Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и занимательные загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и мудростью народа. Становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Во многих произведениях русского фольклора действуют животные. У этих персонажей свои функции: они своими образами отображают мир людей, показывая превосходство сильных героев над слабыми, торжество дружбы, доброты. В сказках, где главные персонажи – животные, роль человека уходит на второй план. А иногда и вовсе отсутствует. Каждый из героев-животных отображает характер, присущий определенному типу человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Своеобразие образа мыши в малых жанрах русского фольклора | 117.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №12»
346519, г.Шахты Ростовская область пер. Бугроватый , 28 тел. 8(8636)26-35-31 /факс 8 (8636)26-35-31, е-mail: school12@shakhty-edu.ru
Исследовательская работа
Своеобразие образа мыши
в малых жанрах русского фольклора
Работу выполнила
ученица 8 «Б» класса
Шахметова Арина
руководитель -
учитель русского языка и литературы
Гудкова Олеся Владимировна
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 |
Основное содержание Неоднозначность образа мыши в малых жанрах русского фольклора |
1. Образ мыши в поговорках и поговорках 4 |
2.Образ мыши в загадках 7 3. Образ мыши в потешках 10 4. Образ мыши в песнях 10 |
Заключение 11 |
Список источников литературы 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и занимательные загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и мудростью народа. Становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Во многих произведениях русского фольклора действуют животные. У этих персонажей свои функции: они своими образами отображают мир людей, показывая превосходство сильных героев над слабыми, торжество дружбы, доброты. В сказках, где главные персонажи – животные, роль человека уходит на второй план. А иногда и вовсе отсутствует. Каждый из героев-животных отображает характер, присущий определенному типу человека.
Цель исследования – проанализировать образ мыши в малых жанраз русского фольклора.
Задачи нашего исследования определяются поставленной целью:
• изучить произведения малых жанров русского фольклора, где героем является мышь;
• выяснить, какими характерными чертами наделён этот персонаж в произведениях устного народного творчества;
• попытаться определить причины двойственности образа мыши в русском фольклоре.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, обобщение.
Объектом исследования являются произведения русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни.
Гипотеза: образ мыши в народном творчестве является очень неоднозначным, порой противоречивым, что позволяет говорить об амбивалентности, то есть двойственности этого персонажа русского фольклора.
Структура нашей работы определяется содержанием, целями и задачами исследования и состоит из введения, основного содержания, заключения и списка источников литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Своеобразие образа мыши в малых фольклорных жанрах
1. Образ мыши в пословицах и поговорках
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Образ мыши, встречаемый в пословицах и поговорках, интересен тем, что он очень неоднозначен, наполнен разными оттенками.
«Невеличка мышка, да зубок остер», – отмечает народ внешние характеристики этого зверька.
Поговорка «Беден, как церковная мышь» употребляется в значении «очень бедный». Так как в церкви никто не живет, то ничего съестного там нет. Соответственно, и обитающие в церкви мыши бедны и голодны. Поговорка имеет ироничный оттенок. Возможно, это связано с тем, что мыши обычно обитают там, где вдоволь еды. Вспомним: «Был бы хлеб, а мыши будут», «Были бы крошки, а мышки будут». Получается, что церковная мышь сама обрекает себя на полуголодное существование.
В поговорке «Как мышь под веником» мышка выступает в роли тихого, незаметного существа. Народная мудрость точно подмечает такую особенность мыши как способность незаметно перемещаться, прятаться даже за небольшими предметами. Эта поговорка аллегорична, она о скромности и кротости человека.
Фраза «Все по норам, что мыши по щелям» отражает способность мыши почти молниеносно спрятаться в случае надвигающейся опасности и, затаившись, сидеть тихо.
Поговорка «Усердная мышь и доску прогрызет» употребляется в значении «настойчивость, стремление к чему-либо». Здесь мышь предстает перед нами целеустремлённым существом, способным добиться поставленной задачи путем длительной, даже изнурительной работы.
У Даля мы обнаружили ряд образных выражений, представляющих мышь: «Все на меня, как на мокрую мышь», «Сама (мышь) залезла в кувшин, а кричит: "Пусти!"», «Пропал, как мышь на подтопе», «Мышь не весела, объелась киселя»[1].
Ни в одном из известных нам справочников по русской фразеологии происхождение выражения «мокрый как мышь» не анализируется. Мы можем только предполагать, какова история этого сочетания. Возможно, появление выражения связано с тем, что некоторых грызунов, в частности сусликов и, вероятно, мышей выгоняют из нор, заливая их жилища водой. Кроме того, если мышь попадёт в жидкость, она, скорее всего, погибнет (образ - мышь, упавшая в кувшин). И ещё известно, что мыши от страха потеют. Возможно, мокрая мышь – испуганная мышь. Поэтому и выражение «мокрый как мышь» более соотносится со значением «вспотевший».
Пословица – это жанр фольклора, представляющий собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Образ мыши отражен и в этом жанре устного народного творчества.
Например, в пословице «Около хлеба и мыши водятся», мышь – низкое по своему положению существо. Союз «и» вносит заметный пренебрежительный оттенок в образ: «даже мыши, и те водятся». По своему значению эта пословица тождественна фразе «Хлеб всему голова».
Выражение «И мышь в свою норку тащит корку» отмечает такое качество, как запасливость, бережливость. Союз «и» в данном случае подчёркивает, что даже маленькая мышка заготавливает что-то впрок.
.В пословице «Надулся как мышь на крупу» образ не вполне ясен, хотя значение выражения понятно: «Кто-либо сильно обижен и выражает недовольство своим видом». В словаре Даля эта пословица приводится в полном виде: "Надулся, как мышь на крупу, все съесть хочет, грозен". В таком виде, очевидно, ее значение таково: надуться от сознания собственного величия и власти над объектом наблюдения[2]. Представляется, что мышь, которая добралась до крупы, выглядит, как будто дуется на нее. Это происходит потому, что она набивает полный рот и вроде бы ещё съела, но при этом даже жевать не может. Образ явно комичный. Мышь здесь воплощает жадность, глупость. При сокращении пословица приобрела общее значение «обидеться», утратив другие оттенки смысла.
В пословице «Отольются кошке мышкины слезки» звучит предостережение человеку, обидевшему беззащитного. Образ мыши символизирует слабое существо, не способное заступиться за себя. Однако мы понимаем, что есть нечто, готовое встать на защиту мышки (уменьшительный суффикс -к- указывает на положительное отношение говорящего к этому зверьку), и уж тогда отольются кошке безвинно пролитые слезы.
Пословица «Худа та мышь, которая одну лазею знает» подчёркивает расторопность мыши, умение выбраться из любой, даже самой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Таким образом, народная мудрость, заключённая в пословицах и поговорках, отмечает с одной стороны, слабость, беззащитность мышки, ведущей незаметный образ жизни, с другой стороны, запасливость, иногда переходящую в жадность, стремление поселиться рядом со съестными запасами, что не вполне приятно человеку.
2. Образ мыши в загадках
Загадка – краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. Образы животных, в том числе и мыши, присутствуют во многих произведениях этого малого фольклорного жанра.
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?.. (Мышка)[3]
В этой загадке отмечены внешние признаки мыши, небольшого серого зверька. Уменьшительные суффиксы в загадке и отгадке показывают, что говорящий положительно относится к описываемому персонажу.
В следующей загадке также присутствует описание мыши, но оно уже более развёрнутое:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышь)
Здесь, как мы видим, кроме небольшого роста и серого окраса, упомянут длинный хвост и остренькие зубки. Не угадать мышку (в загадке снова встречается уменьшительно-ласкательный суффикс -к- ) просто невозможно, поскольку описание достаточно полное.
В некоторых загадках отражены отношения мышей и котов, что также служит хорошей подсказкой. Например,
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.
(Мышь)
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
(Мышка)
Ворует крошки,
Боится кошки.
(Мышь)
Определить отношение говорящего к персонажу этих загадок непросто. С одной стороны, слово «ножки» говорит о положительном отношении (хотя, возможно, суффикс -к- здесь не уменьшительно-ласкательный, а просто уменьшительный), с другой стороны, подмечено такое качество мыши, как воровство: крадет у человека крошки и хлебные корки.
Но вот в следующей загадке человека не смущает, что мышь прихватывает краюшку хлеба, он описывает её ребёнку ласково («серенькая мышь»), отмечая ловкость этого зверька:
Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку
Знаешь ты ее, малыш,
Это серенькая...(мышь)
Аналогичное отношение к мышам и в следующих загадках:
Кто за стенкою шуршит,
Тонким голосом пищит,
Сыр от них не утаишь.
Всем ворам - воришка ...(мышь!)[4]
Кто в глубокой норочке
Прячет хлеба корочки,
Серенькая с хвостиком
Маленького ростика?[5]
Хотя мышка и ворует, но это ей простительно, поскольку она маленького ростика, много в свою норочку не утащит. Да и как можно что-то утаить, если она всем ворам – воришка.
Загадок, в которых отражено явно негативное отношение к мыши, немного. Вот одна из них:
Сивую бурёнушку
И дома не любят,
И на базаре не купят. (Мышь)[6]
Нужно учесть тот факт, что эту же загадку относят и к тараканам, и крысам. Однако сивый цвет – это графитовый, тёмно-серый, то есть цвет скорее мыши, чем таракана. Мы можем предположить, в указанной загадке речь все же идёт о крысе («буренушка»), а не о мышке-малышке.
Мы видим, что в большинстве загадок, описывающих мышей, отразились такие внешние признаки, как серый цвет, небольшой рост, длинный хвост, острота зубов. Кроме того, человек снисходителен к мышкам-воришкам, так как «эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
потому что дотемна в норке прячется она».
3. Образ мыши в потешках
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Примерно к четырем годам, когда ребенок обретает некоторую самостоятельность и начинает осваивать мир за пределами дома, к нему начинают обращаться с запретами (в которых фигурируют демонологические персонажи и "нечистые" животные). Так, ребенка пугают:
Васенька-дружочек,
Не ходи ты на лужок,
Потеряешь сапожок,
Тебя мышка съест.
Издавна мышь также представляли очень пугливым существом. Это мы можем отметить в следующей потешке:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
4. Образ мыши в песнях
Песня — одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф-куплетов, часто с припевом.
Издавна кот и мышь были врагами. Люди не приветствовали нахождение мыши в доме. И с целью истребления этого существа они заводили кота.
- Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас бóльший?
А кто у вас мéньший? –
Мы все подрастём,
За мышами пойдём.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать!
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
В колыбельных образ мыши практически не встречается. В основном, образ котика-кота. Возможно, мышь символизировала что-то не вполне приятное для ребенка, чтобы петь о ней в колыбельных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы систематизировали различные проявления образа мыши в русском народном творчестве. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена: образ мыши в фольклоре является очень неоднозначным, порой противоречивым, что позволяет говорить об амбивалентности, то есть двойственности этого персонажа русского фольклора.
В малых жанрах русского фольклора образ мыши очень неоднозначен: беззащитная мышка-малышка, прячущаяся в своей норке от кота, и запасливая, а возможно, и жадная мышка-воришка, таскающая сыр и хлебные корки.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
[3] Загадки http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mysh.html
[4] Сборник загадок: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
[5] Книга для чтения детям: от года до семи лет. – Тула «Родничок»; М.: Астрель: АСТ, 2005.
[6] http://zagadochki.ru/zagadka-sivuyu-burenushku-i-doma-ne-lyubyat.html
Рисуем весеннюю вербу гуашью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем лошадь акварелью
Пока бьют часы
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"