К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Вложение | Размер |
---|---|
vy_smotreli_.docx | 15.49 КБ |
Вы смотрели в глаза тех детей?
Говорят, что по глазам можно «прочитать» душу человека, его мысли и желания. Конечно, это сделать нелегко, но давайте попробуем. Я приглашаю Вас, мой читатель, перелистать страницы блокадного Ленинграда и заглянуть в глаза его жителей. Полные тревоги и желания жить, глубокие, бездонные глаза.
Ленинград находился в окружении захватчиков почти девятьсот дней. Из двух с половиной миллионов жителей за время блокады только от голода умерло более шестисот тысяч человек. Запаса продуктов в осаждённом городе оказалось совершенно недостаточно для проживания, и это привело к голоду. Жители города падали в голодные обмороки прямо на улицах. Холодным дыханием смерть обжигала невинных стариков, женщин, детей. Зима 1941-1942 годов была чрезвычайно холодной. Морозы в городе стояли с октября по апрель и были сильнее, чем в предыдущие годы. Взрослые и дети мужественно боролись со всеми тяготами, выпавшими на их долю.
Режиссёр фильма "Крик тишины" Владимир Потапов рассказывает историю девочки, которая смогла выжить в блокадном Ленинграде и спасти жизнь умирающему соседскому мальчику. Она нашла его в пустой квартире. Митя уже не мог ходить, настолько он был обессилен. Он смотрел на неё молча, пустым безжизненным взглядом, а Катя так же молча спасала его и свою жизнь. Я заметила интересную вещь. Эту девочку на первом кадре мы видим с книгой в руке. Потом она исполняет песню для раненых в госпитале, мальчику она наизусть читает стихи Корнея Ивановича Чуковского. Может быть, произведения искусства помогли этой девочке не отчаиваться в трудную минуту? Может быть, именно они помогли ей сохранить человеческое тепло в душе?
Я обратила внимание на то, что для многих детей-ленинградцев была характерна тяга к искусству и думаю, что именно искусство было лекарством для их искалеченных душ. Воспитанница Тобольского детского дома Г.М.Раковая, в девять лет оставшаяся сиротой вспоминает: «Усталые, отрепанные и несытые, мы пели свои песни- про Катюшу, про Железняка и Каховку». Пели и каждой своей клеточкой верили, что совсем скоро закончится эта страшная война, которая своим грубым сапогом прошлась по их детским судьбам, закончится.
«Ленинградцы по общему развитию отличались от наших ребят в лучшую сторону, они много читали художественной литературы. Была развита художественная самодеятельность, особенно любили читать стихи Некрасова, Пушкина, ставить сценки из сказок и произведений советских писателей и поэтов»,- вспоминают сотрудники Тобольского детского дома Мария Фёдоровна Распопова и Мария Васильевна Савина. Для ребят организовывались экскурсии в театр, музей, по окрестностям дома отдыха. Ленинградцы ставили представления в тканевом театре. Для этого достаточно было подвижных пальцев, листа бумаги и керосиновой лампы. Света она давала мало, а тени - много. Был организован собственный драматический кружок. Когда ставили "Сына полка" девочек гримировали под мужчин, получалось очень похоже. В репертуаре хора было свыше 100 русских и польских песен. Силами драмкружка были поставлены танцы, опера «Праздник цветов». Костюмы, сделанные из марли и бумаги, выглядели ярко, красочно. Ребята ожили, окрепли, обогрелись.
Сибиряки жалели маленьких ленинградцев и относились к ним как к родным детям. Помогали чем могли, тёплыми носками, куском послаще, добрым словом. Появлению почтальона всегда радовались и воспитанники и воспитатели. Надеялись, что найдутся чьи-то мама и папа, бабушка или дедушка.
Случались и свои беды: погибла тётя Паня. Она пекла для детдомовцев хлеб и ребятишки называли её «хлебная мама». На её похоронах плакали горько и безутешно.
Сами пережившие много горя, ребята старались помочь чем-то помочь тем, кто в этом нуждается. Они работали на полях, ухаживали за лошадями. Шефствовали над госпиталем, давали раненым концерты. Ближе к окончанию войны жизнь совсем направилась, даже кино начали привозить. В помещении пожарной, где его крутили, собиралось много людей - каждый такой сеанс становился настоящим праздником.
Сотрудники детского дома прекрасно понимали, что искусство имеет особое значение, под его влиянием могут пробуждаться очень яркие чувства, обогащающие и формирующие нравственный мир ребёнка, и давали ребятам возможность соприкоснуться с его волшебным миром.
Я особенно ощутила роль искусства тогда, когда ближе познакомилась с историями детей- ленинградцев. Теперь я понимаю, почему воспитанникам прививалась не только любовь к труду, но и чувство прекрасного, стремление к красоте, духовному обогащению. Ради сияния счастливых глаз. Ради человеческой теплоты. Ради мира на Земле!
декабрь 2020 Красноглазова Виктория
Прекрасное далёко
Басня "Две подруги"
Ах эта снежная зима
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Что такое музыка?