В 11 классе мне, как и всем учащимся, предстоит писать итоговое сочинение. С 2014 года итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Проанализировав направления предыдущих лет, я пришла к выводу, что, зная детально несколько произведений классической литературы, можно достаточно качественно написать данную работу. Одно из самых сложных для меня произведений – роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В данной работе мы проанализируем проблематику романа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_problematika.docx | 849.93 КБ |
Амурская область
Управление образования администрации Сковородинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Сковородино
Информационный проект
Проблематика романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Автор:
Маркова Александра Олеговна,
обучающаяся 10 «Б» класса
МБОУ СОШ №3
г. Сковородино
Руководитель:
Сябро Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
г. Сковородино
г. Сковородино
2022
Содержание
Введение…. … …. …. …. …. …. ….. ….. ….. ….. …… …… . … … ….. ……..3
1. Литературный обзор….. …. ……. …… … … …… …….. .. …… . ………. . .4
1.1 Сюжет романа Л. Н. Толстого «Война и мир»…. ……… . …. …… ……. . .4
1.2 Выявление проблем в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»….. ….. . . …..6
2. Практическая часть…….. …. .. ….. …… … …… … …… . … … ….. …. ….6
2.1 Проблема поиска смысла жизни, своего места в ней….. …….. . ….. …. …7
2.2 Проблема роли личности в истории…….. …. .. ….. …… … …… … …… .8
2.3 Проблема истинной и мнимой красоты…. …. …. ….. ….. ….. ….. … …. ..9
2.4 Проблема безнравственности высших сословий, карьеризма, лживости..10
2.5 Проблема истинного и ложного героизма… …. ….. ……. .. ….. …… ….. 11
2.6 Проблема истинного и ложного патриотизма…. …… …….. ……… ……12
2.7 Проблема семьи……………….. …. ……. …… … … …… …….. .. …… . 13
2.8 Проблема народа……………. …. ……. …… … … …… …….. .. …… … 15
Заключение……………. …. ……. …… … … ………………. …. ……. …… . 16
Литературные источники……………. …. ……. …… … … …….. ….. … …. .16
Приложение 1…………. …. ……. …… … … ………………. …. ……. …….. 17
Приложение 2…………. …. ……. …… … … ………………. …. ……. …….. 18
Приложение 3…………. …. ……. …… … … ………………. …. ……. …….. 19
Приложение 4…………. …. ……. …… … … ………………. …. ……. …….. 20
Введение
В 11 классе мне, как и всем учащимся, предстоит писать итоговое сочинение. С 2014 года итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Проанализировав направления предыдущих лет, я пришла к выводу, что, зная детально несколько произведений классической литературы, можно достаточно качественно написать данную работу. Одно из самых сложных для меня произведений – роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В данной работе мы проанализируем проблематику романа.
Цель исследования: проанализировать произведение Толстого «Война и мир» с точки зрения использования этого романа в качестве аргумента на итоговом сочинении;
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать произведение Толстого «Война и мир»;
2. Выявить основные проблемы романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;
3. Подобрать материал для аргументации обозначенных проблем;
4. Проанализировать проблемы, подобрав подходящие примеры.
Объект исследования: роман Л. Н. Толстого «Война и мир».
Методы исследования:
— сбор информации;
— изучение художественной литературы;
— анализ полученной информации;
— обобщение полученной информации.
1. Литературный обзор.
1.1 Сюжет романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
В Санкт-Петербурге в 1805 г. дворянство говорит о войне Наполеона в Западной Европе. Многочисленные персонажи собираются на званом обеде, в том числе и Пьер Безухов, внебрачный наследник весьма состоятельного человека. Невзирая на свою неловкость, он умен и симпатичен. Андрей Болконский, гордый, сообразительный юный аристократ, – давний приятель Пьера. Василий Курагин – хитроумный дворянин, строящий выгодные союзы для собственных детей – безнравственного и бойкого Анатоля и привлекательной, но прохладной Элен. Семья Ростовых вхожи в похожие общественные круга. Ее глава, граф Ростов, благонамерен, однако скверно обращается с финансами. Средняя дочь Наташа Ростова – прелестный подросток на пороге взрослой жизни. Старший брат Николай Ростов – порывистый юный человек, грезящий о службе в армии. Их, ставшая сиротой, двоюродная сестра Соня также живет в семье Ростовых.
Французское войско Наполеона вторгается в Австрию. Россия, союзник Австрии, отправляет свои войска, с целью прекратить нашествие. Андрея и Николая посылают на фронт. Андрей ранен и числится погибшим, но ему получается остаться в живых в царящем везде беспорядке и возвратиться домой.
В Москве отец Пьера узаконивает его как своего наследника и умирает – таким образом, Пьер наследует немалое состояние отца. Он стремительно становится весьма заманчивым холостяком и Василий убеждает его вступить в брак с Элен. Пьер дает согласие, несмотря на то не питает никаких нежных чувств к Элен. Позднее в городе разносятся сплетни, что у Элен роман с другим мужчиной. Пьер вызывает этого человека, бывалого солдата по имени
Долохов, на дуэль. Вопреки условиям он ранит Долохова, но данный триумф не приносит ему ни какого удовлетворения и радости.
На момент отсутствия Андрея его жена рождает сына. Он возвращается домой как раз в нужное время, чтобы увидеть, как супруга погибает при родах. Его верующая сестра Марья помогает растить ребёнка, а Андрей погружается в скорбь. В поисках смысла жизни Пьер вступает в ряды масонов, для того чтобы разузнать об их верованиях и духовности. Когда он использует учение масонов к управлению собственным поместьем, последствия оказываются трагическими. Он встречается с Андреем и обсуждает эту проблема, однако замечает, что его прежний приятель стал отстранённым и равнодушным.
Ростовы пытаются сохранить своё состояние. Граф Ростов растрачивает больше, чем зарабатывает, а Николай проигрывает внушительные средства, играя с Долоховым в карты. Семья Николая уговаривает его жениться на состоятельной девушке, но он думает исключительно о войне. Помимо этого, он влюблён в Соню, у которой в кармане ни гроша, и считает себя обязанным жениться на ней. В период службы в армии Николай лицезреет царя Александра и вдохновляется его примером. Наташа вырастает в интересную и привлекательную молодую женщину. Она привлекает к себе много внимания, в том числе и Андрея Болконского. Андрей хочет взять в жены Наташу, однако его отец не даёт согласия. Он требует, чтобы Андрей повременил год до женитьбы. Наташа с неохотой дает согласие на это требование, а Андрей отбывает странствовать по Европе. Наташа скучает по своему жениху.
Отец Андрея стареет и становится раздражительным. Он срывает собственный ярость на Марье, которая устремляется к своим христианским убеждениям, чтобы извинить его действия. Наташа, всё еще томящаяся по Андрею, встречает Анатолия Курагина. Анатолий ей очень симпатизирует, и он задумывает сбежать с ней. План проваливается и Анатолия изгоняют из города. Андрей возвращается из Европы. Поступки Наташи порождают у него
неприязнь и он отторгает её. Пьер старается утешить убитую горем Наташу и увлекается ею. Наташа стремится покончить с собой, но выживает, понемногу восстанавливаясь как духовно, так и физически. [Л. Н. Толстой «Война и мир»
Таким образом, произведение потрясает поразительной глубиной раскрытия человеческих характеров и столкновений, силой моральных потрясений, высоких стремлений и идей. Все это будоражило и будет будоражить читателей.
1.2 Выявление проблем в романе «Война и мир».
Проблематика романа «Война и мир» заставляет читателя задуматься о многих аспектах жизни не только в период девятнадцатого века, но и в наши дни. Философский смысл многих высказываний автора заставляет сравнить поведение людей в мирной и военной обстановке. Среди основных проблем следует выделить:
— Проблема поиска смысла жизни, своего место в ней;
— Проблема роли личности в истории;
— Проблема истинной и мнимой красоты;
— Проблема безнравственности высших сословий, карьеризма, лживости;
— Проблема истинного и ложного героизма;
— Проблема истинного и ложного патриотизма;
— Проблема семьи;
— Проблема народа.
Мы остановимся на анализе тех проблем, которые чаще всего встречаются в направлениях итогового сочинения.
2. Практическая часть.
2.1 Проблема поиска смысла жизни, своего места в ней.
Льву Николаевичу Толстому получилось сотворить неповторимый роман, упоминающий не одну общечеловеческую проблему. Среди большинства вопросов, затрагиваемых в его работе «Война и мир», более важным в наше время считается проблема поиска смысла жизни.
На примере основных героев — высокообразованных дворян Пьера Безухова и Андрея Болконского автор показывает поиски душевного согласия, этапы саморазвития и плоды внутренних противоречий героев. Их характеры и судьбы во многом различаются, их взгляды нередко противоположны, но их связывает важнейшее — тяга к развитию.
Гордый и немного надменный Болконский, вначале романа уставший от неискренней жизни в высшем свете, стремится убежать из её лап прямо в кровавую войну. Важно то, что основанием подобного решения является вовсе не желание защитить Родину и совсем не стремление отдать за неё собственную жизнь. На войне Андрей ищет славы и известности. И как бы мужественно он не бежал с знаменем в руках, его подлинные помыслы целиком всё ещё связаны с подвигом и признанием. Исход поисков славы — непредвиденное ранение, которое абсолютно переворачивает его мир и приводит к духовному упадку. Герой осознает всю несущественность войны, Наполеона, жажды славы, и принимается по-настоящему дорожить подаренной ему жизнью. Счастье жизни — в ее самых тривиальных проявлениях. Но и безмятежное существование, хлопоты по отношению к сыну и повышение благополучия крепостных тяготит Андрея. В таком состоянии он идет на войну, где его взгляды вновь преображаются. Он осознает могущество русского народа, который становится непобедимым, если ему есть, из-за чего бороться и за что.
Жизненный путь Болконского прекращается, не предоставляя шанса герою все-таки найти ту самую истину. Его поиски перенимает на себя
Безухов. Он уже миновал тяжелый путь душевных войн, переродившись из
бесхитростного человека, каким без труда можно манипулировать, в сильную
личность. Жизненные испытания, масонство, посещение сражения, и, в конечном итоге, плен, приносит ему случай понять истинную силу народа, и важность семейной, «негероической» жизни. В завершении романа Безухову раскрылся смысл его жизни в понимании себя, своих желаний и нужд. Герой понял, что вечные поиски и есть сама жизнь, поскольку без них она — «душевная подлость».
2.2 Проблема роли личности в истории.
Раздумывая о значимости личности в истории, мы никак не можем не прибегнуть к примеру противопоставления Толстым двух исторических личностей, Кутузова и Наполеона, в ходе Отечественной войны 1812 года. В лице Кутузова автор материализует человека способного не только лишь понимать ход событий, но и понять народ (повысить воинский дух у солдат). Толстой намеренно выделяет в романе обстоятельства, в которых отображены бездействия полководца, чтобы растолковать читателю, что и он не способен по своей воле руководить ходом исторического события. Писатель полагает, что Кутузов — тот самый человек, способный понять значимость войны 1812 года для своего народа, другими словами он – маяк, который озаряет путь народу в ходе определённого исторического события.
В противность образу Кутузова, Лев Николаевич представляет образ Наполеона. Обрисовывая образ французского императора, Толстой подчёркивает для читателя то, что воплощает его образ в романе – чрезвычайный эгоцентризм и самовлюбленность. Писатель демонстрирует его эгоизм, при помощи описания его отношения к своей «Великой армии». Любой солдат данной армии, в руках Наполеона только пешка, средство для достижения поставленной цели. Император лишён представления творящегося события, так как ограничен в своих действиях. Он не способен
видеть дальше собственного носа, и потому не рассматривает иные пути решения цели, что приводит его не только к нравственному проигрышу, но и военно-историческому. Вследствие чего, мы можем прийти к выводу, что
образ Наполеона – не более чем пешка в руках исторического события.
Все приведенные аргументы доказывают, что ход истории не способен существовать без великих и умнейших личностей, так как они будто проводники, могут помочь получить силу для народа и способных показать обычным людям верный, с незначительными преградами, путь к достижению постановленной цели. Роль данных личностей возможно и невелика для истории, однако для народа они стали великими.
2.3 Проблема истинной и мнимой красоты.
Проблема истинной и мнимой красоты раскрывается через женские образы. В первую черед это, разумеется, образ Наташи Ростовой. Еще в самом начале произведения читателя знакомят с резвой, беспокойной, непоседливой, но на вид не особо симпатичной девочкой. Толстой не даровал героине поражающую красотой внешность и элегантные черты лица и тела. Но автор подарил Наташе Ростовой славное сердце, неутомимость души и светлость мыслей. Взрослея, Наташа превращается в нежную и милую женщину, способную залечивать душевные раны ближних сердечным словом и своим пребыванием рядом. Так, в частности, Николай Ростов, продувший немалую сумму средств в карточная игре и очень переживающий из-за этого, услышав пение Наташи Ростовой, отринул грусть и отыскал в себе силы наслаждаться жизнью, невзирая на другие трудности.
Противоположностью Наташи Ростовой стала дpугaя героиня — Элен Курагина. Это замечательной красоты женщина, способная привлекать да восхищать с первого взгляда. Но внутренняя оболочка ее души не настолько великолепна, как оболочка тела. Элен Курагина глуповатая, ветреная да хладнокровная женщина, вопреки тому, что в высшем свете ее встречают как
разумного и здравомыслящего человека. Помимо этого, Элен безнравственна и фальшива, а ее прошлое заполонено «темными» секретами. Первым мужчиной, кто обнаружил подлинный облик этой женщины, стал Пьер
Безухов. И он также является образцом истинной красоты. Пьер добрый,
незамысловатый и щедрый. Толстой считал, что истинная красота человека находится в основе души, а не тела и проявляется в взаимоотношении к остальным людям и всему окружающему обществу. Наташа Ростова и похожие на неё персонажи — любимые герои Толстого. Через них автор представил собственное суждение на истинную человеческую красоту.
2.4 Проблема безнравственности высших сословий, карьеризма, лживости.
В исторический промежуток, который изображает писатель, аристократию представляют два города: Москва и Санкт-Петербург. Элиты их общества отличались друг от друга, но были между ними и кое-какие схожие моменты.
В романе Санкт-Петербург представлял собой промозглый и угрюмый город России, а светская верхушка там словно целый мир с собственными правилами, традициями и законами. Данная сфера людей кажется неестественной, вследствие того, что его представители всегда притворяются и соблюдают действия, навязанных обществом.
Время люди коротают на роскошных светских приемах, на которых говорят о новостях, положении в Европе и т. п. Новое лицо, угодившее в подобный круг, думает ,что все разговоры значимы, а прочих серьезных и разумных людей — заинтересованными в беседе и обсуждении. Но ощущается бесстрастность в салоне Анны Павловны Шерер.
Человека с любознательным разумом светское общество Петербурга скорее разочарует. Главный пример — Пьер Безухов, человек открытый и
добродушный, который не способен утаивать чувства под маской безразличия,
как это совершают окружающие. Основу петербургской элиты сообщества составляют люди, которым нужны и близки подобные рауты. У них складывается шаблон соответствующего поведения, что распространяется на
всех находящихся вокруг. В их семейных взаимоотношениях не достаточно прямоты, всех поглотили холодный расчет и меркантильность. Отличный пример — семья Курагиных.
Характерные же черты московского круга заключаются в радушии. Здешние аристократы похожи на большую семью, где все друг про друга все знают. Эти люди значительно ближе к народу, ценят его устои. Ощущается, что расположение Толстого склоняется к московскому дворянству. В том числе и милые ему персонажи Ростовы живут в этом городе. Очевидно, что писатель не одобряет злословие в сфере этих людей, но даже подобная специфичность не губит представление об огромный столичной «семье».
В романе-эпопее Толстого противостоят два типа высшего общества, но произведение несет обличительную окраску. Автор стремился продемонстрировать свою любовь к народу и равнодушие со стороны дворянства.
Петербургское общество относится к простым народам и отечеству с абсолютным пренебрежением. Ими управляют жажда наживы и расчетливость. Вежливые разговоры в салонах превращаются в клевету и сплетни. Люди такого круга регулярно остаются в масках рассудительных и открытых представителей верховного общества, но на самом деле за этим стоит блеф, ставшее привычкой. Л. Н. Толстой именует их трутнями, потому что наблюдает только нравственное разрушение, паразитизм и бездействие. За поступками высшего света не осталось человечности, есть только лишь обман и корысть.
2.5 Проблема истинного и ложного героизма.
О истинном и мнимом героизме размышляет князь Андрей, когда идет на войну ради известности. При Шенграбене он принимает участие в сражении и видит подвиг батареи застенчивого и неуклюжего капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, храбреца Долохова, доблестно пленившего французского офицера. Князь не в силах понять, кто из них истинный герой, несмотря на то, что ответ находится на поверхности. К примеру, Долохов требовал вознаграждения за свой поступок, бахвалился им на построении, а Тушина за его застенчивость едва не лишили командования, и лишили б, если б за него не вступился Болконский. Кто же с них герой? Меркантильный Долохов или малоизвестный герой Тушин? Как найти решение, ведь тот и другой рисковали жизнью ради единой цели?
В битвe при Аустерлице Андрей пробуждает солдат на жестокий кровопролитный бой, которого была возможность избежать. Герой, как и Долохов, прельстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Не случайно Кутузов наставлял его оберегать жизни, но Болконский данной рекомендации не услышал. Это и есть мнимый героизм, в чем князь удостоверился на собственном опыте.
2.6 Проблема истинного и мнимого патриотизма.
Лев Толстой делит своих героев на тех, у кого война вызывала чувство истинного патриотизма и на тех, у кого —— мнимого.
Народ — воплощение истинного патриотизма. Это все те люди, которые перед лицом опасного противника сплотились и встали плечом к плечу на защиту Родины. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено ради того, чтобы не отдать его собственным противникам. Каждый по-своему пытался нанести боль недругу, чтобы они ощутили гнев настоящих хозяев земли. Купец Ферапонтов спалил свою лавку, чтоб она не в коем случае не перепала французам. Истинными патриотами изображены жители Москвы, которые покидая родной город, оставляют дома, так как считают
непереносимым остаться под господством чужаков.
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет мнимый патриотизм высшего дворянского мира, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Эти люди двуличные, патриотические красивые слова и дела которых становятся орудием свершения низменных целей. Нещадно сдирает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, «золотой молодежи» типа Анатолия Курагина, подхалимов наподобие Бориса Друбецкого. Толстой разгневанно обличает ту долю высшего штабного офицерства, что не участвовала в боях, но стремилась пристроиться при штабах и с легкостью получать вознаграждения.
Прием антитезы в изображении искреннего и мнимого патриотизма представляет собой одну из идейных направлений романа-эпопеи «Война и мир». Согласно суждению автора, настоящие эмоции любви к родимой земле показали представители обычного народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет спокойствия в минуты всеобщей горести, и отражают неподдельную любовь к Отчизне. Эту точку зрения автор описывает через размышления Пьера Безухова, который осмысливает, что настоящее благополучие в согласье с собственным народом.
2.7 Проблема семьи.
В романе «Война и мир» проблема семьи считается основной. Главная значимость отведена отношениям героев с их близкими. Модель семейных взаимоотношений, близкая Толстому, представлена на примере Ростовых, Болконских и Курагиных.
Семья Ростовых как образец идеала семьи в романе представлена весьма наглядно. Глава рода трепетно относится к детям и супруге. Илья Андреевич является добродушным и сердечным человеком. Его беззлобие и наивность приводят семью к бедности. Сперва Илья Андреевич ведёт роскошную жизнь,
не отказывает супруге и детям в их просьбах. Если у сына возникают долги, Ростов-старший постоянно оказывает содействие и помогает. Прочие члены семьи тоже не остаются безразличными к страданиям родных. Родительский дом постоянно остаётся оплотом и тылом для детей, а в трудные минуты они вспоминают наставления родителей.
Семья Болконских состоит из ярких и неглупых людей, любой из которых — целостная личность. Глава рода — старый князь. Он не бездушный, но серьезный, неуживчивый. Этот человек зачастую бывает резок, но дети восхищаются им и любят, несмотря на небольшой страх. Дети князя — Андрей и Маша, понимающие, что истинное счастье в близости с родными.
Отношение же к детям в семье Курагиных не отличается заботой и теплотой. Князь Василий не испытывает и капли любви к своим детям, в этом он забавы ради сознаётся Анне Павловне Шерер, что восхваляла Элен и Ипполита. Однако он беспокоится о них, стремится устроить на выгодное место Ипполита (но первым секретарём в посольстве в Вене устроить его не вышло, и он заделался простым служащим дипломатического корпуса). Младшему сыну Анатолю князь Василий выхлопотал должность адъютанта главнокомандующего и старался, чтобы он повенчался с богатой невестой. То, что Элен вышла замуж за состоятельного Пьера Безухова — тоже заслуга её отца, искусно воздействовавшего в доверчивого Пьера. Этим способом, князь Василий стремился, чтобы его дети были обеспеченны, обладали необходимые связи в мире. Однако искренней близости с детьми у него нет, в беседах он нередко упоминает, что они — его крест и обуза.
Сравнивая эти семьи, хочется в пример ставить Ростовых и Болконских, а учиться на ошибках Курагиных. Потому то что семья должна быть именно такой, в которой получаешь только заботу и любовь. По мнению писателя, семья должна всегда оставаться прочной основой общества, чтобы её никогда не сломали никакие испытания.
2.8 Проблема народа.
Русский народ представляют различные персонажи. Писатель совместил особенности нрава, что принадлежат простым людям и придумал ряд сборных образов и воплотил их в конкретных героев.
Платона Каратаева Пьер Безухов повстречал, оказавшись в плену. В данном герое воплощены качества, которыми обладают крепостные крестьяне. Он душевен, невозмутим, работящ. Платон рассуждает о жизни, но не задумывается о ней более глубоко. Он живет сегодняшним днем. Этот персонаж воплощает часть людей периода начала девятнадцатого столетия. Он любит родную землю, однако направился сражаться за нее лишь потому, что его против воли вынудили стать солдатом. Неподдельная отзывчивость и особая мудрость присущи Каратаеву. Они приходят на помощь Пьеру Безухову, который постоянно берется за поиски самого себя и смысла жизни.
Платон Каратаев живёт только мгновением. Он совершенно не ощущает трепетного страха перед своим концом. Он не думает о смысле жизни и собственном месте в этом тленном обществе. Для крестьянина он мудр, но для дворянства — скудоумен и элементарен. Однако это не препятствует ему чувствовать себя счастливым. Именно таким Лев Толстой изобразил русский народ на примере Платона Каратаева.
Собрав мужиков, другой герой — Тихон Щербатый, формирует один из партизанских отрядов, что сражается с противниками своеобразными методами. Встречались случаи, когда похожие объединения были возглавлены женщинами.
Богатая семья Ростовых отдаёт раненым бойцам свои телеги. Пойдя на такой радикальный и отважный шаг, они значительно усугубляют свое финансовое состояние.
Как заметно, люди из различных слоев населения абсолютно всеми
силами стремились объединить свои усилия ради общей цели — наказать и побить неприятелей–французов. Непосредственно эту истину постарался преподнести писатель в своем знаменитом романе.
Заключение.
В ходе работы мы убедились, что проблематика романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» весьма разноoбразна. В романе затронуты глобальные жизненные вопросы. Перед читателем раскрывается сложный мир искaний, внутрeнних перeживаний, стремлений герoев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Благодаря многообразию прoблем данного произведения, этот роман можно использовать на итоговом сочинении. Эта работа помогла мне систематизировать знания по произведению. Мы думаем, что цель работы достигнута, основные проблемы романа обозначены. Мaтeриал данной работы будет полезен 11-клaссникам при подготовке к итоговому сочинению. Прaктическим результатом нашей исследовательской работы стал анализ прoблем в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого и нахождение примеров из него.
Литературные источники.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Рисуем подснежники гуашью
Мороз и заяц
Цветущая сакура
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен