Работа содержит исследование, разработаны рекомендации паломникам, презентация
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 183 КБ |
Презентация исследовательской работы | 332.5 КБ |
«Сретенские чтения»
В РАМКАХ ОКРУЖНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЧТЕНИЙ
Тема работы: По святым местам Самарского края. Святые источники Кинель-Черкасского района
Выполнила:
Гаврилова Екатерина,
ученица 7 класса
Больше-Алдаркинского филиала
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское.
Научный руководитель:
Никифорова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Больше-Алдаркинского филиала
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское.
с. Борское ул. Ст. Разина д.128
Тел. (84667)2-12-85, факс: (84667)2-12-85
Борское 2021
Содержание Страницы
2.Общие сведения. ……………………………… ………………… …..…...5
3.Заключение………………………………………………………...…………15
4.Список литературы………………………… ……………………………...16
5.Приложения…………………………………………………………………....17
1. Введение
1.1 Актуальность
Восемь лет эту местность я знаю.
Уходил, приходил, - но всегда
В этой местности бьёт ледяная
Неисчерпываемая вода.
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный родник,
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слёзы гордого счастья, и я
Восклицаю: ты – символ России,
Изнедривающаяся струя!
(Игорь Северянин. «Родник»)
Вода – это жизнь для всего сущего, а для Православных христиан она является началом духовной жизни, поэтому у русских людей с древних времен особое отношение к родникам. Всегда было принято сооружать часовни-храмы на месте святых источников. Эта традиция продолжается и сегодня.
1.2. Проблема
Мною выбрана тема «Святые источники Самарской области», потому что для меня явилось открытием большое количество Святых источников в нашей области. О них я узнала от учителя литературы. В своей школе я провела анкетирование обучающихся и пришла к выводу, что у ребят мало знаний на эту тему.
Результаты анкетирования
Было опрошено 20 человек, из них:
Мне хотелось бы конкретнее остановиться на святых источниках, находящихся на территории Кинель-Черкасского района, так как он расположен недалеко от Борского района и в нём живёт моя бабушка, которая часто посещает эти места. Поэтому я посчитала необходимым создать небольшой рекламный буклет «Кинель-Черкасские святые источники», чтобы познакомить всех желающих с их историей и правилами посещения.
1.3. Цель:
Создание рекламного буклета «Кинель-Черкасские святые источники»
1.4.Задачи:
1.5. Практическая значимость
Материалы исследования можно использовать в работе с местным населением, со школьниками по ознакомлению со святыми источниками на территории области и района, с их целебными свойствами.
2. Общие сведения
2.1. Родник и Родина – родственные слова.
Всем известна притягательная сила родников. Любой человек, проходя мимо, обязательно остановится, чтобы испить студеной родниковой воды. Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Слова «родник», «Родина», «народ» имеют общий этимологический корень «-род-». Люди (сначала семейно-родовые общины) издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники, тем самым возникало такое понятие, как Родина – родной край, где комфортно жить семейному роду.
2.2. Целительные свойства святой родниковой воды
Святая вода источника очищает верующих «от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге» («Святое Писание»). При крещении младенца трижды окунают в святую воду, а если это подросток или взрослый человек, то троекратно подвергают омовению голову и плечи. Святая вода в этом Таинстве, «омывая греховные нечистоты, обновляет и возрождает человека к новой жизни во Христе». Святая вода обязательна при богослужениях, молебнах и крестных ходах. А в быту святую воду, принесенную в дни церковных праздников (особенно в Крещение, 19 января) из церквей и соборов, бережно хранят, причащаясь ею с молитвой во время болезни. «Освященная вода, - писал святитель Дмитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и тел всех, пользующихся ею». Она, «приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни». Считается, что святая вода отгоняет злых духов и гасит пламя страстей - вот почему ею окропляют жилище и вещи. О святой воде есть упоминания уже в начале Ветхого Завета.
Человечество ещё в давние времена не было лишено святой воды. Источник, который забил из скалы по велению Моисея, струил святую воду. А река Иордан прославилась на весь мир тем, что Сам Господь погрузился в нее, освятив тем самым водную стихию и сделав его источником освящения. Так совершилось освящение вод впервые после грехопадения человека.
Для водосвятия предназначен особый сосуд - это большая чаша на низкой подставке, с круглым основанием. Основание есть символ земной церкви; сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует собой Церковь Небесную, а все вместе - символ Богоматери, родившей Богочеловека Иисуса Христа. Теми же основными признаками обладает и купель для крещения, отличаясь большими размерами и длинной подставкой.
Освящение воды (каждение над водой) сопровождается чтением молитвы, троекратным благословением рукой и произнесением священником слов: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа освяти воду сию».
Наибольшую силу имеет крещенская и рождественская вода, так как в эти праздники совершается один и тот же чин великого водосвятия. Ту и другую воду вместе часто называют Богоявленской, потому что так в древности именовали два великих праздника - Рождество и Крещение Христово. Крещенскую воду как святыню следует бережно хранить в красном углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебны такого рода совершаются как в храмах, так и в домах самих прихожан.
Почему Церковь молится о водных источниках? Потому что без воды нет жизни на Земле. «Какой дар столь необходим нам, как вода?» - говорит священномученик Ипполит Римский. - «Водою все омывается и питается, и очищается, и орошается...». Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует и сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес».
Чтобы святая вода оказала свое целебное действие, необходимо, чтобы души были полны светлых помыслов, а руки - добрых дел. И перед тем, как испить святой воды, надо прочесть такую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь»
Чудеса и исцеления святой водой, утверждает Церковь, продолжают происходить и в наши дни. Однако лишь с теми людьми, кто со святой верой надеется на них и искренне желает изменить свою жизнь к лучшему покаянием и молитвами. А там, где люди жаждут чудес из простого любопытства, а не из желания спасения, они не происходят. Именно об этом говорил Иисус Христос: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему». Поэтому Церковь и священнослужители призывают людей с верой и чистым сердцем возносить молитвы Спасителю перед тем, как прибегнуть к помощи святой воды.
2.3. Описание святых источников Кинель-Черкасского района
В Самарской области находятся более 300 святых источников, каждый из которых несомненно представляет интерес как для паломников, так и для туристов. Святых источников, о которых сохранились предания и хоть какие-то сведения около 50, но их число постоянно растет, так как освящаются новые источники.
Кинель-Черкасский район образован в 1928 году. Он расположен на востоке области. В этом районе насчитывается 71 родник. Самые известные и посещаемые из них:
- Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Кабановка
- Святой источник в честь святых Царственных мучеников в поселке Садгород
- Святой источник святого мученика Трифона Апамейского (Богородское).
2.3.1. Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери (Кабановка).
Родник находится на окраине села, в овраге, по которому течет ручей, дающий начало речке Козловке. Ручей образован множеством выбивающих из недр земных родничков. В прошлом и позапрошлом веке, один из этих ключей, всегда снабжавший жителей села вкусной водой, назывался Митякиным, по имени крестьянина, жившего неподалеку и ухаживавшего за ним. В старину, в селе была церковь и даже размещалось благочиние, к святому источнику ходили крестным ходом, проходили богослужения и освящались воды. В 1929 году церковь закрыли, а власти хотели открыть в ней клуб, но народ воспротивился, и храм передали под колхозный склад. Позже в ней открыли школу, а в 90-е годы прошлого века разобрали, а бревна продали. Всегда и даже в годы богоборчества, несмотря на запреты и гонения, верующие на церковные праздники, собирались у почитаемого святого источника.
Наконец-то, в мае 2002 года, Кабановская волостная администрация приняла решение обустроить Митякин родник. Благодаря организационной работе семьи Кононенко, и благодетелям, были собраны средства и стройматериалы и работа закипела. Была проведена большая работа по обустройству святого места — оборудована купальня и возведена надкладезная часовенка. 19 января 2001 года, источник был освящен. Местные жители, во главе со священником Николаем Цыганюком из села Кинель-Черкассы прошли крестным ходом к Митякину роднику и когда батюшка начал службу водосвятного молебна, вода в источнике забурлила. Весть об этом чудесном явлении вскоре разнеслась по всей округе и роднику устремились люди.
Много молитв, обращенных к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, было произнесено у святого ключа и вдали от него в благодарность за исцеление от тяжелых недугов. Вода в источнике в любое время года чиста и прохладна (около 6-7 градусов), имеет сладковатый вкус, при хранении долго не портится. Дебит источника средний - 20 литров воды в секунду.
Ежегодно, в престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, по окончании Божественной литургии в храме, к святому источнику совершается крестный ход, служится водосвятный молебен. После чего по традиции много верующих омываются в благодатных водах.
К источнику постоянно стекаются паломники, редко когда здесь никого не встретишь. Традиционно перед тем как пойти к источнику, принято молиться перед иконой Божией Матери «Нечаянная радость», которая находится в храме села Кабановка. Масло, взятое от иконы, почитается верующими за святыню.
В августе 2009 года благодетели переоборудовали святой источник, новый облик появилась купель для погружения.
Рядом со святым родником, чуть дальше, в глубине оврага, выбивает еще один ключ, освященный во имя святого преподобного Сергия Радонежского, появившийся в результате проводимых работ по устройству подземной часовни в склоне оврага.
Известны случаи исцеления от глазных болезней, подагры, артрита, артроза, доброкачественных опухолей.
2.3.2.Святой источник в честь святых Царственных мучеников (Садгород).
В 2000 году местный житель Евгений Федоров решил построить купель на одном из двух источников, которые находились на окраине поселка. Люди поддержали эту идею, и вскоре верующие крестным ходом пришли к первому из родников. После того как священник отслужил здесь молебен, садгородцы увидели на воде светящийся крест, а вокруг солнца - радугу. Позднее, во время освящения места под строительство купели, вокруг солнца вновь появилась радуга, а рядом с ней - большой крест. На ближайшем к источнику дереве верующие укрепили небольшую икону святых Царственных мучеников. И вот как-то поздним вечером, по окончании дневных строительных работ, люди стали свидетелями чуда: от иконы исшел в небо яркий луч света.
Рассказывая об этом событии, жительница поселка Лариса Колчина сообщила также, что местные власти принимали активное участие в строительстве купели. В тот же год верующим было передано здание под храм.
Свой вклад в строительство купели внесли и жители села Тимашево, которые приезжали на велосипедах. 17 июля 2008 года — в день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии — купель была освящена. И сразу на источнике стали происходить исцеления. Многие ощущают здесь неземное благоухание.
Сугубую помощь на источнике получают бесноватые.
2.3.3.Святой источник святого мученика Трифона Апамейского (Богородское).
На юго-западной окраине села Богородское есть родник, известный с давних времен. Назывался он «Желоба». Свое название родник получил потому, что вода из него подавалась по деревянным желобам.
В XIX веке село относилось к Бугурусланскому уезду и являлось центром поселения. Местный помещик, имевший обширное хозяйство, построил в селе каменную церковь недалеко от своего дома. В засушливое время от источника «Желоба» начинались крестные ходы. На роднике служили молебен и затем совершали движение к другим родникам — по пути следования крестного хода.
В Богородском немало родников, но именно «Желобам» суждено было войти в историю края. Как-то барину пришло в голову сделать анализ воды из разных источников. Вода из родника «Желоба» оказалась самой «легкой». Из него и стал помещик брать воду для своих нужд. От родника к соседнему селу Орлянка проложили мощеную дорогу, по которой жители Орлянки ездили в храм села Богородское на богослужения. Но со временем о «Желобах» стали забывать. Пользовались водой источника в основном пастухи, охотники, грибники и ягодники. Когда о забытом роднике стало известно местному священнику, батюшка вознамерился его отыскать и вернуть к жизни. 14 февраля 2009 года, в день памяти мученика Трифона, после Божественной литургии в церкви села Богородское люди отправились по заснеженным полям к роднику. В то время он представлял собой природную ванну, на дне которой бурлило несколько родничков, как бы вулканчиков. Чистейшая вода выбегала из родника, образуя ручей, который через несколько метров срывался в небольшой водопадик. На вторую седмицу Петрова поста, 22 июня 2009 года, при участии паломников из Самары и верующих сел Богородское и Кабановка на источнике был отслужен молебен святому мученику Трифону, и родник был освящен в его честь. На взгорке у источника водружен крест, обозначивший святое место. После освящения источника к нему стали приезжать люди и образовалась проселочная дорога.
Так на карте Самарской области появился еще один источник Божией благодати. Жители села изготовили и установили дубовый сруб для подъема и подачи воды. Продолжаются работы по благоустройству источника.
Из жития мученика Трифона известно, что он имеет благодать от Бога изгонять бесов и исцелять болезни, как людей, так и животных. Также он является покровителем пастухов и охотников. При жизни Трифон, будучи еще юным, пас гусей и оказывал помощь животным.
О чем просят. Люди верят, что по молитве к святому мученику Трифону вода исцеляет бесноватых, «порченых», а также больных внутренними болезнями. Пить святую воду из источника нужно с молитвой
Молитва святому Трифону Апамейскому
О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, в великих чудесех возсиявый, источаяй цельбы притекающим к тебе с верою и сущия в скорбех человеки заступаяй, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву, в Риме граде от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель. И идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно прославляем Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.
2.3.4. Безымянные родники села Алтухово
Село Алтухово расположено в нескольких километрах от города Отрадного. Село старинное, ему более трехсот лет. Весьма необычна его история. Три века назад эти места проходили переселенцы из голодающей Курской губернии — крестьяне шли на восток в поисках богатых и плодородных земель. Одна из женщин в обозе начала рожать, а была холодная мокрая осень. Ее родные решили остаться здесь и переждать зиму. С ними остались еще пять семей. Они выкопали землянки, как думали, до весны. Но с первыми теплыми днями люди не тронулись в путь, потому что поняли, что нашли именно те земли и реки, о которых мечтали. У одной семьи была фамилия Алтуховы. Так и стала вскоре называться эта местность с многочисленными родниками.
До революции в Алтухово был деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его постигла участь большинства российских церквей. Возродить духовную жизнь в деревне взялся местный предприниматель Владимир Николаевич Муратов. Получив благословение архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, он на свои деньги за три года построил каменный храм и воскресную школу. Первая служба в красавице церкви прошла на Пасху 2009 года.
3. Заключение.
Да, богата Самарская земля родниками и святыми источниками, которые известны за пределами области. И у каждого источника есть своя история, легенда, предание. Можно привести немало примеров бережного отношения к родникам, которыми пользуются несколько поколений людей.
Родники – удивительные творения, которые несут нам не только свежую благодатную воду, но и даруют размышления, о силе, истории и красоте нашей Самарской природы.
Выполняя исследовательскую работу я узнала много о святых источниках Кинель-Черкасского района Самарской области. И мой следующий шаг – посетить святые источники и самой убедиться, что вода из этих родников обладает «волшебными» свойствами.
4. Список литературы
1. Аксаков С.Картины природы нашей Родины. Издательство «Просвещение» Москва.1964
2.Бедула О., Святые источники Самарского края «Живые родники». - Самара . -2009.
4. www.samara.orthodoxy.ru/Svytini/Istoch.hatml
5. http://svyato.info/samarskaja-oblast/
7. http://pravoslavie-v-knige.ru
Приложение 1.
5. Правила посещения святых источников
Святой источник и его территория место обиталища Духа Святаго, поэтому просим Вас
вести себя как в храме, с почтением и благоговением.
И конечно совершенно неприемлемо здесь:
- Распивать спиртные напитки
- Курить
- Разводить костры, приготавливать шашлык и др.
- Мусорить, загрязнять источник, кидать монеты
-Сквернословить, вызывающе вести себя
- Громко: разговаривать, смеяться, петь, включать аудиоаппаратуру
- Приводить животных
- Оставлять надписи, разрушать имущество.
Посещая купель Святого источника, рекомендуется:
- Четко определить зачем Вы сюда пришли
- Крепко верить, что после подвига купания, Бог сам решит как Вам помочь
- Иметь нательный крест
- Женщинам посещать в «чистые» дни
- Погружаться три раза со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Если хотите совершить подвиг купания ради другого то повторить погружения с теми же словами перекрестившись перед каждым разом.
Приложение 2.
Анкета.
Слайд 1
Сретенские чтения По святым местам Самарского края. Кинель-Черкасские святые источники. Работу выполнила : Гаврилова Екатерина, ученица 7 класса Больше-Алдаркинского филиала ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское. Научный руководитель : Никифорова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы Больше-Алдаркинского филиала ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское.Слайд 2
Восемь лет эту местность я знаю. Уходил, приходил, - но всегда В этой местности бьёт ледяная Неисчерпываемая вода. Полноструйный родник, полнозвучный, Мой родной, мой природный родник, Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!) Неотбрасываемо я приник. И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и я Восклицаю: ты – символ России, Изнедривающаяся струя! (Игорь Северянин. «Родник»)
Слайд 3
Анкета Знаете ли Вы, какие святые источники находятся на территории Кинель-Черкасского района Самарской области? Приходилось ли Вам бывать на святых источниках? Какие правила нужно соблюдать при посещении святого источника? Было опрошено 20 человек, из них : 15% знают, какие святые источники находятся на территории Кинель-Черкасского района. 7% хоть один раз посещали святые источники. 7% знают о правилах посещения святых источников.
Слайд 4
Родник и Родина – родственные слова.
Слайд 5
Целительные свойства святой родниковой воды «Освященная вода, - писал святитель Дмитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и тел всех, пользующихся ею»
Слайд 6
Святые источники Кинель-Черкасского района -Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Кабановка - Святой источник в честь святых Царственных мучеников в поселке Садгород - Святой источник святого мученика Трифона Апамейского в селе Богородское.
Слайд 7
Святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери (Кабановка).
Слайд 8
Святой источник в честь святых Царственных мучеников (Садгород).
Слайд 9
Святой источник святого мученика Трифона Апамейского (Богородское).
Слайд 10
Безымянные родники села Алтухово
Слайд 11
Правила посещения святых источников Святой источник и его территория место обиталища Духа Святаго, поэтому просим Вас вести себя как в храме, с почтением и благоговением. И конечно совершенно неприемлемо здесь: - Распивать спиртные напитки - Курить - Разводить костры, приготавливать шашлык и др. - Мусорить, загрязнять источник, кидать монеты -Сквернословить, вызывающе вести себя - Громко: разговаривать, смеяться, петь, включать аудиоаппаратуру - Приводить животных - Оставлять надписи, разрушать имущество.
Слайд 12
Посещая купель Святого источника, рекомендуется: - Четко определить зачем Вы сюда пришли - Крепко верить, что после подвига купания, Бог сам решит как Вам помочь - Иметь нательный крест - Женщинам посещать в «чистые» дни - Погружаться три раза со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Если хотите совершить подвиг купания ради другого то повторить погружения с теми же словами перекрестившись перед каждым разом.
Слайд 13
Список литературы 1. Аксаков С.Картины природы нашей Родины. Издательство «Просвещение» Москва.1964 2.Бедула О., Святые источники Самарского края «Живые родники». - Самара . -2009. 3. www.astromeridian.ru 4. www . samara . orthodoxy . ru / Svytini / Istoch . hatml 5. http :// svyato . info / samarskaja - oblast / 6. http :// gazeta . aif . ru 7. http :// pravoslavie - v - knige . ru 8. http :// www . vidania . ru 9. http :// pravznak . msk . ru
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Воздух - музыкант
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Волшебные звуки ноктюрна
Привередница
Фильм "Золушка"