Практически каждый человек на Земле знает хоть одну военную песню, которая жива и любима людьми самых разных возрастов. Ведь труды поэтов-песенников и композиторов в военные годы- одна из самых прекрасных страниц нашей культуры и истории. Раньше песни рождались в боях, когда родные и близкие провожали солдат на фронт, эти песни помогали солдатам в трудные минуты. Они воспевали Родину, отвагу, мужество, боевое братство, воспитывали ненависть и злость к врагу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности, которые ,казалось, были бесконечны.
Любовь, дружба, поддержка товарищей и надежда – всё это помогало и давало сил солдатам на войне.
Каждый из нас задавался вопросом, в чём же лучше человек может высказать свою душу, излить своё горе, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? Испокон веков шла она бок о бок с русским человеком, вместе с ним праздновала свадьбы и рождения, объяснялась в любви и страдала от неразделённого чувства. Без песни немыслим русский человек. Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. И сегодня песня помогает в минуты грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием.
Военная песня всегда была явлением, которое объединяет нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо глубоких смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непреходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.
Песня занимала не последнее место в жизни солдат. Она помогала пройти им весь боевой путь, придавала сил тем, кто уставал, несла веру в победу, и вообще, с помощью песен солдаты просто отдыхали душой.
Песни военных лет стали прекрасным памятником героизму русского народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста и нередко перелетали через линию фронта.
С древних времён существовало многим известное выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Великая Отечественная война опровергло это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны 20 века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснилось? Обратившись к произведениям литературы и музыки, то есть к песням военных лет, я пробую ответить на этот вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Музы не молчали" | 2.23 МБ |
Проект «Музы не молчали…» История песен военных лет. | 2.11 МБ |
Пояснительная записка | 36.49 КБ |
Слайд 1
Автор: Конкина Юлия, ученица 9а класса Руководитель: Дубовик Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы п. Кутулик,2020Слайд 2
Практически каждый человек на Земле знает хоть одну военную песню, которая жива и любима людьми самых разных возрастов. Раньше песни рождались в боях, когда родные и близкие провожали солдат на фронт, эти песни помогали солдатам в трудные минуты. Они воспевали Родину, отвагу, мужество, боевое братство, воспитывали ненависть и злость к вр а г у – в сё т о , ч т о п о м о г а л о пре о д о леть военные трудности, к о т о ры е к а з а л о сь б ы л и б е с к он е чн ы .
Слайд 3
Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. И сегодня песня помогает в минуты грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием. Песня занимала не последнее место в жизни солдат. Она помогала пройти им весь боевой путь, придавала сил тем, кто уставал, несла веру в победу, и вообще, с помощью песен солдаты просто отдыхали душой. быс т ро, нер е д к о Песни распространялись очень передавались из уст в уста и перелетали через линию фронта.
Слайд 4
С древних времён существовало многим известное выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Великая Отечественная война опровергла это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны 20 века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснилось? Обратившись к произведениям литературы и музыки, то есть к песням военных лет, я пробую ответить на этот вопрос .
Слайд 5
Актуальность работы над проектом состоит в том, что изучение истории военных песен поможет мне понять, какие песни звучали в те годы. Без песен, созданных в годы войны, невозможно представить себе тех трагических событий. Изучение данной темы поможет подросткам расширить знания по истории нашей страны, оценить вклад в победу над фашизмом поэтов и композиторов.
Слайд 6
Ведущей идеей моего проекта является соб р а т ь , си с те м а ти з иро в а ть, популяризировать материал о песнях военных лет, чтобы узнать факты истории России и имена людей, внёсших вклад в победу над фашистом с помощью искусства.
Слайд 7
Способы сбора информации: -Изучение теории по данной теме -Сравнительно-аналитическая работа архивным - Обращени е к документам Межпоселенческой цен т р а льн о й би б л и о теки и м . А . В . Вампилова
Слайд 8
Практическая зн а чи м ость ч т о м о й моего пр о д у к т пр о е к т а м о жно заключается исп о ль з о в а ть в том, на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, а также на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Данную киноленту можно использовать и на уроках музыки и литературы. Цель проекта- создать киноленту «Песни сердца-песни военных лет»
Слайд 10
Для реализации идеи проекта предполагалась следующая программа действий: На подготовительном этапе я определила тему, цели и задачи проекта, составила план работы над проектом, собрала информацию по теме «Песни военных лет». -Следующим этапом стало изучение и систематизация собранного материала. После этого я анализировала полученные результаты, приступила к составлению продукта в виде и к созданию мультимедийной презентации. И последний этап: -Представление презентации и результата проекта в виде печатного буклета и музыкального диска по теме «Песни сердца» (Роль песен в годы войны)
Слайд 11
Этапы работы Дата Виды деятельности Сбор информации Декабрь- 2019 Я начала работу с того, что собрала информацию о песнях, посвященных войне, (в Интернете, в журналах, спросили у учителя, родителей и друзей). Изучение материала Январь- 2020 Потом я приступили к созданию проекта: -читала песни, анализировала их вместе с учителем, сопоставляла информацию, подбирала иллюстрации к текстам песен, готовила информационные странички о каждой из выбранных мной песнях. Изготовление продукта Февраль- 2020 Весь собранный материал представила в виде презентации, привела в систему весь теоретический материал ,разбила его на части, озаглавила каждую из частей, сделала выводы по проделанной работе, собрала материал о песнях, а также собрала все найденные мной песни в одну киноленту, посвятив каждой из песен отдельную страницу. Создала печатный продукт в виде буклета и музыкального диска. Презентация проекта Март- 2020 Представила продукт проектной д ея т ель н ос т и на з а щ и т е про е к т о в по допуску к экзаменам в школе. План выполнения проекта
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Слайд 13
Список использованных источников: Барсуков, Э. Автор мелодии «Огонька» - узник Степлага / Эдуард Барсуков // Крестьянин. – 2001. – февр. Бирюков, Ю. Вставай, страна огромная / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 22 июн. Бирюков, Ю. И поет мне в землянке гармонь / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 16 дек. Бирюков, Ю. Казак уходил на войну / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1984 . – 23 сент. Бирюков, Ю. Нам дороги эти позабыть нельзя / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 30 сент. Бирюков, Ю. От Москвы до Бреста / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 5 мая. Бирюков, Ю. Под этот вальс весенним днем / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1985 . – 31 март. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март. Долматовский, Е. Рассказы о твоих песнях / Евгений Долматовский. – М.: Детская литература, 1973. – 351 с. Завадская, Н. Любимые песни военных лет / Нина Завадская. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с. Звоницкий, Э. Песня, которая звала в бой / Э. Звоницкий // Юный ленинец . – 1986 . – № 24 . – С . 24. Иващенко, Т. Первая песня Победы / Татьяна Иващенко // Молот. – 2013. – № 158-160. – 1 ноябр. Луковников, А. Песни военных лет / А. Луковников // Культпросвет работа . – 1973. – № 4. – С. 47-50. Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с. : ил. – (Библиотечка АПН). Священная война: Песни Победы / сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников – М. : Олимп, 2005 . Ресурсы ИНТЕРНЕТ h tt p : / / po b e d a 1945 - a r t . r u / . https://histrf.ru https://ru.m.wikipedia.org
Слайд 3
Священная война В.Лебедев-Кумач А.Александров Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идёт война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы. Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей! Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать, Поля её просторные Не смеет враг топтать… Патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку . 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях
Слайд 4
Прощание славянки А. Федотов В. Агапкин Этот марш не смолкал на перронах, Когда враг заслонял горизонт. С ним отцов наших в пыльных вагонах Поезда увозили на фронт. Он в семнадцатом брал с нами Зимний, В сорок пятом шагал на Берлин. Поднималась на бой вся Россия По дорогам и сопкам шальным. И если в поход Страна позовет, За край наш родной, Мы все пойдем в священный бой. И если в поход Страна позовет, За край наш родной, Мы все пойдем в священный бой. Шумят в полях стога, Шагает Отчизна моя, К вершинам счастья, Сквозь все ненастья, Дорогой мира и труда. К вершинам счастья, Сквозь все ненастья, Дорогой мира и труда. Это русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913). По существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие. За границами России является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Популярность марша обусловливается мелодичностью и простотой — мелодии марша присуща напевность, движение по трезвучиям главных гармонических функций с применением вспомогательных и проходящих звуков, плавность мелодического движения с чёткой и ясной функциональной определённостью. Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времён Русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал её. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась.
Слайд 5
Здесь птицы не поют, деревья не растут Автор и композитор - Булат Окуджава Кинофильм « Белорусский вокзал » , где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечествненой войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране. За п е с н е й р е ш е н о б ы л о об р а т ить с я к п о э ту -ф р о н то вик у Б у л а т у Шалвовичу Окуджаве , автору многих замечательных песен, в том числе и о войне. Здесь птицы не поют, Деревья не растут. И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут. Горит и рушится планета, Над нашей Родиною дым. И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех. Мы за ценой не постоим! Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь: Уходит в ночь отдельный Десятый наш Десантный батальон. Лишь только бой угас, Звучит другой приказ. И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет, неутомим. И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех. Мы за ценой не постоим! От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот. Такие, брат, дела... Когда-нибудь мы вспомним это - И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Слайд 6
Последний бой Михаил Ножкин Мы так давно, мы так давно не отдыхали. Нам было просто не до отдыха с тобой. Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, И завтра, завтра наконец последний бой. Еще немного, еще чуть-чуть, Последний бой — он трудный самый, А я в Россию, домой хочу, Я так давно не видел маму. Четвертый год нам нет житья от этих фрицев. Четвертый год соленый пот и кровь рекой, А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться, А мне б до Родины дотронуться рукой. В последний раз сойдемся завтра в рукопашной. В последний раз России сможем послужить, А за нее и помереть совсем не страшно, Хоть каждый все-таки надеется дожить. История создания песни «Последний бой». «Последний бой» — популярная песня Михаила Ножкина, написанная для киноэпопеи из пяти фильмов «Освобождение». Эта песня была написана Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение», где Ножкин исполнил роль командира штурмовой роты. Первый фильм киноэпопеи вышел на экраны в 1969 году. Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве. «Меня ставили на табуретку, — рассказывает Михаил Иванович, — я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале…»
Слайд 8
Ой, туманы мои растуманы Ой, туманы мои, растуманы, Ой, родные леса и луга! Уходили в поход партизаны, Уходили в поход на врага. На прощанье сказали герои: — Ожидайте хороших вестей.— И на Старой Смоленской дороге Повстречали незваных гостей. Повстречали — огнем угощали, Навсегда уложили в лесу За великие наши печали, За горючую нашу слезу. С той поры да по всей по округе Потеряли злодеи покой: День и ночь партизанские вьюги Над разбойной гудят головой. Не уйдет чужеземец незваный, Своего не увидит жилья... Ой, туманы мои, растуманы, Ой, родная сторонка моя! В архиве хора имени Пятницкого бережно хранятся материалы переписки композитора В. Г. Захарова и поэта М. В. Исаковского военных лет, из которых следует, что 28 января 1942 года Владимир Григорьевич отправил из Фрунзе, где в то время находился руководимый им коллектив, письмо Исаковскому в Чистополь. В нем, в частности, говорилось: «...Нужна песня о партизанах или о партизане. Этой песни нам не хватает чрезвычайно. О партизанке. Может быть, с шуткой...». Перечислялись и другие темы для песен. Но Михаил Васильевич загорелся идеей создать именно партизанскую песню. Работал он над ней долго. Лишь в июне стихи были, наконец написаны и отправлены композитору в Свердловск, куда к тому времени перебрался хор. Автор - М. Исаковский Композитор - В. Захаров
Слайд 9
В лесу прифронтовом Редкое долголетие суждено замечательной песне “ В лесу прифронтовом ” . Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “ Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь … Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс ” . Но “ В лесу прифронтовом ” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом. С берез неслышен, невесом Слетает желтый лист, Старинный вальс "Осе-е-енний сон" Играет гармонист. Вздыхают, жалуясь, басы, И словно в забытьи Сидят и слушают бойцы, Товарищи мои. Под этот вальс весенним днем Ходили мы на круг, Под этот вальс в краю ро-одном Любили мы подруг, Под этот вальс ловили мы Очей любимых свет, Под этот вальс грустили мы Когда подруги нет. И вот он снова прозвучал В лесу прифронтовом, И каждый слушал и молчал О чем-то дорогом, И каждый думал о своей, Припомнив ту весну, И каждый знал - дорога к ней Ведет через войну. Так что ж, друзья, коль наш черед,- Да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не-е замрет, Не задрожит рука.. Автор - М. Исаковский Композитор - М. Блантер
Слайд 10
На поле танки грохотали На поле танки грохотали, Солдаты шли в последний бой, А молодого командира Несли с пробитой головой. А молодого командира Несли с пробитой головой. Под танк ударила болванка, Прощай, родимый экипаж, Четыре трупа возле танка Дополнят утренний пейзаж. Четыре трупа возле танка Дополнят утренний пейзаж. Машина пламенем объята, Вот-вот рванёт боекомплект. А жить так хочется, ребята. И вылезать уж мочи нет. А жить так хочется, ребята. И вылезать уж мочи нет. Нас извлекут из-под обломков, Поднимут на руки каркас, И залпы башенных орудий В последний путь проводят нас. И залпы башенных орудий В последний путь проводят нас. . Песня сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Молодой коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь». Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. Вариант фронтовой переделки «Коногона» был опубликован в повести В. А. Курочкина «На войне как на войне», а в своём теперешнем варианте она появилась в одноимённом кинофильме Виктора Трегубовича («На войне как на войне»), посвящённом экипажу противотанковой самоходной артиллерийской установки СУ-100 во время Великой Отечественной войны. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов и артиллеристов-самоходчиков. В некоторых частях эта песня стала «полуофициальным» гимном подразделения.
Слайд 11
На безымянной высоте Песня написана на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии З а п а д н о г о фр о н т а п о д к о ма ндо в а ни е м л е йтен а н т а Ев г е ния Порошина против 300 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года. Группа, состоящая из воинов-сибиряков под командованием лейтенанта Евгения Порошина смогла выполнить задачу и овладеть высотой, но была отсечена от основных сил 139- й стрелковой дивизии превосходящими силами противника. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев . К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде). Дымилась роща под горою, И вместе с ней горел закат. Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят. Как много их, друзей хороших, Лежать осталось в темноте У незнакомого поселка На безымянной высоте! Светилась, падая, ракета, Как догоревшая звезда. Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда. Он не забудет, не забудет Атаки яростные те У незнакомого поселка На безымянной высоте. Над нами «Мессеры» кружили, И было видно, словно днем. Но только крепче мы дружили Под перекрестным арт-огнем. И как бы трудно ни бывало, Ты верен был своей мечте У незнакомого поселка На безымянной высоте. Мне часто снятся все ребята, Друзья моих военных дней, Землянка наша в три наката, Сосна, сгоревшая над ней. Как будто вновь я вместе с ними Стою на огненной черте У незнакомого поселка На безымянной высоте . Композитор - В. Баснер Автор - М.Матусовский
Слайд 12
Алё ш а К. Ваншенкин Э. Колмановскии ̆ Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алеша,Алеша, Алеша, Стоит над горою Алеша - в Болгарии русский солдат. И сердцу по-прежнему горько, по-прежнему горько, И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги Из камня его гимнастерка, его гимнастерка, Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги. Немало под страшною ношей, под страшною ношей, Немало под страшною ношей, легло безымянных парней. Но то, что вот этот - Алеша, Алеша, Алеша, Но то, что вот этот - Алеша, известно Болгарии всей. К долинам, покоем объятым, покоем объятым, К долинам покоем объятым ему не сойти с высоты. Цветов он не дарит девчатам, девчатам, девчатам, Цветов он не дарит девчатам - они ему дарят цветы. Привычный, как солнце и ветер, как солнце и ветер, Привычный, как солнце и ветер, как в небе вечернем звезда, Стоит он над городом этим, над городом этим, Стоит он над городом этим - вот так и стоял он всегда. Алёша — советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского, посвящённая памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдиве как символу памяти всем советским солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации во Второй мировой войне. В 1962 году композитор Эдуард Колмановский побывал в Болгарии, в том числе и в городе Пловдив у памятника «Алёша». Там ему рассказали историю его возникновения. Вернувшись домой, Колмановский поделился тем, что увидел и услышал в Пловдиве, с поэтом Константином Ваншенкиным, который был захвачен этой темой и вскоре написал стихи. Вслед за стихами появилась песня. Её опубликовали в 1966 году в армейском журнале «Старшина-сержант»,. В 1967 году Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль Советской Армии впервые исполнил эту песню. Популярность песни определила народное название многих монументов в Советском Союзе, некоторые из которых стали полуофициальными. Например, так называют мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманске.
Слайд 14
Братские могилы В.В. Высоцкий На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче гранитные плиты, Здесь нет ни одной персональной судьбы, Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов, Сюда ходят люди покрепче, На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче. Песню «Братские могилы» Высоцкий сочинил не позднее 22 июня 1963 года. По воспоминаниям Людмилы Абрамовой, в тот день он спел ее на дне рождения отца. Известность песня получила после выхода на экраны фильма Виктора Турова «Я родом из детства» (1965-66), где её исполнял сам автор и Марк Бернес. В одном из интервью первая жена режиссёра, Светлана Турова, рассказывала, что было много споров о том, в чьём исполнении песня должна звучать с экрана. Фильм согласовывался тяжело, режиссёра «таскали в КГБ. … Он не хотел, чтобы было больше конфликтов, чем было»; и утвердил Бернеса. Причём сам Высоцкий отзывался об этом «чужом» исполнении только положительно: «Когда звучал голос Бернеса … что с людьми делалось…», «это оказывало колоссальное действие на слушателей». 21.8.1966 г. песня, в исполнении М.Бернеса, прозвучала в радиопередаче «С добрым утром!».
Слайд 16
Синий платочек Я. Галицкий Е. Петерсбурскии Синенький, скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь Ласковых, радостных встреч. Источник text-pesni.com Порой ночной Мы распрощались с тобой… Нет больше ночек! Где ты, платочек, Милый, желанный, родной? Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч. Как провожала и обещала Синий платочек сберечь. И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной. Знаю, с любовью, ты к изголовью Прячешь платок голубой. Письма твои получая, Слышу я голос живой. И между строчек синий платочек Снова встает предо мной. После раздела Польши в 1939 году Е. Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка была написана им в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь».Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг (в числе прочих публиковавшийся под псевдонимом Я. Галицкий). Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау Лирическая песня быстро стала шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был дважды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбурский, исполнительница — популярная в те годы певица Екатерина Юровская и её аккомпаниатор — пиани ст Борис Мандрус.
Слайд 17
Ли з а в е т а Ты ждёшь, Лизавета, От друга привета. Ты не спишь до рассвета, Всё грустишь обо мне. Одержим победу, К тебе я приеду На горячем боевом коне. Одержим победу, К тебе я приеду На горячем боевом коне. Приеду весною, Ворота открою, Я с тобой, ты со мною Неразлучны вовек. В тоске и тревоге Не стой на пороге, Я вернусь, Когда растает снег. В тоске и тревоге Не стой на пороге, Я вернусь, Когда растает снег. Моя дорогая, Я жду и мечтаю, Улыбнись, повстречая, Был я храбрым в бою. Эх, как бы дожить бы До свадьбы-женитьбы И обнять любимую свою. Эх, как бы дожить бы До свадьбы-женитьбы И обнять любимую свою. Песня появилась на свет в 1942 году. Вместе с фильмом. Запевал « Лизавету » Петр Алейников, игравший одну из ролей (Василий Гайворон). Пел, конечно, не сам, хотя вполне бы справился, если бы режиссер фильма Леонид Луков доверил спеть ему эту песню. Вместо Алейникова за кадром поет Виталий Власов. Великолепный тенор, солист Большого театра, в фильме он поет немного « не своим голосом » . Ставшее поколение помнит его песни « Если б гармошка умела » , « Моя любимая » , « Сирень- черемуха » и другие на пластинках Ленинградского и Апрелевского завода грампластинок. А вот музыка … Ее сочинил композитор и пианист Никита Богословский. Автор более трехсот песен. Дворянское происхождение не помешало ему найти в сочиняемой мелодии исконно русские мотивы. В них и печаль, и удаль, и оптимизм с ноткой отчаяния. « Эх, как бы дожить бы... » Автор - Е. Долматовский Композитор-Н. Богословский
Слайд 18
Тёмная ночь Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз! Как я хочу к ним прижаться сейчас губами! Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь пролегла между нами. Верю в тебя, в дорогую подругу мою, Эта вера от пули меня темной ночью хранила. Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось. Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи. Вот и сейчас надо мною она кружиться. Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, И поэтому знаю: со мной ничего не случится! Автор - В. Агатов Композитор - Н. Богословский Песня Марка Бернеса « Темная ночь » имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом « Два бойца » у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. Но история песни « Темная ночь » на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни. После Победы в Великой Отечественной войне « Темная ночь » начала свое триумфальное шествие по миру.
Слайд 19
Жди меня К. Симонов М. Блантер Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…». Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное; тем не менее Симонов неоднократно читал его друзьям. Впервые это произошло в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу — фотокору Григорию Зельме, и для него автор переписал стихотворение из блокнота, поставив дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 9 декабря 1941 года Симонов прочитал стихотворение в радиоэфире. На основе отзывов в конце 1941 — начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «На штурм» (печатном органе 44-й армии), и в «Красной звезде», где тогда работал, однако оба издания ему отказали. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе. История создания стихотворения «Жди меня»
Слайд 21
К а тю ш а Михаил Исаковский Матвей Блантер Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальний пограничный От катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег катюша, На высокий берег на крутой. История создания песни «Катюша» Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева. Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Несмотря на то, что война в то время еще не началась, предчувствие ее уже было. На почве него и родилась романтическая идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт. Грянула война. «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом!
Слайд 22
Смуглянка Яков Шведов Анатолий Новиков Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад, Там смуглянка-молдаванка Собирает виноград. Я краснею, я бледнею, Захотелось вдруг сказать: «Станем над рекою Зорьки летние встречать!» Источник text-pesni.com Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой. Клён зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый, резной. А смуглянка-молдаванка Отвечала парню в лад: «Партизанский молдаванский Собираем мы отряд. Нынче рано партизаны Дом покинули родной, Ждет тебя дорога К партизанам в лес густой». Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой. Клён зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый, резной. История создания песни «Смуглянка» Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был утерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.
Слайд 23
Корреспондентская застольная Константин Симонов Матвей Блантер От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы ни скитались мы в пыли, С "лейкой" и с блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. Жив ты или помер - Главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. И чтоб, между прочим, Был фитиль всем прочим, А на остальное - наплевать! Без глотка, товарищ, Песню не заваришь, Так давай по маленькой хлебнем! Выпьем за писавших, Выпьем за снимавших, Выпьем за шагавших под огнем. Есть, чтоб выпить, повод - За военный провод, За У-2, за "эмку", за успех... Как пешком шагали, Как плечом толкали, Как мы поспевали раньше всех. И стория создания песни «Корреспондентская застольная» «Корреспондентская застольная» («Песенка военных корреспондентов») — песня, написанная поэтом Константином Симоновым и композитором Матвеем Блантером в 1943 году. Популярность песни связана прежде всего с именем Леонида Утёсова. В 1943 году корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов добирался по заданию редакции из Краснодара в Ростов. Чтобы отвлечься, Симонов, в течение двух суток сочинял песню, посвящённую фронтовым журналистам. Возможности записать текст у автора не было, поэтому поэт многократно и почти непрерывно проговаривал вслух каждую строчку В Батайске, где находился корреспондентский пункт симоновского издания, журналиста встретили коллеги. Они накрыли стол, там же написанная Симоновым песня впервые была исполнена на мотив дворовой «Мурки». В том же 1943 году Матвей Блантер положил текст стихотворения на музыку. «Песенка военных корреспондентов» стала фрагментом спектакля «Жди меня», в котором её исполнял актёр Ростислав Плятт .Широкую известность песня получила год спустя.
Слайд 24
Песенка фронтового шофера Родилась "Песенка фронтового шофера" не в годы войны, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении "Клуб весёлых артистов". Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки – воскресшего героя фильма о Сталинградской битве "Великий перелом", роль которого он сыграл в этой картине. Роль эта была далеко не главной, скорее эпизодической, и в самом фильме этой песни не было. Шофёр, которого играл в фильме Бернес, не только не пел, но, практически, не произнёс по ходу действия почти ни одного слова, хотя запомнился многим, кто видел эту картину. Через реки, горы и долины, Сквозь пургу, огонь и черный дым Мы вели машины, объезжая мины, По путям-дорогам фронтовым. Эх, путь-дорожка фронтовая, Не страшна нам бомбежка любая. А помирать нам рановато, Есть у нас еще дома дела. А помирать нам рановато, Есть у нас еще дома дела. Путь для нас к Берлину, между прочим, Был друзья не легок и не скор, Шли мы дни и ночи, трудно было очень, Но баранку не бросал шофер. Эх, путь-дорожка фронтовая, Не страшна нам бомбежка любая. А помирать нам рановато, Есть у нас еще дома дела. А помирать нам рановато, Есть у нас еще дома дела... Автор - М. Бернес Композитор-Н. Лабковский
Слайд 26
Дорога на Берлин Евгений Долматовский Марк Фрадкин С боем взяли мы Орёл, город весь прошли, И последней улицы название прочли, А название такое, право, слово боевое: Брянская улица по городу идёт - Значит, нам туда дорога, Значит, нам туда дорога Брянская улица на запад нас ведёт. С боем взяли город Брянск, город весь прошли, И последней улицы название прочли, А название такое, право, слово боевое: Минская улица по городу идёт - Значит, нам туда дорога, Значит, нам туда дорога Минская улица на запад нас ведёт. С боем взяли город Минск, город весь прошли, И последней улицы название прочли, А название такое, право, слово боевое: Брестская улица по городу идёт - Источник teksty-pesenok.ru Значит, нам туда дорога, Значит, нам туда дорога Брестская улица на запад нас ведёт. С боем взяли город Брест, город весь прошли, И последней улицы название прочли, А название такое, право, слово боевое: Люблинская улица по городу идёт - Значит, нам туда дорога… История создания песни «Дорога на Берлин». История этой боевой оптимистичной песни началась ещё в конце ноября 1943 года в белорусском Гомеле. Город только что освободили, и под впечатлением от побед Красной армии поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строчек: С боем взяли мы Орёл, Город весь прошли, Улицы последней Название прочли… Из этого стихотворения и родилась песня. Стихи были опубликованы во фронтовой газете «Красная Армия», потом отправлены композитору Марку Фрадкину в Москву. А тот, написав к ним музыку, предложил их Леониду Утёсову, в исполнении которого песня и звучала по радио до самой победы, до взятия нашими войсками Берлина.
Слайд 27
День Победы В.Г.Харитонов Д. Ф . Т у х м анов День Победы, как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были версты, обгорелые, в пыли Этот день мы приближали как могли Этот день Победы Порохом пропах Это праздник С сединою на висках Это радость Со слезами на глазах День Победы, День Победы, День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей Дни и ночи битву трудную вели Этот день мы приближали как могли Этот день Победы Порохом пропах Это праздник С сединою на висках Это радость Со слезами на глазах День Победы, День Победы, День Победы! История создания песни «День Победы» Идея песни принадлежит поэту Владимиру Харитонову. Весной 1975 года он написал слова и представил их Давиду Тухманову, который быстро сочинил музыку. Произведение в исполнении Татьяны Сашко, жены Тухманова, было включено в конкурсную программу Союза композиторов СССР на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Но призером мероприятия песня «День Победы» не стала. Она подверглась критике со стороны нескольких авторитетных членов Союза композиторов. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в Московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Она настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
669452, Иркутская область, Аларский район, пос.Кутулик, ул.Матвеева, 47
Тел.8(395)64-37-174, факс 8(395)64-37-174. E-mail:kutulik@list.ru
ОКПО -41781506, ОГРН-102850056709, ИНН/КПП 8501000373/850101001
Итоговый индивидуальный проект
Тема: «Музы не молчали…»
История песен военных лет
Автор:
Конкина Юлия
ученица 9а класса
Руководитель:
Дубовик Оксана Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
Кутулик,2020 г
Содержание
Введение………………………………………………………………….….....3-4
Паспорт проекта……………………………………….……...………………….5
План выполнения проекта……………..………………………………....……..6
Заключение…………………………………………………………….…....…7-8
Список использованных источников…………………….……….…….……...9
ВВЕДЕНИЕ
Я не был никогда военным специалистом,
но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня.
Песня также может разить врага, как и любое оружие.
А. Александров.
Практически каждый человек на Земле знает хоть одну военную песню, которая жива и любима людьми самых разных возрастов. Ведь труды поэтов-песенников и композиторов в военные годы- одна из самых прекрасных страниц нашей культуры и истории. Раньше песни рождались в боях, когда родные и близкие провожали солдат на фронт, эти песни помогали солдатам в трудные минуты. Они воспевали Родину, отвагу, мужество, боевое братство, воспитывали ненависть и злость к врагу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности, которые ,казалось, были бесконечны.
Любовь, дружба, поддержка товарищей и надежда – всё это помогало и давало сил солдатам на войне.
Каждый из нас задавался вопросом, в чём же лучше человек может высказать свою душу, излить своё горе, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? Испокон веков шла она бок о бок с русским человеком, вместе с ним праздновала свадьбы и рождения, объяснялась в любви и страдала от неразделённого чувства. Без песни немыслим русский человек. Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. И сегодня песня помогает в минуты грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием.
Военная песня всегда была явлением, которое объединяет нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо глубоких смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непреходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.
Песня занимала не последнее место в жизни солдат. Она помогала пройти им весь боевой путь, придавала сил тем, кто уставал, несла веру в победу, и вообще, с помощью песен солдаты просто отдыхали душой.
Песни военных лет стали прекрасным памятником героизму русского народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста и нередко перелетали через линию фронта.
С древних времён существовало многим известное выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Великая Отечественная война опровергло это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны 20 века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснилось? Обратившись к произведениям литературы и музыки, то есть к песням военных лет, я пробую ответить на этот вопрос.
Тема проекта: «Музы не молчали…» (История песен военных лет)
Актуальность работы над проектом состоит в том, что изучение истории военных песен поможет нам понять, какие песни звучали в те годы. Без песен, созданных в годы войны, невозможно представить себе тех трагических событий. Изучение данной темы поможет подросткам расширить знания по истории нашей страны, оценить вклад в победу над фашизмом поэтов и композиторов.
Сроки реализации проекта: декабрь-март 2019-2020г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Музы не молчали…» (История песен военных лет). |
Разработчики проекта | Конкина Юлия, ученица 9а класса МБОУ Кутуликская СОШ, Дубовик Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы. |
Основания для разработки проекта, его актуальность | Особую роль сыграла в военные годы песня, которая наряду с другими видами искусства стала средоточием чувств и настроений народа. Изучение истории военных песен поможет нам понять, какие песни звучали в те годы. Без песен, созданных в годы войны, невозможно представить себе тех памятных лет. Изучение данной темы поможет подросткам узнать историю нашей страны, оценить вклад в победу над фашизмом поэтов и композиторов. |
Ведущая идея проекта | Собрать, систематизировать, популяризировать материал о песнях военных лет, чтобы узнать факты истории России и имена людей, внёсших вклад в победу над фашистом посредством искусства. |
Цель проекта | Создание киноленты «Песни сердца-песни военных лет» в виде печатного буклета и музыкального диска. |
Задачи проекта |
|
Практическая значимость | Мой продукт можно использовать на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, а также на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Данную киноленту и музыкальный диск можно использовать и на уроках музыки и литературы. |
Этапы работы над проектом | I. Этап (подготовительный) –декабрь 2019 Цель: определение темы, целей и задач проекта, составление плана работы над проектом. - Сбор информации по теме «Песни военных лет». - Изучение и систематизация собранного материала. II. Этап (аналитический) – январь-февраль 2020 г. -Анализ полученных результатов, составление продукта (кинолента «Песни сердца»), создание мультимедийной презентации и музыкального диска. Согласование с руководителем. III. Этап (презентационный) – март 2020г. Представление продуктов проектной деятельности: буклет и музыкальный диск. |
План выполнения проекта
Этапы работы | Дата | Виды деятельности |
Сбор информации | Декабрь 2019г. | Я начала работу с того, что собрала информацию о песнях, посвященных войне, (в Интернете, в журналах, в районной библиотеке, спросила у учителя, родителей и друзей). |
Изучение материала | Январь 2020г. | Потом я приступила к созданию проекта: -читала песни, анализировала их вместе с учителем, сопоставляла информацию, подбирала иллюстрации к текстам песен, готовила информационные странички о каждой из выбранных мной песнях. |
Изготовление продукта | Февраль – 2020г. | Весь собранный материал я представила в виде презентации, привела в систему весь теоретический материал, разбила его на части, озаглавила каждую из частей, сделала выводы по проделанной работе, собрала материал о песнях, а также собрала все найденные мной песни в одну киноленту, посвятив каждой из песен отдельную страницу. Создала печатный продукт в виде буклета и музыкального диска. |
Презентация проекта | Март-2020г. | Представила продукт проектной деятельности на защите проектов по допуску к экзаменам в школе. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков, вой падающих бомб, наш народ стал во весь рост на защиту Отечества.
Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Это они приближали нашу Победу, поддерживая своими сочинениями дух войска, который был так необходим.
Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Стоит раздаться звукам одной из этих песен, и распрямляются плечи, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Перелистывая страницы из прошлого, написанные в дни военных потрясений и об этих днях, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жёсткой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами.
Проанализировав теоретические источники, изучив историю песен военных лет, я пришла к следующим выводам:
1. Каждая песня имеет свою историю.
2. Песни военных лет играли огромную роль в поддержании духа военных солдат.
3. Песни военных лет очень тесно связаны с историей Великой Отечественной войны.
4. Песни военных лет можно разбить на несколько групп:
4.1.Песня-призыв: «Священная война», «Прощание славянки», «Здесь птицы не поют, деревья не растут», «Последний бой».
4.2.Песня-драма: «Ой, туманы мои растуманы», «В лесу прифронтовом», «На поле танки грохотали», «На безымянной высоте», «Алёша».
4.3.Песня-воспоминание: «Братские могилы».
4.4.Лирические песни: «Синий платочек», «Лизавета», «Тёмная ночь», «Жди меня».
4.5.Шуточные и задорные песни: «Катюша», «Смуглянка», «Корреспондентская застольная», «Песенка фронтового шофера».
4.6.Песня-победа: «Дорога на Берлин», «День Победы».
Каждая из этих групп играла свою важную роль в жизни людей-солдат и офицеров, женщин, детей и стариков, людей, которые ежедневно совершали трудовые и боевые подвиги, приближая победу. И песня им была необходима, как воздух.
5. Песни военных лет продолжают играть важную роль в воспитании патриотизма. Песни тех далёких военных лет мы поём и сейчас, потому что они делают нас сильнее, мужественнее, человечнее.
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Список использованных источников
1. Барсуков, Э. Автор мелодии «Огонька» - узник Степлага / Эдуард Барсуков // Крестьянин. – 2001. – февр.
2. Бирюков, Ю. Вставай, страна огромная / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 22 июн.
3. Бирюков, Ю. И поет мне в землянке гармонь / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 16 дек.
4. Бирюков, Ю. Казак уходил на войну / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1984 . – 23 сент.
5. Бирюков, Ю. Нам дороги эти позабыть нельзя / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 30 сент.
6. Бирюков, Ю. От Москвы до Бреста / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 5 мая.
7. Бирюков, Ю. Под этот вальс весенним днем / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1985 . – 31 март.
8. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март.
9.Долматовский, Е. Рассказы о твоих песнях / Евгений Долматовский. – М.: Детская литература, 1973. – 351 с.
10. Завадская, Н. Любимые песни военных лет / Нина Завадская. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.
11. Звоницкий, Э. Песня, которая звала в бой / Э. Звоницкий // Юный ленинец . – 1986 . – № 24 . – С . 24.
12. Иващенко, Т. Первая песня Победы / Татьяна Иващенко // Молот. – 2013. – № 158-160. – 1 ноябр.
13.Луковников, А. Песни военных лет / А. Луковников // Культпросвет работа . – 1973. – № 4. – С. 47-50.
14. Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с. : ил. – (Библиотечка АПН).
15. Священная война: Песни Победы / сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников – М. : Олимп, 2005.
16.Хентова, С. М. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде / С. М. Хентова. – Л. :Лениздат, 1984. – 238 с.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ
https://histrf.ru
https://ru.m.wikipedia.org
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Свинья под дубом
Девочка-Снегурочка
Неньютоновская жидкость
Какая бывает зима