Тема грамотного письма актуальна во все времена. Может ли информация на конфетных фантиках помочь сегодняшнему школьнику разобраться в тонкостях русского языка?
Цель работы: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках, доказать, что информация на конфетных фантиках может быть полезна при изучении разделов русского языка.
Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - разделы русского языка.
Методы исследования – поиск информации, наблюдение, классификация, анкетирование.
В исследовании рассматривается история конфетного фантика: его эстетическая и просветительская роль. Исследуя 54 наименования конфет, автор доказывает возможность использования этой информации на уроках русского языка при изучении «Лексики», «Этимологии», «Словообразования», «Морфологии», «Грамматики», «Синтаксиса». Полученный результат зафиксирован в таблицах и диаграммах. Практическим результатом исследования автор считает «Конфетные карточки», которые помогут освоить непростые правила русского языка и могут быть использованы как учениками, так и учителями.
Данная работа дала автору возможность углубить знания в области русского языка, помогла проявить творческие способности и позволила привлечь внимание к изучению правил русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.5 КБ |
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Секция: Социально-гуманитарные науки и искусство
(Филология)
Оглавление
План исследования | 3 |
Научная статья | |
Глава 1. Из истории конфетного фантика | 3 |
Глава 2. Предназначение конфетного фантика вчера и сегодня | 5 |
Глава 3. Русский язык на конфетных обёртках | 7 |
Заключение | 12 |
Библиография | 13 |
Приложения | 14 |
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Когтева Дарья Сергеевна
ЯНАО, Пуровский район, город Тарко-Сале
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района
Аннотация
Тема грамотного письма актуальна во все времена. Может ли информация на конфетных фантиках помочь сегодняшнему школьнику разобраться в тонкостях русского языка?
Цель работы: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках, доказать, что информация на конфетных фантиках может быть полезна при изучении разделов русского языка.
Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - разделы русского языка.
Методы исследования – поиск информации, наблюдение, классификация, анкетирование.
В исследовании рассматривается история конфетного фантика: его эстетическая и просветительская роль. Исследуя 54 наименования конфет, автор доказывает возможность использования этой информации на уроках русского языка при изучении «Лексики», «Этимологии», «Словообразования», «Морфологии», «Грамматики», «Синтаксиса». Полученный результат зафиксирован в таблицах и диаграммах. Практическим результатом исследования автор считает «Конфетные карточки», которые помогут освоить непростые правила русского языка и могут быть использованы как учениками, так и учителями.
Данная работа дала автору возможность углубить знания в области русского языка, помогла проявить творческие способности и позволила привлечь внимание к изучению правил русского языка.
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Когтева Дарья Сергеевна
ЯНАО, Пуровский район, город Тарко-Сале
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района
План исследования
Не секрет, что не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и … вот она – «двойка». Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. На уроках им неинтересно, да и разобраться в грамматических тонкостях русского языка не всегда удаётся. Следовательно, тема грамотного письма актуальна.
Гипотеза: конфетные фантики могут сделать правила запоминающимися, а уроки русского языка интересными.
Мы провели опрос среди учащихся 5г класса. Выяснилось, что любят конфеты 92% опрошенных, 70% обращают внимание на оформление фантика, 73% обращают внимание на название конфет, но о правописании слов-названий задумывается лишь 20% опрошенных [Приложение I]
Цель работы: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом – разделы русского языка.
Методы исследования – анкетирование, поиск информации, наблюдение, классификация.
Основные этапы исследования:
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Когтева Дарья Сергеевна
ЯНАО, Пуровский район, город Тарко-Сале
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района
Научная статья
Глава 1. Из истории конфетного фантика
Истории обёртки или фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди издавна использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.
В энциклопедии «Википедия» говорится: «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время». [Википедия. Свободная энциклопедия// Сайт Википедии.] (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/215890). Просмотрено: 25.12.2018]
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:
«Фантик – конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведова, 1999, 724]. В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово «фантик»:
1) конфетная обертка;
2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики» [Ефремова, 2000, 574].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, 621].
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов В.М., Билибин И.Я., Бенуа А.Н., Врубель М.А. и многие другие. Этот факт сделал конфетные фантики настоящими произведениями прикладного искусства.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Эти упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила.
Глава 2. Предназначение конфетного фантика вчера и сегодня
Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Это не только рекламный знак, но и показатель человеческой психологии. Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет. По ним можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах. Иногда на пёстрых обёртках помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок: «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов: Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Крылова И.А. и других; изображения, связанные с императорской Россией [Баулина А. Г., 2007, 44].
Одним из основных предназначений конфетной обёртки стала просветительская задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на ней и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки: с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями. Встречались образовательные: с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку. Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.
Еще одной задачей фантика стало привитие идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.
Глава 3. Русский язык на конфетных обёртках
В настоящее время фантики уже не решают образовательных и развивающих задач. Но в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.
Для своего исследования мы использовали 54 наименования конфетных фантиков. Среди них были выделены 24 имени существительных, 13 имен прилагательных, 1 наречие, 17 словосочетаний. Глаголы, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет отсутствовали.
Результаты исследования приведены в следующей таблице:
Существительные | Прилагательные | Наречие | Словосочетание |
Аккорд | Апельсиновая | Ярче | Басни Крылова |
Алёнка | Барбарисовая | Бешеная пчёлка | |
Аллегро | Ванильная | Бочонок радости | |
Ария | Взлётные | Вечерний звон | |
Баядерка | Вишнёвые | Вишнёвый аромат | |
Белочка | Кокосовые | Золотой ключик | |
Белиссимо | Ореховые | Золотая лилия | |
Буратино | Желейные | Золотая рыбка | |
Василёк | Морские | Красный мак | |
Весна | Московская | Магия ночи | |
Колобок | Молочные | Мишка на севере | |
Кофе-сливки | Ореховые | Мишка косолапый | |
Ладушки | Школьные | Мистер Твистер | |
Лакомка | Петушок- золотой гребешок | ||
Ласточка | Птица дивная | ||
Лёвушка | Терем - теремок | ||
Медунок | Ясная поляна | ||
Москвичка | |||
Маска | |||
Ромашка | |||
Умка | |||
Халва | |||
Южанка | |||
Яблоко |
Мы сделали вывод, что наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи - имя существительное, наименее употребляемая - наречие.
Все рассмотренные нами названия конфет (фантики) можно классифицировать по лексическому значению.
По нашим данным в качестве названий конфет используется лексика таких тематических групп: «Сказка», «Животный мир», «Растительный мир», «Фрукты и ягоды», «Природа».
«Сказка».
Это тематическая группа самая многочисленная. Например, «Петушок - золотой гребешок» - название русской народной сказки. «Колобок» - персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба. «Золотая рыбка» - сказочный персонаж, мистическое создание, рыба, умеющая говорить на человеческом языке. «Терем-теремок» - высокий дом с покатой крышей, помещение в верхней части такого дома. Существуют серии шоколада с общим символическим названием, например, «Басни Крылова». Сюда же можно отнести названия, в основу которых положены наименования народных игр: «Ладушки», «Салочка».
«Животный мир».
Это тематическая группа близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными именами животных: «Мишка косолапый», «Белочка», «Коровка». Сюда же можно отнести надписи, указывающие на птиц: «Ласточка».
«Растительный мир».
Это группа представлена названиями цветов. Например, «Василёк», «Ромашка», «Красный мак».
«Фрукты и ягоды».
Это группа очень разнообразна, так как при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов: «Апельсиновая», «Вишнёвая», «Барбарисовые», «Вишнёвый аромат».
«Природа, времена года».
В данной тематической группе используются обозначения природных явлений, которые традиционно вызывают приятные ассоциации у потребителей. Например, «Весна».
Среди названий встретились имена собственные как исконно-русского, так и иноязычного происхождения.
«Аккорд» - французское слово “accord” - «согласие», в музыке – сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство [Баш, Боброва 2003, 43].
«Аллегро» - итальянское слово, означает «скоро, живо, весело» [Баш, Боброва 2003, 52].
«Баядерка» - португальское слово «baitadeira» - танцовщица [Баш, Боброва 2003, 99].
Основные способы образования слов в русском языке - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассмотрев фантики, мы не нашли названий, образованных при помощи приставок.
Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:
Слово | Корень | Суффикс |
Коровка | Коров | -к- |
Алёнка | Алён- | -к- |
Лёвушка | Лёв | -ушк- |
Медунок | Мед- | -ун-, -ок |
Москвичка | Москв- | -ич-, -к- |
Ладушки | Лад- | -ушк- |
Взлётные | Взлёт- | -н- |
Школьные | Школь- | -н- |
Только некоторые названия образованы путём сложения: «Терем-теремок», «Кофе-сливки».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что из всех способов словообразования самый распространённый – суффиксальный. Наиболее часто используемыми являются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
В ходе работы нами была выделена группа конфетных названий из 17 словосочетаний. Как оказалось, с точки зрения синтаксиса самыми распространёнными среди них явились подчинительные словосочетания.
Орфография. Этот языковедческий термин был заимствован из французского, где «orthographie» от латинского «orthographia», восходящего к греческому первоисточнику, в котором это слово образовано из «orthos» – «правильный, правый» и «graphein» – «писать» [Крылов 2004, 263].
Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил
На фантиках мы нашли материал для изучения орфографических правил на уроках русского языка.
После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.
«ЖелЕйные», «ЭкипАж», «РомАшка», «ОрЕховые», «КорОвка», «КолобОк»
«Вишнёвые» - вИшня, «Золотой ключик» - зОлото, «Веснянка» -вЁсны, «Морские» -мОре, «Вечерний звон» - вЕчер.
«Золотая рыбка» - рыба, «Аккорд» - аккорды, «Кот в сапогах» - коты
«Аккорд», «Белиссимо», «Аллегро»
«Мистер Твистер», «Басни Крылова»
«Белочка», «Москвичка», «Веселая щучка»
«Мышка на севере», «Бочонок радости»
В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова». Значит, при помощи конфетных фантиков можно изучать правила орфографии.
Заключение
В ходе работы мы узнали историю фантика, проанализировали 54 различных наименований конфет, рассмотрели названия на фантиках с точки зрения разделов русского языка.
Наша гипотеза подтвердилась. Информацию, размещённую на конфетной обёртке, действительно, можно использовать на уроках русского языка при изучении «Лексики», «Словообразования», «Морфологии», «Этимологии», «Синтаксиса», «Орфографии». Практическим результатом нашей работы считаем «Конфетные карточки» [Приложение II]. Наши карточки помогут стать грамотнее. Практическую значимость данной работы видим в том, что материал проведённого исследования сделает уроки русского языка интересными, а сложные правила, в том числе и орфографические, запоминающимися.
Данная работа дала нам возможность углубить знания в области русского языка, помогла проявить творческие способности и позволила привлечь внимание к изучению правил русского языка.
Библиография
Приложения
Приложение I
Анкетирование учащихся 5г класса
Нами проведено анкетирование учащихся 5г класса. Анкета состояла из четырёх вопросов:
Было проанализировано 25 анкет. Результаты анкетирования показали следующее:
92% учащихся любят конфеты;
70% учащихся обращают внимание на оформление фантика;
73% учащихся обращают внимание на название конфет;
20% учащихся обращают внимание на орфограммы в названии конфет.
Приложение II
«Конфетные карточки» для уроков русского языка
Карточка №1.
Прочитай названия конфетных фантиков. Сделай морфемный разбор.
«Алёнка», «Белочка», «Белиссимо», «Буратино», «Коровка», «Лёвушка», «Медунок», «Москвичка».
Карточка №2.
Определи лексическое значение указанных слов. Запиши их. С указанными словами составь словосочетания.
Маска, апельсиновый, белочка, ласточка, ромашка, ладушки, весна, лакомка.
Карточка №3.
Прочитай названия фантиков. Выдели главное и зависимое слово в словосочетаниях.
«Золотой ключик», «Птица дивная», «Бочонок радости», «Птичье молоко», «Золотая рыбка».
Карточка №4.
Распредели словосочетания в 2 столбика: с прямым значением – с переносным значением.
Шоколадная ночь, золотой ключик, золотая рыбка, красный мак, птичье молоко, бочонок радости, золотая лилия, вишнёвый аромат.
Карточка №5.
Прочитай названия конфетных фантиков. Вставь пропущенные орфограммы на месте пропусков.
«В…шнёвые», «З…лотой ключик», «В…снянка», «М…рские», «Вечерний звон», «А (к, кк)орд», «Боч…нок радост…», «З…лотая ры…ка»
Карточка №6.
Составь описание фантика любимой конфеты.
Карточка №7.
Составь рассуждение: «Почему фантик моей любимой конфеты так называется?»
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Учимся ткать миленький коврик
Зимний лес в вашем доме
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Снежная сказка