Проект по изучению образа малой Родины в стихотворениях местных поэтов
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_malaya_rodina_v_stihotvoreniyah_mestnyh_poetov.doc | 322.5 КБ |
prezentatsiya_moya_malaya_rodina.ppt | 1.44 МБ |
Содержание:
стр.
I. Введение ……………………………………………………………………………………….2
II. Основная часть. Воплощение художественного образа «малой родины»
в творчестве поэтов-земляков………………………………………………………………..4
1. Результаты анкетирования………………………………………………………………...4
2. Биография поэтов-земляков……………………………………………………………….4
3. Родная природа в творчестве поэтов-земляков…………………………………………..7
4. Отражение перемен в жизни села в стихотворениях поэтов-земляков………………...11
III. Заключение…………………………………………………………………………………...15
IV. Использованная литература…………………………………………………………………16
V. Приложение 1. Результаты анкетирования. Диаграмма……………………………………17
Приложение 2. Стихотворения Новиковой Л.А…………………………………………….18
Приложение 3. Стихотворения Максимовой Т.А…………………………………………...21
Приложение 4. Стихотворения Дмитриева В.И……………………………………………..23
I. Введение.
Словно из детства картинку,
Сердце, не забывай
Эту мою глубинку,
Этот родимый край.
В. Дмитриев.
Любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился и вырос, сделал первые шаги – с любви к «малой родине». Что мы знаем о ней? Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленных земляков. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека.
Тема Родины – традиционная тема русской поэзии: ни один поэт не обошёл стороной эту поистине вечную тему. Творить поэтов заставляет желание высказаться, поделиться самым сокровенным. Стихи о родном крае проникнуты теплом и любовью, лечат сердце, дают советы и заставляют верить в доброту. Они являются частью нашей национальной культуры.
В нашем селе есть несколько замечательных мастеров художественного слова, чьё творчество мало известно широкому кругу читателей. Всех их объединяет любовь к «малой родине». В своей работе я исследовала творчество поэтов-земляков: Новиковой Людмилы Александровны, Максимовой Татьяны Александровны и Дмитриева Владимира Ивановича. Они живут радостями и тревогами своего села и пишут о том, что близко всем нам: о красоте родного края, о живущих здесь людях. Впервые с их стихотворениями я познакомилась на литературном вечере, организованном в нашем филиале в апреле 2015 года. Интерес к их творчеству и обусловил выбор темы моего исследования: «Образ малой родины в творчестве поэтов-земляков».
Исследование вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края, желания познакомить своих сверстников с ещё не изученным творчеством талантливых местных поэтов. При анализе всего собранного материала выявлено, что лирика поэтов-земляков ранее не являлась предметом исследования, ей уделялось мало внимания в средствах массовой информации, за исключением редких публикаций стихотворений Дмитриева В.И. в районной газете «Борские известия». Стихи Новиковой Л.А. и Максимовой Т.А. использовались при подготовке внеклассных мероприятий в школе и проведения 7 ноября (в рамках регионального фестиваля чувашской культуры) ежегодного вечера чувашской культуры, посвящённого памяти Героя Советского Союза Ф.Т. Афанасьева, а также для презентации школьного стенда на региональном патриотическом семинаре.
Цель исследования:
Выявить своеобразие художественного образа «малой родины» в творчестве поэтов-земляков.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Объект исследования: поэтическое творчество поэтов-земляков: Новиковой Л.А., Максимовой Т.А., Дмитриева В.И.
Предмет исследования: стихи о «малой родине» в творчестве поэтов-земляков.
Гипотеза: художественный образ «малой родины» в лирике поэтов-земляков имеет своеобразное воплощение.
Методы исследования:
Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования при изучении литературы родного края на уроках внеклассного чтения, для подготовки выступлений на внеклассных мероприятиях в школе и сельских праздниках, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения; готовый материал сохранить в школьном музее и сельской библиотеке.
II. Основная часть.
1.Результаты анкетирования.
Чтобы выяснить, знакомы ли ученики нашей школы с творчеством поэтов-земляков и понятием «малая родина», мною было проведено анкетирование (результаты отражены в виде диаграммы в приложении 1). Выяснилось, что все знают, что такое «малая родина», называют имена поэтов-земляков. Но с их стихотворениями и основной темой творчества знакомо всего 60 % опрошенных: они присутствовали на литературном вечере в 2015 году или читали их стихотворения на различных мероприятиях. Мне захотелось восполнить этот недостаток: собрать материал о жизни и творчестве наших поэтов, выяснить, как отражается образ «малой родины» в их стихотворениях, презентовать результаты проделанной работы на внеклассном мероприятии патриотической направленности.
2.Биография поэтов-земляков.
Новикова Людмила Александровна родилась 23 апреля 1970 года в с. Большое Алдаркино в семье колхозников. В 1985 году окончила Больше-Алдаркинскую восьмилетнюю школу и 3 последующих года по просьбе председателя колхоза Ю.К. Исакова работала помощницей воспитателя в колхозном детском саду. Работа настолько понравилась юной выпускнице школы, что она решила связать свою жизнь с воспитанием детей. В 1988 году она поступила в Подбельское педагогическое училище, которое успешно окончила в 1992 году. С тех пор Людмила Александровна ни разу не изменила выбранной профессии: до сих пор работает воспитателем в Больше-Алдаркинском детском саду. Сейчас она воспитатель I категории.
Писать стихи начала с первых дней работы с детьми: хотелось, чтобы её воспитанники читали на праздниках стихотворения о родном крае, о своей семье. Ежегодно в с. Большое Алдаркино проводится (в рамках регионального фестиваля чувашской культуры) вечер чувашской культуры 7 ноября. Он посвящён памяти Героя Советского Союза Ф.Т. Афанасьева – родного дяди Новиковой Л.А. На этом вечере по инициативе СИПКРО проводится конкурс чтецов стихотворений на чувашском языке. В 2014 году внучка Новиковой Л.А. (3-летняя Полина) читала стихотворение, сочинённое бабушкой, «Край чувашский наш хорош! Лучше края не найдёшь» на чувашском и русском языке. В 2015 году юные потомки Ф.Т. Афанасьева (правнучка Полина и праправнук Пётр) читали стихотворение, сочинённое Новиковой Л.А., посвящённое своему героическому предку, на региональном патриотическом семинаре, представляя стенд нашей школы, за что были отмечены Дипломами министерства образования и науки Самарской области. Новикова Л.А. была награждена Благодарственным письмом. В 2013 году она с презентацией своего творчества выступала на педагогическом форуме в г. Сочи. Её воспитанник - Иванов Пётр – читал там стихотворение «Осень в бору».
У Людмилы Александровны счастливая семья, в которой выросли две дочери. Сейчас они обе живут и работают в Самаре. В семье бережно хранят память о старшем брате матери Людмилы Александровны – Герое Советского Союза – Ф.Т. Афанасьеве.
Максимова Татьяна Александровна родилась 23 апреля 1970 года в с. Борское в семье служащих. Окончив в 1985 году 8 класс Борской средней школы № 1, поступила в Подбельское педагогическое училище. Успешно окончив его, в 1989 году по направлению Борского РайОНО приехала работать учителем начальных классов в Больше-Алдаркинскую школу, где и работает по сей день. Сейчас она учитель I категории, активно делится своим творческим опытом с коллегами.
Поэзию Татьяна Александровна любит со школьной скамьи, сама начала рано сочинять стихи, большая часть из которых была посвящена родной природе. Любовь к поэзии прививает и своим ученикам, многие из которых сами сочиняют стихотворения и успешно участвуют со своими творческими работами в различных районных, окружных и всероссийских конкурсах. Её стихи дети читают на школьных и сельских мероприятиях. Татьяна Александровна неоднократно награждалась благодарственными письмами и дипломами за вклад в творческую жизнь села.
Приехав работать в село, Татьяна Александровна создала семью. У неё взрослая дочь, которая учится в ПСГА на факультете психологии, и сын – учащийся 9 класса Больше-Алдаркинского филиала ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское. Дети с уважением относятся к творчеству матери, поддерживая и помогая ей во всём.
Дмитриев Владимир Иванович родился 20 февраля 1964 года в с. Большое Алдаркино в семье колхозников. В 1979 году окончил 8-летнюю Больше-Алдаркинскую школу, а потом продолжил обучение в Борской средней школе № 1. По окончании 10-летки уехал в г. Куйбышев, где выучился на сварщика и 14 лет работал по специальности на авиационном заводе. В городе Владимир Иванович создал семью, в которой родился сын – Ярослав. В лихие 90-е многие семьи прошли проверку на прочность. Потеряв работу и семью, в 1996 году Владимир Иванович вернулся на свою малую родину, долгое время подрабатывал сварщиком в колхозе «Заря», помогал жителям села в строительстве и ремонте.
Стихи Владимир Иванович начал писать с детства. Основной темой его творчества была любовь к родной земле. Его произведения неоднократно звучали со сцены местного СДК в дни сельских праздников. Владимир Иванович был участником поэтического вечера, организованного в школе. Сын Ярослав тоже стал талантливым поэтом (о нём опубликована статья в районной газете «Борские известия» за 16.05.2000 г. – «Времечко раздольное и всегда желанное»). И родная племянница Владимира Ивановича – Дмитриева Екатерина – пишет прекрасные стихи, которые публиковались в районном сборнике.
К сожалению, в июне 2015 года Дмитриев Владимир Иванович трагически погиб в автокатастрофе. Его творческое наследие бережно хранится в школьном музее.
3.Родная природа в творчестве поэтов-земляков.
Родина – это таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним навсегда. В. Песков говорил, что «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Корни – это наша история». А листья, на мой взгляд, - это люди. Листья вырастают на ветвях. Значит, ветви – это малая родина. Она раскрывается каждому человеку в детстве, а с возрастом приходит любовь ко всей нашей стране.
Моя малая родина – это Бузулукский бор, запах ягод и грибов, лесные полянки с разноцветьем и, конечно же, родное село, в котором я родилась, стихи и песни моих односельчан.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова даётся такое значение слова:
Родина – 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь. Москва – его родина.
*Вторая родина – место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным.
Следовательно, обобщённый образ Родины складывается из образов малой родины, края, страны, которые немыслимы без образов людей, природы и жизни в целом.
Попытаюсь на основе анализа стихотворений выявить своеобразие художественного образа «малой родины» в лирике поэтов-земляков.
Тема Родины – одна из главных в лирике поэтов нашего села. О чём бы они ни писали: о своих переживаниях, об исторических событиях в жизни страны – всегда перед ними образ «дивного заволжского края» (Дмитриев В.И.), «милой родины» (Новикова Л.А.), «дома на краю деревеньки» (Максимова Т.А.).
Если поэт на какое-то время уезжает, память его неизменно возвращает к своей «глубинке». Замечательно написал об этом Дмитриев В.И. в стихотворении «Возвращение»:
Сколько мой путь ни тянулся,
Как ни кружила дорога,
Но всё равно я вернулся
К дому, к родному порогу.
Поэт стремится на свою малую родину, потому что его здесь «любят и помнят» и «примут любого». Здесь он «опять возвратился к жизни, забыв о печалях…». А в его стихотворении «В альбоме» звучит призыв к односельчанам, которые, в силу обстоятельств, уехали из родного села:
Ты сюда приезжаешь,
Может быть, по привычке.
Только эти просторы
Помни, не забывай!
Да и я не поверю,
Что тебе безразличны
Эти наши берёзы,
Наш божественный край!
О своей любви к малой родине, являющейся крохотной частичкой огромного пространства – России – с гордостью говорит и Новикова Л.А.:
Алдаркино – село родное,
С которым связана моя судьба.
Уж сколько лет шагаю с ним я в ногу.
Ты часть России, родина моя!
Картины детства навсегда остаются в сердце. Они и источник вдохновения, и бодрости духа. Привлекает простота и доступность восприятия стихотворения Максимовой Т.А. «Поймите природу»:
Дом на краю деревеньки,
Где я живу с родными,
Крылечко из дерева в три ступеньки,
Палисадник с берёзками молодыми.
О красоте и необычности своей родной земли поэты говорят в пейзажных зарисовках. В любое время года, в любое время суток природа родного края вызывает чувство восторга и лёгкой грусти из-за невозможности вернуть прошлое. Они заявляют о своём единении и кровной связи с природой.
Зимой в снегу ты утопаешь,
А летом в холодок нас бор манит.
Весною рады мы цветенью,
А осень в красках всё разнит.
(Новикова Л.А. «Алдаркино – село родное»)
Отгорел закат,
Не прощаясь, день усталый вышел за порог.
…
Новый день придёт с новыми надеждами,
И радость сменит грусть.
(Дмитриев В.И. «День»)
Властной поступью Зима шагает важно.
Пусть продлится сказка волшебства!
И придёт то время неизбежно:
Радости, веселья, торжества!
(Максимова Т.А. «Волшебный сон»)
У Максимовой Т.А. лирический герой ведёт диалог с берёзкой («Поймите природу»): «Скажи мне, берёзка, словечко…», «Она тихо стоит, улыбаясь, Стеснительная такая… Ну, ладно, давай помолчим, Тебя я и так понимаю!». В стихах поэтессы обилие восклицательных предложений, в которых звучит призыв сохранить родную природу:
Обращаюсь к вам, взрослые и дети!
Давайте будем мудрее:
Сохраним, сбережём природу!
В каждого из нас поверим!
Каждый грибок, цветок, берёзку
По-настоящему цените!
Вы же любите, чтоб вас понимали?
И вы природу поймите!
(«Поймите природу»).
Сохраните, люди, сон родной природы!
Не будите зверя, птицу не вспугните!
(«Волшебный сон»).
Новикова Л.А. называет родной лес «главным богатством» своей «милой родины», а Дмитриев В.И. – «отрадой, сказкой полночных грёз».
Здесь, в родном краю, всё неповторимо и прекрасно. Сразу бросается в глаза обилие средств художественной выразительности, помогающих глубже прочувствовать красоту родного края, проникнуться любовью к своей малой родине. Привычные, казалось бы, с детства картины природы под пером наших местных поэтов превращаются в пронзительные лирические миниатюры, от которых невольно сжимается сердце читателя:
Снова в сердце грусть селится –
Журавлиный тает клин.
Леса золотые краски
Разметает ветер в пыль.
(Новикова Л.А. «Милая родина»)
Белая красавица Зима
В гости к нам надолго заглянула.
Сказку рассказала нам она
Так, что вся природа вдруг заснула.
Сказка удивительной была,
Чудной, долгожданной и волшебной.
И природа сладко так спала
И была смиренной и безвинной.
…
Лес стоял задумчив и растерян.
Всё смешалось здесь: и явь, и сон.
(Максимова Т.А. «Волшебный сон»)
Отгорел закат,
Не прощаясь, день усталый вышел за порог.
Он не виноват в том, что этой ночью
Кто-то будет одинок.
(Дмитриев В.И. «День»)
Лирические миниатюры дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Поэты любят родную природу, с детства живут с ней в единстве, поэтому все деревья, травы, цветы кажутся им живыми, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой. Природа и человек в стихотворениях местных поэтов тесно слиты воедино: человек глядится в природу и познаёт вечные тайны жизни.
Вновь за окном бушует лето,
От ярких красок в глазах смятенье.
Июль шагает по планете,
Шагами меря свои владенья.
…
Глаза не видят буйства света,
В глазах один лишь любимый облик.
И на душе совсем не лето.
Душа под ливнем осенним мокнет.
(Дмитриев В.И. «Разлука»)
Плачет. За окном дождём холодным осень плачет,
Облетает с вековых дубов последняя листва.
И иначе, я на жизнь теперь смотрю, совсем иначе,
Обретают новый смысл и рифмуются слова.
(Дмитриев В.И. «Осень»)
Жизнь идёт, кипит, бурлит…
Лес красивой сказкой напоён
И о чём-то думает, и что-то медлит.
(Максимова Т.А. «Волшебный сон»)
Пахнет лес наш грибами,
И манит нас простор
Побежать, взявшись крепко руками,
На пёстрый лесной косогор!
Наберём мы в лукошко
Сыроежек цветных:
Пусть напомнят нам дома
О просторах лесных!
(Новикова Л.А. «Осень в бору»)
Используя олицетворения, сравнения, поэты знакомят нас с очарованием осени в родном краю, что помогает нам почувствовать их грусть, прикоснуться к их внутреннему миру: «осень плачет», «осень знает», «всю печаль дождём осенним в лужи смыло» (Дмитриев В.И. «Осень»); «осень в красках всё разнит» (Новикова Л.А. «Алдаркино – село родное»), «будто чудо-волшебник вдруг все краски смешал И в единое мгновенье В лесу устроил яркий карнавал» (Новикова Л.А. «Осень в бору»). Новикова Л.А. точно подмечает, что осенью, улетая в тёплые края, журавли кричат по-особенному:
Снова слышу крик печальный
Пролетавших журавлей.
Снова в сердце грусть селится –
Журавлиный тает клин.
Весной же, напротив, журавлиный крик уже другой:
А весною вновь вернутся
С громким кличем журавли,
Будто радость возвещая,
Возрожденье впереди!
(«Милая родина»).
4.Отражение перемен в жизни села в стихотворениях поэтов-земляков.
Нашли отражение в стихотворениях местных поэтов и перемены, произошедшие в последние годы на селе. С горечью говорят они об этом:
Растащили всю ферму
По кирпичику колхозную!
…
Разлетелась вся в стороны
Из села молодёжь.
И везде запустение
Разруха и ветер!
Что ж мы – горюшки - делаем?
Что оставим мы детям?
(Новикова Л.А. «Рассказ сельского жителя»)
Люди, с кем вы сейчас?
В чьих ладонях штурвал?
Не улыбки у вас,
А звериный оскал.
(Дмитриев В.И. «Прозрение»)
Человек, беззаветно любящий свою родину, готов защищать её даже ценой собственной жизни. Большое Алдаркино – это родина Героя Советского Союза Ф.Т. Афанасьева, сложившего свою голову на берегах Западной Двины. В нашем селе жил ветеран, который во время Великой Отечественной войны на военном аэродроме был механиком и готовил к вылетам самолёт легендарного лётчика – Алексея Маресьева, подвигу которого Борис Полевой посвятил свою книгу «Повесть о настоящем человеке». Естественно, что в стихотворениях местных поэтов отразились события этой кровопролитной войны:
Напоминают о войне
В селенье каждом обелиски,
Рассказа и родных, и близких,
И фото дома на стене.
Войны той скорбная печать
На лицах вдов, сирот осталась;
В глазах их вечная усталость,
В их душах вечная печаль.
И не сумею я забыть
Всех тех, кому по гроб обязан,
Тем, что неволею не связан,
Могу дышать, могу любить.
(Дмитриев В.И. «Я помню прошлую войну»)
Спасибо деду за Победу,
За небо, солнце и луну,
За то, что мы с братишкой Петей
Счастливыми растём в миру!
(Новикова Л.А. «Спасибо деду за Победу»)
Героя Афанасьева сегодня
В стихах и песнях будем вспоминать.
(Новикова Л.А. «Праздник в клубе»)
Рассказывал дед мне однажды
Про ту былую войну…
Как взвод бил врагов отважно
И жизнь положил не одну!
…
С войны дед вернулся героем:
Вся грудь у него в орденах,
Но рана на сердце осталась,
И слёзы блестели в глазах.
А сколько солдат не вернулось!
И сколько их полегло!
И скольких семей коснулась
Война – грозное слово одно!
(Максимова Т.А. «Нет войне!»)
Великая Отечественная война давно закончилась, но, к сожалению, само это страшное слово – «война» - из нашей жизни не ушло:
Афган и Чечня, Украина…
И всё повторяется вновь…
(Максимова Т.А. «Нет войне»)
Большинство слов в текстах стихотворений относится к нейтральной лексике с преобладанием конкретных существительных. Бытовая лексика зачастую овеяна историческими ассоциациями («слышу отголоски», «войны той скорбная печать», «по гроб обязан», «преклоню колени» у Дмитриева В.И.; «в ту пору тяжко было всем», «вероломно вдруг напали», «хотят Отчизну погубить» у Новиковой Л.А.; «мирно восходит рассвет», «раскатам войны», «бил отважно», «жизнь положил не одну» - у Максимовой Т.А.), что придаёт этим словам в текстах стихотворений стилистическую двойственность: они одновременно поддерживают и конкретный, и обобщённый, и высокий план. Встречаются также слова с народнопоэтической стилистической окраской («село родное», «в холодок бор манит», «лихие те года», «манит нас простор», «милая родина моя», «снова в сердце грусть селится» - у Новиковой Л.А.; «в гости к нам надолго заглянула», «сладко так спала», «загадочный денёк» - у Максимовой Т.А.; «кружит чёрная птица», «нашей святой родниковой водицы», «запах душистого свежего хлеба», «кукушка снова года считает» - у Дмитриева В.И.). вся эта лексика наряду с книжным синтаксисом формирует повышенную стилистическую доминанту.
III. Заключение.
В результате исследования, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение. Действительно, художественный образ «малой родины» в лирике поэтов-земляков имеет своеобразное воплощение: образ «малой родины» является одушевлённым, включает в себя родную природу и людей, объединённых в пределах одного стихотворения. Поэты, гармонично сочетая пейзажную, гражданскую и философскую лирику, используют широкий спектр средств художественной выразительности.
Творчество поэтов-земляков никого не оставляет равнодушным и способствует воспитанию чувства любви к своей малой родине, вызывает желание совершенствовать себя и окружающий мир.
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я смогла углубить свои знания о жизни и творчестве поэтов-земляков и в очередной раз убедилась, что поэзия – это чудесный, неповторимый мир. Сведения о местных поэтах и подборку их стихотворений разместили в школьном музее. Материалы исследования были использованы на уроке, посвящённом поэтам-землякам.
Использованная литература:
Приложение 1.
Анкета.
Результаты анкетирования учащихся 5-9 классов.
Приложение 2.
Стихотворения Новиковой Людмилы Александровны.
Спасибо деду за Победу.
Спасибо деду за Победу,
За небо, солнце и луну,
За то, что мы с братишкой Петей
Счастливыми растём в миру!
Расскажем мы немножко, люди,
О жизни деда в ту пору.
Жил маленький мальчишка Федя,
Военным очень стать хотел,
Читал и спортом занимался.
В ту пору тяжко было всем.
Любил родителей, сестрёнок,
Братишек к спорту привлекал,
Но о мечте своей заветной
Он никогда не забывал.
«Учиться в Питер я поеду,-
Родным всё время говорил. –
Вот отучусь, и будет легче
Голодных деток прокормить».
Фашисты вероломно вдруг напали,
Хотят Отчизну погубить.
На фронт наш Фёдор собирался,
Родных поехал навестить.
Прижал Надюшу он руками
И сахар в ручки положил,
Сказал тихонько: «Вот, Надюша,
Приеду, легче будет жить».
Там, вдалеке, в 44-ом
На берегу у Западной Двины
Дед наш - Фёдор Афанасьев –
Геройски за Родину погиб!
В то, что не бьётся
Больше сердце лейтенанта,
Родные долго верить не могли,
Но страшное слово «Похоронка»
Кольнуло выстрелом в груди!
Держа в руке посмертный орден,
Рыдала мать, рыдали все!
Их Фёдор стал навек Героем,
Остался сахар лишь на память
В худой сестрёнкиной руке.
Спасибо деду за Победу,
За небо, солнце и луну!
И наш поклон за это деду
За мир, за счастье, за страну…
2015 г.
Праздник в клубе.
Сегодня в местном клубе праздник:
Опять чувашский фестиваль!
Со всей огромной области Самарской
Гостей-артистов ты, наш край, встречай!
Героя Афанасьева сегодня
В стихах и песнях будем вспоминать.
Знакомиться с чувашскою культурой,
Село своё родное прославлять!
2015 г.
Алдаркино – село родное.
Алдаркино – село родное,
С которым связана моя судьба.
Уж сколько лет шагаю с ним я в ногу.
Ты часть России, родина моя!
Зимой в снегу ты утопаешь,
А летом в холодок нас бор манит.
Весною рады мы цветенью,
А осень в красках всё разнит.
Ты родина отважного Героя,
Чью память чтят сельчане здесь всегда.
гордимся мы и вечно помнить будем
Военные лихие те года!
Осень в бору.
Вот и осень пришла
В Бузулукский наш бор.
Сколько красок сейчас
Разлилось на простор!
Будто чудо-волшебник
Вдруг все краски смешал
И в единое мгновенье
В лесу устроил яркий карнавал!
Милая родина.
Лес, ты главное богатство
Милой родины моей!
Снова слышу крик печальный
Пролетавших журавлей.
Снова в сердце грусть селится –
Журавлиный тает клин.
Леса золотые краски
Разметает ветер в пыль.
А зимою лес печальный
Превращается в дворец,
Гордимся мы - сельчане, родина, тобою
И будем мы всегда хранить тебя
И прославлять отважными делами,
Ведь ты же часть России, родина моя!
2000 г.
Пахнет лес наш грибами,
И манит нас простор
Побежать, взявшись крепко руками,
На пёстрый лесной косогор!
Наберём мы в лукошко
Сыроежек цветных:
Пусть напомнят нам дома
О просторах лесных!
1993 г.
Будто Снежной Королевой
Всё украшено везде!
А весною вновь вернутся
С громким кличем журавли,
Будто радость возвещая,
Возрожденье впереди!
Лето запахами манит,
Звонким пеньем мелких птах,
Побродить между деревьев
И подумать о делах!
1998 г.
Рассказ сельского жителя
Растащили всю ферму
По кирпичику колхозную!
Где работать теперь нам?
Стали мы все бесхозными.
Всё колхозное стадо
Угодило под нож.
Разлетелась вся в стороны
Из села молодёжь.
И везде запустение
Разруха и ветер!
Что ж мы – горюшки - делаем?
Что оставим мы детям?
2012 г.
Приложение 3.
Стихотворения Максимовой Татьяны Александровны.
Поймите природу.
Дом на краю деревеньки,
Где я живу с родными,
Крылечко из дерева в три ступеньки,
Палисадник с берёзками молодыми.
Рядом с домом высокие сосны
Машут верхушками строго,
Ну, а берёзки-красавицы
Тихо шепчутся друг с другом.
За лесом тихое озеро,
Низко склонилась над берегом ива.
Зачем ты слёзы роняешь, милая?
Не грусти, не печалься – ты очень красива!
Быстро бегу я из школы,
Ставлю портфель на крылечко,
Радуясь каждой минутке.
Скажи мне, берёза, словечко…
Она тихо стоит, улыбаясь.
Стеснительная такая…
Ну, ладно, давай помолчим –
Тебя я и так понимаю.
Обращаюсь к вам, взрослые и дети!
Давайте будем мудрее:
Сохраним, сбережём природу!
В каждого из нас поверим!
Каждый грибок, цветок, берёзку
По-настоящему цените!
Вы же любите, чтоб вас понимали?
И вы природу поймите!
1993 г.
Волшебный сон.
Белая красавица Зима
В гости к нам надолго заглянула.
Сказку рассказала нам она
Так, что вся природа вдруг заснула.
Сказка удивительной была,
Чудной, долгожданной и волшебной.
И природа сладко так спала
И была смиренной и безвинной.
Снился ей погожий день весны.
Солнышко природе улыбалось.
И от этой дивной красоты
Почки на деревьях распускались.
Легкокрылый нежный ветерок
Дул тихонько, с листьями играя.
И в такой загадочный денёк
Солнце грело ярче, припекая.
Птицы пели звонко о весне.
Далеко их трели разливались.
И не скучно было ребятне:
Целый день играли и резвились.
Радовались солнцу и весне
Люди, птицы, звери!...
Всё в такой неразберихе, толкотне!
Лес стоял задумчив и растерян.
Всё смешалось здесь: и явь, и сон.
Жизнь идёт, кипит, бурлит…
Лес красивой сказкой напоён
И о чём-то думает, и что-то медлит.
Властной поступью Зима шагает важно.
Пусть продлится сказка волшебства!
И придёт то время неизбежно:
Радости, веселья, торжества!
Что нам нравится и чем гордимся мы,
Сохраним и сбережём навечно!
А природа улыбнётся и простит
Всех, кто с нею поступил бесчеловечно.
Сохраните, люди, сон родной природы!
Не будите зверя, птицу не вспугните!
И за всё найдётся вам награда
И природа скажет вам: «Спасибо!»
2000 г.
Нет войне!
Пусть солнце сияет над нами!
Пусть мирно восходит рассвет!
Раскатам войны над страною
Мы скажем одно слово: «НЕТ!»
Достаточно детям бояться
И мамам и сёстрам седеть!
Пусть войны нам больше не снятся!
Глазам бы на них не смотреть!
Рассказывал дед мне однажды
Про ту былую войну…
Как взвод бил врагов отважно
И жизнь положил не одну!
В бою сильно ранили деда,
В больнице он год пролежал.
Но скоро была ПОБЕДА!
Народ её долго ждал.
С войны дед вернулся героем:
Вся грудь у него в орденах,
Но рана на сердце осталась,
И слёзы блестели в глазах.
А сколько солдат не вернулось!
И сколько их полегло!
И скольких семей коснулась
Война – грозное слово одно!
Шли годы и время менялось,
И мамы растили детей,
Но боль в глубине осталась:
Не нужно плохих нам вестей!
Афган и Чечня, Украина…
И всё повторяется вновь…
Россия! Всегда будь едина:
Силён и сплочён твой народ!
Чтобы снаряды не падали
В мирные дома родных!
Чтоб мамы ночами не плакали
О сыновьях дорогих!
Люди, прошу вас, не допустите
Интриг, скандалов, войны!
Чтоб никогда не страдали дети!
Чтоб не знали мы больше войны!
2015 г.
Приложение 4.
Стихотворения Дмитриева Владимира Ивановича.
Чёрная птица
В небе пустом кружит чёрная птица,
Манит крылом и зовёт за собою
В край, из которого не возвратиться,
В вечную даль тишины и покоя.
Ты не спеши, торопливая птица,
Дай захватить мне в дорогу с собою
Нашей святой родниковой водицы,
Горстку земли, что была мне родною.
Если бы мог я, я бы взял это небо,
Эти поля вместе с дымкою синей,
Запах душистого свежего хлеба,
Всё, что поныне зовётся Россией.
Снова кричит в небе чёрная птица,
Снова зовёт, торопя за собою
В край, из которого не возвратиться,
В вечную даль тишины и покоя.
2000 г.
Родина
Словно из детства картинка,
В памяти вновь всплыла –
Это моя глубинка,
Это моя земля.
Эти самарские дали,
Дивный заволжский край
Жизнь мне когда-то дали,
Двери открыли в рай.
Этих полей просторы
С детства, но будто вновь,
Нежно ласкают взоры,
Бурно волнуют кровь.
Этих лесов прохлада,
Кудри родных берёз –
Это моя отрада,
Сказка полночных грёз.
Где бы я в жизни ни был,
Где б ни скитался я,
Снилось мне это небо,
Снилась моя земля.
Словно из детства картинку,
Сердце, не забывай
Эту мою глубинку,
Этот родимый край.
2000 г.
В альбоме
Ты сюда приезжаешь,
Может быть, по привычке.
Только эти просторы
Помни, не забывай!
Да и я не поверю,
Что тебе безразличны
Эти наши берёзы,
Наш божественный край!
1999 г.
Былое
Эх, помню времечко…
Был майский день,
И над скамеечкой цвела сирень.
Как свеж и молод был
Весны наряд,
Кружил нам головы,
Туманил взгляд.
Как те мгновения
Душе близки…
Прикосновения
Твоей руки,
Шальные всполохи
Влюблённых глаз –
Как были дороги
Они для нас.
Какою чистою
Была любовь,
И как неистово
Кипела кровь.
Разлука
Вновь за окном бушует лето,
От ярких красок в глазах смятенье.
Июль шагает по планете,
Шагами меря свои владенья.
В лесной глуши, за синей речкой,
Кукушка снова года считает,
И ручеёк журчит беспечно,
Среди зелёных кустов петляя.
Но для меня не существует
Ни ярких красок, ни синей речки.
Так сердце без тебя тоскует
Так сердце просит с тобою встречи.
Казалась вечною
Нам та весна.
И жизнь - беспечною
Рекой без дна.
Но счастью выдался
Недолгий срок.
И речка высохла,
Ушла в песок.
Сирень осыпалась,
Прошла весна.
И нами выпита
Любовь до дна.
Чужой невестою
Ты скрылась с глаз
И неизвестно мне,
Где ты сейчас.
Но помню времечко,
Тот майский день,
И над скамеечкой
Цвела сирень.
2000 г.
Глаза не видят буйства света,
В глазах один лишь любимый облик.
И на душе совсем не лето.
Душа под ливнем осенним мокнет.
И пусть в глуши за синей речкой
Кукушка снова года считает,
У нас с тобою в запасе вечность,
Но пусть об этом никто не знает.
2000 г.
Я помню прошлую войну
Я помню прошлую войну,
Хотя и возрастом не вышел.
Её я отголоски я слышу
Сквозь мирных будней тишину.
Напоминают о войне
Окрест пустующие сёла.
Не слышно песен в них весёлых,
И жизнь течёт, как в мутном сне.
Напоминают о войне
В селенье каждом обелиски,
Рассказа и родных, и близких,
И фото дома на стене.
Войны той скорбная печать
На лицах вдов, сирот осталась;
В глазах их вечная усталость,
В их душах вечная печаль.
И не сумею я забыть
Всех тех, кому по гроб обязан,
Тем, что неволею не связан,
Могу дышать, могу любить.
Пред теми, кто прошёл войну,
Я молча преклоню колени,
Кто не дожил до дней весенних,
Тех чаркой горькой помяну.
Я буду прошлое хранить,
Чтоб детям рассказать и внукам
О тех, чьи жизни, кровь и руки
Нам дали мир, чтоб дальше жить.
1998 г.
Зима
Застилает зима
Белым снегом постель,
И стучится в дома
Непоседа-метель.
Под ледовым ковром
Затаилась река.
За морозным окном
Мчат на юг облака,
Чтоб вернуться весной
С тёплым майским дождём…
А пока над землёй
Кружит вьюга волчком.
1998 г.
Возвращение
Сколько мой путь ни тянулся,
Как ни кружила дорога,
Но всё равно я вернулся
К дому, к родному порогу.
Всё здесь до боли знакомо,
До нежной, волнующей боли.
Здесь меня любят и помнят,
Здесь меня примут любого
Добрые мамины руки.
В сердце развеют тревоги,
И не было будто разлуки,
Не было долгой дороги.
Здесь я опять возвратился
К жизни, забыв о печалях…
Здесь я когда-то родился,
Здесь же начну всё сначала.
1998 г.
День
Отгорел закат,
Не прощаясь, день усталый вышел за порог.
Он не виноват в том, что этой ночью
Кто-то будет одинок.
Он не виноват в том, что у кого-то
Не сложилось, не сбылось.
Пусть его простят те, кому уснуть сегодня
Так и не пришлось.
Чужая ночь
Долгая душная ночь,
В небе чужом огни,
Но не сумеют помочь
Мне они.
Где-то, не чуя беды,
Я не туда свернул.
Свет путеводной звезды
Обманул.
Что все надежды пусты,
Я же тогда не знал,
И за собой все мосты
Я сжигал.
Осень
Плачет. За окном дождём холодным осень плачет,
Облетает с вековых дубов последняя листва.
И иначе, я на жизнь теперь смотрю, совсем иначе,
Обретают новый смысл и рифмуются слова.
Не вините день, если он для вас
Сложился нынче непростым,
Если он, как тень, набежал и в сумерках
Растаял, словно дым.
Новый день придёт с новыми надеждами,
И радость сменит грусть.
Пусть он принесёт счастья и удачи вам,
И светлым будет пусть.
1998 г.
А впереди пустота
И никаких следов.
Боже, о как я устал.
Где мой кров?
Так и брожу я в ночи,
Как и вчера бродил.
Мне б огонёчек свечи
Впереди.
1998 г.
Знает, что ко мне ты не вернёшься, осень знает.
Все надежды без следа ушли, как дым.
Не страдает, от разлуки сердце больше не страдает,
И, как прежде, мир становится и светлым, и родным.
Смыло, всю печаль дождём осенним в лужи смыло, верить буду – не вернётся её холодная вода.
Всё, что было, всё, что между нами в этой жизни было,
Я забуду, и, надеюсь, что не вспомню никогда.
1998 г.
Слайд 1
Окружная исследовательская конференция для учащихся 5-7 классов «Первые шаги в науку» Направление: ЛИНГВИСТИКА Тема: «Образ малой родины в стихотворениях поэтов-земляков» Автор: Ромашова Елизавета - ученица 6 класса Больше-Алдаркинского филиала ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское Руководитель: Никифорова Татьяна Алексеевна Нефтегорск, 2016Слайд 2
Словно из детства картинку, Сердце, не забывай Эту мою глубинку, Этот родимый край. В. Дмитриев
Слайд 3
Цель исследования: выявить своеобразие художественного образа «малой родины» в творчестве поэтов-земляков
Слайд 4
Задачи исследования: выяснить с помощью анкетирования, знакомы ли учащиеся нашей школы с творчеством поэтов-земляков и представить результаты в виде диаграммы; собрать информацию о биографии и творчестве поэтов-земляков: Новиковой Л.А., Максимовой Т.А., Дмитриеве В.И.; провести выборку стихотворений по исследуемой тематике; провести исследование средств речевой выразительности, помогающих создать неповторимый облик малой родины.
Слайд 5
Гипотеза: Художественный образ «малой родины» в лирике поэтов-земляков имеет своеобразное воплощение
Слайд 6
Результаты анкетирования:
Слайд 7
Новикова Людмила Александровна Алдаркино – село родное, С которым связана моя судьба. Уж сколько лет шагаю с ним я в ногу. Ты часть России, родина моя !
Слайд 8
Максимова Татьяна Александровна Дом на краю деревеньки, Где я живу с родными, Крылечко из дерева в три ступеньки, Палисадник с берёзками молодыми.
Слайд 9
Дмитриев Владимир Иванович Словно из детства, картинка В памяти вновь всплыла. Это моя глубинка, это моя земля.
Слайд 10
Родина – это Отечество, родная страна Место рождения, происхождения Вторая родина – место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным.
Слайд 11
Эпитеты «вечная даль тишины и покоя», «святая родниковая водица», «дивный заволжский край» (Дмитриев В.И.) «военные лихие те года», «пёстрый лесной косогор», осень «чудо-волшебник» (Новикова Л.А.) «берёзки-красавицы», «белая красавица зима» (Максимова Т.А.)
Слайд 12
Метафоры, олицетворения «сосны машут верхушками», «берёзки тихо шепчутся», «берёзка улыбается» (Максимова Т.А.) «осень пришла», «простор нас манит», «лес превращается в дворец» (Новикова Л.А.) «самарские дали… двери открыли в рай», «просторы полей… нежно ласкают взоры» (Дмитриев В.И.)
Слайд 13
Сравнения глубинка «словно из детства картинка», «жизнь течёт, как в мутном сне» (Дмитриев В.И.) «будто чудо-волшебник вдруг все краски смешал» (Новикова Л.А.)
Слайд 14
Заключение Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение: образ «малой родины» в лирике поэтов-земляков является одушевлённым, включает в себя родную природу и людей. Поэты используют широкий спектр средств художественной выразительности. Материалы исследования и подборка стихотворений размещены в школьном музее.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Два петушка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Цветущая сакура
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"