Милосердие и доброта - … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_spasyot_mir.docx | 19.01 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»
Направление:
«Красота спасёт мир»
(к 200-летию великого русского писателя
Фёдора Михайловича Достоевского)
Подготовила: Воронцова Любовь,
обучающаяся 10 класса МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес образовательной организации:
347760 Ростовская область п. Целина, 3 линия, 111
Домашний адрес: 347760 Ростовская область
п. Целина, ул. Советская, 20
Руководитель: Юнкина И.С., учитель русского языка
и литературы МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес места работы: 347760 Ростовская область
п. Целина, 3 линия, 111
Тел.: 8-928-137-26-32 e-mail: irinaiunkina75@mail.ru
п. Целина
2022 год
Сострадание и милосердие в творчестве Ф.М. Достоевского
«Без сострадания, милосердия
Невозможно жить в мире»
Зигфрид Ленц
Милосердие и доброта - … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Творчество Достоевского принадлежит к вершинным явлениям духовной культуры человечества. Изображая беспредельные физические и душевные страдания на Земле, Достоевский искал пути преодоления зла, считал, что такая борьба в силах человеческих. Он был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими.
В изображении людских страданий Достоевский не скрывает собственной боли, своей жажды счастья для тех, кто был раздавлен несправедливыми жизненными условиями. Писатель благоговейно относится к любому, даже самому, казалось бы, ничтожному человеку, провозглашает ценность личности самых приниженных людей. В этом подлинная гуманность его произведений.
Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом. Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся, - это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек станет так же чист и простодушен, как дитя.
Получается, что у каждого из нас есть душа. Но какой она будет зависит от каждого из нас. Душевные и духовные качества человека проявляются через определенные поступки в определенных жизненных ситуациях. Сам Ф.М. Достоевский, говоря в своих произведениях о духовном становлении своих героев и общества в целом, сам не сразу пришел к постижению православной веры.
Весь жизненный путь Ф.М.Достоевского можно определить, как трудный путь к вере. В одной уникальной книге «Православие и русская литература», автором которой является исследователь, профессор Московской Духовной Академии Михаил Михайлович Дунаев, говорится о духовном становлении многих русских писателей, в том числе и Ф.М. Достоевского.
Дунаев рассказывает о «каторжном периоде в жизни Достоевского», где произошло полностью изменение мировоззрения писателя: «Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ – очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но … и не может быть. Мало того, если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось остаться со Христом, нежели с истиной». Отныне и навсегда «сияющая личность» Христа заняла главное место в миросозерцании Ф.М.Достоевского.
Именно «сияющая личность» Христа показана и в святочном рассказе «Мальчик у Христа на ёлке».
Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, чтениями духовной литературы, исполнением рождественских колядок. Таких колядовщиков называли хритославами. Часто колядовщики совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться младенцу. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет. Но нельзя думать, что все это было только раньше. И сейчас традиция прославлять Христа не ушла. Мир меняется, меняются и формы прославления Христа.
Как видим из вышесказанного, Рождество считалось праздником милосердия (Бог милосердно послал в мир Своего сына для спасения людей): царят радушие, хлебосольство, каждый старается проявить доброту и милосердие. Раньше семьи побогаче щедро угощали всех, специально накрывая столы для странников и бедняков. Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.
Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо.
В основу первой части рассказа легла реальная история, случившаяся с Достоевским: 26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку перед Рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню.
Подготовляя к печати свой рассказ, автор писал о своем намерении сказать в нем «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов и в особенности, о детях на елках, без елок, о детях преступниках…»
Мальчик – герой рассказа - дитя петербургской нищеты, одетый в «халатик» и «картузишко», просыпается накануне Рождества в «сыром подвале», в «огромном городе и в ужасный мороз».
Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке» не может оставить равнодушным, трогает каждого: и взрослых, и детей. А если вы плакали, слушая его, если сердечко ваше тяжело билось, значит, душа ваша откликнулась на него, и вы уже чуть-чуть другие, чище, добрее, милосерднее. Прочитав этот рассказ, мы уже не сможем относиться к беспризорным детям, которых встречаем на улицах города, презрительно или жестоко. Этот рассказ так же спасителен для нас, как «хорошее воспоминание» из детства.
Соленая снежинка
Что такое музыка?
Рисуем белые грибы пастелью
Твёрдое - мягкое
Сочные помидорки