Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной. Но мало знания норм, необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, богатой. Кроме того, интересным оказался следующий факт: при попытке найти в сети Интернет эту информацию выяснилось, что масса ресурсов посвящена анализу лирики Лермонтова, и практически нет работ, посвященных использованию им средств выразительности в прозе. Именно поэтому в данной работе мы исследуем использование некоторых изобразительно – выразительных средств (сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов) М.Ю. Лермонтовым в его романе «Герой нашего времени».
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».
Методы исследования: Анализ понятийного поля исследования, анкетирование обучающихся 6-9 классов, первоначальный обзор и анализ информации по страницам сети интернет, изучение романа «Герой нашего времени», отбор и систематизация материала.
Результат социологического исследования: Ученикам нашей школы интересна эта тема, наибольшую заинтересованность проявили ребята из 8-го класса. Произведения М.Ю. Лермонтова знают большинство респондентов, различные средства выразительности известны почти всем, чаще других назывались метафора, олицетворение и эпитет, что связано с возрастом анкетируемых учеников, а вот в произведениях поэта мало кто смог вспомнить примеры тропов. С учётом результатов анкетирования, тема актуальна.
Результат исследования: Комплексный анализ средств выразительности, использованных М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», показал, что писатель использовал сравнение, эпитет, олицетворение и метафору для изображения внешности и поведения героев, в раздумьях, устных высказываниях и дневниковых записях, при описаниях природы. Автор сравнивал людей с животными, с другими людьми, с мифическими существами, явлениями природы. Кроме того, часто встречаются сравнения гор с амфитеатром, рек с серебряными нитями и других явлений с поведением людей и животных. Эпитеты обычно использовались при описании людей и довольно часто произносились героями вслух, много эпитетов можно встретить в дневниках и описаниях природных явлений, и здесь они особо подчеркивают важность пейзажа для понимания чувств и характеров главного персонажа. Практически не встречаются олицетворения в коротких рассказах – «Максим Максимыч» и «Фаталист». Две последние повести, входящие в дневники Печорина, изобилуют метафорами в описании природы, но больше всего в проявлениях чувств – ревности, любви, отчаяния. И это показывает нам, что эмоциональный уровень самого героя намного превосходит восприятие жизни другими персонажами, даже офицером, ведущим повествование в первых частях романа.
Мы пришли к следующим выводам:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Кроме того, в романе нам встретились и другие изобразительно-выразительные средства – гиперболы, метонимии, парцелляции, риторические вопросы, фразеологизмы. Результаты исследования могут найти применение в факультативных курсах по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.59 КБ |
МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция «Лингвистика»
Подсекция «Лингвистика текста»
Тема: «Художественные средства выразительности
в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор:
Гриненко Галина, 9 класс
МБОУ СОШ № 46 с. Бараники,
Сальский район, Ростовская область
Руководитель:
Артамонова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 46 с. Бараники,
Сальский район, ростовская область
г. Ростов-на-Дону
2018 г.
Оглавление
Разделы работы | Стр. |
I. Введение | 3 |
1.1.Актуальность работы | 3 |
1.3.Цель работы | 3 |
1.2.Задачи | 4 |
1.4.Методы исследования | 4 |
II. Основная часть | 5 |
2.1. Средства языковой выразительности | 5 |
2.2. Социологическое исследование среди обучающихся школы | 8 |
2.3. Использование тропов М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» | 10 |
2.3.1. «Бэла» | 10 |
2.3.2. «Максим Максимыч» | 10 |
2.3.3. «Тамань» | 11 |
2.3.4. «Княжна Мери» | 12 |
2.3.5 «Фаталист» | 12 |
III. Выводы | 14 |
Литература | 16 |
Приложения | 17 |
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”. Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. [3; 5]
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, создают особую организацию речи.
Актуальность работы заключается в следующем. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной. Но мало знания норм, необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, богатой.
Кроме того, интересным оказался следующий факт: при попытке найти в сети Интернет эту информацию выяснилось, что масса ресурсов посвящена анализу лирики Лермонтова, и практически нет работ, посвященных использованию им средств выразительности в прозе.
Именно поэтому в данной работе мы исследуем использование некоторых изобразительно – выразительных средств языка великим русским писателем М.Ю. Лермонтовым в его романе «Герой нашего времени».
Результаты исследования могут найти применение в факультативных курсах по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Мы выдвинули гипотезу: М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» использовал такие тропы, как сравнение, олицетворение, метафора и эпитет, и именно соотношение этих средств выразительности придало роману неповторимый стиль, а сами они, вложенные в уста определенных героев, помогают точнее раскрыть характер персонажей.
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».
Задачи:
Методы исследования:
II. Основная часть
2.1. Средства языковой выразительности
Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым. Мы взяли для исследования только некоторые тропы: метафора, эпитет, сравнение и олицетворение. [4; 124]
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит) , овеществления (стальные нервы) , отвлечения (поле деятельности) и т. д.
Примеры метафор: В саду горит костёр рябины красной…(Есенин) – здесь поэт уподобляет кисти спелой рябины пламени костра.
В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит. (Никитин) - спокойная, гладкая вода залива, отражающая берега и лес, сравнивается поэтом с зеркалом, но формальных признаков сравнения нет.
Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (В.Астафьев) – вершины деревьев, волнуемые ветром, находящиеся в непрерывном движении, кажутся писателю «кипящими».
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,.. (Есенин)
Эпитетом здесь является слово ЗОЛОТАЯ (листва), оно указывает не только на цвет осенней листвы, но и содержит авторскую оценку: мы понимаем, что поэту нравится осенняя листва, что он любуется опадающими листьями, сравнивая их желтый цвет с цветом золота.
Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.
Примеры олицетворений:
О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать.
Сурово метелица выла
И ветром кидала в окно,
Невесело солнце всходило,
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно. (Некрасов)
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза. (Есенин)
Сравнения - это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
1. Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, РОВНО и др.
Например:
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток. (Никитин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (Есенин)
2. Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа.
Например: Лежал закат костром багровым. (Ахматова)
Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паустовский)
3. Сравнение может создаваться и с помощью слов, прямо указывающих на схожесть явлений: ПОХОЖ, НАПОМИНАЕТ, КАЖЕТСЯ и др. Например: В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (Паустовский)
4. К сравнениям относятся и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов) [2; 25-27]
2.2. Социологическое исследование среди обучающихся школы.
В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос: что же знают мои ровесники и другие ученики нашей школы о М.Ю. Лермонтове вообще и о применении им тропов? Я решила провести социологический опрос. Мною были предложены 5 вопросов:
Нравятся ли тебе произведения М.Ю. Лермонтова? |
Сколько его произведений ты можешь вспомнить? Какие? |
Что интересного ты увидел в языке произведений М.Ю. Лермонтова? |
Какие изобразительно-выразительные средства языка ты знаешь? |
А какие тебе встречались у Лермонтова? Приведи примеры. |
Опрос был проведен среди учеников 6 - 9 классов, всего обработано 34 анкеты.
Результаты таковы:
Вопрос | ||
1 | Нравятся ли тебе произведения М.Ю. Лермонтова? | Да – 20 Нет – 8 По-разному - 3 Не знаю - 3 |
2 | Сколько его произведений ты можешь вспомнить? Какие? | «Парус» - 20 «Бородино» - 19 «Мцыри» - 11 «Родина» - 2 «Смерть поэта» - 5 «Демон» - 1 «Утес» - 3 «Песня про царя Ивана Васильевича…» - 10 «Герой нашего времени» - 8 «Измаил-Бей» - 2 «Нет, я не Байрон…» - 2 «Тучи» - 1 |
3 | Что интересного ты увидел в языке произведений М.Ю. Лермонтова? | Интересные образы, героев с удивительными судьбами, его произведения написаны красивыми словами, образность, множество интересных историй |
4 | Какие изобразительно-выразительные средства языка ты знаешь? | Эпитет – 20 Метафора – 29 Гипербола – 11 Сравнение – 21 Олицетворение – 26 Фразеологизм – 6 Антитеза – 3 Литота – 1 Анафора – 2 |
5 | А какие тебе встречались у Лермонтова? Приведи примеры. | Эпитет – 14 Метафора – 12 Сравнение – 14 Фразеологизм – 1 Олицетворение - 11 |
Вывод: Ученикам нашей школы интересна эта тема, наибольшую заинтересованность проявили ребята из 8-го класса. Произведения М.Ю. Лермонтова знают большинство респондентов, различные средства выразительности известны почти всем, чаще других назывались метафора, олицетворение и эпитет, что связано с возрастом анкетируемых учеников, а вот в произведениях поэта мало кто смог вспомнить примеры тропов. С учётом результатов анкетирования, я считаю выбранную мною тему актуальной для продолжения исследования.
2.3. Использование тропов М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени»
2.3.1. «Бэла»
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
Олицетворения |
|
Метафоры |
|
2.3.2. «Максим Максимыч»
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
Олицетворения |
|
Метафоры |
|
2.3.3. «Тамань»
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
Олицетворения |
|
Метафоры |
|
2.3.4. «Княжна Мери»
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
Олицетворения |
|
Метафоры |
|
2.3.5. «Фаталист»
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
Олицетворения | - |
Метафоры |
|
III. Выводы:
Заключение:
Итак, мы проанализировали язык романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выдвинутая гипотеза - соотношение средств выразительности придало роману неповторимый стиль, а сами они, вложенные в уста определенных героев, помогают точнее раскрыть характер персонажей – подтвердилась. Кроме того, в романе нам встретились и другие изобразительно-выразительные средства – гиперболы, метонимии, парцелляции, риторические вопросы, фразеологизмы.
«Богатство образной структуры позволяет читателю воспринимать прозу Лермонтова поистине, как «бездонный океан» (В. Г. Белинский).
Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы, и средства языка, такие, как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной, необычайно разнообразны. Для того, чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют различные средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
Список литературы
Что общего у травы и собаки?
Самый главный и трудный вопрос
Кактусы из сада камней
Галка в чужих перьях
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью