В работе "Искусство слов попадать прямо в сердце" (секция - лингвистическая) исследуется природа притч и легенд, описываются особенности этих жанров.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 881.5 КБ |
МКОУ «Сузунская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
Легенды и притчи.
«Искусство слов попадать прямо в сердце»
Секция – «Лингвистическая»
(русский язык, литература, краеведение)
Автор – Ковганич Мария
Класс – 11б
Руководитель работы – Архипова Любовь Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Сузун 2012
Оглавление
I.Введение
II. Методика исследования
III. Результаты исследований. Практическая часть.
IV. Теоретическая часть
1) Что такое притча?
2) Что такое легенда?
3) Притча и легенда.
А) Сравнение двух жанров.
Б) Использование притчи в рассказе А. П. Чехова «Угроза».
В) Легенда Сузунского района «Почему часто горел монетный двор и медеплавильный завод»
Г) Особенности притч и легенд.
4) Притча и легенда в произведениях писателей-классиков.
V. Выводы.
VI. Заключение
VII. Список использованной литературы.
I.Введение
Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?
Джалалиддин Руми
Легенда - приемная дочь истории.
Сегодня перед российской интеллигенцией стоит задача возрождения духовности. Именно литература должна способствовать нашему самоопределению, формированию социальной зрелости, выработке жизненной позиции.
В последнее время возрастает в обществе интерес к таким необычным жанрам литературы, как притча и легенда. В наше время они популярны не только в среде ораторов. Любое выступление докладчика или сообщение человека, выступающего перед аудиторией, будет ярче, интереснее, более запоминающимся, если он использует уместную по тематике притчу или объясняющее какое – либо событие, легенду. Писатели обращаются к произведениям этого жанра, включают старинные сказания и легенды в современные художественные тексты. Притчи, легенды, включаемые в художественное повествование, во многом раскрывают суть самих произведений, отвечают на основные вопросы, задаваемые автором, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Поэтому научиться воспринимать и понимать произведения самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи и жанра легенды, живых и по сей день, - значит, научиться увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научиться видеть в традиционных трактовках литературных произведений другой контекст, рассматривать их под разным углом зрения.
Как мне кажется, древние люди были мудрее нас. Они намного глубже понимали устройство мира. И мудрость свою передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Что мы знаем об этих литературных жанрах? Это небольшие по объему рассказы, которые содержат в себе какую-то мудрость, мораль, которые чему-то учат или объясняют по-своему исторические события.
На первый взгляд может показаться, что притча и легенда не несут в себе никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Кто-то, не понявший их морали, может подумать, что это просто короткий рассказ, где конец довольно-таки прост и его легко угадать. Но если одному человеку не понравились данные истории, если он не увидел в ней мудрости, это не значит, что другие люди, прочитав её, не узнают себя в её героях, не поймут схожесть своей жизненной ситуации с жизненной ситуацией героев.
Причти и легенды нужно перечитывать, ведь каждый раз в них видишь что-то новое, то, что еще не понял, не осмыслил, не пережил. Перечитав, извлекаешь из них еще больше пользы для себя, еще больше мудрости.
Из поколения в поколения притчи и легенды передавались, дополняясь подробностями, какими-то деталями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. В разные времена, в разных странах, многие люди при принятии ответственных решений искали ответ в этих поучительных историях, дошедших до наших дней.
Проницательность древних философов, которые придумывали притчи, до сих пор поражают своей простотой. Мы часто в повседневной жизни критикуем других людей, выражаем недовольство, нервничаем, а на самом деле, всё, что нам не нравится - есть в нас самих. И именно притчи учат нас находить в себе и искоренять те качества, которые нас раздражают в других людях.
Что же можно сказать о легенде? Она во многом похожа, но во многом и отличается от притчи. Важно то, что она непосредственно касается истории, как всеобщей, так и отдельного народа, отдельного государства и даже отдельного здания или, к примеру, растения. Наверное, о каждой вещи, о каждом предмете нашего обихода, нашей обыкновенной жизни, есть свои легенды, которые рассказывают об их происхождении, о том, как их использовали раньше.
Легенды слагались не одним человеком, в этом их особенная прелесть. Они содержат в себе все страхи и выдумки народа.
Спросите себя – читали ли Вы притчи и легенды когда-нибудь? Помогли ли они Вам в чем-либо? Извлекли ли вы урок из прочитанного? Зачем они нужны? О чем они хотят рассказать нам? Кто их придумал? Что они из себя представляют? На эти и многие-многие другие вопросы я и хочу ответить в моей работе.
Без сомнения, разгадать всю мудрость, зашифрованную нашими предками в притчах и легендах, еще только предстоит будущим поколениям. Нам же только остается черпать из этого колодца мировой мудрости.
II. Методика исследования
Цель данной работы:
1.Изучить особенности литературных жанров притчи и легенды.
Практическая цель научной работы – доказать сверстникам необходимость чтения и изучения притч и легенд.
Задачи:
Методика исследования
Объект исследования – притчи и легенды.
Предмет исследования - особенности притчи и легенды.
Методы, применённые в работе:
изучение теоретического материала о притчах и легендах; анализ и синтез; анкетирование; математическая обработка материала.
Гипотеза – если мы займёмся изучением притч и легенд, то и в своей речи будем использовать их, что сделает нашу речь ярче, образнее. Кроме того, если мы сформируем в себе умение обнаруживать и анализировать главную особенность притчи – её мораль, и главную особенность легенды – её фантастическое, мистическое начало, то сможем проще относиться к разным ситуациям в жизни, так как найдем в них жизненные, мудрые советы и для себя, и для своих знакомых.
Об актуальности предмета исследования свидетельствует интерес наших современников к притчам и легендам.
III. Практическая часть
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Выводы:
В ходе опроса было выявлено, что большая часть опрошенных читала и притчи, и легенды. Многие извлекли из прочитанного урок.
Большинство предпочитает легенду притче, но есть и такие, кто считает, что легенда и притча одинаково мудры, и между ними нет большой разницы.
Очень печально, что среди ответов на вопрос о том, какие притчи и легенды вы знаете, часто попадался такой: «Никаких». Это говорит, с одной стороны, о том, что, возможно, респонденты просто не запоминают названия, а с другой, что они ничего не читали.
Не порадовали ответы и на вопрос об авторах, которые используют в своих произведениях притчи и легенды, так как большинство из опрошенных ответили, что они не знают никаких авторов. Странным показалось то, что в вопросе №6 многие написали «Легенда о Данко», но автора этой легенды вспомнить не смогли.
IV. Теоретическая часть
1.Что такое притча?
Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Чтобы наиболее ясно себе представить, что такое притча, обратимся к словарям:
Словарь Ожегова:
1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? *Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) — предмет общих разговоров. II прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Притча
1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом.
б) Иносказательное выражение.
2) устар. То же, что: басня.
Итак, проанализировав данные этих и других словарей, мы получили вот что: притча – небольшое по объему повествовательное произведение назидательного характера, содержащее в себе моральное поучение. Иногда притчу называют параболой, что в переводе с греческого означает «сравнение».
Понятие «притча» трудно определить однозначно в связи с его неоднократной трансформацией в период своего существования. В древнее время слово «притча» понималось в смысле «изречение», «апофегма».
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.
Вот что говорили другие авторы о притчах:
Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?
Сорву ль непонимания печать,
Чтоб истину открыто возглашать?
Волною моря пена рождена,
И пеной прикрывается она.
Так истина, как моря глубина
Под пеной притч порою не видна.
Вот вижу я, что занимает вас
Теперь одно — чем кончится рассказ,
Что вас он привлекает, как детей
Торгаш с лотком орехов и сластей.
Итак, мой друг, продолжим — и добро,
Коль отличишь от скорлупы ядро!
Джалалиддин Руми
Притчи - это послания человечеству от Вселенной, послания от Высшего Божественного Разума. Они дают направление в жизни. Нужно только правильно их интерпретировать. В притчах заключена наибольшая часть человеческой мудрости.
В. Сибирский
2. Что такое легенда?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к словарям.
Словарь Ожегова:
ЛЕГЕ́НДА, -ы, ж.
1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды.
2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).
3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.
4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).
Словарь В.Даля:
ЛЕГЕ́НДА ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.
Леге́нда - ж.
1)а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания).
б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице.
6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.
Легенда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
Легенда - приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока).
Вот, что говорили о легенде некоторые мыслители:
Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня - книгу пишет одинокий сумасшедший.
А) Сравнение двух жанров.
Итак, нам нужно выявить особенности притчи и легенды. Чем же они похожи и чем они различаются?
Начнем с персонажей притч и легенд. Если мы прочтем некоторые из них, сразу можно заметить, что как в притчах, так и в легендах, персонажи обычно безымянны, очерчены схематично, лишены характеров: некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще».
Часто и притчи, и легенды начинаются со слов «однажды», «когда-то…», «один раз» и т.п. Это указывает на то, что это не так уж важно, так было, есть и будет.
Притчи и легенды – произведения искусства устного слова. Они передавались из поколения в поколение из уст в уста, с каждым разом дополняясь и преобразовываясь, сохраняли в себе только самое важное, обрастая все новыми выдуманными подробностями и различными фактами.
Это черты сходства легенд и притч. Но у них есть и различия. Так, например, притча несет в себе какую-то особую мораль, совет для читателя, а легенда просто повествует о чем-либо, о каком-то историческом событии, о великом человеке.
Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства.
Б) Использование притчи в рассказе А. П. Чехова «Угроза».
Рассмотрим притчу на примере рассказа А. П. Чехова «Угроза».
Налицо многие признаки притчи: отсутствие обрисовки характеров, безымянные персонажи: «один барин», заостренность главной мысли – все говорится о крайних мерах, к которым некий барин хотел прибегнуть. Предельная краткость (что всегда отличало А.П. Чехова от других писателей-классиков). Экспрессивность языка: «Клянусь!».
Теперь рассмотрим особенности легенды на примере одной из них, рассказанной работником музея Сузунского района (см.стр.18).
В) Легенда Сузунского района «Почему часто горел монетный двор и медеплавильный завод»
Всем известно, что в России, как и во всем мире, огромное количество всевозможных, правдивых и ложных, интересных и порой устрашающих легенд. Так же можно сказать и о нашей малой Родине – о Сузунском районе. Мне стало интересно: а есть ли у нас свои легенды и притчи.
К моему большому сожалению, притч я найти не смогла. А вот легенду в нашем краеведческом музее мне помогли найти. Она возникла сразу же, как только начал заселяться Сузун и Сузунский район, как только появились Сузунский Монетный двор и Медеплавильный Завод. Правда или неправда содержится в ней – мы об этом уже никогда не узнаем. Но реально то, что пожары в наших краях отнюдь не редкость!
«Почему часто горел монетный двор и медеплавильный завод»
Как раз на том месте, где позже были построены Сузунский монетный двор и медеплавильный завод, была расположена небольшая деревушка под названием Быково. В этой деревушке жила ведьма. Она часто насылала порчи и заговоры на жителей деревни, на их скот и даже на детей. Однажды, когда злая ведьма вновь причинила вред кому-то из деревенских жителей, местное население собралось и порешило с ней расправиться. Они заперли ведьму в её собственном доме и подожгли его. Ведьма, которая не могла выбраться из дома, наслала на это место страшное проклятие: «Все, что вы здесь построите, будут преследовать страшные пожары!» Так это и случилось. Сузунский монетный двор горел не один раз. В пожаре он и закончил свою деятельность».
Итак, по прочтении данной легенды, можно выявить характерные для этого жанра признаки: отсутствие обрисовки характеров, безымянные персонажи: «жители», «ведьма». Легенда краткая. Экспрессивность языка: «Все, что вы здесь построите, будут преследовать страшные пожары!». Присутствие фантастического, мистического: ведьма, проклятие, которое сбылось, порчи, заговоры. И в то же время – пожары – это факт и прошлого нашего посёлка и настоящего.
Надеюсь, что с процветанием в нашей местности туризма, ещё найдутся новые легенды!
Г) Выводы об особенностях притч и легенд.
Выявим особенности притчевого характера:
Наблюдательность, позволяющая обыкновенную деталь превращать в символ.
Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство.
Выявим особенности легенды:
Выявим общие черты: краткость, иносказательность, мудрость
Сюжеты знаменитых притч ненавязчиво вводятся в художественную ткань литературных произведений. Столкновение исторически злободневного в произведении с универсальным смыслом притчи рождает своеобразный «стереоскопический эффект». Так, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» евангельский рассказ об умершем и воскресшем Лазаре проецируется автором на судьбу Раскольникова как притча о возможности нравственного возрождения гения романа.
Притча может стать способом авторского обобщения, когда писатель использует емкость и содержательность её формы для прямого разговора с читателем о волнующих его нравственных и социальных проблемах (притча о Кифе Мокиевиче и Мокиии Кифовиче в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, «бабья притча» о ключах женского счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Выдающийся фольклорист А. Н. Афанасьев одним из первых в России стал исследовать легенду как фольклорный и литературный жанр. В предисловии к сборнику «Народные русские легенды» он говорит об укоренении в фольклоре христианских представлений, которые сосуществуют с «языческой стариной».
Особенно интересно, что само становление легенды на христианской основе через века было по достоинству оценено в советское время. Большевистская идеология изначально формировалась на псевдохристианской основе, как учение лжепророков и лжехристов (об этом с ясностью свидетельствует текст книги Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), и, конечно, возможности легенды в этом смысле изумительны. Легенда давала возможность действовать силой полуправды, которая страшнее и безнадежнее лжи. Легендарным был прежде всего образ Ленина – по арифметически правильной канве его биографии вышивались фантастические подробности, начиная с фактов его детства и первой ссылки (такие легенды были разоблачены и высмеяны М. Зощенко в цикле рассказов о Ленине). Но уже к концу 30-х годов понятие легенды в словаре советской эпохи утратило свою терминологичность и точность.
V. Выводы.
Притчи и легенды – не простые рассказы. Они направлены на то, чтобы помочь, дать человеку совет. Многие писатели-классики использовали притчи и легенды в своих произведениях.
Прочитав множество притч и легенд, исследовав их особенности, я сформировала в себе умение обнаруживать и анализировать их главные особенности, и теперь я смогу проще относиться к различным ситуациям в жизни, так как найду в них совет для себя. Мне осталось только донести узнанную информацию до сверстников, чтобы они тоже заинтересовались этим.
Читая притчи и легенды, мы приобщаемся к ценностям духовной культуры, формируем нравственные ориентиры, развиваем познавательную самостоятельность, лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
VI. Заключение
Притча – краткий рассказ, содержащий в себе поучение. Легенда – краткий рассказ, отображающий действительность, украшенную фантазией.
Сейчас наша жизнь полна различных перемен, мы все не задумываемся о том, что наши проблемы, наши ситуации повторяются из года в год, из поколения в поколение. А люди, жившие до нас, уже нашли решение для этих проблем через притчи и легенды. Но мы слишком торопимся жить, думаем, что мы всегда правы, мы слишком самостоятельны. К чему все это? Ответ на вопрос уже есть, зачем лишние усилия, лишние старания? Не понимаю. Гораздо легче найти совет в притчах и легендах, чем самому доходить до истины.
Очень модно в наше время, особенно среди ораторов, начинать свое выступление с легенды или причти. Я думаю, что мне теперь будет гораздо легче начать свою речь, так как в ходе своих исследований я узнала очень много нового и это – самое главное, самый важный урок, который я извлекла для себя.
А еще интересно было узнать, какие легенды существуют в нашем Сузунском районе. Их мало, но то, что они есть – очень хорошо, это значит, что наш район по - своему особенный, своеобразный, не похожий на другие районы.
Я надеюсь, что эта работа поможет моим сверстникам в чем-либо, ответит на все вопросы, вызванные в ходе прочтения её.
Читайте притчи и легенды! Они ни один раз помогут вам в жизни! Это мудрость, которую мы должны изучать и использовать в своей речи.
VII. Список использованной литературы.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Сказочные цветы за 15 минут
Дерево в снегу
Мороз и заяц
Две лягушки