В задании муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе для 8 класса отсутствовал заголовок и участникам испытания было предложено выбрать его самим, обосновав это.
В данном анализе представлена попытка определить основные структурные понятия данного произведения: хронотоп, тема, особенности повествования, проблематика, смысл названия, основная мысль.
Также проведена параллель с другим произведением русской литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рассказа Тэффи "Счастливая" | 14.2 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская
школа № 111 Советского района города Казани»
Анализ рассказа Тэффи «Счастливая»
(в задании для учеников заголовок отсутствовал и был поставлен вопрос: как бы вы озаглавили рассказ и почему?)
Влада Ломовая, Ксения Соменко
- ученицы 8 класса,
Учитель – О.Ю. Краснова
Тэффи – первая русская юмористка, в рассказах которой смех сочетался с грустью, а позже - с философскими рассуждениями. И в этом произведении присутствует ирония по поводу сомнения в своем взрослом счастье: «Ведь я, значит, счастливая!», далее следует философский вопрос, намекающий на то, что рассказчица сейчас разочарована в своих детских мечтах.
Все произведение пронизано хронотопом воспоминаний о детстве, поэтому оно, по сути, является ретроспективой.
Тема рассказа - представление о счастье. В детстве казалось, что верх удачи – прокатиться на конке. Маленькая героиня ещё не понимала: семейная карета намного комфортабельней трамвая, запряженного лошадьми, являющегося общественным транспортом. Кульминация - эпизод, отражающий разбитые мечты девочки. Автор психологически ярко описывает эту ситуацию с помощью эпитетов «темный», «мутный», метафоры «осклабиться», и такой подробности поведения, как «дыша… в лицо соленым огурцом». Каждому человеку, не только ребенку, свойственно создавать иллюзии – эта проблема поднимается в данном тексте.
Рассказ, по всей вероятности, написан от первого лица с целью придать повествованию достоверности. К тому же автор насыщает текст эмоционально, используя лейтмотив – повтор радостной реплики: «Ррам-рра-ра!»
Поскольку героиня пережила два противоположных эмоциональных состояния (автор подчеркивает её сомнения с помощью вопроса в конце рассказа), напрашивается следующий заголовок: «Счастливая?...»
Выбирая название, мы поняли, что у каждого счастье – свое. Например, госпожа Простакова (комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина) тоже пребывает в иллюзиях: ее любимый сын, по мнению матери, окружен профессиональными педагогами, и, значит, Митрофан будет очень образованным. А на самом деле героиня гналась за модой, а не за качеством. Также Простакова не учитывает, что ее сын нуждается в дисциплине и положительном примере со стороны родителей. Но на то она и ПРОСТАКОВА. Ее иллюзии разбивает Стародум, устраивая Митрофанушке экзамен.
В отличие от героини Тэффи, госпожа Простакова заблуждалась, пребывая в достаточно зрелом возрасте, поэтому ей труднее расстаться со своими мечтами, понять свою неправоту.
Машенька - ветреные косы
Развешиваем детские рисунки дома
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Выбери путь