Литература… Любите ли вы литературу, как люблю её я? То есть всеми фибрами души, к которому способна пылкая душа молодёжи? Именно литературу роднит чувства и эмоции человеческой жизни с музыкой. Вы спросите, почему с музыкой? А я отвечу, да потому что именно произведения поэтов легли в основу всеми любимых песен. Очень давно мы начали изучать такой прекрасный предмет как литература. За все годы в школе, да и в жизни мы изучили биографию и творчество очень многих поэтов. Но один из них мне запомнился, нет… пленил, больше всего. Его имя - Сергей Александрович Есенин. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на создание личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_prekt_po_eseninu.docx | 562.52 КБ |
Управление образования администрации Сковородинского района
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Литератураведение»
ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКА
СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Автор:
Герасина Варвара Владимировна, ученица 10 класса
МБОУ СОШ №3 г Сковородино
Руководитель:
Сябро Инна Александровна учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г Сковородино
Сковородино
2022
Оглавление
Введение
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина
1.1. Биография…………………………………………………...……………3-5
1.2.Творчество Сергея Есенина
2. Основные мотивы творчества Сергея Есенина
3. Основные темы творчества Сергея Есенина
4. Лирический герой произведений Есенина …….………………10-12
6. Медаль “Сергей Есенин”
Заключение
Список использованной литературы
Приложение……………………………………………………………
Введение
Литература… Любите ли вы литературу, как люблю её я? То есть всеми фибрами души, к которому способна пылкая душа молодёжи? Именно литературу роднит чувства и эмоции человеческой жизни с музыкой. Вы спросите, почему с музыкой? А я отвечу, да потому что именно произведения поэтов легли в основу всеми любимых песен. Очень давно мы начали изучать такой прекрасный предмет как литература. За все годы в школе, да и в жизни мы изучили биографию и творчество очень многих поэтов. Но один из них мне запомнился, нет… пленил, больше всего. Его имя - Сергей Александрович Есенин. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на создание личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства.
Цель работы: исследовать художественно-музыкальный мир С. Есенина
Задачи:
Стихи Есенина – это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.
Практическая значимость исследования: основные положения исследовательской работы и содержащийся в нем фактический материал могут быть использованы на урочных и внеурочных занятиях.
Объект исследования: творчество Сергея Есенина.
Предмет исследования: стихи Сергея Есенина в современных песнях.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование.
Основная часть
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина
1.1 Биография
Родился Сергей Есенин 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (приложение 1) Он очень любил свою родину, и эта любовь сквозит практически в каждой строчке его стихов и поэм. Родители Сергея – Александр Есенин и Татьяна Титова были обычными крестьянами,
которым приходилось много трудиться, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Пройдя «курс молодого бойца» с дядьками, Сергей был готов к любым неожиданностям. Семья приняла решение учить мальчика грамоте, и он оказался среди учеников Константиновской земской школы. Его сдали туда девятилетним мальчуганом, а вышел он из стен этой школы в 14. Он был поразительно способным учеником и не менее поразительным разгильдяем. Управляющий школой никак не мог повлиять на строптивого ученика и решил наказать его – оставил на второй год. Но Есенин все же окончил школу с высокими оценками, что говорит о его большом потенциале. В 14 лет Есенин окончил земскую школу, и поступил на учебу в церковно-приходскую, которая была в селе Спас-Клепки. Она считалась не только церковно-приходской, но и второклассной учительской школой, после которой можно было работать учителем. Его родные мечтали, что после выпуска из этой школы Сергей станет преподавателем. Но Сергей не оправдал надежды семьи.
Получив образование в 1912 году, он немедленно уехал в Москву. На первых порах парню пришлось тяжело, нужно было искать работу. Он обратился за помощью к отцу, и тот пристроил его в мясную лавку. Работа была скучной и однообразной, и быстро надоела творчески настроенному молодому человеку.
Потом он устроился в типографию на должность помощника корректора. В это время среди его знакомых появляются поэты, которые были активными членами Суриковского литературно-музыкального кружка. Есенину очень захотелось продолжить обучение, и в 1913-м он поступил в Московский народный университет в качестве вольного слушателя. Он учился на историко-философском факультете. Творческая биография Сергея Есенина началась еще во времена обучения в учительской школе. Произведения тех лет были более духовными, без лирических ноток. Среди самых заметных стихов того периода можно отметить «Моя жизнь», «Звезды». Когда Сергей переехал в Москву, то тяга к сочинительству переросла в настоящее творчество и в его произведениях начали прослеживаться приемы образности. Он мастерски использовал метафоры, слова в прямом или переносном смысле. Отличительным качеством поэзий Есенина того времени стала новокрестьянская лирика и приверженность к русскому символизму. Большую роль в формировании этого направления сыграл Александр Блок, потому что Сергей зачитывался его произведениями.
С каждым годом популярность поэта неуклонно росла, его стихотворениями зачитывалась сама императрица Александра Федоровна. Она приглашала
Сергея в Царское Село, где просила прочесть свои сочинения перед членами царской семьи. Алкоголь все больше и больше завладевал умом и телом поэта, пока не превратился в его злого гения. Об этой проблеме было известно не только знакомым, но и самому Дзержинскому. В декабре 1925 года Сергея госпитализировали в психоневрологический диспансер, где он пробыл до 21 декабря. По настоянию самого Есенина, его выписали из клиники.
Он принимает решение переехать на постоянное место жительства в
Ленинград. Задолго до этого решения поэт отказался от сотрудничества с Госиздатом, закрыл сберегательные книжки, забрал с них все деньги. По приезде в Северную столицу, Есенин поселился в гостинице «Англетер». Его часто проведывали знакомые литераторы – Устинов, Эрлих, Никитин.27 декабря 1925 года Есенин написал свое последнее, прощальное стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», и на следующий день его не стало. Сергей Есенин повесился в своем гостиничном номере 28 декабря 1925 года, где его обнаружил Устинов со своей женой.
1.2Творчество Сергея Есенина
С детства слагавший стихи, в основном подражав А.В. Кольцову, И.С.
Никитину, С.Д. Дрожжину, Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют – стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городецким, А.М. Ремизовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру. Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожка, имели большой успех.
В 1914 году было опубликовано стихотворение «Береза». Оно вышло в детском издании «Мирок». Вскоре появились очередные стихи: «Пороша», «Поет зима – аукает». Другие издательства также начинают печатать работы молодого автора.
Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – Блоком и Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями
В этот период он вступает в литературные сообщества «Краса» и «Страда».
Членами их были поэты «новокрестьянского» течения, воспевающие Россию. В 1916 году публикуется сборник «Радуница». Он вызывает большое одобрение критиков, оценивших автора за новизну образов.
В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю. Революцию поэт принял сразу. Самовольно оставив часть, он примкнул к левой партии эсеров. Однако, немного разобравшись в ситуации, Есенин начал понимать, что революция – это, к тому же, беспорядок и насилие.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь издается сборник его стихов, написанных еще до революции, «Голубень». Есенин становится одним из организаторов «Ордена имажинистов». В это сообщество входили поэты, писавшие лирику, наполненную выразительными метафорами и яркими образами.
В начале двадцатых годов выходят «Трерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста». В 1921 году поэт отравляется в путешествие. Он посещает Урал и Оренбург. Особый восторг у него вызывает поездка по Средней Азии, особенно посещение Ташкента и Самарканда.
По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много
путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.
Всю первую половину двадцатых годов Есенин посвятил написанию и продаже своих книг. «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» изданы в этот период. За 2 года до смерти поэта выходит «Анна Снегина». Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на Рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.
Фрагмент стихотворения
Отговорила роща золотая…
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О, всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
2.Основные мотивы творчества Сергея Есенина
Творчество поэта многообразно. Но о чем бы он ни писал, его стихи поражают глубоким лиризмом и какой-то грустью, которой овеяно большинство его произведений. Очевидно, она вызвана страданиями большого сердца поэта о родине, размышлениями о красоте и быстротечности жизни, складывающейся трудно и не всегда счастливо, отсутствием крепкой, дружеской опоры, заботы, которых все-таки не хватало поэту, окруженному многочисленными знакомыми.
Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу Отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты
пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровские мотивы:
красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь,
которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.
Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».
3. Основные темы творчества Сергея Есенина
Темы лирики Есенина:
4. Лирический герой в творчестве С.А. Есенина
«Мои стихи - моя биография», - писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути - и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта. Лирический герой его ранней поэзии - веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства.
Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:
Я пастух - мои палаты
Межи зыбистых полей.
Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:
Как прохожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).
Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,
-Так говорит по Библии Пророк
В его стихах все чаще встречаются картины зари - символа обновления:
Верю, завтра рано
Чуть забрезжит свет
Новый над туманом
Вспыхнет Назарет.
Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь –
- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь.
Революция для него - обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:
Не губить пришли в мир,
А любить и верить.
В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ - его: «Без меня будут юноши петь, /
Не меня будут старцы слушать». Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой - гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным.
Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа - «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами - отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:
Да, теперь решено.
Без возврата я покинул родные поля.
Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и
недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, -
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это -- желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.
Поэзия Сергея Есенина стоит обособленно по отношению к другим литературным течениям. На ней не отразилось влияние поэтов «Серебряного века». Именно самобытность его творчества обеспечила Есенину всеобщее признание.
Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.
Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.
Стихи Сергея Есенина очень музыкальны – это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка. С начала 70-ых, количество песен на стихи поэта резко возрастает. Именно в 1970-ом солист «Москонцерта» Игорь Сластенко выпускает первый полноценный сборник «Сергей Есенин». Песни в исполнении Игоря Сластенко.
Мое наиболее тесное знакомство со стихами Есенина в песнях, произошло благодаря творчеству этой группы. Подмосковный бэнд, аранжирующий свое творчество с помощью укулеле и флейты, использовал 6 стихов поэта для своих песен. Звучат они более, чем достойно: чувственно и проникновенно. Предлагаю оценить даже тем, кто ни разу не слышал об этой группе и предвзято относится ко всему что имеет приставку «инди».Собственные композиции The Retuses прошли от широкого слушателя несколько стороной, хотя они тоже достойны внимания. Если парни выбрали способ найти аудитории с помощью «коллаба» с великим русским поэтом, то эксперимент прошел более, чем удачно. России повезло иметь настоящих поэтов, оставивших после себя значительное культурное наследие. Однако Сергею Есенину удалось не только стать частью школьной программы, но и влиться в сердца совершенно разных людей через музыку, объединить их своим восприятием: искренним, честным и вдохновенным.
Положение о медали «Сергей Есенин 125 лет»
со Статьей 24 Федерального Закона РФ «Об общественных объединениях» (82-ФЗ) и является общественной наградой, вручаемой за вклад в развитие русской литературы.
Заключение
Познакомившись с творчеством, Сергея Есенина я поняла, насколько его творчество интересно и разнообразно. Лирика Есенина наполнена светлой надеждой и верой в будущее России, в его стихах слились воедино гласность, человеколюбие и милосердие. Поэтическое наследие Есенина не изменилось от времени, но отношение к нему и его воздействие на духовную жизнь читателя претерпели существенные изменения. Теперь стало очевидным, что восприятие поэзии Есенина находиться в прямой зависимости от движения общественной мысли, актуальности и глубины проблем, поставленных перед человечеством 20 веком.
Поднявшись до осознания этих проблем, исследователи и читатели более зрело и объективно оценивают роль творчества поэта в современной им духовной жизни.
Теперь уже не находит поддержки стремление отождествить поэзию Есенина с общественной болезнью 20-х годов - «есенинщиной». Не разделяет наша наука попытки некоторых современных зарубежных исследователей противопоставить поэта - пролетарской революции, возвеличить в его творчестве стихи, мотивы увядания и тлена. Равно как и отвергает она попытки подсахарить, сгладить вызванные трудным временем противоречия и обескровить живой и сложный мир нелегких порой чувств и переживаний, терзавших поэта в минуты тяжелых раздумий о судьбе Родины, природы, искусства и самого человека в пору коренных социальных и технических преобразований. Ещё что хочу сказать про Есенина что меня очень покорили его цитаты, они затрагивают душу и когда ты их перечитываешь…это невозможно описать, словно попадаешь в другой мир под названием поэзия, сейчас хочу процитировать одну из них.
Есенин говорил:
Чтобы быть счастливым - не нужны Наркотики и случайные связи.
Человеку нужен другой человек, который Будет любить его без остатка
Занимаясь исследовательской работой, я ещё больше узнала о С. А. Есенине, глубоко проникла в его мир стихов и проз и ощутила гордость за то, что в нашей стране существовал такой замечательный писатель. Именно поэтому я вдохновившись стихами Сергея Есенина, решила подготовить музыкальное произведение «Заметался пожар голубой»
Последнее стихотворение, которое Сергей Александрович написал, было написано на клочке бумаги, кровью, в номере гостинцы. Адресат не указан.
“До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Встречу обещает впереди…”
Список использованной литературы
1.
2.
3.https://studwood.ru/982094/literatura/liricheskiy_geroy_tvorchestve_esenina
Приложение
Карандаши в пакете
Простые новогодние шары из бумаги
За еду птицы готовы собирать мусор
Несчастный Андрей
Ребята и утята