Начиная с конца 80-х годов, русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят не только о порче, но уже и о гибели русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык интернета, распространение брани, злоупотребления заимствованиями, жаргонизмами и просторечными словами.
Русский язык является одним из самых развитых и богатых языков мира. Однако, что же мы слышим сегодня из уст современной молодёжи? «У тебя клёвый прикид», «Классно мы потусили сегодня».
В чём же «величие» и «могущество» языка современной молодёжи и школьников? Ведь именно в их речи жаргонизмы используются очень активно. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию молодёжного сленга и жаргонизмов школьников.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится минимизировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодёжи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nou.pptx | 156.27 КБ |
zhargonizmy_v_rechi_mladshih_shkolnikov_1.docx | 277.84 КБ |
Слайд 1
МБОУ «Школа № 182» Ленинского р-на г. Н. Новгорода Районная конференция исследовательских работ Обучающихся начальных классов «Старт в науку» «Жаргонизмы в речи младших школьников» Выполнил ученик 4 класса «Д» Корниенко Никита Руководитель: Митрофанова Марина КонстантиновнаСлайд 2
«Ода русскому языку»: О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: « ОблЕгчить , нАчать , взад, принЯл , ПравЫ , сочуЙствовать , подклЮчил ». Ну, ладно б жулик, или вор, Иль алкаши и наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана!... От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать , а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните! Е. Весник
Слайд 3
Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодёжь упрощает и стремится минимизировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодёжи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.
Слайд 4
Цель работы: Изучение жаргонной лексики в речи учащихся младших школьников в возрасте 9-11 лет. Задачи: 1) Сформулировать понятия «жаргон» и «Сленг»; 2) Выявить источники и причины возникновения жаргона; 3) Определить виды жаргона; 4) Понять , как развивался молодёжный сленг в России; 5) Провести анкетирование среди учащихся с целью определения: - частоты употребления жаргонизмов, - причин употребления школьниками жаргонизмов и сленговых выражений, - отношению 6) Проанализировать результаты анкетирования и сделать соответствующие выводы
Слайд 5
Определение терминов «жаргон» и «сленг» Жаргон Жаргон (фр. Jargon )- социолект ; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией. Используется узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов и занятий. Сленг Сленг (англ. slang ) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах.
Слайд 6
История возникновения жаргона «Язык офеней» жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня. Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами. «Афиняне» П онятие «жаргон» возникло от почти вымершей нации – афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифровальный язык передавался ими от отца к сыну, внуку, правнуку. И так он понравился простому народу, что постепенно стал применяться нищими и разбойниками с большой дороги. Постепенно этот язык феня – стал отличительной чертой воровского мира.
Слайд 7
Виды жаргона Жаргон делятся на множество видов, которые можно объединить в группы: Профессиональный (используется группой людей, объединенных по профессиональному признаку) Молодёжный ( социолект людей в возрасте 12 — 22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Блатной (язык, который используется для того, чтобы скрыть какую-то информацию об обычных людях.) Военный : Шишарик - автомобиль ГАЗ-66; Компот- командир полка; Кирза-овсяная каша; Сопливчик -воротничок под бушлатом рядового…. варик - вариант; вписка- вечеринка; изи - легко…. абакумыч - ломик; абдаста - пистолет; абиссинский налог- взятка; бачить - смотреть…… Компьютерный: Комп- компьютер; винт-винчестер; клава -клавиатура; струйник -струйный принтер…. Медицинский: физик- физраствор ; теннисный шарик-глаз поциента ; закалывать-обезболивать; белка-белая горячка…. И др.
Слайд 8
Этапы развития молодежного сленга в России 1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. В школе в 20 – е годы появились специфические термины, связанные со становлением новой школы: шкрабы ать (бездельничать), заводиловка (спор, дразнилка), шиться (дружить, общаться), прихрял (пришел ). 2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением « стиляг». В это время появились такие слова, как «чувак», « чувиха », « хилять » и т. д. ». В 50-х годах словарь молодежи состоял из того, что «подбиралось» у авторитетных представителей старшего поколения. В 60 – х были принесены англицизмы: мен, шузы . 3. 70-80-е годы . Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и « хиппующие » молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. 4. «Лихие девяностые» - эти годы внесли в обиходную речь тюремную лексику: « ништяк », « ксива », «лафа», вновь вернули в обиход блатной язык . 5. В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью.
Слайд 9
Черты молодёжного жаргона Молодежный жаргон основан на «игре со словом». В нем соседствуют две крайние черты. С одной стороны, конкретность, четкость определений: «хвост» - несданный экзамен, «тормоз» - медленно соображающий человек. С другой стороны, аморфность, размытость значений. Порой жаргонные слова и выражения невозможно точно перевести на литературный язык: «клёвый» - трудноопределимая положительная характеристика лица или предмета. Другая черта – ограниченность тематики. Это названия лиц (чувак, лоб, мелкие, кони), частей тела (фонари, рубильник, клешни), положительные оценки (круто, ништяк ).
Слайд 10
Данные анкетирования среди учащихся 3-4 классов. Цель проведения анкетирования - определение: з нания и употребления жаргонных слов , необходимости использования сленга в речи, причин употребления школьниками жаргонизмов и сленговых выражений . В анкетировании приняли участие 46 человек среди 3-4 классов.
Слайд 11
Из 46 опрошенных 76% знают сленговые слова 24% не знают слов молодёжного сленга 78%- используют сленговые слова в своей речи 22%- не используют
Слайд 14
Результаты проведённого анкетирования Исходя из полученных результатов видно, что школьники знают и активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе. Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. Такие слова позволяют им самоутверждаться , поддерживать хорошие отношения с товарищами . На вопрос, возможно ли обойтись в своей речи без жаргонных слов, большинство учащихся ответили, что да, это возможно. И это доказывает , что школьный жаргон появляется из-за массовости использования определённых слов в разговорной речи определённых групп. Не желая отставать от своих друзей и не быть «белой вороной» сленг проникает в сознание каждого и начинает активно использоваться большинством.
Слайд 15
Как же быть в ситуации со школьным жаргоном? Да никак. Дети хотят изменить этот мир и делают это возможным для них способом -через речь. Почему нет? У нас свободная страна, и каждый имеет право на самовыражение и мнение, и нужно его учитывать. Если не позволять детям проявлять индивидуальность (в рамках разумного, конечно), то скоро оскудеет не язык, а интеллект школьников, что намного хуже.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 182»
Ленинского района города Нижнего Новгорода
Районная конференция исследовательских работ
Обучающихся начальных классов
«Старт в науку»
«Жаргонизмы в речи младших школьников»
Выполнил: Корниенко Никита,
Ученик 4 Д класса
Руководитель: Митрофанова
Марина Константиновна,
Учитель начальных классов
Город Нижний Новгород
2022
Оглавление:
речь с целью знания и употребления жаргонных слов, необходимости использования сленга в разговорной речи
и понять причины употребления школьниками жаргонизмов
и сленговых выражений. Проанализировать результаты опроса
и сделать соответствующие выводы
4. Заключение с. 15
5. Список использованной литературы с. 16
«Ода русскому языку»:
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!...
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е. Весник
Введение:
Начиная с конца 80-х годов, русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят не только о порче, но уже и о гибели русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык интернета, распространение брани, злоупотребления заимствованиями, жаргонизмами и просторечными словами.
Русский язык является одним из самых развитых и богатых языков мира. Однако, что же мы слышим сегодня из уст современной молодёжи? «У тебя клёвый прикид», «Классно мы потусили сегодня».
В чём же «величие» и «могущество» языка современной молодёжи и школьников? Ведь именно в их речи жаргонизмы используются очень активно. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию молодёжного сленга и жаргонизмов школьников.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится минимизировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодёжи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.
Цель моей работы:
Изучение жаргонной лексики в речи учащихся младших школьников в возрасте 9-11 лет.
Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
- знания и употребления жаргонных слов,
- необходимости использования сленга в разговорной речи,
- причин употребления школьниками жаргонизмов и сленговых выражений.
2. Теоретическая часть
2.1. Определение терминов жаргон и сленг
Что такое жаргон?
В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня жаргон(сленг) школьников – это объективная реальность. Учителя и родители перестали понимать детей. Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Что же такое жаргон, и вообще, откуда взялись жаргонизмы?
Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией. Используется узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов и занятий.
Жаргонизмы – это жаргонные слова или выражения.
Основная функция жаргона состоит в выражении принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов. Иногда термин жаргон используется для обозначения искажённой, неправильной речи.
В наше время слово «жаргон», как правило, заменяется более красивым словом «сленг», пришедшим к нам из Англии.
Что такое сленг?
Сленг (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах.
Многие слова и обороты, начавшие своё существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык.
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
2.2. История возникновения жаргона.
История жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. В далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон и главным его «поставщиком» была молодёжь. Во все времена молодым важно было иметь «свой язык», непонятный для непосвященных.
Первые попытки описать жаргонную лексику были представлены в словаре Микуцкого. В знаменитом толковом словаре Даля можно найти ещё больше данных на эту тему. Один из вариантов предполагает, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня. Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами.
Существует так же предположение, что понятие «жаргон» возникло от почти вымершей нации – афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифровальный язык передавался ими от отца к сыну, внуку, правнуку. И так он понравился простому народу, что постепенно стал применяться нищими и разбойниками с большой дороги. Постепенно этот язык феня – стал отличительной чертой воровского мира.
2.3. Виды жаргона.
Жаргон делятся на множество видов, которые можно объединить в группы:
1) Профессиональный (используется группой людей, объединённых по профессиональному признаку. Часто представляет собой набор упрощённых (сокращенных или образных) слов для обозначения понятий и терминов.)
- Военный : Шишарик- автомобиль ГАЗ-66; Компот- командир полка; Кирза-овсяная каша; Сопливчик-воротничок под бушлатом рядового….
- Компьютерный: Комп- компьютер; винт-винчестер; клава-клавиатура; струйник-струйный принтер….
- Медицинский: физик-физраствор; теннисный шарик-глаз поциента; закалывать-обезболивать; белка-белая горячка….
- Журналистский: фичер-очерк; лонгрид- долгое чтение; простыни и кирпичи- огромные, занудные статьи…. и др.
2) Блатной (язык, который используется для того, чтобы скрыть какую-то информацию об обычных людях.)
3) Молодёжный (социолект людей в возрасте 12 — 22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.) пр-р: варик- вариант; вписка- вечеринка; изи- легко….
Но мы рассмотрим только те, что относятся к школьникам в целом. Это молодежный сленг, в том числе школьный, компьютерный сленг, включающий игровой жаргон.
Молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, существование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых группах, образованных по интересам.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Отмечают четыре бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.
1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Язык подвергался натиску разговорной речи революционных матросов и солдат, от них пошло обращение «братишка». Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
В школе в 20 – е годы появились специфические термины, связанные со становлением новой школы: шкрабать (бездельничать), заводиловка (спор, дразнилка), шиться (дружить, общаться), прихрял (пришел).
2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». В это время появились такие слова, как «чувак», «чувиха», «хилять» и т. д. ». В 50-х годах словарь молодежи состоял из того, что «подбиралось» у авторитетных представителей старшего поколения – язык не очень – то отличался от блатной речи: Квартира – малина….
В 60 – х были принесены англицизмы: мен, шузы.
3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии , 80 – е разрушили казенную лексику, а новых слов еще не было – молодежь общается на предельно простом языке.
4. «Лихие девяностые» - эти годы внесли в обиходную речь тюремную лексику: «ништяк», «ксива», «лафа», вновь вернули в обиход блатной язык.
В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. Так уж получилось, что школьный сленг и социальные сети неразрывно связаны между собой. С каждым годом дети все раньше начинают использовать социальные сети или другие интернет-ресурсы. Неудивительно, что общение во Всемирной паутине оказывает большое влияние на подрастающее поколение.
Молодежный жаргон основан на «игре со словом». В нем соседствуют две крайние черты. С одной стороны, конкретность, четкость определений: «хвост» - несданный экзамен, «тормоз» - медленно соображающий человек. С другой стороны, аморфность, размытость значений. Порой жаргонные слова и выражения невозможно точно перевести на литературный язык: «клёвый» - трудноопределимая положительная характеристика лица или предмета.
Другая черта молодежного жаргона – ограниченность тематики. Это названия лиц (чувак, лоб, мелкие, кони), частей тела (фонари, рубильник, клешни), положительные оценки (круто, ништяк).
Как вы понимаете, школьный сленг и социальные сети будут и дальше развиваться вместе, потому что дети все больше и больше отдают предпочтения виртуальному общению, нежели реальному. С одной стороны, это бич нашего времени, но с другой — все изменения в обществе проходили стадию неприятия, а потом оказывалось, что все только к лучшему.
Молодежный сленг - авангард языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь. Его сила и слабость заключается в том, что он существенно зависит от сегодняшнего дня. Вот наиболее употребляемые подростками слова: бакланить – бездельничать, ботанить - всегда делать уроки, грузить – говорить трудные для понимания вещи, зависать – останавливаться где - либо с целью развлечься, запасть – влюбиться со страшной силой, заценить – оценить что – либо.
Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения - соответственно, школьники. Таким образом, школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодежный жаргон.
Так как восприятие школьников широко само по себе, то, можно сказать, что они словно губка впитывают всю информацию, исходящую от окружающих.
Например, можно часто услышать от школьников элементы тюремного жаргона, и как бы такое ни коробило, но приходится признать их право на существование в речи подростка. Это обусловлено не только модой, но и тем, что все непонятное и таинственное так и притягивает молодое поколение. Подростки часто слушают музыку, ищут в ней себя или отражение своих проблем, поэтому неудивительно, что в их речи проскальзывают жаргонизмы, присущие как обычным музыкальным группам, так и неформальным музыкантам.
Причиной использования жаргона той или иной социальной группой выступает и противоречивость подрастающего поколения. Каждый юнец считает, что мир несовершенен, и пытается что-то изменить или оспорить. Для этого как нельзя лучше подходит жаргон.
Исходя из полученных результатов видно, что школьники знают и активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.
Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами.
На вопрос, возможно ли обойтись в своей речи без жаргонных слов, большинство учащихся ответили, что да, это возможно. И это доказывает, что школьный жаргон появляется из-за массовости использования определённых слов в разговорной речи определённых групп. Не желая отставать от своих друзей и не быть «белой вороной» сленг проникает в сознание каждого и начинает активно использоваться большинством.
Заключение
В заключение хочется сказать, что школьный сленг всегда развивается, и, как правило, процесс не зависит от того, нравится это взрослым или нет. Родители и учителя могут сколько угодно настаивать на чистоте языка и правильности произношения слов, но толку от этого будет мало. Все потому, что каждый подросток стремится к индивидуальности. Каждому хочется выразить себя, пусть даже с помощью странных слов.
Одни люди с возрастом переболевают этим желанием, а другие продолжают свое дело. И это не плохо и не хорошо, такое положение стоит принять как факт. Именно молодежь вносит что-то новое в язык, эмоционально обогащает, украшает его. Одни скажут, что сленг — не украшение, а верный способ гибели языка. В чем-то они правы. Другие напомнят о том, что язык живой до тех пор, пока он изменяется. Утверждение тоже по-своему верное. Как же быть в ситуации со школьным жаргоном?
Да никак. Дети хотят изменить этот мир и делают это возможным для них способом -через речь. Почему нет? У нас свободная страна, и каждый имеет право на самовыражение и мнение, и нужно его учитывать. Если не позволять детям проявлять индивидуальность (в рамках разумного, конечно), то скоро оскудеет не язык, а интеллект школьников, что намного хуже.
Список используемой литературы:
1. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г.
2. Скворцов Л.И. Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
4. Соболева О.Л.Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.
5. Энциклопедия для детей т.10. Языкознание. Русский язык. Просвещение, 1998г.
6. Сусляков Т. Д., Суслякова О. Н., Лысенкова Е. Ю. Сленг как явление современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 26–30
7.Интернет источники
Простые новогодние шары из бумаги
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Разноцветное дерево
Что такое музыка?