Студентка 2 курса отделения Вокальное искусство Коровина Надежда стала победителем VI Всероссийской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Профессионалы для России»
II место в номинации «Нравственность в профессиональной деятельности» . В своей работе "Профессия музыкант: морально-этический аспект" она рассказывает о специальности вокалиста, педагога по вокалу и его миссии в сегодняшнее непростое время.
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОФЕССИЯ МУЗЫКАНТ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ | 20.03 КБ |
ПРОФЕССИЯ МУЗЫКАНТ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Коровина Н.С., руководитель БобрышеваН.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
В подготовке специалистов той или иной сферы деятельности существуют определенные стандарты, они, как правило, складывались постепенно на протяжении многих десятилетий. Однако каждый молодой специалист, приходящий в профессию, опираясь на педагогический опыт предшественников, тем не менее пытается сформулировать для себя, что, на его взгляд, является наиболее важным, каким образом нужно выстраивать свои уроки, чтобы ученики не только с удовольствием постигали предмет, но и приобретали прочные знания.
Моя будущая специальность – вокалист, педагог по вокалу. Вокал – предмет тонкий, в какой-то степени эфемерный, однако требующий от педагога четкого понимания своих действий и действий ученика. Педагог не может залезть в голосовой аппарат своего воспитанника и сделать там всё как нужно. Он должен найти правильные слова, чтобы объяснить ученику, как правильно извлекать звук и дышать, держать опору и вести музыкальную линию, доносить до зрителей смысл и красоту произведения. Помимо слов, для постановки голоса используются различные упражнения, нужны они для разных аспектов извлечения звука, например, для дыхания и связок. И если упражнения на дыхание понятны, и ошибиться в них не так-то просто, то с упражнениями для разогревания голосовых связок, «распевками», дело обстоит куда более серьёзно.
Во-первых, нужно знать, какие именно распевки подобрать для решения проблем конкретного ученика, ведь упражнения для связок не только пробуждают голос и настраивают его на пение, но и моделируют типичные сложности при исполнении произведений и помогают ученику справляться с ними. Во-вторых, в процессе распевания стоит обращать внимание на поведение ученика, точно понимать, когда ему неудобны ноты, переходы, чтобы направить усилия в нужное русло. Если разогревать голос, да и вообще петь неправильно, может возникнуть целый спектр различных нарушений – зажимы, пение в «неправильное место», постоянная усталость связок, сужение вокального диапазона. На первый взгляд, все эти неприятные вещи можно легко предотвратить – заниматься с педагогом. Но, к сожалению, нередко даже при условии занятий с педагогами ученики становятся заложниками таких проблем (чаще всего это зажимы), именно поэтому так необходима качественная подготовка квалифицированного специалиста.
Помимо этого, педагог должен привить ученику интерес к искусству вокала, например, посоветовать посмотреть какие-либо оперы, послушать тех или иных оперных исполнителей. Очень важно по-доброму относиться к воспитаннику, особенно, если работа происходит в музыкальной школе. Часто дети впоследствии с неприязнью вспоминают школьные годы как раз из-за резкого и напористого педагога. В музыкальном колледже или институте студенты уже знают, чего хотят достичь, но тем не менее, педагог не должен обходиться с ними предельно строго, унижать и отчитывать за каждый неверный шаг в пении. Если ученик приходит на занятие с воодушевлением, радостью и готовностью работать, – это главная радость педагога!
Но и это далеко не всё: одним из важнейших компонентов обучения является профессиональная этика. К сожалению, приходится признать, что студенты не всегда способны объяснить что это. Если иметь в виду базовые понятия, то речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного. Это главные понятия в воспитании певца. Это и мера осознания личностью своей ответственности перед обществом за своё поведение, за исполнение своих обязанностей. Нормы морали получают своё выражение в представлениях, как нужно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. Базовыми нравственными качествами, которые признаются людьми как добродетельные, можно назвать долг, честь, совесть, трудолюбие, мужество, скромность, доброжелательность и пр.Как правило, личный нравственный кодекс складывается в семье, позже на него накладываются нормы профессии.
Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с реально существующим, фактическими нормами поведения людей. С одной стороны, человек стремится вести себя правильно, а с другой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Именно поэтому для вокалиста и педагога-вокалиста очень важно иметь чёткие нравственные ориентиры.
С давних пор учитель в России являлся проводником нравственности, поэтому именно преподаватель профессиональных дисциплин должен сформировать у ученика понятие о профессиональной этике – кодексе поведения, который реализуется человеком в рамках конкретного вида трудовой деятельности. До Октябрьской революции 1917 года музыкант считался носителем идеи духовности искусства, тогда как творчество рассматривалось как отображение идеального (Божественного) мира. После ослабления традиций православной культуры во главу угла стало отражение красоты природы и человеческих отношений [1, 431].
Сегодня в период сложной экономической ситуации музыкант как никогда должен понимать, в чём заключается смысл его предстоящей профессиональной деятельности, чтобы такие мотивы, как: высокая заработная плата, престижность или карьерный рост не смогли помешать увидеть высокий смысл избранного пути – хранение и передачу вечных ценностей, исполнение классических произведений, которые несут огромный запас творческой преображающей энергии и утверждают идеалы чистоты, благородства, преданности и любви. Неслучайно Валентин Александрович Берлинский, известный виолончелист, основатель квартета им. Бородина, сравнивал деятельность музыканта с миссионерством [2, 59-69].
Вера Васильевна Горностаева, пианистка, педагог и общественный деятель, утверждала, что главным учителем для музыканта является музыка, в ней он обретает знание о жизни и о себе. Музыка становится для умного, тонкого и непреклонного в своих художественно-эстетических и морально-этических ориентирах музыканта тем ключом, который открывает дверь в духовное пространство культуры. А постижение не только эстетической, но и этической стороны музыкального искусства, превращается в мощный фактор духовно-нравственного становления личности будущего музыканта[3, 35].
Не каждый певец понимает, что природа не просто подарила ему прекрасный слух, умение чувствовать и понимать музыку. Этот дар заключает в себе и огромную ответственность. Получив его, человек обязан всю жизнь беречь и развивать его. Понимание созидательного смысла своей деятельности требует также регулярной работы над собой, постановки новых целей и задач, вечной устремлённости к идеалу. Именно тогда творческая жизнь вокалиста наполняется духовным смыслом.
Литература
1. Малявкина М.В. Духовно-нравственная основа профессиональной подготовки студентов в учреждениях специального музыкального образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – №6 (44). – 2011. – С. 431-435.
2. Теплитская В.М. Дар бесценный. Диалоги с В. А. Берлинским / В.М. Теплитская. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004. – 79 с.
3. Ручимская С.В., Петровская Л.Н. Профессия музыкант: морально-этический аспект // Достижения вузовской науки. – №16. – 2015. – С. 33-37
Воздух - музыкант
Твёрдое - мягкое
Сказка на ночь про Снеговика
Одна беседа. Лев Кассиль
Солнечная система. Взгляд со стороны