Изучение атрибутов охотника и их значений позволяют сохранить национальные трудовые и хозяйственные традиции; поэтому актуально обучиться любому мастерству, потому что умение делать что-то своими руками – это очень важно, особенно для будущего мужчины.
Вложение | Размер |
---|---|
npkohotnichi_prinadlezhnostiotechestvo.docx | 491.92 КБ |
Республиканский конкурс «Нить времен и поколений ».
Министерство образования и науки Республики Тыва
Управление Образования Администрации Барун-Хемчикского района
Республики Тыва
МБОУ «СОШ с. Дон-Терезин » Барун-Хемчикского кожууна
Научно-исследовательская работа на тему:
Охотничьи принадлежности:
традиции и современность
Секция: Краеведение
Выполнил: Ооржак Ай-Суу Сергековна.
ученица 8 класса МБОУ СОШ
с. Дон-Терезин Барун-Хемчикского кожууна.
Научный руководитель: Ооржак Зоя Сартыбаевна
учитель русского языка и литературы
Дон-Терезин 2021 г.
Содержание:
Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
История ----------------------------------------------------------------------------------- 5
Значение охотничьих принадлежностей у бурятского народа---- -------------6
История создания охотничьих принадлежностей рода Саая Буулен Кок-ооловича.------------------------------------------------------------------------------------------------------7
Содержание охотничьих принадлежностей тувинцев-----------------------------9
Содержание охотничьих принадлежностей Саая Буулен Кок-ооловича------9
Вывод--------------------------------------------------------------------------------------- 11
Литература--------------------------------------------------------------------------------- 12
Информаторы -----------------------------------------------------------------------------12
Приложение 1 ---------------------------------------------------------------------------- 13
Приложение 2------------------------------------------------------------------------------ 14 Приложение 3------------------------------------------------------------------------------ 15 Приложение 4------------------------------------------------------------------------------ 16
Введение.
В современном мире в силу ряда причин, одной из которых является проблема безработицы, материального неблагополучия тувинской семьи, особую актуальность приобретают изначальные формы взаимоотношений человека со средой обитания, теряются ценностные ориентиры, традиции, основы национальной гордости, нравственности, давно уже начался кризис сознания и культуры. Передача духовного наследия поколениям принадлежит трудовому воспитанию и обучению, сохранению и преумножению семейных ремесленных традиций старшего поколения в семье. Поэтому сведения о воспитании в семье, являются важнейшим источником для этнографической характеристики народа, его культурно-бытового облика. [4.52-54] Изучение атрибутов охотника и их значений позволяют сохранить национальные трудовые и хозяйственные традиции; поэтому актуально обучиться любому мастерству, потому что умение делать что-то своими руками – это очень важно, особенно для будущего мужчины.
Духовные проявления национального трудового этикета – основополагающая традиция формирования поведения, стиля взаимоотношений с окружающими людьми и соблюдения принципа трудовой, духовной преемственности в семье.
Поэтому объектом исследования является охотничьи принадлежности-пороховница, мерка для пороха, мешочки для пуль и для пороха, а предметом исследования – отношение современных людей к охотничьим принадлежностям и к их содержанию и значению.
Следовательно, целью работы является попытка:
1.Изучения содержания , значения ружейных охотничьих принадлежностей у конкретной семьи и его краткое описание.
2. Сравнение с другими подобными предметами.
3.Воспитание чувств гордости за самобытность своего народа;
Сообразно с этими задачами работы являются ознакомление с научными и литературными источниками описания ружейных охотничьих принадлежностей; определение и выяснение отношения к этому предмету;
Новизна: Изучить значимость ружейных охотничьих принадлежностей в семье Саая Буулен Кок-ооловича и для современного человека.
Теоретическая обоснованность состоит в изучении значения бурятских и тувинских охотничьих принадлежностей, в частности у конкретной тувинской семьи.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучая историю охотничьих принадлежностей рода Саая Буулен, мы узнаем больше о значении охотничьих принадлежностей в целом у тувинцев. И результаты исследования могут быть использованы при проведении научных работ учащимися, студентами учебных заведений, учителями.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, частично-поисковый , интервьюирование, описательный, использование справочной литературы, Интернет - ресурс
Характеристика источников: на основе этнографических, письменных источников рассматриваются все аспекты многовековой истории традиций, обычаев, касающихся охотничьих принадлежностей , которые несут в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своей земле, ее проблемам, присущих духовно-нравственной среде.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, вывод, литература, приложения.
Полученные результаты: Исследовательская работа проводилась с сентября 2016 года по февраль 2019 года. В работе изучены и описаны ружейные охотничьи принадлежности у конкретной семьи Саая Буулен Кок-ооловича. Сравнивались конкретно с бурятскими наборами охотников и у тувинцев в целом.
После всех своих работ,мы пришли к выводу, что у тувинского, бурятского охотничьих принадлежностей и у конкретной семьи есть идентичных 5 предметов, отличающихся атрибутов – 5 . Отметили различие атрибутов по сделанным материалам и по ношению их во время охоты. Также узнали, что семейный охотничий набор на роду Саая Буулен Кок-ооловича только в единственном экземпляре. Им пользовался на пятом поколении Саая Владимир Дургун-оолович вплоть до 1999 года. Он и считается последним охотником этого рода, который применял высококачественные принадлежности своего прапрадедушки. Производственная деятельность личного ремесленного мастерства дедушки Ооржак Кок-оол по изготовлению набора охотника больше никем из родственников не применяется и не изучался. Поэтому развитие местных традиций тувинского народа актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных духовных ценностях сохранения памяти, чувства родства, уважение к старшему поколению…
История
Охота-это часть тувинской национальной культуры, традиционного образа жизни и занимала значительное место в комплексном хозяйстве древних людей. История охоты длинная и уходит вглубь веков. Ею занимались в самых разнообразных экосистемах - пустынно-степных, горно- степных и таёжно-высокогорных. Каменный век охватывает самый ранний и самый длительный период в истории человечества.Именно в это время происходило освоение человеком просторов своей территории,и именно тогда появился первый охотник .Свидетельством тому служат различные археологические памятники и факты палеолита на территории Тувы, которые позволяют говорить о значительной роли охоты в племенах, проживающих на территории Тувы в скифское время:это амулеты из клыков диких животных ,обнаруженные в мужских погребениях в усыпальницах саглынской культуры, изделия из кости животных(рыси, марала, лося, белки) - пряжки,пуговицы и поясные пластины[4.65-69)]
Несмотря на значительный толчок, который дали охотничьему промыслу дань(албан), выплачивавшийся пушниной, а также возникший во второй половине XIX в. вывоз пушнины из Тувы российскими купцами на европейский рынок, техника охоты оставалась прежней. Тувинцы использовали на промысле самострелы, которые устанавливали на путях движения диких животных, а также огнестрельное охотничье оружие, которое получило среди них распространение с середины XVIII в. Шомпольно-фитильные, а в XIX в. и пистонные ружья с деревянными рогатками-ножками для большей устойчивости при выстреле изготовлялись как в Китае, так и в самой Туве. Тувинцы сами приготовляли порох. В последующее время у охотников появляется русская винтовка.
Некоторая специализация на охотничьем промысле ряда хозяйств содействовала расширению обмена между охотниками и скотоводами, между разными родоплеменными группами и территориальными общинами. Промысел многих охотников из Тоджи, западной Тувы в Усинской, Амыльской тайге и в других угодьях, расположенных на территории России, поддерживал и развивал контакты тувинцев с русским населением и родственными группами в Хакассии, на Алтае. [3 С.113)]
Значение охоты было велико, поскольку обилие и разнообразие промысловых животных позволяло охотиться в течение всего года. Это придавало устойчивость всему комплексу хозяйственной жизни скотоводов-охотников.О большой роли охоты в жизни кочевников можно судить и по охотничьим трофеям- амулетам,найденным в погребениях различных эпох[1.с.44]
Значение охотничьих принадлежностей у бурятского народа.
Наиболее распространенным оружием бурятских охотников XIX — начала XX в. являлось ружье (буу), в частности кремневое(сахюуртай буу), пистонное употреблялось гораздо реже. В XVII в., несмотря на строгие запретительные меры, буряты пользовались огнестрельным оружием, которое, вероятно, было воспринято ими от китайцев. Монгольское название ружья происходит от маньчжурского слова поо, означающего «пушка», «баллиста». В XVIII в. запреты были сняты и, владение огнестрельным оружием не представлялось чем-то необычным. Дальнейшее распространение этого вида оружия связано с тем, что царская администрация снабжала бурят порохом и свинцом. Все это способствовало тому, что ружейный промысел становился господствующим. Качество ружейной охоты зависело во многом от умения охотника определить меру пороха и дроби для своего ружья (пристрелка), так как «всякое ружье имеет собственный полный заряд, которым оно бьет лучше, нежели всеми остальными»[7.(Черкасов. 1958. С. 25)].Необходимым предметом снаряжения бурятского охотника XIX — начала XX в. является охотничий пояс, который надевают через плечо, располагая вдоль туловища. К нему подвешиваются на длинных тонких ремешках в определенном порядке всевозможные промысловые принадлежности. Спереди обычно висит пороховница (натаруушха), ее закладывают за пазуху. Пороховницу обычно изготавливают из березового нароста (кап). Иногда ее делают из коровьего рога. Рядом с пороховницей на ремне располагаются мерки (сэнэг) для пороха. Их делают из верхушечной части рога или полой кости. Сзади к ремню прикрепляется кожаный мешочек (каптурга), в котором хранятся пули или дробь. Рядом висят отвертка и мешочек с запасными кремнями, здесь же сумочка для огнива, кремня и трута и медная чашечка с горючей серой. Все это закладывается за пояс. »[7(Черкасов. 1958. С. 27-29)].
История (Легенда) создания охотничьих принадлежностей рода Саая Буулен Кок-ооловича.
В сумоне Ак Барун-Хемчикского кожууна в местечке Дулаан-Кара жили предки Ооржаков на родовых своих землях.И в 1900 году в семье Саая Кок-оол Сааяевича родился необыкновенный мальчик .Его назвали Буулен. Он с рождения был смышленый, шустрый, вдумчивый. Саая Кок-оол был родовым шаманом своего племени-аймака, народным целителем,но роды своей жены он попросил принять у Сержимаа- родовой шаманки другого аймака Монгуш. Это для нее было большой честью и ответственностью. Она приняла роды и сказала, что ребенок совсем не похож на своих близких и дальних родственников и что он «помечен» духами Тайги, Земли, Неба, Воды. Родители только потом поняли, что маленький человечек - немой.Он был первым и последним ребенком в семье. С детства Буулен замечал все, что не замечали взрослые. Он умел по – своему слушать и разговаривать со всеми, что есть в природе. Буулен тоже как и отец, получил сильный небесный дар шамана и был уважаем. Его почитали, приглашали, обращались к нему по любым вопросам:он не только «очищал»,но и лечил травами любой недуг. Буулен обошел всю тайгу Ак и Алаш ,рек Аан и Оон. Собирал лечебные травы со своей женой Ток-Кара Сундуевной,и не одних поднимал на ноги и даже принимал роды у других аймаков. Всю свою жизнь Буулен посвятил делу знахарства,и жена понимала его с полуслова, и вместе они лечили всех, кто обращался к ним. В любой юрте они были долгожданными гостями и принимали их всегда как самых близких и родных. Буулен был всем и отцом, и братом, и сватом, и сыном, и дядей, и лечащим врачом. Он знал повадки всех зверей, птиц, домашних животных, знал каждую травинку. Когда уходил в тайгу за лекарственными травами, пропадал надолго, а приезжал с огромным запасом. Вот тогда-то ему достались от отца охотничьи принадлежности, которых он по наследству передал своему единственному сыну Дамбый.
Набор охотника был изготовлен примерно в 1870-е годы. К Саая Буулен охотничьи принадлежности попали от отца Кок-оола. Сам Саая Буулен был тоже очень сильным шаманом.Люди его очень уважали и почитали. Он говорил своей жене Ток-Кара Сундуевне ,что эта реликвия принадлежала их роду уже давно, как он помнит себя еще в детстве. Буулен помнит,что дедушка объяснял ,что реликвию в те времена делали специально для многодетной семьи родовым шаманом в знак удачи и благополучия мужчин рода. Дед провёл камлание (ритуал шамана) в течении трех дней и передал его отцу Кок-оолу охотничьи принадлежности.
С тех пор они передавались из поколения в поколение:
№ | Имя | Годы жизни | Детей | Сыновей | внуков |
1 | Дедушка | 1857-1937 | 1 | 1 | 1 |
2 | Саая Кок-оол | 1879-1949 | 1 | 1 | 1 |
3 | Саая Буулен Кок-оолович | 1900-1971 | 1 | 1 | 4 |
4 | Саая Дамбый Бууленович | 1926-1984 | 5 | 4 | 9 |
5 | Саая Дургун-оол Дамбыйович | 1949-1999 | 8 | 3 | 5 |
6 | Саая Владимир Дургун-оолович | 1964-2005 | 0 | 0 | 0 |
| 16 | 10 | 20 |
Поколения, которые сохраняли, сохраняют охотничьи принадлежности жили счастливо и в семьях много мальчиков. Была родовая семейная традиция – реликвия передавалась в семью только этогого рода, нуждающейся в мальчиках. А семья, где рождается 3 сына подряд считается особо уважаемой и право хранить охотничьи принадлежности передаётся этой семье.
Предметов, охотничьих принадлежностей нельзя заменять другими,или удалять что-либо,а пополнять можно ,но тоже с помощью родового шамана
Содержание охотничьих принадлежностей тувинцев
Охотничьи принадлежности - пороховницу, мерку для пороха, мешочек для пуль и др.- носили на ременном поясе ,подвешивая их прямо к нему или к охотничьей сумке. В коллекции В.Кона [ГМЭ,колл,№ 635-5] имеется такая сумка ,сшитая из барсучьей шкурки. На неё подвешены роговая пороховница с отверстием, роговая мерка для пороха, железная копалка с клювовидным концом для очищения сковородки(котла),ключ для винтов ружья, пузырек для ружейной мази, кошелечек для пуль. Весь этот набор вместе с поясом и сумкой носил название саадак .Как известно, саадак означает также колчан; этот любопытный факт можно объяснить тем, что для охотников, начавших пользоваться на промысле ружьем, пояс с новыми охотничьими принадлежностями заменял колчан. Слово «саадак» или «саадаг» , как название колчана известно как в монгольских, так и в тюркских языках.
[2.С.188]
Содержание охотничьих принадлежностей рода Саая Буулен Кок-ооловича
Тувинцы - кочевой народ, поэтому содержание охотничьих принадлежностей было приспособлено к кочевому образу жизни.Он является священной вещью, передаваемой из поколения в поколение. Охотничьи принадлежности семьи Саая Буулен, который уже много лет удерживается на орбите жизни, предстал в новом облике.
Рассмотрим вкратце, как устроен охотничий пояс у рода Саая Буулен:
1. Набор сделан в виде пояса из аркана ,сделанного из крепкой шкурки, хорошей плотной мягкой выделки мелкого рогатого скота;
1.1. к поясу прикреплена темно-синим ситцевым матерчатым шнурком сумочка размером 9см в высоту и 5,5 см в ширину для хранения пистонов (капсул). – сделанная когда-то из плотной белой ткани - бязь, сейчас она имеет желтоватый цвет.Изнутри сумочка -мешочек пришита аккуратно выделенной по специальной технологии войлоком- это предусматривает то, что порох, пуля не будут сырыми в любой погоде.Колпака нет.
2. Мерка для пороха
2.1.Мерка сделана из дерева: толстый сучок березы, аккуратно обтесан,
2.2.с двух сторон, к нему вбиты гильзы от использованных патронов .
- Сверху- гильза 12 мм,с тряпично- бумажной покрышкой- колпаком ,того же размера, прикрепленной к поясу истрепанным и изношенным временем тоненьким ремешком, выделенным из кожи мелкого рогатого скота.
2.3.Снизу такая же вбита гильза от патрона, но только диаметром меньше-8 мм, колпак тоже из выделенной шкурки, прикреплен тоже тоненьким ремешком, выделенной из кожи мелкого рогатого скота .
2.4.Кроме того ,на деревянной мерке есть вырезанные 2 ямочки с разными размерами:
2.4.1.Большая дырка-яма с размером 23 мм в длину и 8 мм в ширину, в виде четырехугольника для мерки пороха
2.4.2.Маленькая дырочка-яма с диаметром 6 мм, в 4 мм глубины в виде круга для мерки пороха
Снаряжение патронов для охоты – важная задача, которая требует от охотника предельной точности и внимания. Поэтому нужно правильно и точно безошибочно и отмеривать порох для удачной охоты и без отрицательных последствий. Неаккуратное снаряжение патронов, использование неизвестных видов пороха, неподходящего для этих целей, использование пыжей из кожи и резины, при преднамеренном завышении заряда — приводит к тому, что ружье рано или поздно выходит из строя. Такие стволы ружья или раздувает или разрывает. Практически во всех этих случаях, в процессе снаряжения патронов происходит отмеривание, а не взвешивание пороха и просто использует мерку для чёрного пороха или обрезанную на глаз гильзу .Практика и опыт охотников показывает , что используя порох, пользуются меркой не только для снаряжения дробовых патронов, но и для снаряжения пулевых – для винтовок, что требует особой точной дозировки пороха. Это для охотника – большая экономия времени. Чем меньше диаметр мерки, тем точнее будет проводиться отмеривание. Практически диаметр мерки для пороха должен колебаться между 12 и 14 миллиметрами.
3. Каптурга - кожаный мешочек особого покроя, из выделанной шкурки белки , предназначенный для хранения во время охоты пуль и пороха (в старину, когда применялись кремневые ружья) запасная сумка, вещевой мешок для хранения патронов с размером 14.5 см в высоту,5,5 см в ширину снизу и постепенно к горловине узкая по размеру гильзы. Гильза прикреплена старинным способом-студень,холодец,смешанные смолой древесины,сверху туго завязана крепкой веревкой .Колпак оторван и потерян.
4. Мешок для хранения пороха - это вместилище, футляр или колчан для хранения и ношения пороха, предназначено для безопасной перевозки порохов . Это своего рода соблюдение техники безопасности. Мешок сделан из толстой материи коричневого цвета ,прикреплен к поясу шнурком из выделенной шкурки мелкого рогатого скота
Выводы:
Охотничьи принадлежности Саая Буулен Кок-ооловича - это ансамбль, где всё слито в единое целое. Он устроен точно так же, как описывается в научных работах учёных, но есть тщательно подобранные вещи, удивительные по своему практическому значению. Главное в этом наборе - национальное народное начало. Здесь отсутствует чёткая граница между значениями каждого предмета, главное - перетекание одного в другой.
У тувинского, бурятского охотничьих принадлежностей и у конкретной семьи есть идентичных 5 предметов, отличающихся атрибутов – 5 . Отметили различие атрибутов по сделанным материалам и по ношению их во время охоты. Также узнали, что ремесленный семейный ружейный охотничий набор на роду Саая Буулен Кок-ооловича только в единственном экземпляре. Им пользовался на пятом поколении Саая Владимир Дургун-оолович вплоть до 1999 года. Он и считается последним охотником этого рода, который применял высококачественные принадлежности своего дедушки. Производственная деятельность личного ремесленного мастерства дедушки Саая Кок-оол по изготовлению набора охотника больше никем не продолжается.
Таким образом, всё высказанное позволяет сделать вывод: Не все дети проявляют большую тягу к традициям своего рода. Саая Владимир Дургун-оолович семейную реликвию передал своему близкому другу Ооржак Саган-оол Комбуевичу на хранение,когда был осужден по УКРФ. После смерти Саая Владимира друг хранил еще 15 лет ,из родни никто не интересовался,поэтому его жена Ооржак Аржаана Чкалововна и принесла в школьный музей.
Изучение и развитие местных традиций тувинского народа актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных духовных ценностях сохранения памяти, чувства родства, уважение к старшему поколению…
В селе на сегодняшний день выявили 18 охотников в возрасте от 31 года до 65 лет ,но ни у кого из них нет похожих атрибутов ружейной охотничьей принадлежности.У всех современные артибуты
.
Литература:
7.Интернет-ресурс
Информаторы:
Приложение №1
Анкета №1
«Знаете ли вы охотничьи принадлежности ?»
Анкета проведена среди учащихся 3-10 классов, педагогов и техперсонала нашей школы. Всего участвовали 68 учащихся, 21 взрослых.
№ | Вопросы | Ответы знаю не знаю |
1 | Знаете ли вы охотничьи принадлежности | 27% 73% |
2 | Что такое саадак? | 45% 55% |
3 | Что такое мерка для пороха? | 30% 70% |
4 | Что такое пороховница? | 24% 76% |
5 | Что такое пояс охотника? | 42% 48% |
6 | Как безопасно можно носить пороховницу или мешочки для пороха ? | 29% 71% |
7 | Как носят пояс и набор охотника? | 33% 67% |
8 | Как правильно носить набор охотничий? | 41% 59% |
9 | Можно ли их носить на руках с другой ношей? | 18% 82% |
10 | Можно ли отдавать кому-либо охотничьи принадлежности? | 22% 78% |
11 | Почему нельзя давать другим эти вещи? | 7% 93% |
12 | Можно ли брать охотничьи принадлежности у незнакомого человека? | 28% 72% |
Анкета №1
Приложение 2
Анкета №2
№ | Вопросы | Ответы Да Нет |
1 | Существует ли четкий порядок размещения принадлежностей на поясе? | 37% 63% |
2 | Назовите запрещающие этические правила при ношении охотничьих принадлежностей? | 45% 55% |
3 | Перечислите правила поведения охотника при ношении оружия и охотничьих принадлежностей? | 50% 50% |
4 | Назовите обычаи и традиции, касающиеся к охоте ? | 54% 46% |
5 | Что вы знаете о традициях охотников? | 42% 48% |
6 | Назовите обряд охотников ? | 50% 50% |
7 | Что вы знаете о культе почитания к охотничьим принадлежностям? | 33% 67% |
Анкета №2
Приложение №3
Идентичные атрибуты ружейного промысла охотников по порядку
бурятские | Тувинские | Семья Ооржак Буулен | |
1 | пояс | пояс | пояс |
2 | Порховница(натаруушха) | порховница | пороховница |
3 | Мерка для пороха(сэнэг) | Мерка для пороха | Мерка для пороха |
4 | Кожаный мешочек -каптурга | Кожаный мешочек-каптурга | Кожаный мешочек- каптурга |
5 | Мешочек с запасными кремнями | Мешочек для кремня, пуль, дроби | Мешочек для пуль и дроби |
Различие атрибутов охотников
бурятские | тувинские | Семья Ооржак Б.С | |||
1 | Отвертка | Ключ для винтов ружья | - | ||
2 | Сумочка для трута,огнива и кремня | Железная копалка с клювовидным концом | - | ||
3 | Медная чаша с горючей серой, или чашка из бересты | Пузырек для ружейной мази | - | ||
4 | Длинные тонкие,но прочные ремешки | Кошелечек для пуль | Короткие ремешки из шкур домашних животных качественной выделки | ||
5 | Сумочка для огнива | Иногда пояс заменял колчан | - |
Огниво, это не один предмет, а три: кремень, кресало и трут. Кремень — природный камень. Кресало — предмет из закаленного железа с насечками как у напильника. Трут - специально подготовленный материал, который легко начинает тлеть при попадании на него искры. Для добывания огня берут кремень в одну руку, кресало в другую и с размаху чиркают кресалом о кремень. Это способ разжигания костра без спичек и зажигалок.[ 7. ]
Различие атрибутов охотников по сделанным материалам
бурятские | тувинские | Семья Ооржак Б.С | |
пояс | Крепкая веревка | Ременный пояс из выделенной шкурки | Ременный пояс из выделенной шкурки |
пороховница | Березовый нарост,коровий рог | Рог крупного и мелкого рогатого скота с отверствием | Из плотной материи |
Мерка для пороха | Верхушечная часть рога или полой части кости | Рога любого размера | Из сучка березы, березовый нарост с вбитыми гильзами |
мешочек каптурга | Кожа | Барсучья выделенная шкурка | Беличья шкурка |
Мешочек для пуль,дроби | кожаный | Выделенная шкурка или плотная материя | Матерчатая,с войлоком внутри |
НАДЕВАЮТ и носят:
бурятские | тувинские | Семья Ооржак Б.С |
В определенном порядке | ||
Надевают через плечо, располагая вдоль туловища | 1.Надевают на ременный пояс 2.все по порядку подвешиваются друг к другу | 1.Носят только на ременном поясе
|
Пороховница закладывается за пазуху | - | - |
Самодельный телефон
Девочка-Снегурочка
Притча о гвоздях
Ель
Как я избавился от обидчивости