Творческая работа на международный конкурс "Литературный мир". Работа выполнялась по стихотворениям Николая Степановича Ковалева, а также воспоминаниям о нем его односельчан. Николай Степанович - поэт, написавший большое количество стихотворений.
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_samobytnogo_uralskogo_poeta.docx | 63.93 КБ |
Челябинская область
Чебаркульский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кундравинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Зернина С. М.»
Международный конкурс
«Литературный мир»
Жизнь самобытного уральского поэта
Подготовили: Багаева Лидия Руслановна, 16 лет, Багаева Надежда Руслановна, 16 лет МБОУ «Кундравинская СОШ имени ГСС Зернина С. М.» Руководитель: Багаева Алёна Валерьевна, учитель английского языка в МБОУ МБОУ «Кундравинская СОШ имени ГСС Зернина С. М.» |
Кундравы
2020 г.
1.1 Жизнь и творчество поэта 4
2.3 Воспоминания о военном времени 14
III Любовь в жизни Николая Степановича 20
Список использованной литературы 28
Песня о Чебаркульском районе 30
Велика Россия, и творческих людей в ней несчетное количество. В нашем селе жил и трудился замечательный человек по имени Николай Степанович Ковалев. Сам себя он называл «самобытным поэтом».
Когда его не стало, мы были еще малы. А однажды в школьной библиотеке нам посчастливилось наткнуться на небольшую книжицу под названием «Колокола души». Как много может рассказать о жизни и судьбе человека простая книжка? Мы решили, что непременно нужно узнать это.
Итак, тема нашей исследовательской работы: «Жизнь самобытного уральского поэта».
Она актуальна, так как творчество Николая Степановича Ковалева незаслуженно забыто. Он писал замечательнейшие стихотворения, но о них знает лишь небольшое количество людей.
Цель нашего исследования: Изучить жизнь Николая Степановича Ковалева.
Мы выдвинули гипотезу: «Мы можем узнать, чем жил поэт, изучая его стихотворения».
Задачи исследования:
Теоретическая значимость работы: Узнать новые факты о жизни человека, много лет прожившего в Кундравах.
Практическая значимость: добиться того, чтобы о Николае Степановиче узнали не только односельчане, но и жители всей России.
Николай Степанович Ковалев родился 16 марта 1939 года на Смоленщине. Еще будучи молодым, он попал на Урал, где и провел большую часть своей жизни. Николай Степанович писал множество разных стихов. О своем родном селе, коим он считал Кундравы. У него много стихотворений, посвященных односельчанам, друзьям. Есть и стихотворения, в которых он высказывал собственное мнение на происходящее в мире и в России. Много патриотических, юмористических, лирических произведений. К сожалению, объем работы не позволяет исследовать творчество данного поэта в полной мере. Поэтому мы исследовали то, что посчитали интересным или значимым для жизни самого Николая Степановича.
Николай Степанович называл себя самобытным поэтом, играл на баяне и был замечательным человеком. За всю свою жизнь он написал немало стихотворений о природе, о людях, о тоске по родине и об Урале, о близких и родных. Им была выпущена всего одна книга, названная «Колокола Души», вышедшая в свет в 1992 году за счет средств самого автора. К сожалению, все мы не вечны. Николай Степанович покинул этот мир в 2014 году. У него было две родины – Смоленщина и Урал. Всю свою жизнь он проработал на Урале. Долгое время работал в Кундравинской сельской школе, учил детей музыке. Он писал стихи, печатался в сборниках. В Южно-Уральском книжном издательстве, в областных и районных газетах.
Единственная выпущенная поэтом книга, в которой он собрал наиболее значимые для себя произведения. Здесь и тоска о родном крае Смоленщине, и любовь к Уралу. Как любил поэт природу! Сколько в этом сборнике потрясающих стихотворений, описывающих простые вещи: лес, речку, озеро, метель или вьюгу, ночную грозу. Много писал поэт и о войне, которую застал, будучи еще совсем маленьким. И от которой так сильно пострадала его семья.
Писал Николай Степанович и о людях, которые его окружали: о родных и близких, о друзьях, об односельчанах.
Мы проводили опрос. В нашей школе среди учащихся о Николае Степановиче не знает никто. А это – очень печально.
Также мы опрашивали и людей взрослых. Наша мама училась у него на уроках музыки. Она слышала, как Николай Степанович зачитывал стихотворения, играл на баяне и пел песни, сочиненные им самим.
Также нам удалось узнать, что наша бабушка также знала Николая Степановича. Он когда-то играл на баяне в сельском ансамбле. Мы наши подходящее стихотворение, расспросили бабушку.
Именно с него и началось наше исследование жизни и творчества нашего Кундравинского самобытного поэта.
Для нас стихотворение Николая Степановича Ковалева про «пятачок» стало открытием. Раньше мы и не думали, что у нас в Кундравах есть подобное место. Когда же мы прочли про него, то спросили у мамы, где оно находится. Оказалось, что мама знает месторасположение. Это в центре села, на главной улице, по которой мы по выходным ходим к бабушке в гости. Мама помнила, что это место так называлось, но вот история происхождения названия ей была неизвестна.
Чок-чок, каблучок.
Мы идем на «пятачок»!
Тогда мы обратились к своей бабушке, Римме Михайловне с вопросом, что такое «пятачок». Она знала про него. Когда наша бабушка была молодой девушкой, в Кундравах было место, где собиралась молодежь.
Здесь на совесть каблуками
Утрамбован «пятачок».
Там же располагалась летняя сцена, на которой играл ансамбль. Сам Николай Степанович был гармонистом в том ансамбле.
Здесь собиралась молодежь со всей округи. И из Кундравов, и с Бутырок, и с Горок.
Слышно, как идут гармошки
Из окрестных деревень. [1]
На Горках тогда была военная ракетная часть. Многие солдаты приходили на «пятачок» потанцевать с девушками. Николай Степанович вдохновенно играл на гармошке, ансамбль пел песни.
Сейчас, к сожалению, уже нет той сцены. На ее месте поросший деревьями небольшой пустырь. На том месте, где танцевали молодые люди, сейчас располагается магазин.
Николай Степанович родился в селе на Смоленщине. Родители содержали скотину: была корова и коза
Бубенец на шее у коровы,
В теплых сенках кринка молока.
Был и старый деревенский кот, которого в семье любили и угощали сметаной.
Старый кот сметаны просит, плут.
Козу Маньку маленькому Коле приходилось пасти, уводя из села через речку на луга.
Я гоню козу-хитрюгу Маньку
Через речку прутиком домой.
А по вечерам мама наливала Коле целебного козьего молока.
Но зато целебное какое
Пил я в детстве козье молоко! [2]
Маленькому Коле было нелегко пасти хитрую козу
А коза лишь для виду потреплет лозу
И бежит проверять на селе огороды.
Ему приходилось возвращать козу обратно на луг, надеясь, что погода не испортится, и он не намокнет.
И у небушка клянчу хорошей погоды.
В обеденное время маленького козопаса навещала мама.
В полдень мама несет мне горлач молока.
Нелегко было маленькому Коле пасти хитрую козу. Он следил за Манькой, чтоб оставалась на лугу, наблюдал за облаками, иногда со скуки бегал вокруг луга.
Я за облачком дальним настырно бегу
По глазастым ромашкам, ногами измятым…
Но те трудные годы, когда только-только отгремела война, Николай Степанович вспоминал с особенной теплотой.
Это было давно на смоленском лугу
В трудном детстве, когда-то, в году сорок пятом.[3]
Через всю жизнь Николай Степанович пронес воспоминание о том, как в голодные военные годы его мама была вынуждена продать в соседнее село корову Пеструху.
В чужое село продавали корову.
На селе немыслимо представить двор, в котором нет коровы. Но так сложились обстоятельства.
Слегка головами качали старухи,
Ведь голод в селе становился лютей…
И слезы катились из глаз у Пеструхи,
И падали слезы из глаз у детей.
Сначала корова не понимала, куда ее ведут, и шла охотно.
Потом оглянулась и так замычала,
Что жалость прошила сердца у зевак.
Не желая расставаться со своим домом, корова отказывалась идти с новым хозяином.
Стонала Пеструха, не трогаясь с места.
Новому хозяину удалось увести корову только после того, как он накинул ей на шею удавку.
Тогда захлестнули ей шею удавкой,
Хозяин к телеге ее привязал.
Горькие воспоминания о продаже Пеструхи навсегда врезались в память Николая Степановича.
Мне с детства запомнилась эта картина:
Корова, детишки, мычанье и плач…[4]
Как и любой ребенок, маленький Коля любил озорничать. Он вспоминал момент катания на лыжах, после которых пришел домой весь в снегу, но счастливый и довольный своими новыми победами.
Вновь лечу по волшебной лыжне.
Развеваются полы пальтишка.
Дома же его ждало угощение как от мамы, так и от обеспокоенного долгим отсутствием сына отца.
Сдан отлично на смелость зачет.
Спят в ночи побежденные горки.
Дома мама оладьи печет
И ремень приготовлен для порки…[5]
С теплотой Николай Степанович вспоминал и моменты, проводимые с отцом. Еще будучи совсем юным, Николай помогал своему отцу на покосах.
Идем через дубравы
С отцом луга косить…
Коса имеет право
Дыханье трав гасить.
Умело косил косой травы, которые они заготавливали перед долгой зимой для скотины. На покосы они выходили на заре.
Заря рождает солнце
Для трудового дня. [6]
С юных лет будущего поэта приучали к труду.
И утрами к рукам прикипела коса.
Науку, как водится, всегда объясняли старшие.
Нас учили работать не ложкой, а плугом
Диковатые с видом совсем старики.
Он любил пору сенокосов. Особенно нравилось юному Николаю единение с природой.
Я иду босиком по некошеным травам.
Серебром под ногами струится роса.
Как часто взрослые, вспоминая детство, сожалеют, что другие поколения уже не смогут понять, прочувствовать то, что было нормальным в их время.
И теперь мне обидно, что русские люди
Разучились ходить по траве босиком…[7]
Какой же непосредственной радостью наполнены стихотворения о детстве. Воспоминания Николая Степановича, порой горькие, неизменно показывают, насколько любил поэт природу, как ему нравились красоты родного края. Он, как и любой ребенок, мог озорничать, но всегда помогал семье.
Маму Николая Степановича звали Степанида.
Кричал покупатель: «Ты слышь, Степанида!
Хлестни-ка похлеще свою худобу!»[8]
Уже будучи взрослым, Николай Степанович помнил любимые с детства лепешки, приготовленные мамиными руками. В то время он уже давно жил на Урале.
Стали ночи темней и короче.
То дождем окропит, то снежком.
На Урале, понятно, не Сочи.
Я иду по деревне пешком.
И в осенние дождливые дни ему хотелось оказаться в детстве, снова побывать в родительском доме.
Помню, мама пекла нам лепешки
Вот в такую же темную ночь.
А бывало, порою в избушку
(Был тогда несмышлен я и мал)
Приносила детишкам горбушку,
Говоря, что зайчишка прислал.[9]
Степан Ковалев прошел войну и, как это бывало почти с каждым вернувшимся фронтовиком, она сказывалась на нем еще долгие годы. Николай Степанович не раз и не два просыпался ночами от кошмаров, мучивших его отца.
В деревенской нашей хате
Уж который год подряд
По ночам воюет батя:
«Тигры» с фланга! Где снаряд?»[10]
Отец, Степан Ковалев, воевал на фронте, а после – вернулся домой, на Смоленщину, где его так ждала семья. Николай Степанович вспоминал, каким красивым голосом пел его отец.
Мой батя пел – мы так не пели.
Пел, как смоленский соловей.
Для любого ребенка его родители – пример. И Николай Степанович не исключение. Он через всю свою жизнь пронес воспоминания о подвигах отца, которого после войны наградил маршал Рокоссовский.
У бати голос был бесовский.
В боях он Родину спасал.
Недаром маршал Рокоссовский
Лист благодарный подписал.
Смоленщина не была уничтожена немцами, слишком далек был от фронта этот край. Когда же вернулся с фронта Степан Ковалев, он посвятил свою жизнь семье, трудился на земле, отстроил новый дом.
Через всю жизнь пронес Николай Степанович любимую песню отца: «Вот мчится тройка почтовая…». И увлеченность отца песнями сыграла свою роль. Когда Николай Степанович вырос, он отчасти связал свою жизнь с музыкой – играл на баяне.
Отец! Ты был певцом и франтом.
И песня – вот твой пьедестал.
Не потому ли музыкантом
И я с тех пор далеких стал…[11]
У Николая Степановича война отняла очень много. От голода умерла его сестренка Ангелина. В те годы люди с трудом выживали, отдавая на фронт все, что только было можно.
Все было: урожай и недород,
И страшные эсэсовские танки,
И в селах умирал святой народ
От кровожадной черной лихоманки.
Мужчины и множество женщин сражались на войне, отстаивая свою Родину. Те же, кто остался в тылу, в селах, старались выживать. Как показывает данное стихотворение, год, в который погибла маленькая сестренка Николая Степановича, выдался неурожайным. Люди, и так отдававшие львиную долю продовольствия на фронт, не могли прокормить своих детей, сами умирали от голода. Вот как воспоминает поэт те страшные для его семьи дни.
Прикрыть порою нечем тощий пуп,
Смерть жатву благодатную собрала…
В те годы я наивен был и глуп,
Но помню, как сестричка умирала.
Тяжело дается голод людям. Деткам – вдвойне. Они пытались найти возможность выстоять. Искали, чем бы наполнить пустующие желудки. И слабые здоровьем детки не доживали. Николаю Степановичу повезло чуть больше, чем маленькой Ангелине. Он выжил. Маленький Николай помнил последние дни своей сестренки, помнил, через что она прошла. И от родного человека у него осталась только выцветшая фотография.
Просила мать убить хоть воробья.
Но бабы воробья убьют едва ли…
И долго звал домой сестричку я –
От ямы люди еле оторвали.[12]
Много лет спустя, когда Николай Степанович, уже взрослый человек, возвращался в родные места, в которых родился и вырос, он вспоминал и о родителях, и о сестренке. Деревня все также стояла на берегу реки среди лесов. Но вот люди по большей части старались перебраться в города, оставив тихий край. Деревня постепенно пустела, дома были никому не нужны.
Совершенно невредимая,
Соблюдая скромный вид,
Деревенюшка родимая
Меж седых лесов стоит.
Он проходил по знакомым извилинам улиц к месту к родному порогу. Но родителей к тому времени уже не было в живых. И изба осталась заброшенной. Прохудилась крыша, скособочились стены. В такие моменты Николай Степанович вспоминал то, что было дороже всего: детство и важные для него моменты. Он помнил, как прибегал домой с улицы, зная, что мама напекла вкусных лепешек или оладий.
Дом родной, как место лобное,
И пугает и влечет…
Нынче здесь оладьи сдобные
Матушка не испечет.
Крыша кажется похожею
На казацкое седло.
Осень нищенкой прохожею
Входит в тихое село.[13]
Но тяжелее всего ему было от понимания, что сестренка так и не выросла, так и осталась маленькой. Оглядывая обветшалый дом, он вспоминал Ангелину. Именно ей Николай Степанович посвятил данное стихотворение.
Маленький Николай часто слышал от мамы поговорку «Хлеб – всему голова!», и по-настоящему понять это ему пришлось еще в детстве.
Был в то время я глуп.
Был я сущим мальком.
И мясной жирный суп
Запивал молоком.
Но наступило лето 1941-го года, когда весь Советский Союз потрясла война. Маленькому Николаю сложно было понять, что происходит. Лишь много позже он осознал, насколько страшными были эти дни. Он видел, как засобирался на фронт его отец. Вместе с отцом ушел из дома и старший брат Николая. Они шли защищать Родину, спасать от захватчиков близких и родных.
Грянул гром за бугром,
Ливнем хлынул свинец.
И, покинув свой дом,
Взял винтовку отец.
И пошел за отцом
Старший брат сквозь снега.
Угощали свинцом
По-смоленски врага.
Хоть и была Смоленщина далеко от фронта, но голод почувствовали все. Чем же могли питаться тогда деревенские ребятишки? Летом основным рационом были травы. Николай Степанович вспоминал.
Мы полову в хлеву
Собирали тайком.
Летом ели траву,
Обварив кипятком.
Нас спасла лебеда.
Нас крапива спасла.
Сколько горя тогда
Нам война принесла.
И так жили детки по всему Советскому Союзу. И если с весны до осени у них была хотя бы трава, зимой становилось сложнее. Именно тогда, вероятно, и не выдержала голода маленькая Ангелина.
Тяжело было всем: и взрослым, и детям. Тогда, еще маленьким, Николай в полной мере понял слова мамы о хлебе. В те годы он мечтал хотя бы о его кусочке. Хлеба в их доме не было почти всю войну.
Мы забыли совсем
Запах хлеба в избе…
Нынче хлеб вдоволь ем,
Приглашаю к себе.
Я теперь понимать
Научился слова:
- Хлеб – всему голова!
Как ты, мама, права…[14]
Николай Степанович в стихотворении «Солдатский кулеш» вспоминал, как в соседнюю деревню пришли с войны бойцы. Они намеревались навестить своих родных, но оказались на пепелище. С собой у них было самое ценное в то время – продукты.
Пришли солдат и старшина.
Они в одном сражались танке.
Один принес пакет пшена,
Другой – консервы в круглой банке.
Они развели костер, чтобы приготовить себе обед. Но неподалеку крутились деревенские мальчишки, которые уже несколько лет толком нормально и не ели. А тут они почувствовали невероятно вкусный запах. Он был таким манящим, что врезался в память маленького Николая. Спустя множество лет он продолжал помнить тот обед у костра.
Мы, оборванцы, как шпана,
Ловили запахи всей кожей…
И вдруг поднялся старшина:
«Хлебать одним, друзья, негоже!»
Вскоре сержант наделал каждому мальчику подобие ложки, чтобы они могли присоединиться к трапезе.
Мы жадно хрупали, спеша,
Не забывая о галете,
Ведь мы такого кулеша
Не ели никогда на свете.[15]
Нелегко дались военные годы всем детям того времени. Пусть сам Николай Степанович и не воевал – слишком мал был для этого. Но горестей войны ему довелось хлебнуть сполна.
Войну я знал не понаслышке.
Такую долю знал ли ты?
Он помнил и гнилую картошку, которую приходилось есть, и крапиву, и лебеду. Тогда люди питались всем, чем только могли. А матери старались хоть чем-то помочь своим деткам. Через всю жизнь Николай Степанович пронес воспоминания о тех годах, о мужестве матери, о ее стремлении обогреть своих детей. Он гордился тем, что смог выстоять то время, был благодарен своей маме за все.
Смоленщина в огне горела,
Теряя лучших сыновей.
Нас мать своим дыханьем грела,
Солила суп слезой своей.
И сберегла, и отогрела,
И указала верный путь.
Вот почему могу я смело
На Родину свою взглянуть.[16]
Есть еще одно памятное стихотворение о военном времени. На Смоленщине было принято садить деревья. Так, уходя на фронт, каждый солдат посадил по дереву. Большинство не вернулось с поля боя, но аллея из берез и вязов осталась в родном селе как память, как напоминание.
Садили березы и вязы
Зеленой аллеей прямой…
Как много солдат ясноглазых
С войны не вернулось домой.[17]
Много стихотворений написал Николай Степанович, и немало из них он посвятил Великой Отечественной войне. Далеко не все они были о голодном детстве. Впоследствии он много общался с вернувшимися с войны солдатами, передавал их рассказы, стремился увековечить тяжелую долю, показать, как нужно выносить тяготы судьбы.
В свое время Николая Степановича потряс рассказ о радисте, погибшем всего за несколько дней до Победы. Радист был окружен, но сдаваться не собирался. Он понимал, что донесение ни в коем случае не должно попасть в руки фашистов. Раненый, он знал, что наступили последние минуты. Но нужно было сделать все, лишь бы враги не узнали о полученном сообщении.
И начинался жар в груди.
Под сердцем был металл.
Враги орали: «Выходи!»
А он свой шифр глотал.[18]
Есть у Николая Степановича и стихотворение, которое он посвятил ужасающему преступлению, совершенному немцами. В предисловии к стиху «Дорога смерти» Николай Степанович сам написал, кому оно посвящено: «В сербском городке Крагуеваце от рук фашистских палачей погибло 300 человек учащихся местной гимназии».
Крагуевац стал Голгофой для сербов. Ужасное преступление, совершенное фашистами, глубоко потрясло поэта. Немцы пришли в этот городок с намерением отомстить. Они хватали все жителей без разбора.
Их брали в качестве залога
За истребленных палачей.
Но фашистам не хватило взрослых людей. Они хотели крови и мести. Тогда, к городку пришло три десятка карателей. Местным удалось отстоять дом. Но фашисты не смирились с этим фактом и отправили на проведение показательной казни целую девизию СС.
И все ж три сотни не хватало,
Чтоб уталить фашистам месть.
Зверье в погонах хохотало,
Когда главарь промолвил: «Есть!»
Этими тремя сотнями погубленных фашистами людей были дети. Немцы согнали на показательную казнь триста учеников гимназии.
Фашисты были непреклонны:
Казнить – и никаких затей.
И шли на гору три колонны
Недоучившихся детей.
Вместе с учениками готовы были умереть и учителя. Сначала была расстреляна первая колонна из сотни детей. Затем вторая и третья. Фашистов не останавливал ни возраст детей, ни крики осиротевших матерей.
Поэт в своем стихотворении пытался воззвать к природе, как и, вероятно, каждый, кто видел эту казнь или впоследствии слышал о ней.
Земля! Как смела ты вращаться?
Как не смогла ты им помочь?
Взметнуться бы тебе вулканом
И поглотить чужую рать.
И веткой дуба, как арканом,
Убийцам глотки перервать…
Пока на горе у старого дуба шла казнь, внизу уже приближались войска-освободители. Но они не успели. И трагедия в Крагуеваце навсегда останется в памяти людей. Сейчас на месте того расстрела стоят кресты, а местные приходят поклониться невинным убиенным душам.
Крагуевац… Святое место…
А на горе кресты… Кресты…
Сюда приходят все невесты,
Все те, чьи помыслы чисты…[19]
Много стихотворений Николай Степанович посвятил и русским женщинам. Есть у него стих про медсестру, которая спасала солдат, ползая по окопам и ежесекундно ожидая, что одна из свистящих рядом пуль угодит в нее и оборвет уже ее жизнь.
Помнит, как в танковом гуле,
В мире насилья и зла,
В страшном кровавом июле
В поле сестричка ползла.[20]
Отдельное произведение посвятил Николай Степанович и русским вдовам. Сильные женщины, они работали на заводах и в полях, оправляя на фронт все, что можно было. Они кормили детей тем, что удавалось найти. Они выстояли войну. Эти женщины знали, что их мужья могут не вернуться с войны. Они научились стойко переносить боль. Об огромном личном горе, порой, говорили лишь поседевшие до срока волосы.
Но вдовы стояли, как тени,
В тревогах жестоких разлук…
Не встанут они на колени
И кверху не выбросят рук…[21]
Но не только мужей теряли на войне женщины. Каждый муж был и чьим-то сыном. И женщины свято верили, что похоронки с фронта – это ошибка. Матери всю войну ожидали своих детей. И даже после ее окончания еще на протяжении многих месяцев выходили на порог, ожидая заблудившегося где-то сына. Они отдали за Родину самое дорогое, что у них было – свое родное дитя.
Слухам и письмам не верит,
В праздники рюмку не пьет.
Кто ее горе измерит?
Кто ее веру убьет?[22]
Есть среди произведений Николая Степановича одно, наиболее близкое к нашей школе. Дело в том, что мы обучаемся в школе имени Героя Советского Союза Зернина Сергея Матвеевича. В свое время Николай Степанович общался с Сергеем Матвеевичем и решил увековечить его подвиг в своих стихотворениях.
Тогда артиллерист Сергей Матвеевич оказался окружен немцами. Несколько дней он держал оборону, защищая высоту и не подпуская немцев к Кенигсбергу.
Щит орудийный, словно терка.
Страх душу медленно сосет.
Он твердо знал, что гимнастерка
Его от смерти не спасет.
Стоял над миром день весенний,
Газолью ближний танк вонял.
И, забывая о спасенье,
Сержант снаряд в него вгонял.
В том бою сержант был ранен, но выстоял, не пропустил немцев. Шел апрель 1945-го года. До победы оставался месяц. С войны Сергей Матвеевич вернулся Героем Советского Союза.
А он стрелял, свой гнев утроя.
Как он стрелял? Ты сам суди!
И светится Звезда Героя
У ветерана на груди.[23]
Во многих стихотворениях Николай Степанович призывает не забывать о подвигах простых солдат, помнить о том, как они отдавали свои жизни за Родину. Он просит каждого жителя страны хоть иногда приходить к обелискам погибших на войне.
К самым дорогим, родным и близким,
В самые далекие места,
Приходите к тихим обелискам,
Если совесть до конца чиста.
…
Павшим много почестей не надо –
Только память вечная нужна.[24]
Через всю жизнь пронес Николай Степанович любовь к своей жене Галине.
Ничего не может быть дороже
Первой незалапанной любви!
Той любви, когда мороз по коже
И от света слепнут соловьи…[25]
Многое пережили Николай и Галина. Родили сына, воспитали его. Нелегко жилось молодой семье. Быт и проблемы не раз вставали перед ними. Не раз и не два Галина хотела разрушить семью.
Говорила: «Уходи!»
Мол, уйдешь – и горя мало…
А руками обнимала –
Сердце плавилось в груди![26]
И вновь жили влюбленные, строили быт, растили сына. Николай очень заботился о своей супруге, переживал за нее, следил, чтобы не простудилась. Это видно по еще одному стихотворению, посвященному жене Галине.
Чтоб добраться до работы
Через снежные пески,
Обувай, супруга, боты
И пуховые носки.[27]
Но счастье оказалось не вечным. Тяжело было Галине видеть возле себя человека творческого. Много раз она ругалась за стихотворчество.
Мало ей то соли, то хлеба.
Мол, осел я из всех ослов.
И с овчинку кажется небо
От ее убийственных слов.[28]
Такие ссоры были не редкостью в доме Ковалевых. К сожалению, однажды они все же закончились тем, что Галина уехала, оставив Николая одного. Он так и прожил жизнь один, писал стихи, любовался природой. К нему приезжал сын, но забрать к себе в город отца у него не получалось.
Николай Степанович родился и вырос на Смоленщине. Но в молодости он покинул свой родной край, куда потом приезжал периодически на протяжении всей оставшейся своей жизни. Он всегда любил свою Родину, свой край, и привнес эту любовь во множество стихотворений.
Я из тех краев, где бьется речка
Грудью голубой о валуны.
И мое родимое местечко
Славят в поле золотые льны.
Он обожал красоты Смоленщины, любил бродить по лесам. Любовь к природе, к лесу, ко всему живому взращивалась в Николае Степановиче с раннего детства. И этой любовью он хотел поделиться со всеми людьми. Возможно, поэтому среди его стихотворений львиную долю занимают те, которые славят природу, его отчий дом, наш родной Урал.
На лугах медовый запах сена.
Перепелки гнезда в травах вьют.
Я из тех краев, что неизменно
Люди все Смоленщиной зовут…[29]
Здесь, на Урале, Николай Степанович часто вспоминал об аистах, о жарком солнце полесья. О том, чего ему немного, но все же не хватало в суровом уральском крае.
По ветвям еловым
Тянет песнь синица.
Аистятам новым
Здесь дано родиться.
Нет из на Урале.
Аисты – не гуси.
Их в полон забрали
Пущи Беларуси.[30]
Уже живя на Урале, Николай Степанович часто возвращался в отчий дом. Проходя по знакомым улицам, он вспоминал, как бегал по ним, еще будучи совсем маленьким. После своего зимнего приезда в родную деревню, Николай Степанович написал стихотворение «Деревня моя дорогая». Все в ней наполнено тихой печалью о днях, которых уже не вернуть. В этом стихотворении Николай Степанович хотел высказать всю тоску об ушедшем безвозвратно детстве. О своей юности, в которой молодые люди прогуливались вдоль родных улиц под звуки гармони. Постепенно деревня безлюдела. Молодежь, как это часто бывает, стремилась уехать в город за лучшей жизнью. Гармонь больше не звучала, дома пустели.
Не слышно в деревне гармони.
А как мы гуляли по ней…
В конюшне повымерли кони,
И нет ни возков, ни саней.
Самое волнительное – возвращение домой. Николай Степанович всегда с нетерпением ждал встречи с отцом и матерью. Дорогу к отчему дому он знал наизусть, помнил, как скрипят половицы крыльца. Он не просто возвращался домой, на Смоленщину. Он стремился оказаться в объятиях мамы, хотел увидеть отца, хотел убедиться, что родители живы. А пока есть, к кому возвращаться, человек будет стремиться туда. К родным и близким сердцу людям.
Уж месяц скатился на крышу,
Сидит, как мужик на возу.
Вот-вот батин голос услышу.
И прячу от мамы слезу…[31]
Когда же он приезжал обратно на Урал, родной дом продолжал ему сниться, манить обратно, на отчий порог.
Часто снятся родная избушка
И за ней заливные луга…
Ах, деревня моя, деревушка,
До чего же ты мне дорога.
Он помнил все тропки и закутки деревни, в которой прошли молодые годы. Но желание вновь взглянуть на родной дом, вдохнуть запахи трав, растущих на лугах за околицей села, глотнуть коровьего молока часто выливались в творчество, наполненное тоской по Родине.
Став за годы мудрей и добрее,
Пересилив разлуку свою,
Я, как школьник, стою и робею.
У крылечка родного стою…[32]
Николай Степанович переехал на Южный Урал еще совсем молодым. В одном из своих стихотворений он вспоминал, как мама благословляла сына в дальнюю дорогу. Это благословение, был уверен Николай Степанович, не раз спасало его в жизни, отводило от бед и несчастий.
Любовь к Уралу, к селу Кундравы на берегу одноименного озера, к озерному нашему краю Николай Степанович множество раз описывал в своих стихотворениях, стремился запечатлеть для будущих поколений, выразить так, как мог только он один.
На село мое снега упали,
И морозец расписал окно.
Я живу недавно на Урале,
Но стихи пишу о нем давно.
Березы в этом краю со строк стихотворений предстают перед читателями красавицами в беленьких сорочках. Мы слышим звонкие переливы родничков и ключей, бьющих в наших необъятных лесах. И даже метель звучит в этих стихах по-особому.
Не метель метет – играет арфа.
На душе уютно и светло.
И пурга пуховым белым шарфом
Зябнущее кутает село.
Опускает снежное забрало
Витязей лесных седая рать…
Разбросал былины по Уралу.
Помогите, люди, их собрать.[33]
И в этих стихотворениях слышится уже не тоска по отчему дому, а радость, переполняющая человека, нашедшего свое место в этом мире, желающего поведать всем о его красотах. Даже нередко бушующая стихия кажется Николаю Степановичу юной девушкой, пустившейся в пляс.
Ну и вьюга! Ох, и вьюга
Пляшет в поле за селом!
Будто в пляске молодуха
Машет белым подолом.
И эта красавица, как рассказывает нам в своем стихотворении Николай Степанович очень лихо пляшет, да так, что шишки с елок послетали, а воробьи от непогоды попрятались. Красавица Вьюга у Николая Степановича предстает рукодельницей, мастерицей на все руки.
Сшила белые рубахи
И пригоркам и холмам
И кавказские папахи
Подарила всем домам.[34]
Родившийся в деревне самобытный поэт, он всю жизнь прожил на земле. Сначала жил в небольшой деревне на Смоленщине, затем переехал на Урал в село Кундравы. И он всегда считал, что жить на селе – это правильно. Раньше, как говорил поэт, деревенские жители бежали в большие города за лучшей долей. Позднее, и Николай Степанович полностью поддерживал это, люди из загрязненных городов стали стремиться назад, в деревни с их чистым воздухом, едой, выращенной на огороде, пространству и буйству зелени. Он всегда гордился тем, что не променял село на город, не был дезертиром.
Село мое! Моя простая доля!
Живу я в нем, и нет на мне вины.
И в летний день бегут ко мне по полю
Хлебов золотогривых табуны.
Я прожитые дни свои итожу
И по-крестьянски делаю дела.
И нет земли милее и дороже!
И нет родней уральского села![35]
Так много у Николая Степановича стихотворений, посвященных природе, пропитанных любовью к деревенскому быту, к красоте каждого из времен года. Читаешь эти строки и по-другому начинаешь смотреть на окружающие тебя деревья, на погоду, на природные явления. Николай Степанович был ярым поклонником природной красоты, и это явственно прослеживается во множестве его стихотворений.
Особенная любовь у Николая Степановича была к Кундравам – селу, в котором он прожил большую часть своей жизни. Здесь действительно очень красиво. Кундравам посвящено немало стихотворений. Одно из низ – «Песня о родном селе». (Приложение 1)
Кундравы располагаются в Чебаркульском районе. Николай Степанович в свое время написал песню, ставшую негласным гимном нашему району. Именно в Чебаркуль изначально приехал из Смоленщины молодой Николай Ковалев. Именно здесь тоска по Родине, радость от красот Урала, любовь к жене и открыли в нем талант поэта.
Николай Степанович написал и песню, и подобрал музыку для своего произведения. Очень многие жители Чебаркульского района знают об этой красивой песне. (Приложение 2)
Но не только песню посвятил Чебаркулю Николай Степанович. Есть в его арсенале и стихотворения. Одно из них так и называется – «Ода любимому городу».
Город-крепость, город-здравница,
Город сказочных озер.
Он рабочей песней славится
Неизменно до сих пор.
Многое пережила Чебаркульская крепость. Видела самого Емельяна Пугачева, и даже пострадала от его рук. Сюда приезжал Александр Сергеевич Пушкин, ища материал для написания «Капитанской дочки».
Но этот город – город тружеников и мастеровых. И именно на этом делал акцент в своих произведениях Николай Степанович.
Солнце льет на плиты золото,
На озера и на лес.
Слышу я удары молота,
Слышу, как вздыхает пресс.
Здесь металл шипит и плавится,
Буйной силой налитой.
Чебаркуль наш песней славится,
Красотой и добротой. [36]
Немало стихотворений посвятил Николай Степанович людям, которых встречал в своей жизни. Про одного такого человека мы писали ранее – это Герой Советского Союза Зернин Сергей Матвеевич.
Посвящал Николай Степанович стихотворения и многим другим. К примеру, стихотворение «Монтажник» он посвятил Кавалеру ордена Ленина, бригадиру монтажников Михаилу Завьялову.
Шаг его медвежий с виду валок
Лишь мороз пощипывает нос.
Сколько разных швеллеров и балок
На плечах своих он перенес![37]
Непрост был этот человек. Крепкий, рукастый работяга, получивший во время войны высший орден Родины. Перед журналистами же Михаил Завьялов робел, не зная, что говорить.
Красивое и грустное стихотворение Николай Степанович посвятил еще одному ветерану войны и труда, бывшей медицинской сестре Анне Сергеевне Юстовой. Эту женщину он крепко уважал. Совсем юной Анна попала на фронт и в 19 ей грозила беда – стоял вопрос об ампутации руки. Но она выпросила не трогать руку. И случилось чудо – рука восстановилась. Всю жизнь она прожила в селе, была счастлива в браке, помогала всем нуждающимся. А в старости, похоронив мужа, осталась одна. Никому на селе она не отказывала в помощи, всегда была доброй и сострадательной. Николай Степанович очень уважал эту простую советскую женщину.
А жизнь прошла, как старая пластинка,
Забыв ее вниманьем обласкать.
В глазах небесных тихая грустинка.
И мужество, какого поискать.
Идет она, не думая о тлене,
Навстречу жизни и навстречу дню…
Я перед ней не стану на колени.
Я перед нею голову склоню.[38]
Много стихотворений посвятил Николай Степанович односельчанам за любовь и труд, за мужество и стойкость, за то, что были они настоящими людьми. Всех и не перечислить.
Николай Степанович – незаслуженно забытый поэт уральской глубинки. В начале исследования мы выдвинули гипотезу: «Мы можем узнать, чем жил поэт, изучая его стихотворения».
Нам удалось выяснить очень многое о трудном детстве Николая Степановича. Мы узнали, каким были его родители, как через всю жизнь поэт пронес горькие воспоминания о смерти своей маленькой сестренки.
Мы узнали, как поэт любил природу, как пытался вдохновить всех людей на правильное отношение к истинным ценностям через свои стихотворения. Как он любил, как больно ему было после того, как жена уехала и оставила поэта одного. Как он прожил жизнь.
Николай Степанович – удивительный поэт, видевший красоту во всем, что его окружало. Он хотел показать этот мир всем. Очень жаль, что его творчество осталось никому не нужным.
Мы хотим, чтобы о нем знали не только несколько семей. Мы стремимся рассказать о поэте всем кундравинцам. Также нам хотелось бы, чтобы о нем заговорили не только в нашем районе, чтобы его творчество вдохновило многих людей.
Наш самобытный поэт видел мир таким, каким должны видеть его все люди. Если бы это было так, сейчас бы было гораздо меньше экологических проблем.
Николай Степанович Ковалев – удивительный самобытный кундравинский поэт.
Привет тебе, сторонка дорогая!
Здесь каждый уголок навеки свят.
Встают хлеба… Им нет конца и края…
И струны телеграфные гудят.
Уральское село мне будет сниться
В озерном плеске, в шелесте листвы.
Давно когда-то здесь была станица,
Теперь село с названьем Кундравы.
Заря как алый флаг на небосклоне.
Мне труд крестьянский с каждым днем милей!
Наш хлебороб застыл в земном поклоне,
Извечный добрый труженик полей.
Здесь трудятся и дням и ночами,
И ловят ветра свежую струю.
Я уважаю вас, односельчане,
И эту песню я о вас пою!
Мое село мне долго будет сниться
В рабочем звоне, в запахах травы.
Я всей душою смог в него влюбиться.
К нам приезжайте чаще в Кундравы!
Я люблю Чебаркульские дали,
И небес голубой потолок.
Есть в России на Южном Урале
Заповедный родной уголок.
Есть в России на Южном Урале
Заповедный родной уголок.
Припев: Хлеба стоят высокие
С лесами говорят,
А в небе птицы-соколы
Над нивами парят.
А в небе птицы-соколы
Над нивами парят.
Здесь заблудишься в травах июльских,
Запах лета сжимая в горсти,
От жемчужных озер Чебаркульских
Глаз не сможешь никак отвести.
От жемчужных озер Чебаркульских
Глаз не сможешь никак отвести.
Припев.
Здесь березка мечтает о клене,
Клен тоскует о ней дорогой,
Мы живем в Чебаркульском районе,
И не нужен район нам другой.
Мы живем в Чебаркульском районе,
И не нужен район нам другой.
[1] Деревенский «пятачок» [3, с. 85-87]
[2] «По-над крышей дорогого крова…» [3,с.23]
[3] «Я пасу за кустами хитрюгу козу…» [3,с.61]
[4] Прощание с Пеструхой [3,с. 66-67]
[5] Детство [3,с. 62]
[6] «Идем через дубравы…» [3,с. 49]
[7] «Я иду босиком по некошенным травам…»[3,с. 63]
[8] Прощание с Пеструхой [3,с. 66-67]
[9] Мамины лепешки[3,с. 69]
[10] «В деревенской нашей хате…» [3,с. 119]
[11] Лебединая песня [3,с. 31]
[12] Старая фотография [3,с. 28]
[13] «Совершенно невредимая…» [3,с. 11]
[14] Баллада о хлебе [3,с. 142-143]
[15] Солдатский кулеш [3,с.124-125]
[16] Испытание [3,с. 138]
[17] Солдатская память [3,с. 121]
[18] Смерть радиста [3,с. 120]
[19] Дорога смерти [3,с.129-131]
[20] Медсестра [3,с. 148-149]
[21] Русские вдовы [3,с. 152]
[22] Ожидание [3,с. 153]
[23] Подвиг [3,с. 154-155]
[24] Вечная память [3,с. 151]
[25] О любви [3,с. 107]
[26] Любимой [3,с. 95]
[27] «В нашем доме холодина!..» [3,с. 60]
[28] Жена поэта [3, с. 58-59]
[29] Смоленщина моя [3,с. 13]
[30] «Солнце в поднебесье…» [3,с. 34-35]
[31] Деревня моя дорогая [3,с. 68]
[32] Родное [3,с. 71]
[33] Живу на Урале [3,с. 4]
[34] Уральская вьюга [3,с. 15]
[35] «Живет еще обычай этот древний…» [3,с. 27]
[36] Ода любимому городу [3,с. 7]
[37] Монтажник [3,с. 9]
[38] Советской женщине [3,с. 19-22]
Можно от Солнца уйти...
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Волшебные звуки ноктюрна
Огонь фламенко
Именинный пирог