Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_polezno_chitat.docx | 36.46 КБ |
pochemu_polezno_chitat.pptx | 660.02 КБ |
Научно-практическая конференция учащихся
“Шаг к успеху”
Почему полезно читать
Автор:
Попов Сергей, 4б класс
Руководитель:
Жукова Г.В., учитель высшей категории,
Содержание
Введение…………………………………………………………………..1
Глава 1. О чтении …………………………………………………………2 - 5
Глава 2. Мои исследования……………………………………………….5 - 6
Заключение…………………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………….8
ВВЕДЕНИЕ
Почему я выбрал эту тему? «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда неприятно смотреть на людей, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем, рыцарем или ученым. Мысленно побывать в других странах и городах.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи . Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Вопрос чтения интересует меня, поэтому и была выбрана тема исследования «Почему полезно читать».
Цели работы: выяснить, в чём польза чтения и для чего необходимо много и хорошо читать.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
Объект исследования – польза чтения, а предмет исследования – чтение.
Основу гипотезы составило следующее предположение: много читающий человек – успешен в жизни.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и других информационных источников, анкетирование, беседы, собственные наблюдения и собственные результаты.
ГЛАВА 1. О ЧТЕНИИ
1.1 В чём польза чтения.
В наше время предназначение книги в жизни людей, и детей в частности, постепенно меняется. Еще каких-то пару десятков лет назад книга была своего рода учителем, ведущим ребенка по тернистому жизненному пути. Сейчас же мы живем в век информационных технологий и объем информации, которую требуется поглощать и перерабатывать детям, растет непомерными шагами. И, в свою очередь, книга становится лишь источником информации. На прилавках можно найти познавательную и справочную литературу на любой цвет и вкус, прекрасно оформленную, красочно иллюстрированную и написанную доступным для детей языком.
И, хотя количество книг растет, вместе с которыми растет и объем воспринимаемой детьми информации, становится все меньше книг, посвященных моральным и нравственным аспектам жизни. Детям становится сложнее формировать представление о том, что есть хорошо, а что есть плохо, т.к. в книгах все более размытыми становятся ответы на вопросы социальной реальности. В связи с этим возрастает необходимость совместного обсуждения с ребенком того, что он прочитал и какие он сделал выводы - как у него формируется видение окружающей реальности.
Кроме того не секрет, что практически все продаваемые сегодня товары, в том числе и книги, ориентированы на общество потребления. А значит, читатель (равно и маленький читатель) часто использует книгу всего лишь, как источник сиюминутного развлечения. Спрос рождает предложение - и здесь круг замыкается: информация, подаваемая детям, постепенно лишает их способности самостоятельно думать. То же самое "льется" из радио и телевизора. А качественная литература стоит очень и очень дорого. И уже сложно найти такую культурную среду, в которой любой ребенок, даже из самой неблагополучной семьи, мог бы получить достойное нравственное воспитание.
Вот тут-то и встает вопрос: если родители хотят, чтобы их дети читали больше, что сами они для этого делают? Какие книги и как часто читают сами взрослые, показывая пример младшему поколению? Обсуждают ли прочитанное со своими детьми и читают ли книги детям сами?
Для детей очень важно, чтобы родители иногда читали им вслух. Совместное чтение имеет большое значение для того, чтобы ребенок благополучно развивался в семье. И важно это не только тогда, когда ребенок еще сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети так ждут, когда же, наконец, у их мамы с папой появится хоть минутка для них. Но сейчас, к сожалению, часто совместное чтение заменяет просмотр мультфильмов. Конечно же, нет ничего плохого в том, что есть много хороших и интересных мультфильмов, но они не могут заменить книгу. И причины для этого очевидны.
Даже если не брать в расчет потенциальный вред, наносимый глазам при длительном просмотре телевизора, есть более важный аргумент: когда ребенок читает книгу, то он, включая всю свою фантазию и индивидуальность, учится думать и формировать образы персонажей и ситуаций, в которые эти персонажи попадают. В мультфильме же сюжет и образы персонажей заранее заданы и вполне однозначны, что не подразумевает развитие фантазии у ребенка.
И все же, самой важной особенностью совместного чтения является то, что, будучи определенным способом общения родителей с детьми, это священнодействие помогает сохранять и поддерживать связь и хорошие взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно теряются при нашем темпе жизни. Чтобы ребенок рос и развивался в нормальной психологически здоровой атмосфере, общение с родителями должно быть полноценным, и внимание родителей он должен получать целиком и полностью, а не вперемешку с просмотром телевизора, разговором по телефону или приготовлением пищи. И этот особенный тип общения способен донести до ребенка свои воспитательные взгляды и ценности непринужденно, ненавязчиво и в соответствии с интересами ребенка, затрагивая важные ребенку ценности.
Рассмотрим еще несколько важных аспектов формирования ребенка как личности с помощью книги.
В то время, когда родители и дети сидят в дружной семейной обстановке, обнявшись друг с другом, и заняты совместным увлеченным занятием, таким как чтение книги, у детей формируется ощущение комфорта и безопасности, близости и защищенности в обществе родителей. Это очень сильные эмоциональные моменты, нужные для формирования здоровой личности.
Существует ряд жизненных ситуаций и переживаний, которые могут оказаться пугающими и болезненными для ребенка, с которыми ребенку очень трудно справиться. Книга в таких ситуациях помогает разрядить нервное состояние. Любой человек, а ребенок - в особенности, читая увлекательное художественное произведение, порой даже неосознанно, ставит себя на место главного героя, проходя (прочитывая) вместе с ним трудный путь, наполненный победами и поражениями, переживаниями, страхами и воодушевлениями. Сопереживание и "проживание" жизни героя помогает ребенку избавиться от собственных страхов и проблем в реальной жизни.
Оказывая огромное влияние на идеалы нравственности ребенка, книга помогает формировать правильные ценности. Герои книг дружат и предают, сочувствуют, проявляют самоотверженность, чувство долга и чести. На примерах ситуаций, в которые они попадают, ребенок учится различать добро и зло, различать добродетели и узнает их ценность. Родителям важно помочь своим детям провести параллели этих ценностей в жизни.
Также, через книгу ребенок учится моделировать свое поведение, применять полученные знания в жизни: как правильно решать конфликтные ситуации, как заводить отношения, поддерживать дружбу, ставить и добиваться целей. А совместное обсуждение поможет избежать ошибок понимания этих моделей.
Как следствие, в таких читающих семьях, особенно, если папы не исключают себя из процесса воспитания ребенка, царит гармония и доброжелательная обстановка. И такие семьи, как правило, более благополучны, в них низкий уровень семейных разногласий и насилия.
1.2 Факты о пользе чтения.
Что мы получаем, приучая детей к чтению?
Первое и главное – умение размышлять, анализировать.
Второе – это грамотность. Сегодня каждый второй ученик в школе, да что там, многие взрослые тоже, в слове из пяти букв умудряются сделать две ошибки. Причем это не какие-нибудь сложные термины, а обычные разговорные слова. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Он, может, и правил не помнит, но пишет правильно. А правила можно наверстать.
Третье – читающий ребёнок всегда при деле. Не болтается без присмотра. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу и получил огромную пользу. Тренировка памяти, речи. А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать, что-то выделить, вот и сочинение готовое. В процессе такой совместной работы с ребенком вместе, крепнет взаимная любовь ребёнка и родителей. Растёт его уважение и доверие к родителям.
Четвертое – ребенок учится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе.
Пятое – тренировка памяти. На сегодня уроки – это уже масштабная проблема. В вузах объемы учебной программы огромные. На работе без натренированной памяти карьеры не сделать. Таким образом, если ребенок не читает, он не справится с получением качественного образования.
ГЛАВА 2. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Когда я был маленьким, мама часто читала мне разные книжки. В основном, это были стихи для малышей и сказки. Я очень внимательно слушал маму и любил рассматривать картинки.
Во время чтения мама указывала на соответствующую иллюстрацию. Таким образом, мне было проще понять смысл написанного.
Когда мне исполнилось два с половиной года, я неплохо разговаривал. И мама решила, что пора мне читать самому. Для этого нужно было выучить алфавит.
Видя, с каким интересом я рассматриваю книжки, мама стала выделять фломастерами заглавные буквы в тексте и проговаривать их. После того, как книга была прочитана, я должен был повторить названия всех выделенных букв. Сначала их было мало. Но со временем становилось всё больше и больше. Благодаря этому, я выучил алфавит.
Когда половина дела была сделана, мама придумала новую игру – кубики. На каждом была изображена та или иная буква. Сначала я складывал из кубиков слоги, а со временем и слова. Таким образом, к трём годам я читал уже сам.
Меня так увлекло это занятие, что я перечитал все свои детские книги. Видя это, мои родители стали покупать для меня не только сказки и стишки для малышей, но и детские энциклопедии. Тем более, что их такое изобилие в магазинах. Со временем у меня накопилось большое количество книг и нам пришлось купить книжный шкаф.
Благодаря чтению, я перестал задавать вопросы взрослым. Если меня интересовала какая-либо информация, я обращался к книге. Вот так чтение стало неотъемлемой частью моей жизни.
В нашей семье все любят читать. Я часто вижу, как мои родители читают перед сном. Мама любит книги в переплёте, а папа – электронные.
Когда мы едем в отпуск, то всегда берём с собой разную литературу: книги, журналы, энциклопедии. Вечерами мы собираемся вместе, и я читаю вслух. Затем мы обсуждаем прочитанное. Смеёмся или грустим.
Мне всегда хотелось быть таким же умным, как мой дедушка. Я до сих пор уверен в том, что он знал ответы на любые вопросы. Дедушка рассказывал о своей жизни, о том, как чтение важно для саморазвития, расширения кругозора, интеллекта и грамотной речи. Однажды я спросил его: «Откуда ты берёшь свои знания?» И тогда дедушка подвёл меня к книжному шкафу, на полках которого стояло огромное множество книг и сказал: «Все мои знания родом отсюда. И чтобы стать умным и интересным собеседником, надо много читать!» Я очень любил дедушку и всегда буду помнить его слова. Когда-нибудь я обязательно напишу книгу о своём дедушке.
Я очень хочу, чтобы родные и близкие гордились мной.
В процессе работы нами была проведено анкетирование. В нём участвовало 52 ученика. Получились следующие результаты:
По результатам анкет можно сделать следующие выводы:
Ещё нами были опрошены учителя из разных школ города и района. В результате опроса получились следующие результаты: все учителя заявили о том, что успешен тот ученик, который много читает. Он лучше всех учится, ему легко даётся изучение всех школьных предметов. Поэтому, делаем вывод: чтобы быть успешнее, надо больше читать.
Придя в школу, я читал 85 слов в минуту. Это помогало мне свободно ориентироваться в «Азбуке», других книгах. Богатый словарный запас давал мне успех в различных играх со словами, которые предлагал учитель. Мне было довольно легко составлять слова, играть в игру «Наборщик». В неё мы часто любим играть с родителями. Она помогает повысить словарный запас, узнать множество новых слов. К концу учебного года первого класса скорость моего чтения стала 100 слов в минуту. Сейчас я читаю 130 слов в минуту, могу свободно пересказать любой текст, поработать с ним, извлечь из него нужную информацию.
Благодаря хорошему чтению, я имею отличные и хорошие результаты в различных конкурсах, марафонах, викторинах. Я принимал участие в интеллектуальных марафонах, проводимых на базе нашей школы, в конкурсах « Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Кенгуру – выпускникам», «Британский бульдог». Так в конкурсе «Олимпиада плюс» я стал победителем и был награждён похвальной грамотой и призами. В конкурсе «Интолимп» по литературному чтению и русскому языку я вновь стал победителем. На протяжении четырёх лет я принимаю активное участие в конкурсах чтецов как в школе, так и в областных конкурсах, где показываю неплохие результаты. Высокая скорость чтения, осознанность и выразительность помогает мне грамотно писать все диктанты и выполнять задания. За диктанты у меня только отличные отметки. Это помогло мне на 1 туре городской олимпиады, в которой я принимал участие в этом году, за диктант получить 10 баллов из 10 (только четверо учащихся набрали 10 баллов) и занять 11 место из 45 участников. Я считаю, что в этом мне помогло хорошее чтение.
С восьми лет я стал пробовать писать стихи и рассказы. Сначала о животных и игрушках. А теперь я пишу на более серьёзные темы: о нашей планете, о жизни, о человеке, о временах года. Есть в моей коллекции и школьные истории. Многие стихи читают в школе, где проходят выставки моих стихов. Про то, как важно чтение, у меня тоже есть стихи.
Стихотворение про чтение.
Как это здорово – читать!
Читать полезно очень.
На полку все-все книги класть,
Прочитанные ночью.
И слово в слово повторять
Любимые сюжеты.
Полезней чтение всегда,
Чем просто есть конфеты.
Как это здорово – читать!
Читать полезно очень.
Вам надоело спорить, лгать
Ведь это вредно очень.
Утро, вечер, день и ночь
Чтение не гоним прочь!
В этом году на школьном конкурсе чтецов я впервые прочёл своё произведение – стихотворение «Человек». На областном конкурсе «Звучащее слово» я тоже читал это стихотворение и публика встретила меня хорошо. Я чувствовал, что слушателям понравилось моё выступление в качестве автора, читающего свои стихи.
Кстати, у меня уже есть постоянная публика – это мои одноклассники. Каждый день я читаю для них свои новые произведения и им очень нравится. Совсем недавно у меня издалась первая книга моих стихов и сказок «Всё обо всём». В неё вошли первые мои стихи. Её я подарил на память всем одноклассникам, своему классному руководителю, завучам и директору нашей школы.
Вообще, я мечтаю связать свою судьбу с журналистикой. Мне кажется, что это очень интересная профессия. Я смогу писать свои статьи таким образом, чтобы людям было интересно их читать. Возможно кто-то с моей помощью узнает для себя что-то новое или получит ответ на интересующий его вопрос.
В скором времени я хотел бы издать книгу с моими сочинениями, чтобы в ней были красочные иллюстрации, нарисованные детьми. А чтобы моё желание исполнилось, я должен много читать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я считаю, что с помощью чтения можно увеличить словарный запас, научиться правильно мыслить и грамотно высказываться.
Чтение влияет на настроение человека.
Книги учат людей, дают советы. С их помощью мы взрослеем и познаём мир. Они открывают человеку новые миры, новые горизонты, новые впечатления и переживания. Наш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят наш кругозор, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру. А не это ли духовный мир человека?
В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и немножко перефразировать её на свой лад: «Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг».
ЛИТЕРАТУРА.
Слайд 1
Почему полезно читать Автор: Попов Сергей, 4 б класс Руководитель: Жукова Г.В.Слайд 2
« Всем хорошим я обязан книге» Максим Горький «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Древние
Слайд 3
Цели работы : выяснить, в чём польза чтения и для чего необходимо много и хорошо читать. Задачи : Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, почему полезно читать. Сформулировать ответ на вопрос из своего жизненного опыта и показать результаты, которым я обязан благодаря чтению. Дать советы и приобщить других детей к чтению.
Слайд 4
Объект исследования – польза чтения, а предмет исследования – чтение. Гипотеза: много читающий человек – успешен в жизни. Методы : анализ литературы и других информационных источников, анкетирование, беседы, собственные наблюдения и собственные результаты.
Слайд 5
1 . Читают ли твои родители? Да- 46 человек. Нет -1. Не знаю – 5 человек. 2 . Как часто читают? Каждый день – 42. Не читают – 1. Не знаю – 9. 3 . Во сколько лет научились читать? В 3 года – 5; в 4 – 9 человек; в 5 лет – 12 человек; в 6 лет – 11; в 7 лет – 8; не знаю – 1; не помню – 5. 4 . Любишь ли читать? Да – 39 человек. Нет – 5. Не очень – 7. Смотря что – 1. 5 . Много ли читаешь? Да – 26. Нет – 12. Не очень -14. Как ты учишься? Хорошо – 29 человек. Средне – 4. Нормально – 15. Плохо – 3 человека. 6. Легко ли тебе учиться? Да – 28. Нет 10. Не очень 14 . Результаты анкетирования
Слайд 7
ФАКТЫ О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ Первое и главное – умение размышлять, анализировать. Второе – это грамотность . Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Третье – читающий ребёнок всегда при деле. Не болтается без присмотра, не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу и получил огромную пользу. Опять же, тренировка памяти, речи. Четвертое – ребенок учится воспринимать информацию. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе. Пятое – тренировка памяти. Это поможет в выполнении домашних заданий самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Если ученик не читает, он не справится с получением качественного образования.
Слайд 8
Результаты моих контрольных работ
Слайд 9
Моя первая книга стихов «Всё обо всём» Автор: Сергей Попов Как это здорово – читать! Читать полезно очень. На полку все-все книги класть, Прочитанные ночью. И слово в слово повторять Любимые сюжеты. Полезней чтение всегда, Чем просто есть конфеты. Как это здорово – читать! Читать полезно очень. Вам надоело спорить, лгать Ведь это вредно очень. Утро, вечер, день и ночь Чтение не гоним прочь!
Слайд 10
Спасибо за внимание! Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг». Читайте и будете успешными в жизни!
Груз обид
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сказки пластилинового ослика
Муравьиная кухня
Шелковая горка