Для исследовательской работы была выбрана тема «Этимология мифологических существ и их названий в серии книг Джоаны Роулинг о Гарри Поттере». Тема работы актуальна, поскольку литературный персонаж Гарри Поттер по популярности превосходит многих суперзвёзд, певцов и шоуменов. Последние четыре книги серии одна за другой поставили рекорды, как наиболее быстро продаваемые литературные произведения в истории. В своей работе помимо прочего Трофимова Валентина пытается раскрыть секрет такого ошеломительного успеха.
Автор поставила перед собой цель - выявить и проанализировать этимологию мифических существ и их названий, упомянутых в произведениях о Гарри Поттере, и на основе проведённого анализа выявить существ, придуманных самой Джоаной Роулинг.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования АМО «Заиграевский район» Республики Бурятия
МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»
СЕКЦИЯ: «Литература»
ТЕМА: «Этимология мифологических существ и их названий
в серии книг Джоаны Роулинг о Гарри Поттере»
ВЫПОЛНИЛ: Трофимова Валентина
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Пушкарёва Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
I. ВВЕДЕНИЕ. Причина популярности произведения 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
II. 1. Мифология в романе 7
А) Связь фэнтези о Гарри Поттере с мифом 7
Б) Связь фэнтези с фольклорной сказкой 10
II. 2. Происхождение имен и названий 11
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
I. ВВЕДЕНИЕ. Причина популярности произведения
Едва ли в мире осталась хоть одна страна, в которой не слышали о юном волшебнике Гарри Поттере, не читали эту серию романов или не смотрели одноимённый фильм. Наоборот, этот удивительный роман Джоаны Роулинг заполнил собой все книжные прилавки. Серия книг о Гарри Поттере занимает пятую строчку в рейтинге самых издаваемых художественных произведений. Самая первая и самая продаваемая часть цикла - «Гарри Поттер и философский камень» - издана внушительным тиражом в 107 миллионов книг и переведена на 70 языков мира. Оттого ещё более удивительно, что Роулинг с трудом удалось издать свой роман - писательница получила 12 отказов от различных издательств.
Что касается кинофильмов, снятых по этой серии книг, то и здесь наблюдается примерно та же картина. Последняя часть киноэпопеи - «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» - входит в число 20 самых кассовых фильмов за всю историю. Неудивительно, что создатели решили выпустить документальный фильм, специальный эпизод в составе франшизы о Гарри Поттере, который вышел 1 января 2022 года в связи с 20-летием поттерианы. А не так давно глава компании Warner Media Джейсон Киллар анонсировал сиквел киносаги о Гарри Поттере. Согласно инсайдерам, речь идёт о продолжении истории в формате сериала для HBO Max, а также экранизации театральной пьесы Роулинг «Гарри Поттер и Проклятое дитя».
Кто же такой Гарри Поттер? Это литературный персонаж, рождённый воображением английской писательницы Джоаны Роулинг, ученик школы волшебства, сирота, чудом спасшийся от Тёмного Лорда.
В феномене Гарри Поттера пытались разобраться многие и всех высказывающих своё мнение условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Дж. Роулинг написала детский бестселлер, что серия книг о Гарри Поттер достойна занять почётное место в ряду лучших детских книг; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания. Однако более справедливым я считаю утверждение, что феномен Гарри Поттера - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Роулинг мира и персонажей, живущих в нём. Необходимо обозначить эти факторы.
1) Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла сказок о школе магии и чародейства. Неоспоримым сегодня является тот факт, что «Гарри Поттер» навсегда вошёл в мир детской литературы и соседствует с «Винни-Пухом», «Питером Пэном», «Мэри Поппинс».
Попытаемся представить формулу литературного произведения для детей. Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделён теми же привычками, слабостями, у него могут возникать такие же проблемы в отношениях с родителями, со сверстниками.
Читатель знакомится с Гарри Поттером в день, когда последнему исполняется одиннадцать лет. К концу всей истории главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним. Основная масса читателей сказки - дети, и они растут вместе со своим героем. Но особенность литературной сказки Джоаны Роулинг в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.
Сюжет произведения динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволят читателю скучать.
Время в детской литературе, как правило, весьма условно. Однако события в книгах Роулинг происходят в современную эпоху, о чём свидетельствуют такие реалии как метрополитен, телефон, телевизор и т.д. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Использование Гермионой Грейнджер маховика времени в книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» - приём нарушения естественного хода времени, который выполняет сюжетоорганизующую функцию.
Пространственная организация детского произведения такова: мир делится на «свой» и «чужой», реальный и волшебный, причем границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в «Гарри Поттере», противостоящий миру маглов (обычных людей), существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.
Как мы видим, Джоана Роулинг создаёт произведение, отвечающее всем законом детского бестселлера: герой-ребёнок; одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей; разнообразие языковых приемов, словесная игра; заимствования; отступление от правила «счастливого конца».
Итак, первый фактор, способствующий успеху книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере - их литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.
2) Вторым фактором феномена Гарри Поттера является история жизни автора - Джоаны Кэтлин Роулинг. Мать-одиночка без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей-миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Роулинг утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то её надо было бы придумать. В основе биографии Роулинг тот же архетипический сюжет о Золушке. Линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая «в чулане под лестницей», они в один прекрасный день просыпаются богатыми и знаменитыми.
Фактор самой Джоаны Роулинг важен ещё и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имён в области литературы: от сестёр Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф, Агаты Кристи и Джоаны Роулинг.
3) Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, фанфики, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и т.д.
Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но, вероятнее всего, это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это и было бы затрачено чуть больше времени.
Вывод:
Секрет популярности книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере кроется в следующем: привлекательности главного героя для современных подростков; динамичности произведения, насыщенности событиями, невероятными приключениями; литературно-художественных достоинствах произведения; схожести линий жизни Гарри Поттера и его создательницы; пиар-кампании; психологической составляющей популярности данного произведения.
В своих произведениях Джоан Роулинг не просто описала приключения юных магов в школе волшебства, а сделала эту историю более яркой и живой, описав в своих романах множество мифических существ, которые сыграли важную роль в развитии сюжета, поэтому их значение не подлежит сомнению. Но все ли мифические существа, наиболее часто упоминаемые в произведениях Джоан Роулинг о Гарри Поттере, придуманы самим автором или существуют прообразы данных мифических существ?
Гипотеза исследования: если проанализировать происхождение мифических существ и их названий, упомянутых в произведении «Гарри Поттер», то можно выявить существ, придуманных самой Джоаной Роулинг, а также возможно, что имена собственные дают характеристику герою, создают образ и имеют разные источники.
Методы, используемые в исследовании: для проведения исследования, нами были использованы следующие методы:
При использовании метода анализа литературы были собраны признаки, параметры и характеристики мифических существ, наиболее часто упомянутых в произведении. При помощи метода анализа литературы была установлена этимология происхождения, а также упоминания перечисленных существ в других литературных произведениях.
Метод вероятности был использован при выдвижении гипотезы исследования, метод позволил нам предположить возможность принадлежности мифических существ из произведения фантазии Джоан Роулинг.
Метод аналогии установил сходство перечисленных мифических существ из произведения с другими существами из фольклора разных народов.
Метод обобщение позволил нам собрать воедино всю имеющуюся информацию, что позволило нам утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение.
Цель исследования: выявление и анализ этимологии мифических существ и их названий, упомянутых в произведениях о Гарри Поттере, на основе проведённого анализа выявить существ, придуманных самой Джоаной Роулинг.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
Актуальность:
Гарри Поттер - литературный персонаж, сотворённый воображением талантливой Джоаны Роулинг. Ученик школы магии Хогвартс, сирота, спасшийся от Тёмного Лорда, по популярности сегодня превосходит многих суперзвёзд, певцов, шоуменов. Начиная с выхода первого романа «Гарри Поттер и философский камень» 30 июня 1997 года, книги серии приобрели не только огромную популярность, но и признание критиков, и коммерческий успех во всём мире. Последние четыре книги одна за другой поставили рекорды, как наиболее быстро продаваемые литературные произведения в истории.
Объектом исследования является роман «Гарри Поттер».
Предметом исследования являются прообразы мифических существ в произведениях о Гарри Поттере.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. 1. Мифология в романе
А) Связь фэнтези о Гарри Поттере с мифом
Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος - предание, сказание и λόγος - слово, рассказ, учение) - может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т.п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология5.
Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной образно-символической форме. Способом познания мира являлось мифологическое мышление. Мифы - это насыщенные эмоциями и реальными представлениями, сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность4.
В фэнтези о «Гарри Поттере»8 некоторые особенности, связанные с мифом, нашли отражение в системе образов романов. Имя лучшей подруги главного героя – Гермионы Грейнджер – истоком имеет греческую мифологию, где Гермиона была дочерью прекрасной Елены и царя Спарты Менелая. Имя школьного врага Гарри – Драко Малфоя – происходит от слова «дракон»: в греческой мифологии это крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем20. Характер Драко вполне соотносим с его именем: жестокий, заносчивый и завистливый, он вступил в ряды злейшего врага Гарри – Волан-де-Морта - и лишь в конце седьмой книги, осознав свою ошибку, принял сторону Поттера.
В книгах неоднократно упоминаются кентавры. Согласно древнегреческой мифологии, они являлись потомками царя многочисленного племени гигантов-лапифов Иксикона12.
В первой книге цикла герои случайно попадают в запретный кабинет замка «Хогвартс» и видят огромного трехголового пса, охраняющего вход в подземную комнату, где хранится философский камень, дарующий вечную молодость и богатство. Вскоре Гарри узнает, что можно усыпить пса при помощи музыки. Очевидна параллель с древнегреческой мифологией: трёхголовый пес Цербер (иногда с пятью или с сотней голов, увитых змеями), который охранял подземное царство Аида и был усыплен Орфеем прекрасным напевом12.
Василиск, чудовище из тайной комнаты, упоминается во второй книге цикла. Плиний Старший в книге «Естественная история» описывал его как «небольшую змею… Нет в природе существа злее, страшнее василиска. Одним взглядом своим убивает он людей и животных… Происхождение василиска – из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой»14.
Также в романах фигурирует ещё одна змея – слуга Волан-де-Морта по имени Нагайна. Имя змеи восходит к древнеиндийскому языку санскриту, где слово «нага» эквивалентно лексеме «змей»21.
В третьей книге Гарри учится сражаться с боггартом – существом, которое принимает форму того, чего человек больше всего страшится. В кельтской мифологии боггарт (или богле) – это дух, постоянно живущий в доме и способный на злые проделки. В пятой книге упоминается боггарт, забравшийся в письменный стол и надоедавший Гарри и его друзьям постоянным стуком13.
Гиппогриф (греч., от hippos - конь, и gryps, grypos - гриф). Баснословное животное7: лошадь с крыльями и головой грифа. Туловище, задние ноги и хвост коня; передние лапы, крылья и голова - орлиные; сильный стального цвета клюв и огромные блестящие, как апельсины, глаза.
Единорог. Самым ранним изображениям единорогов, найденным в Индии, больше 4 тысяч лет20. Затем единороги появляются в мифах Западной Азии. В Древней Греции и Древнем Риме считали, что единороги - реально существующие животные. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами. Также встречались однорогие антилопы в случае, если второй рог ломался в поединке.
Феникс (греч. - «пурпурный, багряный») - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и возрождаться. Популярна в мифологиях разных народов10, часто ассоциируется с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Чувствуя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. В древнеегипетской мифологии - бенну, в русской - жар-птица
Домашние эльфы - маленькие существа, преимущественно лысые, обладают собственной эльфийской магией17, обязаны служить в рабстве семейству до момента, когда хозяин их отпустит = подарит вещь. В славянском фольклоре встречается их прототип - домовой.
Гоблины - небольшие существа с удлиненными ступнями и кистями, обладают очень хорошей памятью, неприветливые19. Отличные ремесленники. В мире Гарри Поттера основали банк «Гринготс»8. Профессор Филвик наполовину гоблин. Встречаются в западноевропейской мифологии11.
Гриндилоу - морской чёрт. Их используют в качестве охраны, как собак3. Водяная нечисть из легенд английского Йоркшира.
К числу мифологических существ, которые встречаются в романах о Гарри Поттере, также отнесём троллей (скандинавские легенды), русалок и тритонов (восточнославянская мифология), великанов (античная мифология, русский фольклор).
Но наряду с распространёнными мифологическими существами в романе встречаются и такие, которые были выдуманы самой писательницей.
Фестрал - целиком плод фантазии Роулинг и нигде ранее эти существа не упоминаются. Скорее всего, слово «thestral» произошло от английского слова «thester» - темнота, мрак, тёмный. Слово это редкое и встречается не во всех словарях. Фестралы, возможно, также находятся в родстве с Кошмарами греческих мифов. Самыми знаменитыми из них являются те четыре особи, которые были впряжены в колесницу греческого бога войны Ареса.
Дементоры – слепые существа, питающиеся хорошими воспоминаниями людей, оставляя взамен только самые тоскливые и ужасные. Носят капюшоны. Лиц у дементоров нет, но есть рот, через который происходит самое худшее - «Поцелуй дементора» или высасывание души. После этого человек становится «хуже, чем мертв». Этих существ придумала сама Роулинг. По её словам, дементоры - это воплощение жёсткой депрессии, которую она пережила, когда ей было двадцать с небольшим лет. Депрессия, подобно поцелую дементора, лишает человека способности радоваться, надеяться, вообще действовать, словно высасывает из него душу.
Сова в качестве почтальона не встречается ни в одном литературном произведении. У наших предков сова ассоциировалась с тайными знаниями и богатством. В мифах славян мудрая птица играет роль хранительницы легендарной разрыв-травы, дающей способность герою найти спрятанные под землей сокровища и завладеть зачарованными кладами.
В христианстве сова считалась спутницей ведьм, символом магии и тёмных сил, воплощением трёх смертных грехов: чревоугодия, похоти и лени. В христианской иконографии ночная птица, якобы слепнущая при дневном цвете, часто была связана с язычеством.
Вывод:
- из перечисленных мифических существ, упомянутых в произведениях «Гарри Поттер», большинство были взяты Джоаной Роулинг из мифологии, фольклора разных народов, придуманных столетия назад. К примеру, такие как: василиск, гиппогриф, единорог, тролль, феникс, гоблин, кентавр;
- из перечисленных мифических существ не выявлена история происхождения, кроме как в книгах Джоаны Роулинг, дементоров, фестралов - это позволяет нам сделать вывод, что данные мифические существа придуманы самой Джоаной Роулинг. Сову в качестве почтальона рассматривала только Джоан Роулинг, другие источники, упоминающие сову в качестве почтальона, нами не найдены.
Б) Связь фэнтези с фольклорной сказкой
Можно выделить несколько сходных элементов, которые роднят фольклорную волшебную сказку и фэнтези:
- обоим жанрам присуще наличие элемента «чудесного». Фольклорная сказка знает и собственно волшебные чудеса, совершаемые чудесными предметами и помощниками. В книгах о «Гарри Поттере» чудесное является непременным элементом повествования (например, превращение людей в животных – анимагия8; мгновенное перемещение в пространстве – трансгрессия8). Любопытно, что каждому такому явлению Дж.К. Роулинг даёт созданное ею самой наименование;
- точка зрения автора и героя на «возможность»/«невозможность» существования сказочного мира. Изображаемое чудесно именно с точки зрения читателя, а для героя мир сказки – вполне обыкновенный. Отношение героев волшебной сказки к миру, в котором они живут, как к обычному, невымышленному, создаёт иллюзию достоверности существования изображаемого мира. Такова особенность и мира «Гарри Поттера»: герои книг, волшебники, живут в вымышленном мире магии, однако они воспринимают его как сам собой разумеющийся, реальный;
- волшебная сказка предполагает наличие действующих лиц: героя (протагониста), антагониста (вредителя), дарителя, помощника и др. Любая волшебная сказка предполагает прохождение героем множества испытаний, а обязательными атрибутами являются волшебные (чудесные) предметы, лица, явления. Мотив борьбы добра и зла является основополагающим в фольклорной сказке. Многие из этих элементов присутствуют в «Гарри Поттере»;
- завязка в волшебной сказке непременно связана с каким-то видом недостачи или нарушения привычного хода событий, результатом которого является наступление беды. В романах о Гарри Поттере такая же завязка: повествование в первой книге начинается со дня трагической смерти родителей Гарри Поттера;
- в волшебных сказках обязательным является чудесное рождение героя. В романе таким элементом считается чудесное спасение Гарри Поттера от смертельного проклятия Тёмного Лорда;
- чтобы попасть в другой, волшебный, мир герой сказок должен пройти испытание. Основным испытанием является победа Гарри над Волан-де-Мортом. Подобно финалам сказок, добро, вечно борющееся со злом, в итоге одерживает победу.
Но при всём этом книги о Гарри Поттере совершенно не имеют типичных признаков сказки. Нет зачина. Нет власти тёмной и светлой сторон. Нет исходного существования запрета, соответственно, нет нарушения и его последствий. Не идёт поиск спасительной магии. Нет спасения с помощью этой магии.
Вывод:
Можно сказать, что произведение о Гарри Поттер является приключенческим произведением с элементами психологической фантастики, но никак не сказкой, однако сохранило некоторые её элементы.
II. 2. Происхождение имен и названий
Мир, созданный Дж. Роулинг, населяют не только магглы (обычные люди) и волшебники, но и волшебные существа, которых писательница делит на различные расы: гоблины, великаны, кентавры, вампиры, оборотни, эльфы-домовики, русалки и русалы.
А) Отдельное место среди таких существ занимают ведьмы - hag. (hag от англ. - ведьма, карга, колдунья, чародейка, землеройка). Само слово hag вероятно произошло от древнеангл. hægtesse (в значении witch - «старая ведьма»). Они отличаются от цивилизованных волшебниц тем, что живут не в Обществе Волшебников, а уединяются в менее людном месте, чаще в пещере или глухом лесу, некоторые вырывают себе в земле пещерку, промышляют людоедством. Зачастую этого духа изображали в виде старухи с синим лицом и железными когтями7.
Б) Имена великанов (giants). Великаны - человекоподобные существа огромных размеров. Обычно описываются как существа, враждебные людям. Само слово giant происходит от древнегреч. gigantes (гигианты) - в древнегреческой мифологии гиганты это дети Земли (Геи) - змееногие человекообразные существа Morholt1. В мире Гарри Поттера изображение одного из них помещается на одной из карточек «Знаменитые Волшебники». Описывается как брат короля Ирландии, великан, ранивший кельтского героя Тристана ядовитым мечом (согласно Дж. Роулинг).
В) Имена оборотней (werewolves). В именах оборотней чаще всего имеется сходство с персонажами, которые имеют отношение к волкам3. Так, например, имя профессора Люпина (Remus) отсылает нас к древнеримской легенде о братьях основателях Рима - Ромуле и Реме.
Г) Имена вампиров (vampires). Миф о вампирах появился в Восточной Европе13 из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей, выпивая их кровь, либо их душу. Этимология тёмная. Существует версия о связи с тюркскими языками (татарск. «убырь» - ведьма). Хотя в произведениях Роулинг вампиры представлены менее кровожадными существами, чаще всего их имена связаны с понятием «кровь», «алый», как цвет крови. К примеру, Сангвини - вампир, которого Слизнорт пригласил на рождественскую вечеринку Клуба слизней. Имя персонажа весьма говорящее, поскольку происходит от латинского «sanguis» - «кровь».
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имена собственные играют в произведении немаловажную роль. Они не только называют героя, позволяя читателю отличать его от других персонажей, но также дают некоторую его характеристику, создают образ, используя при этом весьма обширный лингвистический инструментарий. Создавая имена для своих героев, волшебных существ в цикле книг о «Гарри Поттере», Дж.К. Роулинг пользовалась совершенно разными источниками: это и библейские тексты, и языческая мифология разных народов, и литература, как современная, так и более ранняя. Многие из имён являются говорящими. Анализ имён собственных в произведениях Дж.К. Роулинг помогает оценить многоплановость её книг, увидеть взаимосвязь культур.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав этимологию мифических существ и их названий из произведений о Гарри Поттере, сделаем следующие выводы:
Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение, а значит, цель исследования достигнута.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волшебные звуки ноктюрна
Как Снегурочке раскатать тесто?
Юрий Алексеевич Гагарин
Кто чем богат, тот тем и делится!
Как зима кончилась