Тема «Современная ситуация детства и родительства»
Начиная разговор об особенностях современного родительства я хотела бы ответить на следующие вопросы:
Отвечая на первый поставленный вопрос о социокультурной ситуации надо отметить факт важности данного понятия, т.к. психика ребенка формируется не в стерильной лаборатории; индивидуальное мышление как высшая психическая функция формируется в процессе социализации. Язык, орудия труда, система исчисления, алфавит, искусство и т.п. суть формы «накопленного социального капитала, развившиеся за тысячелетия. Этот опыт осваивается человеком посредством передачи культурного опыта от родителей, педагогов, народа в целом.
1. КАКОВА ЖЕ СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
2. МИФЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА:
1 Миф – «окно» развития дошкольника «закрывается» в шесть лет.
Однако это не соответствует истине. Физиологи отмечают, что разные участки коры созревают в свое время, общая зрелость коры происходит к 25 годам (всегда есть индивидуальные особенности). Ранее всего созревает сенсо-моторная кора, поэтому так важна физическая активность в первые годы жизни. Чем больше нейронных связей образуется, тем больше ресурсов для развития. Фронтальная кора созревает позже, поэтому не стоит ругать своего шестилетнего ребенка за отсутствие силы воли, волевой компонент мозга пока еще не сформирован. У него нет еще произвольной регуляции, но она может и не сформироваться если вы будете предъявлять своему ребенку завышенные требования. Если вы ставите вашему ребенку задачу неадекватную его возрасту, то может произойти блокировка мозга. Т.е. сверхтрудные задачи не развивают мозг, а блокируют развитие. Для развития коры нужны новые, нестандартные, сложные задачи, тогда в любом возрасте будут образовываться новые связи. Еще раз отмечу задачи сложные, но не сверхтрудные!
2 Миф – современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект.
На данный момент современных исследований подтверждающих данный миф – нет! Напротив есть исследования, что у современных детей плохо развит вербальный интеллект, еще хуже письменная речь. Эти проблемы, во многом, мы формируем сами, заставляя своего трех-четырехлетнего ребенка учиться читать. Чтение основано на дифференцировке букв, это связано с формированием избирательного внимания, которое формируется к 6-7 годам. Заставляя читать ребенка раньше, мы предлагаем ему сверхтрудную задачу, которая, как мы уже говорили выше, служит не развитию, а блокировке развития. В дальнейшем такой ребенок так и не сможет бегло читать и получать удовольствие от чтения. Конечно, всегда есть исключения из общего правила. И какой-то ребенок может сам изъявлять желание учить буквы и читать, но это именно индивидуальные случаи. В этом случае следует помочь ребенку, возможно в его развитии, эта функция коры мозга уже созрела. По учению Ж. Пиаже о стадиях развития, мозг любого ребенка последовательно проходит все стадии развития, но по времени это может несколько различаться. Главный закон развития – индивидуальный темп!
3 Миф – читать и писать ребенок должен научиться как можно раньше.
Научные исследования опровергают данный факт, т.к. только в 6-7 лет мозг функционально готов к обучению чтению и письму (формируется избирательное внимание). Обучая ребенка рано этим функциям мы можем получить обратный эффект. Ребенок так и не научится бегло читать. И уж тем более не полюбит чтение, т.к. чтение вызывает у него много трудностей.
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ:
Институты социализации в современном обществе:
Семья: Современная семья характеризуется «прозрачностью» границ (родители могут работать дома, контролировать ребенка по телефону). Появился дистанционный контроль (электронный дневник, запароливание гаджетов, установление программ через телефон местоположения ребенка). В результате чрезмерная опека и контроль.
Школа: Границы остались жесткими. Снижение интереса к школьному обучению. Школа перестала быть местом встречи ребенка с культурным содержанием в широком смысле, скорее современная школа – это место обучения предметам (узкое содержание).
Средства массовой информации: Современные средства массовой информации несут много негативной, противоречивой информации. Доступ к средствам массовой информации практически нельзя ограничить детям (благодаря интернету). Часто информация противоречит тому, что говорят родители.
Социальные сети: Социальные сети могут оказывать негативное влияние на детей посредством неограниченного доступа в сеть любого человека (насильника, извращенца, девочки выдают себя за мальчиков, изменяют свой возраст и т.п.). Возникают новые зависимости – от лайков, постов и т.п. Интимно-личностное общение приобретает виртуальный характер.
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ:
В данном докладе я попыталась обозначить проблемы современного родительства. Выражаю надежду на то, что те кто прочитают эту статью задумаются о своем отношении к детям и тем современным реалиям в которых мы с вами живем.
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Мать-и-мачеха
Петушок из русских сказок
Рисуем "Ночь в лесу"
Чайковский П.И. "Детский альбом"