Интересные факты из жизни великого писателя
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 43.37 КБ |
proekt_prezentatsiya_-_kopiya.pptx | 1.18 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбковская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
ПРОЕКТ
по литературе
на тему:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Выполнила Евстратова Стефания Александровна,
обучающаяся 9 класса
Руководитель Соколова Людмила
Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рыбковская СОШ»
2022 год
Введение
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
История русской дуэли ХIХ века - это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести, совести и долга в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала сильно развитое чувство чести. Честь - это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание того, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.
В работе я исследовала тему дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Во-первых, интерес к дуэли связан с тем, что в жизни поэта дуэль сыграла роковую роль. Известно, что и до поединка с Дантесом, Александр Сергеевич неоднократно принимал участие в дуэлях. Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для А.С.Пушкина была одним из главных достоинств человека. В работе я привела факты биографии поэта. Во-вторых, дуэли довольно часто встречаются у Александра Сергеевича в его произведениях («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»). Все это объясняет мой интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Пушкина.
Цель работы: выявить взаимосвязь событий жизни А.С. Пушкина и его творчества, определить идейно - художественное значение сцен дуэли в произведениях «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин».
Задачи:
Объект исследования: жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Предмет исследования: дуэль в жизни и произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин».
История русской дуэли
Дуэль (фр. duel, лат. duellum – «поединок», «борьба двух») –регламентированный «дуэльным кодексом» вооружённый поединок, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя.
Впервые дуэли стали известны во Франции, там же был опубликован в 1836 году первый дуэльный кодекс, именно он стал образцом для проведения дуэлей в Европе. Существовало два вида дуэлей – американская и европейская. Более широкое распространение получила именно европейская модель проведения дуэли, тогда как американская модель считалась совершенно безнравственной. По ее правилам соперники получали оружие и уходили в лес, начиная самую настоящую охоту друг за другом. Эти правила не получили большого распространения в Европе, где аристократы считали такой способ проведения дуэлей недопустимым. Поэтому европейские правила были более приемлемы для того, чтобы защитить честь или дать достойный ответ человеку, который брошенным в пылу спора словом мог обидеть другого.
Дуэль не имела корней в русской традиции и является полностью заимствованной. История русской дуэли XIX веков – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома – перехода от Московской Руси к петербургской России.
С дуэльной традицией неразрывно связано и такое ключевое понятие как честь, без исследования которого мы не сможем понять историю возмужания, короткого подъема и тяжкого поражения русского дворянства.
Западные авторы, описывая «русскую дуэль» XIX века, отмечают её крайнюю жестокость, по сравнению с дуэлью европейской, называют дуэль в России «узаконенным убийством». Действительно, русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не потому, что французский журналист или австровенгерский офицер обладали меньшей личной храбростью, чем российский дворянин, не потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь меньшей, чем в Европе. Россия, вырвавшаяся из феодальных представлений одним рывком, а не прошедшая естественный многовековой путь, обладала совершенно иной культурой регуляции человеческих отношений. Здесь восприятие дуэли как судебного поединка, а не как ритуального снятия бесчестия, оставалось гораздо острее.
Всеми русскими правителями дуэль была запрещена, она приравнивалась к уголовному преступлению. Но дуэли продолжали происходить вопреки закону государственному - по законам дворянской чести. Дуэль оставалась символом рыцарства.
Дуэль начиналась с вызова. Этому, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считает себя оскорбленной, и в качестве таковой требовала удовлетворения. С этого момента противники уже не должны были вступать в общение - это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ними тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).
Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры. Дуэльный кодекс, вобравший в себя мудрость и опыт поединков, подробно описывал все связанное с дуэлями: субъекты дуэли, степень тяжести оскорблений, права оскорбленного, роды дуэлей, правила их проведения. Например, в одном из пунктов написано: «Поражать упавшего противника есть бесчестный поступок, влекущий за собой законные последствия».
Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от поединщика «железному хладнокровию», было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Европейский кодекс требовал: «Для всех дуэль на пистолетах одно и тоже правило: дистанции между противниками никогда не должны быть менее 15 шагов». 15 шагов было для Европы минимальным расстоянием, а обычным считалось 25-35 шагов. В русских поединках минимальным расстоянием было 3 шага, дуэли на 6 шагах не были экзотикой, а средним расстоянием считалось 8-10 шагов. 15 шагов как минимальное расстояние, а тем более 25-35 шагов не встречались никогда. Дуэль часто называли предрассудком, а позднее и пережитком. При этом имелась в виду неподчинённость дуэли законам логики. Она строилась на особом темпе логики, традиционно связываемом с понятием ритуала и мифа. Возможно, и сама дуэль была одним из основных мифов «петербургского» периода русской истории.
Дуэли в жизни А.С. Пушкина
Светская честь являлась почти предрассудком, но продолжала играть важнейшую роль в пушкинский период. Пушкин как представитель своей эпохи в полной мере разделял не только её убеждения, достоинства, но и предрассудки. Однако не только в этом кроются причины многих его дуэльных историй. Играли свою роль особенности личностного характера, необузданный темперамент крови. Дуэли - это странная черта в Пушкине. Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Для поэта дуэль была делом чести. Он любого мог вызвать на поединок. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Были у прежней полиции такие особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 28 раз. В двадцати поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением.
История дуэлей Пушкина - история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям. Поэтому поединки, происходившие в жизни поэта, нашли свое отражение и в его творчестве.
Последняя дуэль А.С. Пушкина
Александр Пушкин, вопреки советам своих друзей, вступил в брак, женившись на Наталье Гончаровой, совсем юной, без состояния и необыкновенно красивой. С очень выразительной внешностью, с заурядным умом и характером, она с самого начала заняла в свете место, бесспорно принадлежавшее такой красавице. Многие несли к ее ногам дань своего восхищения, но она любила мужа и казалась счастливой в своей семейной жизни. Она веселилась от души и без всякого кокетства, пока одни француз по фамилии Дантес, кавалергардский офицер, усыновленный посланником Геккерном, не начал за ней ухаживать. Он был влюблен в течение года, как это бывает позволительно всякому молодому человеку, живо ею восхищаясь, но ведя себя сдержанно и не бывая у них в доме. Но он постоянно встречал ее в свете и вскоре в тесном дружеском кругу стал более открыто проявлять свою любовь. Одна из сестер госпожи Пушкиной, к несчастью, влюбилась в него, и, быть может, увлеченная своей любовью, забывая о том, что могло из-за этого произойти для ее сестры, эта молодая особа учащала возможности встреч с Дантесом; наконец, все мы видели, как росла и усиливалась эта гибельная гроза. То ли одно тщеславие госпожи Пушкиной было польщено и возбуждено, то ли Дантес действительно тронул и смутил ее сердце, но она не могла больше отвергать или останавливать проявления этой необузданной любви. Вскоре Дантес, забывая всякую деликатность благоразумного человека, вопреки всем светским приличиям, обнаружил на глазах всего общества проявления восхищения, совершенно недопустимые по отношению к замужней женщине. Казалось, что она бледнеет, трепещет под его взглядом, совершенно теряет способность обуздывать этого человека. А он был решителен в намерении довести ее до крайности.
Пушкин совершил тогда большую ошибку, разрешая своей молодой и очень красивой жене выезжать в свет без него. Его доверие к ней было безгранично, тем более, что она давала ему во всем отчет и пересказывала слова Дантеса - большая, ужасная неосторожность! Семейное счастье начало уже нарушаться, когда чья-то рука направила мужу анонимные письма, оскорбительные и ужасные, в которых ему сообщались все дурные слухи и имена его жены и Дантеса были соединены с самой едкой, самой жестокой иронией. Пушкин, глубоко оскорбленный, понял, что, как бы лично он не был уверен и убежден в невинности своей жены, она была виновна в глазах общества, в особенности того общества, которому его имя дорого и ценно. Большой свет видел все и мог считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности госпожи Пушкиной, но десяток других петербургских кругов, гораздо более значительных в его глазах, потому что там были его друзья, его сотрудники и, наконец, его читатели, считали ее виновной и бросали в нее каменья. Наконец, на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было с тех пор принято окончательно.
История ранения и гибели великого поэта Александра Сергеевича Пушкина глубоко интересует многих людей; немало врачей изучало материалы, которые могут помочь получить ответы на все вопросы, связанные с болезнью и смертью поэта. Не будем касаться трагических обстоятельств, приведших А.С.Пушкина к дуэли с Дантесом. Условия поединка, разработанные секундантами противников:
Пушкин согласился на все условия, не взглянув на них. Смертельный исход поединка был предопределен близким расстоянием между противниками и повторным обменом выстрелами в случае промаха. Однако промах для таких мастерских стрелков, какими были Пушкин и Дантес, практически исключался, а убойная сила крупнокалиберного пистолета системы Лепажа на таком расстоянии имела, по меньшей мере, двойную гарантию.
Зима в 1837 году была многоснежная. Секундантам пришлось протоптать тропинку в глубоком, по колено, снегу. Большой снег не позволил отмерить широкие, размашистые шаги и это еще усугубило условия поединка. Противники заняли исходные позиции и по сигналу Данзаса начали сближаться. Пушкин стремительно подошел к барьеру и стал наводить пистолет. Дантес опередил его: он выстрелил, не доходя до барьера. Пушкин упал лицом в снег. Но еще не успело умолкнуть многоголосое эхо выстрела, как раненый, чуть-чуть приподнявшись, остановил сошедшего с позиции противника, требуя своего права на выстрел. У Пушкина хватило сил твердой рукой навести пистолет и спустить курок. Увидев падающего навзничь Дантеса, он воскликнул: «Bravol»- и потерял сознание, не зная, что только ранил противника в руку. Между тем кровь из раны Пушкина «лилась изобильно». Она пропитала шинель под ним и окрасила снег. По дороге Александр Сергеевич сильно страдал, но не жаловался и только периодически терял сознание.
В шесть часов вечера, смертельно раненого поэта привезли домой. А.С.Пушкин нашел еще силы успокоить Наталью Николаевну и переодеться.
Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться встревоженные друзья поэта. Пушкин просил не пускать к нему жену, которая, словно в сомнамбулическом сне, бродила по квартире. Но когда ей удавалось проникнуть в кабинет, Александр Сергеевич неизменно пытался внушить жене, что она ни в чем не виновата. «Необыкновенное присутствие духа не оставляло больного. От времени до времени он тихо жаловался на боль в животе и забывался на короткое время»,- записал доктор Спасский, подводя итоги первому дню. Около четырех часов полуночи боль усилилась до такой степени, что терпеть уже было невмоготу. Известие о ранении Пушкина пришло к Далю только в четверг во втором часу дня. «Ударило 2 часа пополудни, 29 января,- вспоминал Даль,- и в Пушкине оставалось жизни только на три четверти часа». Александр Сергеевич попросил положить его повыше. Даль легко приподнял его. Пушкин вдруг открыл глаза и сказал: - Кончена жизнь. Владимир Иванович не расслышал и тихо переспросил: - Что кончено? - Жизнь кончена,- ответил он внятно,- Тяжело дышать, давит… Это были его последние слова. «Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах. Ступни и колени так же: отрывистое частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый, едва заметный вдох – и пропасть необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого». Было 2 часа 45 минут пополудни 29 января 1837 года.
По факту дуэли было возбуждено уголовное дело, которое предписывало казнить Данзаса и Геккерена, а поступок Пушкина предать забвению. Позже решение было изменено: предлагалось, ввиду боевых заслуг, Данзаса оставить под арестом еще на 2 месяца, а Геккерена, лишив чинов, выслать за границу.
Дантес же дожил до глубокой старости и признавался, что дуэль благотворно повлияла на его жизнь: если бы он остался без чинов в России, то доживал бы свой век где-нибудь на окраине страны и не имел бы такого достатка.
Дуэль Пушкина и Дантеса нашла отражение в литературе и изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев посвятили столь трагичной дате стихотворения («Смерть поэта» и «29-е января 1837» соответственно). Дуэль отражена в картинах Коверзнева («Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном 27-го января 1837 г.»), Наумова («Дуэль Пушкина с Дантесом»), Саврасова («Могила Пушкина») и др.
Дуэли в произведениях А. С. Пушкина
Дуэль, во всем многоразличии своих проявлений, запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков, от Бестужева-Марлинского и А.С. Пушкина до Чехова и Куприна.
Писатели обращают внимание на психологию дуэлянта,
его размышления перед поединком, состояние и поведение во время поединка, а художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Варианты дуэли изображены у А.С. Пушкина в поэме «Кавказский пленник» (1820 год), повести «Выстрел» (1830 год), исторических романах «Евгений Онегин» (1823-1830 годы) и «Капитанской дочке» (1831-1836 годы).
Тема дуэли в творчестве Пушкина в значительной степени списана с эпизодами его жизни. Письма, дневники, воспоминания передают нам шумную, даже скандальную известность Пушкина-дуэлянта. В некоторых рассказах взрывчатость поэта кажется анекдотичной.
Дуэль между Гриневым и Швабриным в романе «Капитанская дочка»
В этом романе автор раскрывает нам два совершенно противоположных образа: первый – пропитанный эгоизмом и самолюбием, равнодушный ко всем и безучастный к окружающему миру Алексей Швабрин. Этот герой готов пренебречь моральными и нравственными нормами для достижения своих корыстных целей, направленных на улучшение его статуса. Он хорошо ко всему приспосабливается, прислуживая и пытаясь извлечь из всего выгоду. Неудивительно, что именно он, столкнувшись с проблемами лицом к лицу переходит на службу к Пугачёву, ведь честь для него ничего не значит.
Совсем другими красками изображён образ Петра Гринёва – он искренний, мужественный и самоотверженный. Ему ни чужды такие качества, как доброта, великодушие, справедливость, герой, что называется «бережёт честь смолоду». У героев совершенно разное мировоззрение, поэтому неудивительно, что они совершенно по-разному воспринимают суть дуэли. Если для Швабрина, дуэль-это лишь повод для убийства, и фактически он хочет убрать противника (что кстати уже у него получалось), то Гринёв, напротив пытается отстоять честь Маши Мироновой.
Гринев и Алексей Швабрин встречаются на дуэли дважды по ходу действия романа. Первая дуэль Гринева и Швабрина (несостоявшаяся) прерывается благодаря старому офицеру Ивану Игнатьичу.
Причиной второй дуэли Петра Гринева и Швабрина является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Марья отказалась стать женой Швабрина, и его самолюбие не может ей этого простить. Он завидует Гриневу, к которому Марья более благосклонна. Швабрин оскорбительно отзывается о Марье за ее спиной, и Гриневу это не нравится. Он довольно жестко ставит Швабрина на место. Тот в ответ вызывает Гринева на дуэль. Действие происходит у реки. Швабрин ранит Гринева шпагой. В результате тот несколько дней лежит без сознания. «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств...»
Вскоре после дуэли Петр Гринев выздоравливает и прощает Швабрина. Между героями происходит перемирие: «...Со Швабриным я помирился впервые дни моего выздоровления. Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем.»
В «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически и даже с осуждением. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:
— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
В романе выражено отношение к дуэли окружающих. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич, узнав о готовившемся поединке, дают ему нравственную оценку: «Ах, мои батюшки! На что это похоже? Как? Что? В нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! Подавайте сюда ваши шпаги, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа Бога не верует; а ты-то что туда же лезешь?»
Подобным же образом оценивает дуэль и отец Гринева. Это точка зрения старого служивого дворянина: «…шпагу носить недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из белгородской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла». Позиция человека и гражданина выражена здесь с прямотой и откровением.
Из повести мы узнаем, что дуэль в ту пору преследовалась, а ее участники наказывались: один из героев повести, Швабрин, был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль «смертоубийством», «душегубством». Кроме того, в повести Пушкин отказывает Гриневу и Швабрину в секундантах, тем самым превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство. Не случайно Пушкин называет главу не «Дуэль», а «Поединок». И поединок этот становится одним из главных средств раскрытия характеров героев, их жизненных и нравственных принципов.
Дуэль главных героев романа «Евгении Онегин», Онегина и Ленского
Это одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Один из самых трагичных и самых загадочных эпизодов романа. Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в историческом романе «Евгений Онегин» ревность. Как известно, Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер и для этого танцует несколько танцев с его невестой. Не в силах перенести эту «пощечину», Ленский уезжает с именин и вскоре вызывает Онегина на дуэль.
Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. В романе нет указаний на это. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. При этом Евгений понимает, что дуэли еще можно избежать. Он прекрасно осознает, что был неправ и повел себя хладнокровно с Ленским. Однако ни Ленский, ни Онегин не идут на перемирие. Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. События развиваются своим чередом, и ничто уже не может остановить их.
Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий. Знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее. Все противоестественно в Зарецком, и нас уже не удивляет следующая строфа, в которой выясняется, что и храбрость Зарецкого "злая", что "в туз из пистолета" он умеет попасть.
В «Евгении Онегине» Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что «в дуэлях классик и педант», он вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: В качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка. Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся. Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По истечению этого срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника. Онегин намеренно опаздывает на дуэль. Для чего он это делает? По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена. Однако Ленский не обращает внимания на этот нюанс. Наконец Онегин и Ленский берут пистолеты и встают на позиции. В дуэли Ленского с Онегиным все нелепо, противники до последней минуты не испытывают друг к другу настоящей вражды: «Не засмеяться ль им, пока не обагрилась их рука?» Быть может, нашел бы Онегин в себе смелость засмеяться, протянуть другу руку, переступить через ложный стыд — все повернулось бы иначе. Но Онегин этого не делает. Ленский готовится стрелять, но Онегин опережает его и выстреливает первым. Получив ранение, Ленский падает и мгновенно умирает на месте. А вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека.
Заключение
Дуэль — тип агрессивного поведения, который на протяжении нескольких веков сохранял высокий культурный статус. Как акт насилия, одобряемый обществом, поединок попадает в ту же категорию, что война и смертная казнь, однако отличается от них. Подобно войне, дуэль рассматривалась как крайний выход — неприглядный и жестокий, но иногда неизбежный. Подобно смертной казни, дуэль была ритуализованным актом насилия, с которым обществу по большей части приходилось мириться. Подобно войне и смертной казни, дуэль предназначалась для наказания обидчика и восстановления справедливости. Дуэль, однако, была противостоянием не двух государств, как война, и не личности и государства, как смертная казнь, а двух личностей.
Дуэль имела важное значение в общественной жизни 19 века как разрешение конфликтов. Для России поединок чести гораздо больше, чем просто выяснение отношений с исполнением смертоносного оружия. Совесть и честь. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью.
Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Дело в том, что у сохранившего выстрел соперника было право подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять его на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Для того чтобы сдержаться и не выстрелить первым, требовалось железное хладнокровие. В последние годы жизни Пушкина наметились дуэльные ситуации с несколькими, как ему в его положении казалось, недоброжелателями. И у него оставался один выход для спасения не только своей чести, но и чести своего творчества - поединок.
Пушкин, как уже раньше говорилось, и сам принимал участие в дуэлях.
Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав критическую литературу по данной проблеме, я сделала вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытия характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде всего, с понятием чести, как это видим в романе «Капитанская дочка», либо с ложным ее толкованием («Евгений Онегин»). Благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров героев, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей. Немаловажное значение имеют дуэли и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои. Прекрасное знание Пушкиным условий поединков, их мельчайших деталей и подробностей (поэт неоднократно сам был частником дуэли), нашедшее отражение в его произведениях, написанных в конце 20x – 30x годов, является одновременно свидетельством усиления реалистических тенденций в творчестве поэта.
Работая над данной темой, я открыла некоторые неизвестные мне страницы из жизни поэта и его современников, знания, полученные в ходе учебного исследования, помогли мне сделать вывод, что понятие чести не устарело в наше время и не устареет. Готовность поэта платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства свидетельствовала об остром осознании этого достоинства, сильно развитом чувстве чести. В творчестве Пушкина дуэль становится важным сюжетно-композиционным приемом, играет одну из основных ролей в раскрытии характеров героев.
При этом я достигла цели исследований.
Анализ биографии А. С. Пушкина, в части жизненных конфликтов, приводивших к вызову на дуэль, с привязкой к творчеству поэта, позволил выявить ранее не изученные черты характера А. С. Пушкина, такие как стремление объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев своих произведений.
Список источников и использованной литературы
А. С. Пушкин - «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»
Р.Г. Скрынников - «Дуэль Пушкина»
М. Ю. Лермонтов - «Смерть поэта»
А. Н. Аммосов- « Последние дни и кончина А. С. Пушкина. Дуэль Пушкина»
«Манифест о поединках» Екатерины II от 21 апреля 1787 года
Н.А. Дурасов - «Дуэльный кодекс» 1912 год
С. Мишенев - «О происхождении русской дуэли»
Ю.М. Лотман - «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства»
Б. И. Бурсов - «Судьба Пушкина: роман-исследование»
История дуэли - http://geopolitica.info/istoriya-dueli.html
Дуэли. История возникновения -http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4531:2014 -04-22-17-25-53&catid=36:history&Itemid=111
История русской дуэли. Дуэль в России - http://www.koryazhma.ru/articles/all/russian_duel_history.asp
Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия - https://lit.ukrtvory.ru/duel-pushkina-i-dantesa-prichiny-istoriya-rezultat-posledstviya/
Смерть Пушкина - https://www.factruz.ru/history_mistery/death-of-pushkin.htm
Дуэль в «Капитанской дочке». Дуэль Гринёва - https://mitsucam.ru/opisanie-dueli-v-kapitanskoi-dochke-sochinenie-na-temu-duel-grineva/
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Рыбковская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области Проект Дуэли в жизни и творчестве А. С. Пушкина Выполнила Евстратова Стефания Александровна, обучающаяся 9 класса Руководитель Соколова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель и задачи Цель моего проекта: выявить взаимосвязь событий жизни А. С. Пушкина и его творчества, определить идейно - художественное значение сцен дуэли в произведениях «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Задачи: Изучение биографии А. С. Пушкина в части обстоятельств, которые привели к разрешению конфликтов через дуэль; Анализ литературных произведений А. С. Пушкина, в которых герои разрешают конфликтные ситуации через дуэль.
Слайд 3
Введение Дуэль – вооружённый поединок, цель которого – ответить на нанесённое чести оскорбление с соблюдением заранее установленных и равных условий боя. История дуэлей Пушкина - история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям. Поэтому поединки, происходившие в жизни поэта, нашли свое отражение и в его творчестве.
Слайд 4
Дуэли в жизни А. С. Пушкина Пушкин как представитель своей эпохи в полной мере разделял не только её достоинства , но и предрассудки. Однако не только в этом кроются причины многих его дуэльных историй. Играли свою роль особенности личностного характера, н е злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль около 28 раз. В двадцати поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением. Но в конечном итоге дуэли привели к трагическому исходу. Последняя дуэль А. С. Пушкина произошла 27 января 1837 года. Причиной поединка стали ухаживания и анонимные письма француза по фамилии Дантес, жене Пушкина - Наталье Гончаровой. 29 января в 2 часа дня поэта не стало.
Слайд 5
Дуэль Гринёва и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Поединок, произошедший в повести между Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным позволяет раскрыть оба их характера. Причиной дуэли является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Маша отказалась стать женой Швабрина, о н завидует Гриневу, к которому Маша более благосклонна. Швабрин оскорбительно отзывается о Маше за ее спиной, и Гриневу это не нравится. Алексей вызывает Гринева на дуэль и ранит его шпагой. Этот конфликт показывает сущность человеческой души. Гринёв до конца остаётся честным и смелым человеком, а в Швабрине автор отразил низменные пороки.
Слайд 6
Дуэль Онегина и Ленского в романе «Евгений Онегин» Это одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в историческом романе «Евгений Онегин» - ревность . Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер и для этого танцует с его невестой. Не в силах перенести эту «пощечину», Ленский вызывает Онегина на дуэль. Дуэли можно было избежать, противники не чувствуют искренней вражды. Но ни Онегин, ни Ленский этого не делают. Получив ранение, Ленский мгновенно умирает на месте. Действия Онегина не справедливы и жестоки, достойны осуждения, но победа не приносит ему удовлетворения. Голос совести не позволяет ему оставаться в деревне, Онегин снова вынужден отправиться скитаться по свету.
Слайд 7
Дуэль Сильвио и Графа в повести «Выстрел» Причиной дуэли стала зависть Сильвио к Графу. О н прострелил Сильвио фуражку. Сильвио, в свою очередь, прицелился в графа, но тот спокойно стоял под дулом пистолета. Сильвио взбесило равнодушие Графа, он отказался стрелять, оставив выстрел за собой. Спустя пять лет. когда граф только женился, к нему явился Сильвио и пожелал продолжить дуэль. Граф выстрелил, попал в картину и был рад, что промахнулся. Когда Сильвио прицелился в Графа , но продолжал медлить. Граф пришёл в бешенство и потребовал стрелять, но Сильвио отказался и вышел. В дверях он оглянулся, выстрелил в картину не целясь и попал точно в пулю графа. Сильвио уехал прежде, чем граф успел опомниться.
Слайд 8
Источники и литература А. С. Пушкин - «Евгений Онегин» А. С. Пушкин - «Капитанская дочка» А. С. Пушкин – «Выстрел» Р.Г. Скрынников - «Дуэль Пушкина» Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия - https://lit.ukrtvory.ru/duel-pushkina-i-dantesa-prichiny-istoriya-rezultat-posledstviya/ Смерть Пушкина - https://www.factruz.ru/history_mistery/death-of-pushkin.htm Дуэль в «Капитанской дочке». Дуэль Гринёва - https://mitsucam.ru/opisanie-dueli-v-kapitanskoi-dochke-sochinenie-na-temu-duel-grineva/
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Лиса Лариска и белка Ленка