Проблема рассматриваемой нами темы состоит в том, что решающее значение в развитии личности ребёнка имеет его интерес к изучению классической литературы, который год от года резко снижается. Но есть надежда, что интерес к классическим произведениям можно не только вернуть, но и повысить. Главное - найти форму знакомства, которая будет интересной современному подростку. Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель работы: постараться найти способ повышения интереса школьников к изучению классической литературы
Вложение | Размер |
---|---|
pasyukova_alisa_myuzikl_kak_put_k_osoznaniyu_klassiki_v_21_veke.docx | 40.16 КБ |
Пасюкова Алиса, 7 класс МБОУ «СОШ№11» ИГОСК, пос.Рыздвяный Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Березуева О.А. . |
Мюзикл как путь к пониманию классики в 21 веке
Структура работы
1. Введение
Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем снижение читательского интереса не только среди школьников, но и среди мирового населения в целом, что чревато потерей жизненных духовных основ у молодых людей.В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Живое общение сейчас заменяют социальные сети, skype, Интернет и компьютерные игры. Уже сейчас социологи и педагоги с ужасом отмечают низкую читаемость школьников, ослабевание интереса к чтению, и, как следствие, всё меньше знаний. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. Помимо прочего, сокращаются и часы литературы в школе. А ведь чтение – прямой источник грамотности. Проблема рассматриваемой нами темы состоит в том, что решающее значение в развитии личности ребёнка имеет его интерес к изучению классической литературы, который год от года резко снижается. Но есть надежда, что интерес к классическим произведениям можно не только вернуть, но и повысить. Главное - найти форму знакомства, которая будет интересной современному подростку. Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель работы: постараться найти способ повышения интереса школьников к изучению классической литературы
Объектом исследования нашей работы является роман А.С.Пушкина «Дубровский», его экранизации и постановки в жанре мюзикла
Предмет исследования – восприятие школьниками романа и его постановок.
Задачи исследования:
Гипотеза: обращение к нестандартным для классической литературы жанрам, таким как мюзикл, делает художественные произведения ближе и понятнее для современных подростков и, как следствие, помогает повысить интерес к изучению классики.
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации по теме, опрос, сравнение , анализ, изучение СМИ, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке дать сравнительный анализ различных видов искусства.
Практическая значимость заключается в том, что данный подход можно применять на уроках литературы по различным произведениям классической литературы.
2.1 Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла[1]. Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe (включaя aнoнимныe) пpoизвeдeния, в oтличиe oт пpинципиaльнo нe имeющиx aвтopa пpoизвeдeний фольклорa. [2]
Вывод : материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение
2.2 Кино как вид искусства
Киноискусство — это творчество, в основе которого лежат литература, музыка, живопись, графика и театр. Но его главными составляющими являются фотография и движение. Если говорить кратко, то кино как вид искусства — это фиксация световых лучей и динамика визуальных образов. Литература дала очень многое современному кино: сценарий; принцип ракурсного видения; монтажное построение. [3] На основе литературных произведений строится сюжет фильма. Кроме того, книги подтолкнули режиссеров к ракурсному видению события или человека. Но есть между двумя видами искусства большая разница: в литературе образы умозрительные, а в кино они визуально-диалоговые. Кино — искусство синтетическое, оно активно использует изобразительные и выразительные средства других искусств — литературы, живописи, музыки.
Вывод: литература как вид искусства, опирается в основном на искусство слова, требует от читателя предельной внимательности, времени на прочтение, умения анализировать. Кино, в отличие от книги позволяет сократить время на знакомство с произведением, живо представить себе героев, события, происходящие в книге. В отличие от книги, зритель смотрит на произведение глазами режиссёра, поэтому от режиссера зависит то, как воспримется то или иное произведение. [4]
2.3 Мюзикл как синтез искусств - это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик[5]. Очень много классики сейчас ставится в виде мюзикла. Потому, что зрителю хочется видеть на сценах что-то новое, то, что будет радовать глаз. Уже не интересно смотреть классические постановки известных писателей, это видели все, кто посещал театры по нескольку раз! А мюзикл – это что-то новое, это другой мир в классике. И его хочется видеть больше! Когда у тебя перед глазами мюзикл, ты не можешь отвести взгляд, тебе хочется еще и еще. Мюзикл – это открытие, которое совершил человек, это то, что действительно завораживает каждого!
Вывод: Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму Этот жанр очень популярен на протяжении всего периода существования
3.Практическая часть
Вывод : оказалось, что 63% ребят предпочитают знакомиться с экранизациями и постановками произведений. Этот факт доказывает, что чтение классики необходимо сочетать с просмотром постановок, так как всего 20% учащихся готовы читать книги. Это, к сожалению, подтверждает мысль о том, что интерес к чтению падает и необходимость сохранения и повышения этого интереса является актуальной.
Уже сейчас существует несколько фильмов по роману А.С. Пушкина « Дубровский». Мы знаем как минимум о трех художественных фильмах, постановка 1936 года, Ивановский Александр Викторович, 1988 года, Никифоров Вячеслав Александрович , и 2014 года, Вартанов Александр Рубенович и Кирилл Михановский, но последняя экранизация представляет собой вольный пересказ основного сюжета , события перенесены в 21 век. На наш взгляд подобная интерпретация может только испортить восприятие произведения.1936 год. 1988 год. 2014 год. Мы познакомились с отзывами зрителей на эти экранизации
Вывод : Судя по тому, что существует всего два художественных фильма по роману и отзывы о них довольно разноплановы и их немного, можно сделать вывод, что просмотр художественного фильма по классическому произведению не очень интересен подросткам
Наше исследование мы продолжили, обратившись рецензиям, статьям в СМИ о театральных постановках мюзиклов по роману «Дубровский»
1) Мюзикл «Дубровский» в Ставропольском театре: спектакль отличает богатая хореографическая составляющая – плод трудов талантливого балетмейстера из Белоруссии Юлии Михайловой, ставшей приятным открытием и для ставропольской публики, и даже для самого режиссера, работавшего с ней впервые. Ей удалось за довольно короткий срок так поработать со студентами Ставропольского колледжа искусств, исполняющими все основные хореографические сцены, что каждое движение, каждый эффектный прыжок или взмах руки гармонично встроены в единую смысловую канву спектакля. [6]
2)Мюзикл «Дубровский» в Челябинске: над проектом работала столичная команда. Музыкальную партитуру написал российский композитор и продюсер Ким Брейтбург, автор известных телевизионных проектов «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Либретто мюзикла создал Карен Кавалерян, лауреат телевизионных фестивалей «Песня года» и «Новые песни о главном», автор текста официального параолимпийского гимна «СОЧИ-2014». Режиссером и хореографом выступил заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля танца «Русские сезоны»
3) Мюзикл Дубровский в Тюмени: Мюзикл по повести Александра Пушкина «Дубровский» в исполнении Театра мюзиклов Свердловской государственной детской филармонии прошел в Тюмени с большим успехом. Были проданы все билеты.
4) Мюзикл Дубровский в Новосибирске: «Дуброffский» Мюзикл в 2-х действиях . Вневременная, актуальная для любого времени история, рассказанная средствами современного музыкального языка и пластики. Московские авторы – продюсер («Народный артист», «Секрет успеха») и композитор, песни которого исполняют звезды современной эстрады – Ким Брейтбург и поэт-песенник, рекордсмен «Евровидения» – Карен Кавалерян, соединили знакомый всем со школьных лет сюжет, и современные направления поп-музыки, в том числе, Rnb, hard and heavy. По словам Кима Брейтбурга, мюзикле есть номера, стилистически связанные с R'n'b, с тяжёлым роком. Поэтому для театра, который придерживается академических канонов – эта работа уникальна и экспериментальна.
5) «ДУБРОВСКИЙ» В Екатеринбурге
Автор либретто и стихотворных текстов Карен Кавалерян, специально приехавший на премьеру в Екатеринбург, отметил невероятную энергетику этого свежеиспеченного спектакля, идущую в том числе от балета: "Иногда даже важнее не столько точность движений, сколько энергетический посыл. Но ведь и делали все точно!" Помимо феноменальной энергетики, взрывающей сознание смеси драйва и сверхдозы адреналина, шоу покоряет действительно качественной музыкой. Основную часть ролей в хоре и кардебалете исполнили ученики 9-11 классов школ Екатеринбурга, были артисты и постарше школьников. Основную массу зрителей также составляли учащиеся школ. Судя по всему спектакль ребятам понравился. [7]
6)«Дубровский» в Минске Так, в труппе посчастливилось оказаться и тем, кто не имел сценического опыта и профильного образования. Однако специальные методики, применямые командой Брейтбурга, позволили буквально за полгода из новичков подготовить настоящих артистов. У мюзикла очень сложная партитура - музыкальная, хореографическая, драматическая, насыщенный свет. Это заставило все службы Детской филармонии работать на пределе возможностей. Постановка получилась в меру лирическая, в меру романтическая, молодежная, разножанровая, многослойная. Но Пушкин там присутствует везде. И нет провокаций.
7) «Дубровский» в Омске.
Создатель постановки - главный режиссёр Александр Лебедев. Это был его о первый спектакль на сцене музыкального театра. История, созданная Александром Пушкиным, на сцене Омского музыкального театра рассказана средствами современной музыки, где переплелись неоклассика и R&B, рок и поп-музыка. Хореография коснулась всех, кроме оркестра. Пришлось танцевать и хору, и солистам. Балетная труппа, в свою очередь, должна служить подспорьем для нетанцующих исполнителей. Превосходную огранку придала постановке сценография и костюмы. Яркая картинка, подвижное действие, сочные мизансцены. Выбор мюзикла оказался полностью оправдан. Постановка будет интересна как молодому поколению, так и старшему театралу. В пользу первого говорит современная партитура, а второго порадует пушкинская история, аутентичные одежды и, конечно, корифеи Омского музыкального театра. [8]
8) «Дубровский» В Симферополе Ярко и экстремально! «Дубровский» — самое яркое событие крымской театральной осени-2015. [9]
Мы также изучили отзывы на эти постановки
Вывод : Проведенный нами обзор постановок и отзывов о них позволяет сделать вывод, что мюзиклы по роману «Дубровский» пользуются огромной популярностью у зрителей разных поколений, в том числе и у подростков, в разных городах нашей страны. Одной из причин, объясняющих эту популярность, можно считать тот факт, что в этих постановках сочетается сюжет романа и современные музыкальные и хореографические находки.
В качестве эксперимента мы предложили ребятам посмотреть экранизацию романа «Дубровский» и мюзикл по этому роману для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. К сожалению, не у всех была возможность посетить театр, но многие посмотрели телевизионную версию мюзикла.
Отзывы ребят о мюзикле
Вывод : После просмотра мы попросили поделиться впечатлениями о том, как теперь они воспринимают роман. Многие ребята ответили, что после просмотра мюзикла роман показался им более современным, близким и понятным. Таким образом наша гипотеза нашла свое подтверждение: обращение к нестандартным для классической литературы жанрам, таким как мюзикл, делает художественные произведения ближе и понятнее для современных подростков и, как следствие, помогает повысить интерес к изучению классики.
Хочу добавить, что мне тоже ближе мюзикл, так как я увлекаюсь танцами, поэтому мне очень понятно видение сюжета произведения через музыку. В мюзикле через песни можно очень четко понять характеры и настроения героев. Читая роман, больше сопереживаешь героям, а в мюзикле более динамично воспринимается сюжет. Из всех жанров, в которых представлен роман «Дубровский», я все же выберу мюзикл.
Заключение
Проводя наше исследование, мы изучили особенности литературы как вида искусства, кино как вида искусства и мюзикла как вида искусства, сопоставили эти виды искусства и выделили основные различия, провели опрос учащихся 6- 7 классов о том, что они читают и в каком воплощении им больше нравится знакомиться с произведениями литературы; нашли информацию о постановках мюзикла по роману «Дубровский» на разных театральных площадках страны, чтобы понять , как воспринимается мюзикл по классическому произведению; предложили группе учащихся, прочитавших роман, в качестве эксперимента посмотреть фильм и мюзикл по роману «Дубровский», провели повторный опрос по восприятию постановок. Гипотеза подтвердилась.
В заключение хотим подчеркнуть, классическая литература позитивно влияет не только на взрослых, но и на детей. Хотите, чтобы ваш ребенок рос и развивался гармонично? Тогда займитесь его литературным воспитанием с раннего детства, ведь есть множество плюсов, которые может дать классика детям. – этот совет очень верный.
что классическая литература повышает грамотность. При знакомстве с классическими произведениями ребята начинают больше думать. У них в голове проходят разнообразные процессы мышления. Они учатся анализировать информацию, понимать героев и их поступки. Дети начинают рассуждать, благодаря чему развивается наш мозг.
У детей, которые знакомы с классической литературой в разы быстрее развивается память и речь. Ребенок, который много и с удовольствием читает, или знакомится с классикой по постановкам или экранизациям, вырастает умным, эрудированным и интересным собеседником. Что еще важно – дети начинают чувствовать.
Список использованных источников
Сказка на ночь про Снеговика
Снегири и коты
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Бабочка
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью