исследовать жизнь и творчество святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_svyatitele_innokentii_irkutskom.doc | 77.5 КБ |
innokentiy_irkutskiy.ppt | 2.14 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50 г. Слюдянки»
Иркутской области
IV научно-практическая конференция «Чтения Наума Грамотника»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Слово о святителе Иннокентии Иркутском
Раздел «Краеведение»
Выполнила: ученица 9 класса
Багирова Айнур
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Шарова М. О.
г. Слюдянка 2018 г.
Цель: исследовать жизнь и творчество святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского
Задачи исследования:
Оглавление
а) происхождение рода Кульчицких
б) образование святителя Иннокентия
в) пострижение в монахи и служение церкви
2. Ревностное служение императору Петру I
а) важное задание императора
б) жизнь Иннокентия в Селенгинске
в) враги - стяжатели христианской веры.
3.Святитель Иннокентий - настоящий епископ Иркутской епархии
1. Радение святителя Иннокентия о церковном порядке.
а) время совершения литургии
б) ограничение пределов совершения треб
в) поднятие нравственности духовенства
г) борьба святителя против пьянства
д) забота епископа о христианах
е) основание духовной школы в Иркутске
ж) аскетическая жизнь святителя Иннокентия
III. Смерть святителя Иннокентия и чудеса после смерти
IV. Наследие Иннокентия Кульчицкого
1. Поучение на Преображение Господне
2. Второе обретение мощей святителя Иннокентия Иркутского
Ты уклонишися от зла, Господь утолит гнев Свой.
Ты сотвориши добро, и Господь сотворит тебе добро.
Почти три столетия православная церковь нашего края пребывает под священноначалием Иркутских иерархов, череду которых справедливо возглавляет первый иркутский епископ святитель Иннокентий. Иркутск давно испытывал нужду в святителе. Ещё со времён Московского Великого князя Иоанна III русские стали постепенно покорять громадные сибирские пространства. Следом за русскими переселенцами вступила в Сибирь православная вера. Она стала проникать и в среду тёмных языческих племён: остяков, татар, бурят. Тогда и потребовались верховные пастыри. Город Тобольск первый принял в свои стены первосвятителей, а много лет спустя после него, уже и Иркутск. 5 марта 1721 года был рукоположен епископом святой Иннокентий, который впоследствии стал первым Иркутским архипастырем.
II.Житие праведника святителя Иннокентия
1.Жизнь будущего святителя в миру.
а) происхождение рода Кульчицких
Епископ Иркутский, в миру Кульчицкий , происходил из дворянского рода Кульчицких, получивших своё звание от польского короля Болеслава в 999 году. По преданию он был сын сельского священника Киевской губернии.
б) образование святителя Иннокентия
Обучался и воспитывался святитель Иннокентий в Киевской духовной академии.
в) пострижение в монахи и служение церкви
В 1710 году в Киево-Печерской лавре принял монашеское пострижение и был назначен наставником Московской славяно-греко-латинской академии . В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обериеромонахом флота. Теперь святитель Иннокентий должен был в течение каждой недели обозревать все корабли, наблюдая за жизнью флотских иеромонахов в качестве правительственного лица и разрешая разные недоуменные вопросы.
2. Ревностное служение императору Петру I
а) важное задание императора
Ревностно проходя возложенное на него служение, святитель Иннокентий стал ещё более известен императору Петру, и последний, ценя великие качества духа Иннокентия,назначил его для более важного и трудного дела, а именно, для распространения христианства в иноверном Китае. Здесь святителя Иннокентия ожидала не одна вражда незнающего Христа народа, но и коварство иноверного духовенства. Впрочем, святителю Иннокентию Промысел определил иную деятельность, и он по разным обстоятельствам не достиг своего назначения.
б) жизнь Иннокентия в Селенгинске
Прибыв в марте 1722 года в Иркутск, и отправившись потом за Байкал, он должен был остановиться подождать распоряжений из Пекина, столицы Китая. С этого времени для святителя Иннокентия начался ряд препятствий, которыми промыслу угодно было испытать его кротость и терпение. Латинские миссионеры, как только узнали о назначении в Пекин православного епископа, убедили китайское правительство не допускать его к себе. Поэтому, в Пекине стали придумывать разные предлоги, чтобы задержать святителя Иннокентия на русской земле. Когда от китайского правительства пришли две бумаги, в содержании одной из них говорилось, что пока не будет печати от сибирского губернатора, епископ Иннокентий не будет впущен в Китай. А в другой было прямо сказано, что святителя Иннокентия в Китай не пустят, так как он назван великим господином, что обидно Китайскому Кутухте или первосвященнику, который также называется великим господином. Благодаря этому случаю, святитель Иннокентий был вынужден оставаться в Селенгинске, терпеливо ожидая, чем закончится его участь. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири.
в) Враги - стяжатели христианской веры.
Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, про которого существует предание, якобы он пытался оклеветать святого епископа в нетрезвой зазорной жизни. А святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
3.Святитель Иннокентий - настоящий епископ Иркутской епархии
1. Радение святителя Иннокентия о церковном порядке.
а) время совершения литургии
Вступивши в управление иркутской епархией, святитель Иннокентий прежде всего хотел привести в порядок деятельность духовенства. Иркутские священники имели обыкновение очень рано совершать божественную литургию, что создавало недовольствие со стороны мирян. Чтобы устранить этот беспорядок, святитель Иннокентий назначил определённые часы для совершения литургии.
б) ограничение пределов совершения треб
Святитель Иннокентий строго приказал священникам при совершении треб держаться каждому пределов своего прихода, потому что между Иркутским духовенством вошло в обычай не обращать внимание на разделение приходов, и многие священники совершали требы у чужих прихожан.
в) поднятие нравственности духовенства
Желая поднять нравственность духовенства и стараясь о том, чтобы пастыри подавали пасомым пример доброй христианской жизни, святитель Иннокентий подвергал особенно строгому взысканию духовных лиц за преступления. Такая строгость святителя была весьма уместна и даже необходима.
г) борьба святителя против пьянства
Иннокентий вёл беспощадную войну против такого социального зла, как пьянство.
Среди многоразличных болезней, поразивших социальный организм и организм отдельных людей, весьма тяжёлой является пьянство. Этот большой грех людей перед Богом достиг угрожающих размеров по стране в целом и в не меньшей, если не в большей мере среди жителей Сибири.
И потому становится понятна та беспощадная война, которую вёл святитель Иннокентий против пьяниц и пьянства, хотя масштабы отвратительного порока при жизни Святителя в сравнении с нынешними временами были просто незначительными. Он как будто предвидел будущую эпидемию пьянства на просторах Сибири и не раз в своих проповедях и наставлениях он предупреждал, что пьянство может завести в глубокую трясину, откуда выбраться почти невозможно. Святитель боролся с этой общественной опасностью всеми доступными для него средствами: отлучением от Церкви, захоронением пьяниц равно как самоубийц, проповедью и обличением.
д) забота епископа о христианах
Вообще святитель очень заботливо относился к пасомым. Он желал воспитать из них добрых христиан и положил много старания, чтобы миряне ревностно исполняли важнейший христианский долг исповеди и святого причастия. В ту пору касательно этого существовали строгие гражданские постановления. Но святитель не останавливался на них и со своей стороны прибегал к духовным мерам. Он запрещал хоронить по христианскому обряду тех лиц, которые, по нерадению о своём спасении, умерли без напутствия. Для них за каждым кладбищем было отведено особое место , как бы в знак того, что при жизни они не хотели вместе со всеми быть овцами Христова стада. Для наставления прихожан и научения их истинам веры, святитель приказывал духовенству читать в церквах благочестивые назидательные книги. Он старался также об умножении церквей , а если где почему- либо нельзя было строить их, там он приказывал заводить, по крайней мере, часовни или же молитвенные дома.
е) основание духовной школы в Иркутске
Радея, наконец, о духовной пользе пасомых, святитель Иннокентий основал в Иркутске Славяно-русскую школу, приискал для неё хороших учителей и успел собрать 35 человек учеников, что в тогдашнее невежественное время было чрезвычайно трудно. Это была первая в Восточной Сибири духовная школа, на базе которой впоследствии возникла известная в России Иркутская духовная семинария
ж) аскетическая жизнь святителя Иннокентия
Святитель Иннокентий жил очень скромно и мало того, в нечеловеческих условиях. Ему приходилось перебираться от города до монастыря около 8 верст по дурной, болотистой дороге, но кроме того переправиться через реку Ангару. Особенно трудно это было делать весной и в осеннюю непогоду, так как эта дорога становилась непроходимою , а между тем святителю Иннокентию очень часто приходилось бывать в Иркутске. Вследствие этого, святитель вынужден был хлопотать перед светскими властями об отведении для него в городе постоянного помещения. Но светские власти не сочли нужным удовлетворить вполне законные желания святителя, и он ещё более года продолжал переносить неудобства. Такое же стеснение терпел святитель и в содержании. На первых порах святителю было положено всего 104 рубля 42 копейки в год. На эти скудные деньги он должен был содержать архиерейский приказ, певчих и 12 человек свиты, которая была назначена вместе с ним в Китай и теперь осталась также в Иркутске. Потом в продолжение трёх лет он получил ещё 4000 рублей, но тут вскоре начались пререкания со стороны местных чиновников, и святитель должен был довольствоваться мягкой рухлядью, которую ему единовременно выдали по распоряжению из Петербурга.
III.Смерть святителя Иннокентия и чудеса после смерти
Суровый сибирский климат разрушал слабое здоровье святителя Иннокентия, и он скончался, не доживши до преклонного возраста. Перед смертью святитель провёл три дня в молитве на могиле Герасима; затем за один день до кончины он попросил братию монастыря и городское духовенство также помолиться о себе.
27 ноября 1731 года Иннокентий Кульчицкий скончался в иркутском Вознесенском монастыре и был похоронен в кирпичном склепе под алтарем Тихвинской церкви, находившейся на территории монастыря. Епископом Иркутским и Нерчинским он прослужил всего четыре года. Однако за это время в Иркутске были построены две каменные церкви и шесть деревянных, а также были открыты школы для детей всех сословий.
С тех пор, народ начал во множестве стекаться ко гробу святителя. Люди, с верою обращавшиеся к нему, стали получать чудотворную помощь.
С 1766 года по 1800-й именем Иннокентия совершалось 76 чудес, о которых сохранились достоверные известия.
1783 года 11 июня в Вознесенском монастыре вспыхнул страшный пожар. Деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святителя Иннокентия, вся была объята пламенем. Собравшийся народ с ужасом ожидал, что церковь погибнет вместе со своим драгоценным сокровищем. Тогда присутствующие стали умолять епископа Михаила, вместе с другими прибывшими на пожар, чтобы он разрешил вынуть из пещеры мощи угодника Божия. На это святитель заметил: "...вы думаете человечески спасти тело от огня. Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь". После этих слов огонь ослабел, и Тихвинская церковь осталась целой, с легко обгорелыми снаружи стенами.
В 1783 году в городе Якутске жил первой гильдии купец Павел Сергиев Лебедев. Он переломил себе ногу и лежал больной с опасностью для жизни. Однажды в полночь он видит, что к нему в спальню вошел какой-то архиерей с посохом и сказал: "Проси, проси помощи у епископа Иннокентия, погребенного в Иркутском Вознесенском монастыре". На первый раз купец не обратил внимания на видение. Заснувши вторично, он снова видит того же архиерея, который стал упрекать больного за неверие и ударил жезлом в пол. Пробудившись, купец заметил на полу след от удара и уверовал. В ту же ночь святитель явился купцу в третий раз, и больной получил исцеление. На другой день он мог уже ходить без костыля.
IV.Наследие Иннокентия Кульчицкого
1. Поучения
Святитель Иннокентий неоднократно обращался к своей пастве со словом поучения. В своих проповедях он грозно вооружался против пороков и кротко увещевал своих слушателей исполнять заповеди Божии, и призыв святителя не оставался без ответа. Его мудрое и отеческое слово глубоко западало в сердца слушателей. Множество народа стекалось, чтобы послушать его поучения. Вот некоторые из них. В одном из своих поучений святитель ясно и просто излагал правила благочестивой жизни, я приведу лишь выдержки из поучений святого:
2. Второе обретение мощей святителя Иннокентия Иркутского
Сотни тысяч паломников со всей России и из-за рубежа притекали на поклонение Святителю вплоть до начала 20-х годов XX века. В начале 20-х годов нашего века во время жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, поругания русских национальных святынь мощи тайно были увезены в неизвестном направлении. После долгих тщательных поисков они были найдены в одном из подсобных помещений Ярославской церкви Николы. Медицинское освидетельствование в августе 1990 года подтвердило их подлинность. 2 сентября 1990 года в Иркутск из Ярославля были доставлены нетленные мощи великого угодника Божьего Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Более 14 лет мощи Чудотворца Иннокентия находятся в Знаменском кафедральном соборе Иркутска. Но 220 лет назад, когда покоились они еще в Вознесенском монастыре, было удивительное пророчество в сонном видении действительному статскому советнику иркутянину Ивану Никитичу Корюхову, человеку глубоко религиозному, известному всему городу своим благочестием и трудолюбием. С января 1785 года, будучи 25 лет от роду, Иван Никитич тяжело болел. Положение было настолько плохим, что в течение многих месяцев усердно лечившие его врачи так и не сумели изменить что-либо к лучшему. Безнадежно больной обратился с молитвами к Святому Угоднику. 6 августа 1785 года днем изнуренный больной уснул и увидел гробницу Святителя в Предтечевском приделе Иркутской Владимирской церкви, и подумал сновидец, что не на своем месте находится гробница, нужно перенести ее в Иркутский Знаменский монастырь. Вошел в то же время в церковь человек благородного происхождения и соглашается помочь Корюхову перенести гробницу. Вынесли они ее и поставили на улице против церковного крыльца. Были в этом необычном сне и другие тайные знамения. Сам же Корюхов после того, как проснулся, получил значительное облегчение в своей болезни. А спустя два года выздоровел совершенно. Промыслительно возвращение мощей святителя Иннокентия, великого молитвенника и угодника Божия в Иркутск в столь тяжелые для России времена, Небесный Покровитель предстательствует за нас перед Богом.
Верим, что заступничество Святого за нашу жизнь не иссякнет, если мы будем крепко стоять друг за друга, любить Бога и ближних своих, болеть за родную страну, быть верными православию.
Список литературы:
1.Анатолий Сирин «Необоримая стена», Иркутск 2000
2. Святитель Иннокентий, житие, акафист, издание подготовлено к 200-летию обретения мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского, чудотворца
3. Официальный приходской сайт Православный приход храма святителя Николая Мирликийского г.Слюдянка
4. сайт миссионерско-апологетического проекта «К истине»
5. сайт храма Покрова Божией Матери г.Тулуна
6. Седмица. RU церковно-научный центр «Православная энциклопедия» по Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №50 г. Слюдянки » Иркутской области IV научно-практическая конференция « Чтения Наума Грамотника » ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Слово о святителе Иннокентии Иркутском Раздел « Краеведение » Выполнила: ученица 9 класса Айнур Багирова Руководитель: учитель русского языка и литературы М. ОШарова. г. Слюдянка 2020 г.Слайд 2
О великий Христов угодниче, милостивый наш наставниче, мудрости сокровище, правоверия учителю, архиеерев похвало, безпомощных заступниче, отче наш иерарше Иннокентие, моли Бога о нас.
Слайд 4
,
Финист - Ясный сокол
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Мост Леонардо
Как нарисовать китайскую розу
Фильм "Золушка"