«Военное поколение» оставило большой след в отечественной литературе, и стихи Бориса Богаткова и Михаила Кульчицкого, пусть их написано меньше, чем хотелось бы – важная часть этого пласта. Их жизнь и творчество отправляют сегодняшнее молодое поколение к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста.
Вложение | Размер |
---|---|
stuchimsya_v_vashi_serdtsa.docx | 54.03 КБ |
МБОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
«Путь к возрождению»
Секция
Духовно-нравственные основы русской литературы.
Исследовательская работа
Тема
«Стучимся в ваши сердца»
Автор работы: Лыткина Варвара Сергеевна,
9 класс, МБОУ «СОШ с. Грачев Куст»,
с. Смородинка ул. Ленина, д.17/2, 89276251440
Научный руководитель:
Тивунчик Валентина Генадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского района Саратовской области»
ул. Центральная д.20, 88457521178
Пугачев, 2021г
Содержание
Введение...…..………………………………………………………… 3 - 4
Борис Андреевич Богатков.………………………………………….….5-12
Михаил Валентинович Кульчицкий …………………………………….13-17
Заключение. ……………………………………………………………….18
Список источников. ……………………………………………………….19
Введение
«Военное поколение» оставило большой след в отечественной литературе, и стихи Бориса Богаткова и Михаила Кульчицкого, пусть их написано меньше, чем хотелось бы – важная часть этого пласта. Их жизнь и творчество отправляют сегодняшнее молодое поколение к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово. Поэма, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти жанры и образы и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей.
В своей исследовательской работе мне бы хотелось обратиться к творчеству молодых поэтов-фронтовиков, которые дни войны провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни и отразившими в своей лирике «горячий снег» фронтовых дорог.
Задачи:
1.Познакомиться с жизнью и творчеством Бориса Андреевича Богатко́ва , Михаила Валентиновича Кульчицкого.
2.Увидеть «горячий снег» фронтовых дорог в лирике поэтов - фронтовиков.
3.Почувствовать сопричастность к судьбе Отечества.
Актуальность работы: 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Это памятное событие не могло быть не отмечено Указом президента. Владимир Путин объявил 2020 Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Лидер нашей страны сказал: «Мы считаем, что это важнейшее событие в мире – 75-я годовщина победы над нацизмом, хотя бы потому, что, не забывая события подобного рода, мы должны сделать все, чтобы ничего подобного не повторялось. А если мы предадим это забвению, то угроза возобновления масштабных конфликтов будет все время возрастать…»
Новизна в том, что данная литературная исследовательская работа позволит вспомнить о некоторых поэтах-фронтовиках, погибших на войне, и раскрыть их вклад в развитие русской военной литературы.
Гипотеза. Я предполагаю, что мою работу можно поместить в раздел школьного учебника по литературе. Считаю, что она дополнит тему «Великая Отечественная война в лирике советских поэтов», повысит у учащихся интерес к данной теме.
Обоснование: важно изучать поэзию времен Великой Отечественной войны, чтобы знать больше о военных годах, о насущных проблемах, которые волновали поэтов - фронтовиков. Увидеть тесную связь поэта-фронтовика с судьбой Отечества.
Ведь поэзия отражает необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами, к Победе.
Методы исследования, которые использовались в работе:
Поиск информации в глобальных компьютерных сетях.
Творчество поэтов - фронтовиков: Бориса Андреевича Богатко́ва, Михаила Валентиновича Кульчицкого. Метод литературного анализа.
Метод сравнения.
Борис Андреевич Богатков
В памятное, тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы орудий, рёв танков со свастикой на броне, вой падающих бомб во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ нашей родины на великий исторический подвиг – защиту отечества. В строю сражающегося и кующего оружие победы народа нашла своё место и наша литература: прозаики, поэты, критики, драматурги. В самые трудные для народа дни громко и слитно звучали голоса поэтов. Среди них был и молодой поэт Борис Богатков.
Родился поэт 3 октября 1922 года в небольшом сельце Балахта, которое находится недалеко от Ачинска (Красноярский край). Он рано научился читать и с детства увлекся литературой. После окончания школы Борис поступил в автодорожный техникум, при этом продолжая посещать занятия в вечерней школе. Тем не менее он не оставлял поэзию, в свободные вечера занимался в кружке молодых писателей и поэтов. Кроме того, окончив вечернюю школу, он поступил в литературный институт, совмещая его с техникумом. В 1938 году поэтом было написано первое крупное творение – «Дума о красном флаге». А в 1940-м при газете «Комсомольская правда» был организован совет поэзии, которым руководил Антокольский, в него был принят и Богатков. К этому времени он стал активно печататься в «Сибирских огнях» и «Ачинской газете». Творчество молодого поэта заинтересовало Алексея Толстого, который сделал Богаткова своим стипендиатом.
Когда началась Великая Отечественная война, Борис Андреевич Богатков не остался в стороне, а пошел на фронт, как и все молодые ребята того времени. Повестки из военкомата он ждал с большим нетерпением, об этом он говорит в одноименном стихотворении.
ПОВЕСТКА
Все с утра идет чредой обычной.
Будничный, осенний день столичный -
Славный день упорного труда.
Шум троллейбусов, звонки трамваев,
Зов гудков доносится с окраин,
Торопливы толпы, как всегда.
Но сегодня и прохожим в лица,
И на здания родной столицы
С чувствами особыми гляжу,
А бойцов дарю улыбкой братской:
Я последний раз в одежде штатской
Под военным небом прохожу.
1941г. Москва
Вот и настал этот долгожданный день… Враг напал на Родину, и нужно было встать на защиту самого дорого в жизни. Поэт описывает самый обычный простой день, ничем не отличающийся от других дней для простых граждан, которые спешат на свою работу:
Все с утра идет чредой обычной.
Будничный, осенний день столичный -
Славный день упорного труда.
И звуки-то слышатся обычные, мирные «Шум троллейбусов, звонки трамваев, Зов гудков доносится с окраин…». Вроде бы всё как всегда, но у Богаткова совсем другое чувство в этот день:
Но сегодня и прохожим в лица,
И на здания родной столицы
С чувствами особыми гляжу.
Потому что юноша идет в военкомат за долгожданной повесткой. Наконец-то он получает путевку во взрослую жизнь, хотя он уже давно не маленький, его стихи печатаются в газетах, его песни знают многие граждане. Но всё это ничто по сравнению с получением повестки. Ведь наконец-то осуществиться его мечта, участвовать в воздушных сражениях с фашистами. Поэтому он и «летит» к своей мечте на всех парусах, а встречающихся ему военных он приветствует «улыбкой братской», потому что завтра он будет не гражданский, а одним из них. И будет защищать свой город, сражаясь с врагом в небе.
Придя в военкомат, Богатков попросил отправить его в летное училище. Казалось бы, что мечта вот-вот сбудется, но у судьбы свои предпочтения, и его определили в ряды авиационных техников. Это стало для него серьезным ударом и отразилось в творчестве. Так он писал: «Значит, буду на аэродроме,/ Буду не на фронте, а в тылу?»
Но молодой человек не смирился с судьбой и добровольцем ушел на фронт в составе пехоты.
НАКОНЕЦ-ТО!
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок...
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!..
...Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам своим!
1941
«Вот она, желанная, в руках!..» повестка. Теперь он взрослый. «...Пролетело, отшумело детство/ В школах, в пионерских лагерях.» Но он по - прежнему молод, только молодость теперь будет проходить не среди молодых, красивых девушек, обнимающих его. Теперь молодость его будет проходить на фронтах, и обнимать он будет холодный штык, который не раз спасет от смерти. Поэт пишет, что не он один идет биться с врагом, а сотни, тысячи молодых ребят встали в один строй, чтобы пройти теперь вместе «огонь и дым» войны. И Богатков спешит к ним присоединиться «к возмужавшим сверстникам своим!»
Однако уже осенью при налете фашистской авиации поэт получил тяжелую контузию и был демобилизован в Новосибирск. Здесь он поселился у своей приемной матери в небольшом бревенчатом домике. В период восстановления после ранения активно писал.
…И вспомнил ты вид из другого жилья:
Разбитые блиндажи,
Задымленные поля
Срезанной пулями ржи.
Плохую погоду - солнечный день,
Когда, бросая густую тень,
Хищный "юнкере" кружил:
Черный крест на белом кресте,
Свастика на хвосте.
"Юнкере" камнем стремился вниз
И выходил в пике.
Авиабомб пронзительный визг,
Грохот невдалеке;
Вспомнил ты ощутимый щекой
Холод земли сырой,
Соседа, закрывшего голой рукой
Голову в каске стальной,
Пота и пороха крепкий запах...
Вспомнил ты, как, небо закрыв,
Бесформенным зверем на огненных лапах
Вздыбился с ревом взрыв….
В его произведениях продолжала звучать военная тематика, он призывал народ трудиться и бороться с захватчиками. Богатков не только поэт, но и военкор. Он начинает сотрудничать с «Окнами ТАСС», газетой «Красноярская звезда», стихи и песни Бориса появляются в выпусках сатирической передачи «Огонь по врагу».
Стихи Бориса Богаткова к этому времени уже становятся широко известными среди солдат. Так, однажды поэт, идя по одной из новосибирских улиц, стал свидетелем такого случая. С учений шли солдаты, и тут командир скомандовал: «Запевай». И в ответ раздалось: «На родном зауральском заводе/ Крепко сделан, фашистам на страх…» Это были слова песни о гвардейском автомате, автором которой был Богатков. Солдаты прошли мимо, никто, разумеется, не знал автора произведения. Тем не менее, для самого поэта это событие стало очень радостным.
Как и другие поэты-фронтовики, он желал быть на полях сражений, а не отсиживаться в тылу. И в 1942 году, несмотря на строжайшие запреты медиков, поэт уходит на фронт в составе Сибирской добровольной дивизии. Перед отъездом пишет письмо другу-однополчанину, что очень рад наконец-то вернуться на фронт. А также прощается с Татьяной Евгеньевной, которая со слезами на глазах провожает приемного сына, уверявшего ее, что ничего страшного с ним не случится. Нежно прощается Богатков и со своей подругой. Он пишет:
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
"Милая, я вернусь.
Я должен вернуться, но если.
Если случится такое,
Что не видать мне больше
Суровой родной страны,-
Одна к тебе просьба, подруга
Сердце свое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны".
30 декабря 1942
И вновь молодой поэт-фронтовик на передовой.
ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ
Метров двести - совсем немного -
Отделяют от нас лесок.
Кажется, велика ль дорога?
Лишь один небольшой бросок.
Только знает наша охрана -
Дорога не так близка.
Перед нами - "ничья" поляна,
А враги - у того леска.
В нем таятся фашистские дзоты,
Жестким снегом их занесло.
Вороненые пулеметы
В нашу сторону смотрят зло.
Магазины свинцом набиты,
Часовой не смыкает глаз.
Страх тая, стерегут бандиты
Степь, захваченную у нас.
За врагами я, парень русский,
Наблюдаю, гневно дыша.
Палец твердо лежит на спуске
Безотказного ППШа.
Впереди - города пустые,
Нераспаханные поля.
Тяжко знать, что моя Россия
От того леска не моя...
Посмотрю на друзей гвардейцев:
Брови сдвинули, помрачнев,-
Как и мне, им сжимает сердце
Справедливый, священный гнев.
Поклялись мы, что встанем снова
На родимые рубежи!
И в минуты битвы суровой
Нас, гвардейцев, не устрашит
Ливень пуль, сносящий пилотки,
И оживший немецкий дзот...
Только бы прозвучал короткий,
Долгожданный приказ: "Вперед!"
1942.
Борис Богатков уже не первый день на войне, прошагал не одну тысячу дорог, был не в одной атаке с врагом. Но каждый бой он переживает по-новому. В стихотворении поэт передает своё чувство и окружающих его солдат. Все они с нетерпением ждут приказа командира, чтобы сделать этот «один небольшой бросок», пройти эту открытую поляну. Но «дорога не так близка// Перед нами - "ничья" поляна,/ А враги - у того леска..» -пишет Богатков. Бойцы прекрасно понимают, что там фашистские дзоты, но и поэту и солдатам «Тяжко знать, что моя Россия/ От того леска не моя». И потому они вновь и вновь встают на защиту родимых рубежей. Им не страшна суровая битва, «ливень пуль, сносящий пилотки,/ И оживший немецкий дзот…», потому что их «магазины свинцом набиты…», их «палец твердо лежит на спуске/ Безотказного ППШа», им «сжимает сердце/ Справедливый, священный гнев».
Борис Богатков попадает на Западный фронт. Его дивизия постепенно выходит к подступам к Смоленску. Здесь путь сибирякам преградили Гнездиловские высоты, хорошо укрепленные немцами. Это было одно из важнейших фашистских укреплений, так как оно прикрывало коммуникации немецкой армии. На штурм Гнездиловских высот отправили полк Богаткова. Поэт был сержантом и командовал отрядом. Несколько раз его солдаты пытались пойти на штурм, но атака захлебывалась под пулеметными очередями врага. Тогда Богатков встал из окопа и пошел в атаку, запев написанную им песню: «Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных…» За своим командиром, подхватив песню, начали подниматься на ноги и другие солдаты. Несмотря на огромные потери, сибирской дивизии удалось прорвать немецкие укрепления.
Богатков оказался среди первых, кто ворвался в траншеи противника, закипел бой, и поэт был убит автоматной очередью в спину. Битва закончилась взятием Гнездиловских высот. Солдаты вынесли на шинели тело своего командира и положили под березой. Сюда в последний раз проститься подходили те, кому посчастливилось пережить битву. Так 11 августа 1943 года погиб поэт.
Михаил Валентинович Кульчицкий
Михаил Валентинович родился 22 августа 1919 года в Харькове. Михаил Кульчицкий стихи начал писать достаточно рано. Будучи 17-летним, в 1935 году, он впервые добился публикации, которая состоялась в журнале «Пионер».
Первоначально Кульчицкий не связывал свою жизнь с литературой. Он работал на заводе в родном городе, поступил в Харьковский университет, но через год понял, чем в действительности хочет заниматься. Состоялся перевод на второй курс знаменитого Литературного института имени Горького.
Преподаватели и сокурсники, воспринимали Михаила Кульчицкого, как явление крупное и обещающее.
Прежде всего – крупное - надежды подавали многие, но уверенность в их исполнении колебалась.
Кульчицкий же сомнений не вызывал. Писал хорошо, иногда отлично, но сквозь все стихи проходила одна, равнодействующая линия. Линия серьёзного таланта.
Одарён он был стихийно, образность являлась его природным свойством, ощущение слова – врожденным.
Последнее для него было особенно важным. Писать стихи по-русски мальчику, обучавшемуся в украинской школе, намного труднее, чем ребятам, получившим навыки родной речи в глубине России.
И дело не только в разности ударений. Лучшим примером будут его стихи, где соединяются русские и украинские слова:
Губы в губы
Когда народы, распри позабыв,
В единую семью соединятся
Пушкин
Мы подымаем винтовочный голос,
чтоб так разрасталась наша отчизна —
как зерно, в котором прячется поросль,
как зерно, из которого начался колос
высокого коммунизма.
И пусть тогда на язык людей — всепонятный,
как слава, всепонятный снова — попадет
мое, русское до костей,
мое, советское до корней,
мое украинское тихое слово.
И пусть войдут
и в семью и в плакат
слова, как зшиток(1) (коль сшита кипа),
как травень(2) в травах,
як липень(3) в липах
тай ще як блакитные(4) облака!
О, как я девушек русских прохаю(5)
говорить любимым губы в губы
задыхающееся «кохаю»(6)
и понятнейшее слово — «любый»
И, звезды прохладным монистом надевши,
скажет мне девушка: боязно всё.
Моя несказанная
родина-девушка эти слова все произнесет.
Для меня стихи —
вокругшарный ветер,
никогда не зажатый
между страниц.
Кто сможет его от страниц отстранить?
Может, не будь стихов на свете,
я бы родился, чтоб их сочинить.
1941 год.
№1 зшиток – тетрадь (укр)
№2 травень – май (укр)
№3 липень – июнь (укр)
№4 блакитные – голубые (укр)
№5 прохаю – прошу (укр)
№6 кохаю – люблю (укр)
После первого прочтения стихи Кульчицкого можно принять за стихи Владимира Маяковского. А сходство, действительно, есть, ведь наиболее заметным истоком стихов молодого поэта была поэзия Маяковского. Люди, близко знавшие Маяковского, говорили, что Кульчицкий напоминает им поэта времен «Облака в штанах» и «Флейты-позвоночника». Но всё-таки разница есть. Во-первых, в них нет ритма марша, который присутствует в стихах Маяковского. У них своя мелодика, особый ритм. Ритм счастливого человека, который живет в большой стране, который говорит на «всепонятном» языке и хочет обогатить еще этот богатый на лексику язык новыми словами. Поэт желает, чтобы «вокругшарный ветер» донес «русское до костей,… советское до корней, украинское тихое слово» до уст простых людей. И в этом поэт видит своё предназначение – писать стихи для людей.
Единственная книга, которую поэт успел издать при жизни – сборник «Молодість» 1939 года, написанный на украинском языке. Свои стихи Кульчицкий сочинял как на украинском, так и на русском. Все последующие издания выходили уже через много лет после гибели автора, в послевоенное время.
К сожалению, окончить обучение, и по-настоящему развить творческий потенциал помешала война. На фронт поэт ушёл уже в 1941, в следующем году окончил офицерское училище, став лейтенантом.
Стихотворения, созданные Михаилом Кульчицким в армии, не сохранились.
До нас дошло только одно его стихотворение, написанное за войну, датированное 26 декабря, которое прощальной метой остается в русской лирике. В нем он делится ощущениями от нового звания лейтенанта, полученного в 1942 году.
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.
Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чeботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
26 декабря 1942, Хлебниково-Москва
С первых же строк Кульчицкий себе, молодому лейтенанту, сразу дает характеристику, и в ней ощущается насмешка над собой, каким он был до войны наивным человеком. Человеком, который иначе себе представлял профессию офицера, да и познания эти были только из книжек. А вот реальная действительность сняла эти розовые очки и показала, что:
Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
А лейтенант, в лице Кульчицкого, не «топает по гравию», как об этом написано в книжках, а вместе со своими солдатами наворачивает на чеботы глину «весом хлеба в месячный паек». И они выполняют этот приказ не ради наград в виде тяжелых орденов, а чтобы «была бы Родина с ежедневными Бородино». Поэт вспоминает о солдатах Отечественной войны 1812 года, которые встали на защиту своей страны, как встали и они сейчас в Великую Отечественную, чтобы дать отпор врагу, чтобы это была наша победа, как при Бородино.
Михаил Валентинович Кульчицкий мог бы сделать многое для русской поэзии – но, к сожалению, погиб в бою, командуя миномётным взводом, 19 января 1943 года – на юго-западных фронтах, между Сталинградом и Харьковым.
Заключение
Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.
Молодые ребята тридцатых годов, ставшие поэтами Великой Отечественной, меньше всего похожи на «серую массу». По нраву, по темпераменту, даже по литературным вкусам Кульчицкий, Богатков, — совсем не близнецы. И писали не по трафаретам. Главное, что их объединяло — готовность защищать Родину. Молодые поэты предвидели, что судьба поколения будет трагической: бой и гибель. Относились к такой судьбе романтически. Считали, что подвиг бессмертен, а гибель на поле брани — это взлёт, а не падение. Наверное, они не ошибались. Ведь война завершилась победой, а павших поэтов не перечеркнуло даже наше забывчивое время. И свидетельство тому, моя работа.
Исследуя творчество молодых поэтов - фронтовиков, я попыталась открыть «правдивую летопись войны» и испытала чувство национальной гордости за свой народ, за свою страну.
Время идет, на дворе 21 век. Людей, ставших очевидцами того грозного времени, становится всё меньше и меньше, но я убеждена, что и моё поколение и следующие за мной будут гордиться подвигом нашего народа. Ведь пока жива поэзия военного времени, мы будем помнить имена поэтов и оплакивать эту страшную трагедию нашего народа.
Список источников
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Пчёлки на разведках
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Снег своими руками