Захар Быков, студент 2 курса ВМКР, участник "VI Всероссийской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Профессионалы для России». В своей работе "Каким должен быть преподаватель музыки" он рассказал как он нашел свое призвание и почему он выбрал профессию преподавателя музыки.
"Мне очень повезло с учителями и преподавателями. Я очень рад тому, что у меня есть возможность учиться у лучшего педагогического состава, настоящих профессионалов своего дела.
В будущем мне хотелось бы стать преподавателем музыки. Учить внимательно чувствовать и размышлять, примирять в учениках сознательное и бессознательное, помогать раскрепоститься и научиться замечать тонкости. В учителе должна быть вера в своих учеников, что они достигнут тех вершин, о которых мечтают. И в этом я вижу свое призвание!"
Вложение | Размер |
---|---|
Каким должен быть преподаватель музыки | 21.24 КБ |
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ
Быков З.Н., Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Будучи детьми, мы мечтаем о глобальном будущем, в котором нас ждет все то, чего мы хотим достичь. Желаем побыстрее вырасти и стать взрослым. Принимать самостоятельные решения, наконец-то ходить без шапки, и не зависеть от взрослых. Мечтаем стать космонавтами, военными, полицейскими или врачами.
Все детские реалии начинают постепенно рассеиваться. Мы взрослеем, меняются приоритеты и ценности. Начинаем смотреть на мир по-другому, оставив детские мечты в прошлом. Руководствуемся современными тенденциями, которые запрещают мечтать, и диктуют свою действительность.
Хоть мой жизненный опыт невелик, но я могу с точностью это подтвердить. Так, в возрасте 3 лет я впервые исполнил песню Крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже» на дне рождении, в кругу семьи. Кто бы мог подумать, что маленький мальчик, который не выговаривал полностью слова, а на вопрос кем ты хочешь быть, отвечал - полицейским, сделает совсем иной выбор.
Года шли, и с того момента мои сольные концерты в кругу семьи только набирали обороты.
Мне нравилось учить новые песни, чувствовать и слышать музыку. Да, в тот момент я не мог полностью сформулировать и понять, что меня влечет к занятиям. Но сейчас я могу точно сказать, что благодаря музыке мы можем слышать, чувствовать и жить. Ведь, все что происходит с нами в жизни, мы можем передать через музыку. Любовь, разочарование, боль, страх или силу.
Да, музыка может все.
Когда мне исполнилось 7 лет, мои родитель отвели меня в школу искусств. Никогда не забуду тут день. Прослушивание… Мне, мальчику из простой семьи, родители которого никак не связаны с музыкой, а мои познания начинались и заканчивались на песнях, которые я разучивал вместе с бабушкой на любительском уровне, устроили прослушивание.
Все прошло успешно. Мне предложили на выбор два музыкальных инструмента: баян и аккордеон. Мои родители были сильно удивлены, когда услышали от меня четкий и осознанный ответ: «Аккордеон!». Ведь на тот момент никто не подразумевал, чем отличаются эти инструменты. С того момента началась моя творческая жизнь. Большое влияние на меня оказали видео выступления Петра Дранги. Я настолько был вдохновлен, что хотел быть как он. Выступать, чувствовать музыку и виртуозно играть. Это была моя мечта!
Воплотить все это помогала моя семья. Постоянная поддержка, уверенность в том, что у меня все получиться, давала мне силы двигаться вперед. Стремиться к достижению вершин.
Греют душу те воспоминания, когда мне помогали родители в изучении мелодий. Спросите как? Все просто: я был маленький, а аккордеон по весу и объему больше меня, поэтому родители помогали мне разжимать и сжимать его, чтобы получился хоть какой-то звук.
Годы шли… И простое увлечение подростка стало его жизненным кредо. Благодаря своей семье и педагогам, которые вложили в меня душу и знания, я осознал, что мое призвание - учитель музыки.
Многие знакомые были удивлены и, наверное, даже шокированы моим выбором связать свою жизнь с музыкой. Одно дело, если это просто хобби, другое же –сделать это основным источником заработка. Кто-то говорил, что это не востребовано, учитель музыки- это не серьезно, да и вообще искусство - дело неблагодарное.
В этот момент у меня опустились руки. Я начал сомневаться в своем выборе. Неужели действительно нужно выбрать профессию повостребованнее.
Спасибо моей семье, именно в этот момент, когда я сомневался, я услышал решающие слова:«Делай так, как подсказывает тебе твое сердце! Мы примем твой любой выбор!».
Решение принято, я поступаю в музыкальный колледж.
Сейчас я являюсь студентом 2 курса Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей и ни на одну минуту не пожалел о своем выборе.
Каждый день наши преподаватели открывают новые двери в искусство, рассказывают техники и приемы, которыми нам стоит овладеть. И все больше и больше меня это затягивает.
И теперь я хочу не просто научиться виртуозно исполнять произведения, а научиться так же преподавать. Выучить мелодию не составит особого труда, а вот объяснить ученику, преподнести ее такой, какой она должна быть в конечном итоге, чтобы ее моги не только почувствовать, но и прожить, - это особый дар! Вот это настоящее искусство. Ведь автор произведения рассчитывал явно не на то, чтобы его труд поставили фоном на каком- то мероприятии. Нет… Он хотел, чтобы оно зацепило каждого из нас. Поразило в самое сердце и осталось там навсегда.
Я уверен в том, что каждый из нас чувствовал на себе великую силы музыки. Стоит только услышать в момент грусти веселое произведение, как невольно сам понимаешь, что все не так уж и плохо, и грусть постепенно уходит. Слушая произведения разных композиторов мира, мы можем путешествовать сквозь года и расстояния, тем самым, погружаясь в историю и быт других народов.
Путь к безусловному пониманию музыки очень сложен не только потому, что нужно усвоить огромный объём теоретического материала, но и потому, что весь тысячелетний опыт, который прошла культура, музыканту нужно пропустить через себя: прочувствовать каждого композитора, особенности эпохи, понять произведение так, как никто бы его понять не смог. Без учителя путь этот сложен. Я очень благодарен своим первым учителям, именно они способствовали моему развитию в музыке. Все грамоты, медали и кубки, которые были завоеваны мной на Международных и Всероссийских конкурсах, заслуги моих педагогов: Прокофьевой Г.И., Кореневой А.С., Грибановой В.В.
Мне очень повезло с учителями и преподавателями. Я очень рад тому, что у меня есть возможность учиться у лучшего педагогического состава, настоящих профессионалов своего дела.
В будущем мне хотелось бы стать преподавателем музыки. Учить внимательно чувствовать и размышлять, примирять в учениках сознательное и бессознательное, помогать раскрепоститься и научиться замечать тонкости. Преподаватель музыки должен не только точно ощущать движение музыки, но и уметь его объяснить. Кроме того, важно научить будущего профессионала быть нравственным человеком, ведь в музыке заключена огромная сила, и, попав в бесчестные руки, она может стать разрушающей. Сложно разглядеть эти качества характера в человеке и еще сложнее их исправить, но великие учителя умеют открывать лучшие качества в учениках. Идеалом учителя – музыканта для меня является великий виолончелист, дирижёр, пианист Мстислав Леопольдович Ростропович, который сумел стать для своих учеников ярким примером истинного учителя-лидера, сумевшего сплотить и воспитать настоящих музыкантов - лидеров, музыкантов-педагогов. Ваграм Сараджян, профессор, заведующий кафедрой виолончели Хьюстонского университета, выпускник Московской консерватории, учился восемь лет у великого мастера и, вспоминая эти уроки, пишет: «Учиться у такого гениального музыканта - подарок судьбы. В течение всей моей последующей жизни я ощущаю его огромное влияние: и в концертной, и в педагогической деятельности. Мстислава Леопольдовича как очень теплого, внимательного человека, с необыкновенным чувством юмора. Он улыбался, рассказывал свежие анекдоты, шутил. И в то же время он был довольно-таки требовательным. Он не выдавал готовые рецепты. И это было очень важным моментом в его личностном отношении к студентам». [1]
Профессионализм включает в себя не только высокий уровень и качество выполнения действий специалистом, но и индивидуальность этих действий. Мне важно пройти путь самореализации самому и на основе своего опыта помочь реализоваться другим. Деятельность, основывающая самореализацию, может быть связана с концертным исполнением произведений и теоретическим изучением их, сочинением новой музыки и созданием аранжировок. Коростылева Л. А. считала, что «самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов» [2, с. 7]. Главное - прилагать адекватные усилия, поощряя себя и находя поощрения у преподавателей.
Профессионализм – важная черта полноценно сформировавшейся личности, и формирование его требует большого количества времени и моральных усилий. Главное в нашей профессии – к каждой личности подходить индивидуально. В учителе должна быть вера в своих учеников, что они достигнут тех вершин, о которых мечтают. И в этом я вижу свое призвание!
Литература:
Марши для детей в классической музыке
Ель
Будьте как солнце!
Воздух - музыкант
Хрюк на ёлке