Быть патриотом родного края – не только любить его. Нужно хорошо знать его историю и литературу, ведь каждому новому поколению предстоит нести культуру в будущее, а без традиций, без их сохранения, это невозможно. Астраханская земля – моя родина, о которой мне хочется узнать больше. Астрахань привлекает своим величием и красотой. Здесь побывали знаменитые люди, которые оставили после себя след. Я увлекаюсь литературой, очень люблю читать. Меня увлекает творчество поэтов-земляков, а именно – любовная лирика в их творчестве. Ведь что такое любовь? Она неосязаема и многолика, и каждый видит ее так, как может. Поэты Астраханской земли описывают это нежное чувство по-разному. Любовь в их произведениях проявляется не только к противоположному полу, но и к родной земле, природе.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_olesya_ukrainskaya_ahtubinskaya_shkola.docx | 47.19 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с УИОП им.С.Г.Хуснетдинова МО «Ахтубинский район»
Проектно - исследовательская работа
на тему:
«Любовная лирика поэтов земли Астраханской»
Работу выполнила:
Украинская Олеся,
ученица 8 «А» класса
Руководитель:
Кужашева Динара Сагингалиевна,
учитель русского языка и литературы
2022 г.
Содержание
Вступление………………………………………………………………………3-4
1.1. В.К. Тредиаковский, В. Хлебников, Н. Мордовина ……………………....4-13
1.2. Любовная лирика поэтов Астраханского края…………………………..13-15
II. Практическая часть
2.1. Анализ стихотворения Н. Мордовиной……………………………………………………………………….16
2.2. Создание буклета «Ахтубинск поэтический»………………….………………………………………………….17
III. Заключение………………………………………………………………..17-18
IV. Список литературы…………………………………………………………..19
V. Приложение…………………………………………………………………20-21
Вступление
Свою проектно – исследовательскую работу я назвала «Любовная лирика земли Астраханской».
Актуальность выбранной мной темы в том, что мы как патриоты своей родины, должны знать историю астраханского края и её связь с русской литературой.
Гипотеза: тема любви является центральной в творчестве Астраханских поэтов.
Цель: рассмотреть любовную лирику Астраханских поэтов.
Задачи:
Предмет исследования: творчество поэтов Астраханского края.
Объект исследования: стихотворения Астраханских поэтов.
Практическая значимость: собранный материал можно использовать на уроках истории, краеведения, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Быть патриотом родного края – не только любить его. Нужно хорошо знать его историю и литературу, ведь каждому новому поколению предстоит нести культуру в будущее, а без традиций, без их сохранения, это невозможно. Астраханская земля – моя родина, о которой мне хочется узнать больше. Астрахань привлекает своим величием и красотой. Здесь побывали знаменитые люди, которые оставили после себя след. Я увлекаюсь литературой, очень люблю читать. Меня увлекает творчество поэтов-земляков, а именно – любовная лирика в их творчестве. Ведь что такое любовь? Она неосязаема и многолика, и каждый видит ее так, как может. Поэты Астраханской земли описывают это нежное чувство по-разному. Любовь в их произведениях проявляется не только к противоположному полу, но и к родной земле, природе.
Основная часть
Река Волга столь могуча и полноводна, что не только питает всю Центральную часть России, но и делится водой с Москвой. Река Волга пронизывает и всю нашу культуру. Русскую историю, живопись, кинематограф, литературу невозможно представить без Волги. Здесь творили в разные периоды В. Тредиаковский, Велимир Хлебников, Нинель Мордовина.
Литература в Астраханской области начинается в 18 веке и сразу с Тредиаковского. Василий Тредиаковский был сыном священника Троицкого собора Астраханского Кремля. По брусчатой дорожке Кремля Василий ходил на службу. Русской школы в Астрахани не было и мальчик занимался в немецкой школе у католических монахов. Это было время петровских преобразований и в Астрахань специально присылали немецких агрономов, виноделов, судостроителей, морских офицеров, за ними приезжали и миссионеры. Именно так в городе сложилась большая немецкая община.
Есть предание: «Когда Петр 1 проезжал через Астрахань в Персию, ему представили лучших учеников, среди которых был Василий, Петр 1 назвал его «вечным тружеником». Троицкий собор – это ровесник Василия Тредиаковского, его построили в конце 17 века. Это был целый комплекс зданий . Единая галерея объединяет: две церкви, две трапезные и жилые помещения. Василий Тредиаковский женился, но из – за желания учиться, бросил семью и уехал в Москву. Он пристал к артиллерийской команде, до Саратова шли по Волге, а дальше - пешком. В Москве поступил в Славяно – греко-латинкую академию, но бежал и из Москвы в Париж, где учился в Сарбоне. В Россию Тредиаковский вернулся знатоком классической и современной литературы. Сегодня читать его сложно:
Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.
Тредиаковский - автор первой русской оды, первого печатного романа на русском языке, первого сборника светских стихотворений. К тому же он первый русский академик.
Следующий поэт, который оставил свой след в Астрахани – Велимир Хлебников. В автобиографии он писал: «Я родился 28 октября 1885 года в стане монгольских, исповедующих буду, кочевников. В степи, на дне исчезающего Каспийского моря». «Великие предки», по словам самого поэта, тесно связали свою судьбу и деятельность с Астраханью. Прадед поэта Иван Матвеевич Хлебников, купец 1-ой гильдии, гласный городской Думы, первый потомственный почётный гражданин Астрахани в роду Хлебниковых. Его внук (а Велимиру - двоюродный дядя) - Харлампий Николаевич Хлебников, астраханская знаменитость: рыбопромышленник, судовладелец, действительный статский советник, предводитель Астраханского губернского дворянства. Его брат Павел Николаевич - известный астраханский жертвователь, построивший на свои средства каменный двухэтажный приют для девочек и за многие свои благодеяния удостоенный благодарности Императрицы Марии Фёдоровны, вкупе с её фотопортретом в бронзовой рамке. Дед поэта - Алексей Иванович Хлебников, воспетый им в "Хаджи-Тархане" и умерший на поклонении в Иерусалиме, а его сын Пётр Алексеевич Хлебников, профессор Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, автор объёмного труда "Физика Земного Шара". Другой его сын - Владимир Алексеевич Хлебников (отец поэта) - учёный-орнитолог и лесовед, один из основателей и первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Вынужденный служить по найму, чтобы обеспечить семью, В.А. Хлебников на тридцать с лишним лет оторвался от родного города - Астрахани. Семья Хлебниковых возвратилась в неё лишь в 1912 году.
Есть сведения, что Велимир в Астрахани бывал ещё в детстве (о чём свидетельствует семейная фотография, на которой он снят со своим старшим братом), но прочная связь с "городом предков" установилась у него с 1911 года, когда он гостил на Большой Демидовской улице у своего двоюродного брата Бориса Лаврентьевича Хлебникова и встречался с многочисленной астраханской роднёй. Ни он, ни его родичи не были готовы понять и принять друг друга. Три месяца назад Хлебников был исключён из университета и находился не у дел. О том, что он поэт, родичи узнали из разгромных статей "Астраханского Вестника", где футуристов во главе с Велимиром называли "идиотичами" и "дураковичами". Горечь и обида за брата звучат в письме Шуры Хлебникова, который надеется, что со временем родственники "разберутся и, может быть, полюбят внечеловеческую, но милую душу Вити".
Поэт Велимир Хлебников утверждал, что один из его предков Хлебников, когда Петр 1 проезжал по Волге, подарил царю чашу, наполненную разбойничьими червонцами. А род свой поэт вел от запорожских казаков и армян , это особая порода, дающая открывателей земель. Заканчивает свою автобиографию Велимир словами: «Я принадлежу месту встречи Волги и Каспия моря. Оно не раз держало в руке весы дел русских и колебала чаши.
Родственники поэта носили разные титулы. Отец был статским советником, а за самим Велимиром закрепилось звание «председатель земного шара», словно он считался правителем мира, но это не совсем так. Общество «председателей земного шара» - это одна из поэтических утопий Велимира Хлебникова. Это объединение деятелей культуры, в котором должно быть 317 членов, и каждый из них носил титул «председатель земного шара». А число 317 Хлебниковым считалось особенным. Например, он считал, что все важные события, которые происходили у Пушкина, происходили через 317 дней. Любовь к цифрам Хлебников унаследовал от своих расчётливых предков. Купцы Хлебникова работали в здании биржи, на Набережной. Биржу в 1907 году возвёл архитектор Вальдовский – Варганик. Астраханцы говорят, что она похожа на корабль, она похожа на корабль, который плывет по Волге мимо маяка. У деда поэта было 4 судна, и он торговал с Персии зерном и оружием. А дядя поэта прославился тем, что во время наводнения уговорил астраханских купцов пожертвовать мешки с мукой, из которых сделали дамбу, и она спасла город от воды. Велимир регулярно приезжал в Астрахань к родителям, они не одобряли его богемный образ жизни. Впрочем, некоторые родственники и не знаки, что Велимир пишет стихи.
В доме, который считается домом – музеем Хлебникова, снимал квартиру отец Велимира Хлебникова. Велимир постоянно экспериментировал со словом, создавал свои языковые системы. Своим самым хорошим стихотворением считал такое:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
Символы Астрахани – это Кремль, мечети, великолепные купеческие особняки и бесконечные озера, ерики ильмени. Отец поэта, Владимир Хлебников, ученый биолог – орнитолог мечтал сохранить в неприкосновенности часть дельты Волги с нерестилищами и зимовьями рыбы, гнездовьями птиц. Велимир выезжал с отцом в эти места, они их осматривали, мечтали. Мечты Велимира не воплотились, а вот отец часть своей работы выполнил. В дельте Волге открыт был заповедник, и Владимир Хлебников стал его директором. В 1931 году в Астрахани жил Паустовский. Он работал над повестью «Кара – Бугаз». Это книга о героических людях, людях дела. Она пахнет солончаками и кровью. А в перерывах Паустовский приезжал на рыбалку в плавни.
Нинель Александровна Мордовина родилась 12 июля 1927 года в китайском городе Харбине. Её дед работал машинистом паровоза на Китайско-Восточной железной дороге. Девочке не исполнилось и года, когда после закрытия железной дороги семья переехала в Читинскую область, где местом рождения Нинели записали станцию Сковородино. . Отец и мать будущего поэта были комсомольцами, их дерзкая молодость взяла себе на плечи «груз неизбывной тяжести: других вести за собой».
Когда отца Нинели Трофима Третьяка перевели из Владивостока, где он был первым секретарём крайкома комсомола Дальневосточного края, на Камчатку, он был в 1934 году несправедливо осуждён по печально знаменитой 58 статье, а реабилитирован посмертно лишь в 1956 году. Для того, чтобы спасти девочку от участи дочери «врага народа», мама вышла за удочерившего её Александра Игнатьевича Таяновского, человека редких душевных качеств, погибшего на фронте 1 октября 1944 года.
Личная судьба Нинели Александровны лёгкой не была никогда. Первые строки она написала именно в военное время, пятнадцатилетней, увидев горе и отчаяние вокруг. Это было стихотворение «Извещение» о полученной с фронта похоронке, увы, оказавшееся предвидением, как и многие более поздние строки поэта.
Географические просторы стихов Мордовиной столь же разнообразны, как и просторы её биографии – куда только ни забрасывала её судьба вместе с мужем – лётчиком-офицером!
Однако поэтическое воплощение мысли и чувства получили на земле Нижнего Поволжья. Первые мастерские строки, составляющие сборники стихов «Синяя птица» (1966), «Земное небо» (1969) и «Испытание» (1972) родились на ахтубинской земле, возле поющей баскунчакской горы Богдо и Ахтубы, «речки с норовом», бегущей к седому Каспию, минуя старшую сестру Волгу.
В Ахтубинске Мордовина работала директором районного дома культуры, где вела не только три хореографических кружка, , но и по собственной инициативе создала пионерский и комсомольский поэтические театры, вела литературный кружок.
Тогда, в Ахтубинске, появился литературный кружок «Радуга» при газете «Ахтубинская правда» — творческое содружество юных поэтов, художников и музыкантов. Яркую, броскую Мордовину любили все, и не только за поэтический талант, но и за щедрый дар любви к людям.
Среди её друзей было много известных лётчиков – Степан Микоян, которому посвящено стихотворение «Генерал», будущие космонавты Георгий Береговой и Марина Попович, Николай Коровушкин – первый российский лётчик, перешедший на реактивный сверхзвук. Небо над Ахтубинском однажды утром озарил росчерк реактивного самолёта именем «НИНЕЛЬ».
Образы любви, возникающие в поэзии Тредиаковского
Тредиаковский твердо стоял на позициях земной любви, хотя его обвиняли в нечестии, нерелигиозности, в деизме, атеизме, наконец, во всякого рода ереси.
Как бы в ответ своим критикам, Тредиаковский говорит в песне:
Худо тому жити,
Кто хулит любовь:
Век ему тужити,
Утирая бровь.
Проходят печальны
Все дни его здесь,
Да и не похвально
Обходится весь.
Чувствия не зная,
Кажется свиреп,
А и рассуждая,
Рассужденьем слеп.
Утешает сильно
Всякую печаль,
Сам смотрит умильно,
Отгонит весь жаль.
Стати и прекрасы
Все в его руках,
Мусикийски гласы
И танцы в ногах.
Разные потехи -
Также забав род,
Веселые смехи -
Его все то плод.
Ты, юность прекрасна,
Сим употребляй.
Везде повсечасно
В любви пребывай.
Варварству прилично
Любовь презирать,
Младым будь обычно
Его все играть.
В этой песне и в других, более ранних стихах Тредиаковского излагается осознанное отношение к любви как основе жизни, источнику радости и счастья, любви, воспринимаемой как вечный праздник, как пир молодости и веселья.
Эта же мысль прослеживается и в песне Тредиаковского «Без любви и без страсти...»:
Ох, коль жизнь есть несносна,
Кто страсти не имеет!
А душа, к любви косна,
Без потех вся стареет.
Судя по стихам Тредиаковского, можно прийти к такому выводу, что для него без любви нет ни молодости, ни радости, если это чувство отсутствует в жизни, то для чего же нужна жизнь:
Чем день всякий провождать,
Ежели без любви жить?
Буде престать угождать,
То что ж надлежит чинить?
В своей «Элегии» Тредиаковский рассуждает о любви как о всепоглощающем чувстве:
Безнадеждие, мятеж, горесть и печали,
И несносная тоска ввек на мя напали.
Это чувство забирает человека всего целиком, и от него невозможно освободиться:
Мысли, зря смущенный ум, сами все мятутся,
Не велишь хотя слезам, самовольно льются,
Вдруг безмолвствую, и вдруг со стоном воздыхаю,
Сам не вом, чего желать и чего желаю.
И даже за порогом смерти любовь не оставляет:
И молчу я, и горю, и стражду невольно,
А не может никогда сердце быть довольно:
Илидара ввек хладна ныне пребывает!
Нагла жара моего та не ощущает.
Освободить от любви может только тот, кто послал эту любовь человеку - бог любви Купидон:
О, изволь от страсти к ней мя избавить!
Ту из сердца вынять всю, в мыслях же оставить.
К середине 18 века появилась потребность в создании поэтического языка в пределах среднего стиля, более близкого к разговорной речи, но обладающего эстетической значимостью, «нежностью». И именно Тредиаковский начал реформу стихосложения.
Тредиаковский также использует традиции анакреонтики, создавая образ возлюбленной - похитительницы сердца:
Мысли, где сердце, не знают
Не ты ль, Аминта, то скрала?
Но в творчестве Тредиаковского присутствует и играет важную роль другая любовь - любовь к Родине, о чем он и говорит в своем стихотворении «Строфы похвальные России, сочиненные в Париже 1728 года»:
Россия мать! Любезный свет!
Мне мало сто гласов иметь,
Ни тысячею не воспеть.
В этом отношении особенно интересны его патриотические «Стихи похвальные России», тогда же положенные на музыку и широко распространившиеся в рукописи. Эти стихи были очень популярны, потому что в них звучит неподдельное чувство любви к родине:
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны,
Россиямати! Свет мой любезный!
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком!
Образы любви, возникающие в поэзии Тредиаковского («горячей страсти любовь», «первой любви долгое коварство», «богини любве сладость», «сладку огня... наглость») оказали влияние на всю последующую за ним русскую любовную лирику.
Личная лирика занимает особое место в поэтическом наследии Хлебникова. Мало лирических поэтов столь прямых, столь доверчивых, столь наивно убежденных, что их должны услышать и выслушать, как Хлебников. Лирики двадцатого столетия обыкновенно принадлежали либо к породе стыдливых, либо были дерзки, домогались внимания вопреки препятствиям, исповедуясь перед своим читателем скандально-насильно, с вызовом ему. И в том, и в другом случае присутствовало сознание, что поэт и читатель разделены и нет естественных и простых путей победить это разделение. Хлебникову глубоко чуждо это представление о несводимости одного человеческого «я» и другого «я», он говорит в стихах о себе, ожидая эхо. Ожидая отклика, а если его нет, то он уверен в своем праве на отклик. А уверенности этой именно и не было у иных его современников. Как лирики, они, в сущности, считали себя явлениями бесправными, и одни смирялись, другие делали позу из своего беззакония. Хлебников-лирик никогда не прячется за вымышленную маску, его стихи от первого лица – гордые и беззаветные.
Лирика любви у Хлебникова тоже лишена той ограниченности одним только личным чувством, которую считают чем-то неизбежным для нее многие поэты. У Хлебникова особая русская идеология любви и русская эстетика ее, находимая нами у Пушкина, Тургенева, Фета, Бунина. Русские художники изображали любовь как событие, находящее в двух лицах, избранниках ее, лишь свое последнее выражение. Любовь в русских стихах, повестях и романах подсказана очень многим, на многое распространяется, перед многим и многими в ответе. У русских художников не бывало, чтобы вся лирика любви исчерпывалась рассказом, кто такие «он» и «она» и как и что между ними происходило. Всегда врывались в эту историю куски пейзажа и быта, по бессознательным связям здесь необходимые, всегда история любви совершалась на фоне жизни других людей.
Люди, когда они любят,
Делающие длинные взгляды
И испускающие длинные вздохи.
Звери, когда они любят,
Наливающие в глаза муть
И делающие удила из пены.
Солнца, когда они любят,
Закрывающие ночи тканью из земель
И шествующие с пляской к своему другу.
Боги, когда они любят.
Замыкающие в меру трепет вселенной,
Как Пушкин – жар любви горничной Волконского.
У Хлебникова любовь – явление духовно-языческое, нежно-языческое, она подсказана землей, не дикой землей, а той, которую возделывали история и общество. Любовная лирика, обыкновенно, имеет в виду читателя «на случай»: она задевает только влюбленных, настигнутых любовью как раз в ту самую минуту, когда оказались у них под рукою эти стихи. Любовная лирика Хлебникова и русских поэтов шире. Она для всех душевных состояний, она захватывает вместе с любовью и остальную половину жизни, и поэтому ей может откликнуться всякий и всегда.
Тема любви в поэзии Нинели Мордовиной.
«В этом мире, где столько сомненья, человеку нельзя без любви», — эти проникновенные строки можно считать девизом всего творчества любимого многими астраханцами поэта Нинели Александровны Мордовиной.
На протяжении нескольких десятилетий эта красивая статная женщина, внешность которой была под стать богатейшему внутреннему миру, восхищала и удивляла ценителей лирики, тех, кто небезразличен к живому слову, своим неповторимым мировосприятием, неувядаемой женственностью. Самым главным в стихах, да и в любом жанре творчества Мордовина считала большую доброту и любовь к людям.
«В этом мире, где столько сомненья, человеку нельзя без любви», — эти проникновенные строки можно считать девизом всего творчества любимого многими астраханцами поэта Нинели Александровны Мордовиной.
На протяжении нескольких десятилетий эта красивая статная женщина, внешность которой была под стать богатейшему внутреннему миру, восхищала и удивляла ценителей лирики, тех, кто небезразличен к живому слову, своим неповторимым мировосприятием, неувядаемой женственностью. Самым главным в стихах, да и в любом жанре творчества Мордовина считала большую доброту и любовь к людям.
И пусть Н.А. Мордовина родилась не на астраханской земле, но, прожив в Астрахани почти полжизни, она навсегда с ним сроднилась. Сегодня невозможно представить поэтическую Астрахань без Нинели Александровны, так талантливо и с такой любовью воспевавшей ее. Белый город, однажды привидевшийся ей во сне, с радостью принял ее в свои объятия и трепетно хранит память о ней, поскольку вся поэзия Мордовиной – поступок:
Мне притворяться влюбленной не нужно –
Где б ни жила на родимой земле,
В летние полдни и в зимнюю стужу
Всё тосковала о белом кремле.
Всё-то мне снилось, как запах акаций
Льётся вдоль улиц, весною маня…
Как подплывают к рукам астраханцев
Белые лебеди средь бела дня.
Всё-то мне чудились волны и пристань,
И над водой кружевные мосты…
Астрахань, Астрахань, ныне и присно
Пристанью радости будешь мне ты.
Каждый своё получает на свете,-
Город мой солнечный, благодарю!
Ты добротой мне на песню ответил,
Лотос твой цвёл моему сентябрю…
Ты поделился и хлебом, и делом,
Сердца коснулась живая вода.
Астрахань, Астрахань, город мой белый,
Пристанью радости ты – навсегда!
(«Пристань радости»)
II. Практическая часть
2.1. Анализ стихотворения Н.Мордовиной «Лотос».
Скоро снова у самого устья
Волга алый накинет платок,-
Это сотни бутонов распустит
Лотос – дельты заветный цветок.
Сразу станут прохладней рассветы
И короче палящие дни:
Лотос – дар уходящего лета –
Зажигает в протоках огни.
И от этих огней над водою
Снова жарко аукнет в груди,
Словно мне путеводной звездою
Кто-то высветил путь впереди.
Словно чей-то взволнованный голос
Окликает - до боли родной!
Роза Каспия – огненный лотос
Распылался над синью речной.
Вечным таинством света и цвета
Манит лотос людские умы…
Лотос к счастью…Вы слышали это?
Да к добру ли для лотоса мы?
Мы щадить не умевшие сроду
Ни земли, ни воды, ни цветка…
Лотос к счастью? Вся к счастью природа,
Оттого-то и дышим пока.
Стихотворение «Лотос» - один из ярких примеров безграничной любви автора к астраханскому краю. Оно словно пропитано настроением - восхищением цветком. Как известно, лотос — это одна из достопримечательностей Поволжья, древнейший цветок, происхождение и произрастание которого на Астраханской земле окутано многими мифами и легендами.
Читая это стихотворение, всю душу невольно охватывает чувство гордости за свой край, любовь к цветку и ко всей природе в целом. Чтобы передать своё восхищение и показать красоту этого удивительного цветка и нашего края, поэтесса использует следующие выразительные средства языка:
Эпитеты: «алый платок», «заветный цветок»; «огненный лотос»;
«палящие дни»;
Сравнения: «дар уходящего лета», «роза Каспия».
Недаром лотос сравнивается с царицей всех цветов – розой. И
это достойное название для такого красивого цветка.
Метафоры: «Волга алый накинет платок», «лотос зажигает огни», «жарко
в груди», «лотос распылался», «лотос манит людские умы».
Однако тема любви к родной природе не единственная в стихотворении. Уже приближаясь к завершению своего стихотворного произведения, автор остро поднимает тему экологии:
Да к добру ли для лотоса мы?
Казалось бы, всего одна строчка, но какой необъятный смысл вкладывает сюда поэтесса. Природа для Мордовиной, её состояние превыше всего, ведь от неё будет зависеть наша жизнь, будущее наших потомков, да и все наше будущее в целом. Использование автором местоимений множественного числа: «мы, вы, нас» - заставляет читателя почувствовать себя частью этой разрушительной силы.
Пройдут века, изменятся люди, города, но всегда будет радовать наш взгляд красавец – лотос, который является символом Астраханского края. « Дельты заветный цветок», «дар уходящего лета», «огненный лотос » приносит счастье человеку. Каково же отношение людей к этому царственному растению и ко всему, что окружает нас? Этот риторический вопрос вызывает тревогу.
2.2. Буклет «Ахтубинск поэтический».
Работая над темой своей проектной работы, я не могла не обратить внимание на поэтов своего любимого города – авиационной столицы России – Ахтубинск. Ахтубинская земля также богата своими поэтами. И я хочу, чтобы их имена стали известны.
Ирина Ворох
Отзовись из тьмы забвения,
Любовь моя, угаданная мной.
Под покровом вдохновения –
Звездой в ночи, поэмой неземной… («Мелодия», 2017)
Михаил Фролов
Здесь, где Волги родная сестра
Сыну-городу гимн распевает
Да полынные дуют ветра,
По полгода жара не спадает-
Гордо люди в согласье живут:
Небо плугами белыми пашут… («Ахтубинск», 2014)
Владимир Чивиленко
Ахтубинск – это Родина моя,
Всем, что я имею, я ему обязан,
Здесь все родное, небо и земля
И с ним родными узами я связан… («Родина моя»)
Елена Рознован
Его люблю я , и грущу порой,
Что очень редко там теперь бываю,
Но по тебе, Ахтубинск дорогой,
В разлуке еще больше я скучаю… («Ахтубинску посвящается»)
III. Заключение
Астрахань литературная – именно так мне хочется назвать свою малую родину. В завершении своей проектно – исследовательской работы я убедилась в том, что связь Астраханской земли с литературой тянется большой цепочкой с древности до наших дней. Оживлению литературной жизни Астрахани способствовали крупные русские писатели, жившие какое-то время и бывавшие в городе. Создавая произведения о любви, они тем самым вводили ее в большую литературу. В своей работе я назвала творчество только некоторых писателей, на самом деле их значительно больше. Я надеюсь, что моя работа вас заинтересовала и вы захотите познакомиться с творчеством моих поэтов-земляков.
Список литературы
Интернет – ресурсы
Позвольте, я вам помогу
Две лягушки
Золотая хохлома
Неньютоновская жидкость
Зимняя сказка