Проект "Мир шахмат" знакомит с историей возникновения игры, с чемпионами мира по шахматам, рассказывает о её пользе. Изучив материалы проекта, можно научиться играть и полюбить игру в шахматы. Проект "Мир шахмат" задуман с целью популяризировать игру в шахматы среди школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
mir_shahmat_1.docx | 804.43 КБ |
Введение
Человек, играющий в шахматы,
оказывается лучше подготовленным
к жизненным ситуациям.
М. Ботвинник
В нашей школе есть урок по шахматам. Некоторые ребята с нежеланием занимаются и говорят, что это не интересное занятие и они напрасно тратят своё время. А кому-то нравится игра в шахматы, и они считают её полезной. Наши мнения разделились. Мы решили провести исследование, ответить на вопрос: какое значение игра в шахматы оказывает на развитие людей?Обозначив возникшую потребность изучения данной темы (считаем, что она актуальна), совместно с учителем сформулировали тему проекта «Значение шахмат в развитии человека», поставили перед собой цель: привлечение внимания одноклассников к игре в шахматы через поиск ответа на вопрос о значении этой игры дляразвитиячеловека.
Чтобы достичь цели, сформулировали следующие задачи:
- Познакомиться с историей возникновения шахмат.
- Узнать кто из знаменитых и успешных людей играл в эту игру.
- Собрать интересные факты о шахматах.
- Изучить правила игры.
- Проанализировать данные в литературе по теме исследования.
- Провести анкетирование.
- Популяризировать игру в шахматы среди младших школьников: изготовить пособие по игре в шахматы для начинающих, провести турнир по шахматам.
Для достижения поставленных цели и задач будут использованы следующие методы: анализ; опрос; наблюдение; сбор информации;
Вся работа состоит из этапов: организационного; практического; обобщающего.
Продукт проекта –пособие по игре в шахматыдля начинающих.
Участники проекта: участники НОУ и наши одноклассники.
Глава 1.
1.1.История шахмат.
Шахматы появились в Индии около двух тысяч лет назад под названием чатуранга. Как гласит индийская пословица, «шахматная игра — это озеро, в котором комар может плавать, а слон утонет». Эта была военная игра, в которую играли четверо, по два партнера каждой стороны. Фигуры располагались в углах 64-клеточной доски. Ходы королем, ладьями (колесницами), конями и пешками были такие же, как сейчас, ферзей еще не придумали, а слоны ходили иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как и конь) через другие фигуры. Понятие мата отсутствовало, а выигрыш достигался уничтожением всех сил противника. Но главное отличие чатуранги от современных шахмат состояло в том, что движение фигур определялось бросанием игральных костей. Постепенно игра изменилась, на смену азартной чатуранге пришла интеллектуальная двухсторонняя игра шатрандж (шатранг), где игроки уже сами, без бросания костей, определяли как им ходить. Это произошло в 5-6 веке в Центральной Азии (Афганистан, Иран, Индия, Пакистан). Но некоторые отличия от нынешних шахмат еще сохранялись: ферзь передвигался только на одно поле по диагонали, отсутствовала рокировка, игру начинали с определенных позиции (табий). Именно о таких шахматах писали классики древности Омар Хайям, Низами, Саади, Навои. В 9 веке шатрандж проник в Европу - в Испанию и Италию, а в 10 -12 веке - в Англию, Францию, Германию, Скандинавские страны, и, наконец, шахматы были завезены в Россию. В 15-16 веках появились новые правила, практически не отличающиеся от современных (лишь пешка могла стартовать иначе). Окончательно шахматы сформировались в первой половине 18 века и с тех пор никаких изменений не было. Bpeмя пoявлeния шaxмaт на Руси нeкoтopыe иccлeдoвaтeли oпpeдeляют кaк кoнeц 12 вeкa. Благодаря былинам мы знаем о популярности шахмат среди русских воинов (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич). В былине «СтаврГодинович» главная героиня – жена князя Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех, да людей добрых» и, обыграв в шахматы киевского князя Владимира, выручает иззаточения своего мужа (Приложение1).
Ужe тoгдa pyccкиe вecьмa нeплoxo игpaли в шaxмaты. B cтapиннoм шaxмaтнoм pyкoвoдcтвe, вышeдшeм в 1616 гoдy, гoвopитcя: "Mocкoвиты игpaют в шaxмaты oчeнь ocтpoyмнo; в этoй игpe oни тaк иcкycны, чтo дpyгиe нapoды нeлeгкo мoгyт c ними paвнятьcя».
Пётр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнёров. Увлекалась шахматами и Екатерина II.
Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов. Шахматы были любимым досугом А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Е. Чернышевского, Л. Толстого.В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии — чесс (chess, в Испании — ахедрес (elaxedres, в Германии — шах (Schach, в о Франции — эшек (echecs).Русское название происходит от персидского "шах мат" — властитель побежден, хотя более точным было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».
1.2.Интересныефакты
- Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.
- Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут. Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода.
- Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.
- Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.
- Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.
- «DeepBlue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стала также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.
- Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.
- Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.
- Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги. Сообразительный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы.
- Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения. Без часов невозможно проведение шахматного турнира.
- Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ввели правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.
1.3.Чемпионы мира по шахматам
В 19 веке начинают проводиться международные матчи (с 1821 г.) и турниры (с 1851 г.). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира.
Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США), выигравший в 1858 году, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена и стал новым «некоронованным королём».
Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц.
В 1894году чемпионом становится ЭмануилЛаскер доктор математики и философии. 27 лет удерживал шахматную корону.
В конце 19 - начале 20 века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.
Чемпионом Мира по шахматам с 1921 по 1927 году стал Хосе Рауль Капабланка. О нем говорили как о шахматной машине.
С 1927 по 1935 Александр Алехин юрист. Величайший мастер комбинации, истинный художник, для которого шахматы были искусством. (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).
Следующим чемпионом стал Михаил Ботвинник-профессор, доктор технических наук, родившийся в 1911 году. Впервые он познакомился с игрой в 12 лет, после чего начал заниматься по книгам.
Седьмым чемпионом стал также советский шахматист Василий Смыслов- журналист. Он обучился правилам игры благодаря отцу в возрасте шести лет.
Восьмым чемпионом мира по шахматам стал Михаил Таль- журналист, который родился в 1936 году в Риге. Еще с самого раннего детства Таль проявлял гениальность во многом – в возрасте трех лет умел хорошо читать, в 5 – осуществлял умножение трехзначных чисел, имел удивительную память, после окончания первого класса перешел сразу в третий. Таких достижений в детстве Таля было много.
Тигран Петросян – девятый чемпион мира по шахматам, кандидат филосовских наук. Был рожден 1929 году в Грузии. Мальчик научился играть в 11 лет, в возрасте 16 лет он становится чемпионом Грузии по шахматам. Победу над М. Ботвинником Петросян одержал в 1963 году, свое чемпионское звание он удерживал в течение периода, длившегося 6 лет.
Борис Спасский – десятый чемпион мира по шахматам, журналист. Спасский обучился азам игры в возрасте 5-ти лет.
Звание одиннадцатого чемпиона мира по шахматам получил Роберт Джеймс Фишер, считавшийся вундеркиндом и гением. Он научился играть в шестилетнем возрасте. К двенадцати годам Фишер становится чемпионом Америки, в 15 лет – международным гроссмейстером.
Анатолий Карпов – двенадцатый чемпион мира по шахматам. Научился играть, когда ему было всего 4 года. Анатолий Карпов значительно превзошел других известных в истории шахматистов по числу побед, которые были им одержаны в многочисленных международных турнирах, матчах и соревнованиях.
Известный шахматист Гарри Каспаров является тринадцатым чемпионом мира по шахматам. Противостояние 12-го и 13-го чемпионов – Карпова и Гаспарова было одним из самых мощных за всю шахматную историю.
Владимир Крамник является четырнадцатым чемпионом мира по шахматам. Он родился в 1975 году в городе Туапсе (Краснодарский край).
Русла́нОле́говичПономарёв в 2002 стал самым юным чемпионом мира по шахматам.
Вишванатан Ананд – уроженец Индии, в период с 2007 по 2013 год являлся чемпионом мира по шахматам. Играть в шахматы Ананда научила мать в возрасте шести лет.
МагнусКарлсен – норвежец, шестнадцатый (и на данный момент последний) чемпион мира по шахматам. Играть в шахматы молодой чемпион начал в возрасте пяти лет со своим отцом, а всерьез увлекся игрой в восемь, начав изучать специальную литературу и заниматься игрой по 2-3 часа в день.
1.4.Правила игры в шахматы
Игра происходит на доске (Приложение 2), поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх.
Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы крайнее поле справа было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек (Приложение 3, 4).
Король является наиболее важной, но и самой слабой фигурой. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении - вверх, вниз, в стороны, по диагонали. Король не может ходить на те поля, на которых он будет находиться под шахом (то есть может быть взят).
Ферзь является самой сильной фигурой. Он может двигаться по любой прямой (по горизонтали, вертикали или диагоналям) на любое возможное расстояние, но не перепрыгивая через фигуры своего цвета. И, как и у всех фигур, если ферзь берет фигуру соперника, его движение заканчивается.
Ладья может ходить на любое расстояние, но только по горизонтали и вертикали. Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и работают вместе!
Слон может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали. Каждый слон начинает на клетке своего цвета, и должен всегда оставаться на клетках того-же цвета Слоны хорошо работают вместе, так как они покрывают слабые стороны друг друга.
Конь ходит не так, как все остальные фигуры. Сначала конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению (как русская буква “Г”). Также конь это единственная фигура, которая может “перепрыгивать” через другие фигуры и пешки.
Пешки отличаются от других фигур тем, что ходят и осуществляют взятие по-разному: ходят прямо вперед, а взятие осуществляют по диагонали. Пешки ходят только вперед на одно поле за один ход, за исключением их самого первого хода, когда они могут пойти вперед на два поля. Пешка может пойти на поле, занимаемое фигурой (пешкой) соперника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру (пешку).
Пешки не могут ходить (осуществлять взятие) назад. Если прямо перед пешкой есть другая фигура или пешка, она не может пройти мимо этой фигуры или пешки либо взять ее. У пешек есть одна отличительная особенность - они могут превращаться в другие фигуры.
Пешка, достигшая последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для чёрных), заменяется любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору игрока, совершающего ход. Превращение производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования. Обычно пешку превращают в ферзя. Только пешки могут превращаться в другие фигуры.
Кроме того, есть два специальных хода:
взятие на проходе — когда пешка совершает свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой (то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле). Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено.
Рокировка(Приложение 5) — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура.
Как было сказано выше, цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Это происходит, когда король попадает под шах и не может из него уйти Король может выбраться из-под шаха тремя способами: пойти на безопасную клетку (рокировка запрещена!), закрыться другой фигурой или взять шахующую фигуру. Если король не может избежать мата, то игра закончится. Обычно при мате короля не убирают с доски, а партия считается законченной.
Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья.
Есть 5 правил, по которым шахматная партия завершается ничьей:
В большинстве турниров используется контроль времени, отведенного на всю партию, а не на каждый ход. Оба игрока получают равное количество времени на партию, каждый игрок может решить, как использовать это время. После того, как игрок делает ход, он нажимает кнопку на часах, чтобы запустить часы соперника.
Если у игрока закончилось отведенное на игру время и оппонент заявляет об этом, тот игрок, у которого закончилось время, проигрывает. Исключением являются случаи, когда у заявившего игрока недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в таком случае партия заканчивается вничью.
Игра подразделяется на 3 части: дебют (начало), миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание игры).
В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории. При разыгрывании дебюта шахматисты используют множество различных вариантов.
Миттельшпиль — середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии. Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль — заключительная стадия игры (окончание партии). Эта стадия имеет не меньшее значение. Здесь важно знать все возможные варианты и правила. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Здесь необходимо точно следовать определенным правилам. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.
Глава 2
2.1.Результаты опроса (исследования)
Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер».
Российский предприниматель, миллиардер, владелец розничной сети "Магнит" и футбольного клуба "Краснодар" Сергей Галицкий известен, в том числе, как любитель шахмат. По его инициативе воспитанники детской Академии ФК "Краснодар" занимаются шахматами в обязательном порядке, а сам Галицкий уже второй год подряд в конце учебного года проводит сеанс одновременной игры с детьми.
"Обучать шахматам учеников футбольной Академии - моя идея, - рассказывает Галицкий в интервью "Спорт-Экспрессу".
- И, знаете, приятно впечатлило, когда прочитал в этом году в книге Фергюсона (экс-главный тренер "Манчестер Юнайтед", возглавлявший клуб на протяжении 26 лет), что если бы он начал заново тренировать, обязательно заставил бы футболистов играть в быстрые шахматы. Во-первых, шахматы развивают логику. И второе. Мы учим ребят принимать быстрые решения».
Проведя опрос 36школьников (Приложение 6), мы получили данные о том, что из них играют в шахматы16 человек, из них 1 ходит на шахматы в спортивную секцию «Белая ладья». 9 человек хотели бы научиться играть в шахматы, 6 – не хотят совсем, пятеро ответили: «Не знаю».Ученики, играющие в шахматы, учатся все на «хорошо» и «отлично», усидчивы и терпеливы. Ребята, которые хотели бы научиться играть в шахматы и играющие в домашних условиях, учатся на «отлично» и «хорошо», любознательны, менее усидчивы.
Те, кто ответил «не знаю» – учатся «хорошо» и «средне», но им не хватает целеустремленности, решительности.
А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные науки даются им сложнее.
18 детей считает, что самое важное в шахматах – это развитие логики, умственных способностей и столько же ребят считают шахматы развлечением. По результатам нашего опроса (исследования) стало понятно, что шахматы имеют положительное влияние на развитие человека и возможность приятно и с пользой провести свободное время.
2.2.Результаты турнира по шахматам
По результатам шахматного турнира (Приложение 7), проведенного в нашем классе, победителем стал Рубцов Пётр. Учится он на «отлично», посещает кружок «Белая ладья». Ведёт активный образ жизни, всегда спокоен и рассудителен. Призёрами стали Терёхин Дмитрий и Тогулев Дмитрий. Они тоже учатся хорошо, но менее активны, усидчивы, терпеливы. Итоги турнира в очередной раз убедили нас в том, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на человека. Слова Михаила Ботвинника, что человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям подтверждают наши выводы.
Заключение
Начиная работать над проектом, решили провести исследование и ответить на вопрос: «Какое значение игра в шахматы оказывает на развитие людей?» Совместно с учителем сформулировали тему проекта «Значение шахмат в развитии человека», поставили перед собой цель: привлечение внимания одноклассников к игре в шахматы через поиск ответа на вопрос о значении этой игры для развития человека.
Изучили литературу по данной теме и познакомились с историей возникновения шахмат, узнали, кто из знаменитых и успешных людей играл в эту игру, собрали интересные факты о шахматах, вспомнили правила игры.
Проанализировав данные в литературе и проведя опрос среди учащихся 3 -4 классов, выяснили, что игра в шахматы воспитывает характер: устойчивость к стрессам, развивает логику, учит принимать быстрые решения. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Для того, чтобы популяризировать игру шахматы среди младших школьников, изготовили пособие для начинающих.
Шахматы, старейшая из известных игр. Они называются «королевской игрой», т. е. считаются королём среди игр. И несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш XXI век, век новых технологий и всецелой компьютеризации. Каждый находит в этой игре что-то своё. Это и активный культурный отдых, и спорт, который даёт возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Мудрость, увлекательность и азарт этой игры никогда не позволяет ей стать неинтересным и скучным занятием.
В дальнейшем, в этом направлении более подробно планируем провести исследование по следующим темам: «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК».
Список использованной литературы
1. Сухин, И. Г.Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. М.: Педагогика, 1991. 153 с.
2. Пожарский, В. А. Шахматный учебник. В. Пожарский. : Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. – 160 с.
3. Гик, Е. Я. Шахматы и математика /Е. Я. Гик. - М.: Наука, 2000. – 179 с.
4. Шахматы. Детская энциклопедия. Серия «Я познаю мир»/ред. И.М. Линдер. - М.: АСТ, 2002. – 288 с.
http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-rabota-shahmaty.html
Приложения
Приложение 1 Отрывок из былины «Ставр Годинович»
Не угодно-ль поиграть в шашки в шахматы заморский?
А спроговорит дородний добрый молодец:
—У нас об эвтом дело не сведано;
Игроки у меня с дому не взяты.
Пожалуй, поиграем в шашки в шахматы заморский.
Обыграли царя с царицею,
Всех игроков придворныих.
Говорит Владимир стольне-Киевской:
—Аи ты дородний добрый молодец!
Больше у меня некому с тобой играть
В шашки-шахматы заморский.
А спроговорил добрый молодец:
—Никто в Расее не мог меня обыграть,
Один-то меня и обыгрывал Ставер Годинович.
Когда я бывал во Чернигове,
Один-то он меня обыгрывал.
Сходил Владимир князь стольне-Киевской,
Выпустил Ставра из погребов глубокиих.
Сели со Ставром Годиновичем
Они играть в шашки-шахматы заморский,
Спроговорил ему дородний добрый молодец:
-— Помнишь ли молодой Ставер сын Годинович,
Как мы с тобой живали во Чернигове?
Я была чернильницей, а ты пером лебединым... 22
Приложение 2 Шахматная доска
Приложение 3 Фигуры
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать
–Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт она,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны - цвету одному верны.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она,
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали
– Ты больше внимания Ферзю удели.
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Приложение 4 Ходы
Возможный ход короляХод ферзяХод ладьи
Ход слона Ход коня Ход пешки
Приложение 5
Длинная рокировка Короткая рокировка
Приложение 6
Анкета опроса учащихся начальных классов
1. Хотелось бы тебе научиться играть в шахматы?
ДА ________ НЕТ _______ НЕ ЗНАЮ_______ УЖЕ УМЕЮ _______
2. Посещаешь ли ты кружок «Белая ладья»?
ДА ________ НЕТ_______
3. Что самое важное в шахматах?
Развлечение ________ Развитие логики и ума _______
4. Как окончил(а) вторую четверть в школе:
СКОЛЬКО ТРОЕК ________ СКОЛЬКО ЧЕТВЕРОК ______ СКОЛЬКО ПЯТЕРОК _______
Приложение 7
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Как зима кончилась
Три коробки с орехами
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Весенняя гроза