу, о которой я не могла догадаться только прочитав произведение. При просмотре фильма даже словила себя на мысли, что смотрю его чуть-чуть глазами Достоевского: а как бы он воспринял фильм, оценил подборку актеров, работу оператора при ключевых сценах, моментах, монтаж? И откуда у меня такая самоуверенность, что я поняла самого Достоевского? Конечно же, глубина психологического анализа писателя ( а это отличительная черта дарования Достоевского) приоткрылась мне совсем ненамного…и всё же… Читая произведение, предвкушала просмотр фильма и даже, честно говоря, переживала за режиссера : удалось ли ему передать те чувства и психологизм произведения, каким образом он это сделает? А как передаст внутренние монологи Раскольникова? А остроту и напряжение сюжета? А какие сцены он опустит, а что, может, постарается «выпятить», ведь у каждого свое видение… Поэтому начало фильма меня не разочаровало. Завязка - кошмар, который мучил Раскольникова в бреду, в минуту забытья в виде погони за ним полицейских. Начало сразу готовит зрителя к напряженному сюжету. Так и в книге. Ритм фильма в первой серии довольно динамичный, а во второй серии, на мой взгляд, время тянется. Но ведь это так и должно быть. Ведь в книге преступление занимает небольшую долю произведения, все остальное – наказание. Это время мучительных рассуждений, раскаяния, время внутренних монологов, разговоров, споров, это тернистая дорога к раскаянию. Режиссер интересно обыгрывает некоторые сцены. Например, письмо от матери было довольно длинным, а в фильме зрителя интересно знакомят с его содержанием в виде разговора и, можно сказать, даже спора Раскольникова с матерью, Пульхерией Александровной.
Что можно сказать о подборке актеров? Однозначно мне больше всего понравились Г.Тараторкин в роли Раскольникова и Т.Бедова в роли Сони Мармеладовой. Именно соответствие книжному портрету. Глаза! Самое главное в портретах этих героев - глаза, взгляд было мастерски передано актерами. Пронзительность, боль, отчаяние, смирение, любовь, безысходность, измученность, но и решительность и характер – все это было до глубины души и так поразило меня, что я поверила! Единственное, что меня не устроило – это вполне сносный, приличный гардероб Раскольникова. Почему то я ожидала увидеть Родиона Раскольникова в лохмотьях…
Более всего хотелось увидеть старуху-процентщицу. И вот , наконец, я её вижу - и немного разочаровываюсь… По книге –это «крохотная, сухая» старушонка с засаленными волосами, а в фильме вполне симпатичная, пухленькая старушка –«божий одуванчик». Однако, надо отдать должное актрисе – её взгляд реабилитировал в моих глазах этот портрет. Недоверчивость, подозрительность , опаска и страх – всё это было!!! Хорошо бы ещё и голос у старухи был неприятный… А вот Лизавету я представляла совсем другой, худенькой, высокой, забитой, и актриса Любовь Соколова, возьму на себя смелость заметить, не совсем подошла к этой роли. Если говорить о музыке и вообще о звуках в фильме, то я бы высоко оценила работу звукооператора Д.Белевича. Несомненно эта работа отлично дополняет впечатление и передает напряжение на протяжении всего фильма. Это касается не только музыкального фона. Мне очень понравился бой часов в напряженные минуты, как будто пытающийся остановить, образумить Раскольникова. Так же и слышный с улицы звон колоколов во время «пробы». После убийства старухи опять бьют часы и Раскольников от высшего духовного и физического напряжения бросается к часам и ломает куранты. В одной из сцен в начале фильма можно услышать скрежещущий звук плачущей скрипки, от этого звука нарастает напряжение и какая-то паника: хочется спрятаться, укрыться от невидимой угрозы. Вообщем, звуки в фильме помогли добиться нужного эффекта. Работа мастерская.
Очень понравилась операторская работа и монтаж. Оператор сумел сделать упор на ключевые детали . На протяжении двух серий фильма видны важные говорящие детали – глаза героев произведения, затылок старухи, её вскинутые кверху руки после удара топором, отражение Раскольникова в стекле шкафа после убийства…
В целом, конечно же, цель фильма достигнута- он потрясает, как и произведение Достоевского. Теперь можно сказать, что сам автор был бы вполне удовлетворен таким вариантом экранизации своего произведения. Самое главное – психология убийцы, преступника, преступления – отразились в фильме , насколько это возможно, в полной мере. По подобным психологическим, философским произведениям очень трудно, наверное, поставить фильм. Но этот заслуживает высокой оценки. Я так считаю, потому что мне он запал в душу, он помог мне более глубоко понять и прочувствовать само произведение. Так гармонично книга и кинофильм, на мой взгляд очень редко совпадают по своей идее и содержанию. Я очень боялась разочароваться…Честно… И очень рада, что этого не случилось.
Подарок
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Два морехода
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Для чего нужна астрономия?