Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 93.51 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.32 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117»
Информационно-познавательный проект
«История на страницах художественных произведений»
Автор проекта: Черепанова Надежда, ученица 9 Б класса МБОУ СОШ №117
Наставник проекта: Басюк Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Снежинск
2022 г.
Содержание
Введение
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
2.2. Обработка данных
2.3. Продукт
Заключение
Список литературы и веб-сайтов
Введение
История России увлекательна и разнообразна, а изучать её можно не только на уроках истории в школе и по различным энциклопедиям, но еще и по литературным произведениям. Русская история являлась одной из центральных тем в произведениях наших классиков. Например: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Ю. Лермонтов «Бородино», А. Т. Твардовский «Василий Теркин», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Астафьев «Веселый солдат», «Тарас Бульба» Гоголя, «Тихий Дон» Шолохова, «Двенадцать» Блока, Валентин Иванов «Русь изначальная», Михаил Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Произведения художественной литературы являются одним из важных источников для знакомства с историческим прошлым и одним из лучших средств нравственного и эстетического воспитания. Литература идет рука об руку с историей.
Цель проекта:
-ознакомить одноклассников с названиями произведений А.С. Пушкина, в которых он обращается к истории.
-выявление исторических основ в произведениях.
-расширить представления моих одноклассников о взаимосвязи истории и литературы.
-заинтересовать учеников в желании читать художественные произведения.
Задачи проекта:
1. Собрать информацию об исторических произведениях А.С. Пушкина.
2. Систематизировать этот материал.
3. Остановится на произведениях А.С. Пушкина, в которых он обращается к историческому прошлому.
3.Провести анкетирование в классе.
4. Работать с информационными источниками (сеть Интернет, книги, анкетирование);
5.Создать презентацию.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Теоретическая часть
Литература неразрывно связана с историей, и это очевидно. Человек с детства связан с историей страны, где он живет. Окружающие события влияют на всех, в том числе и на авторов. Во всех произведениях исторические события становятся не фоном действия, а основным сюжетным двигателем. Все события являются судьбоносными как для основных действующих лиц, так и для всего народа. Поэтому художественное произведение — это отражение эпохи и событий, в которых живёт автор, его восприятие событий. Одной из характерных черт русской литературы являлся интерес авторов к историческому прошлому народа и своей страны. Нельзя достоверно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не изучив пройденного им исторического пути, не поняв, что определило его быт и характер. Здесь вспомним творчество Шекспира, автора эпохи Возрождения — свои произведения он писал на какие-либо исторические темы. Даже если произведение написано не на историческую тему, ему обязательно присущ историзм — реальное отражение характерных черт действительности.
Чем лучше автор понимает эпоху, о которой пишет, тем ярче в его произведении выражается историзм. Например, роман Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Красочно проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других известнейших произведениях русских писателей. Мы остановимся на произведениях А.С. Пушкина. Пушкин в своих произведениях часто обращался к историческим событиям. Историческая тема поднимается в следующих произведениях: «Песнь о вещем Олеге» (одно из первых произведений Пушкина на историческую тему), «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник». Пушкин известен и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачёва», «История Петра» и разнообразные исторические заметки.
Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. «Борис Годунов» был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского» [1] и посвящён периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I [2]. На встрече с императором Николаем I (которая положила конец ссылке) Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова». Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Проблема искушения властью обрисовывается на примере Бориса Годунова, Григория Отрепьева, князя Шуйского, Петра Басманова, Марины Мнишек. Возвышенное начало трагедии сменяется показом напряженных политических интриг, то в стане Годунова, то в лагере его противника, Самозванца - Лжедмитрия. Поэт рассуждает о сущности власти. Кому принадлежит она? Кто ответственен за ее получение, сам государь, или народ, или случай, божественное произведение?
В произведении голос совести проступает через образы старца Пимена, а также юродивого Николки. Что касается обобщенного образа народа, то он показан в целом с такой же спящей совестью, как и у бояр. И лишь в конце произведения, когда совершается убийство сына Годунова, появляется авторская ремарка: «Народ безмолствует». Этой фразой заканчивается трагедия. В этом молчании — вся проснувшаяся совесть и душа народа, через сострадание к невинным жертвам. Это сострадание, которое раньше относилось к убитому царевичу Дмитрию. Теперь оно перенеслось на детей Годунова. После смерти Бориса Годунова, его сына Феодора постигла та же участь, что когда-то царевича Дмитрия. Он убит, невинный ребенок, стоящий на пути очередного предприимчивого властолюбца. Так Пушкин показал возмездие Годунову, свершившееся от лица самой истории. За свое преступление, убийство царского потомка Дмитрия, он расплачивается посмертно гибелью своего сына и прекращением династии.
Таким образом, исторический сюжет вновь позволил Пушкину коснуться больной темы для его единомышленников-вольнолюбцев. Эта тема - царская власть. Насколько она законна? Насколько она совестлива? Какую роль может играть народ в судьбах трона? Существует ли возмездие государю? Все эти проблемы звучали очень громко накануне восстания декабристов.
В этой поэме автор говорит о проблемах, волновавших его во время создания произведения, в 1833 году, например, о взаимоотношениях государства, власти и личности, о несовместимости подчас их интересов. Но “Медный всадник” — поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии.
В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя. Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей. Когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, “горделивый истукан”, “кумир на бронзовом коне”. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города. Создание Петербурга - своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. “Грозный царь” построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие, и терпение народа не вечно.
Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 7 ноября 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.
Поэма собрала множество отзывов критиков, как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью. [3]
С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVII век: эпоха Петра I и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-1774 годов. Основу сюжета романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» составляет – Крестьянская война (Пугачёвский бунт). Александра Сергеевича очень интересовало прошлое России, в частности история восстания казаков на Урале в 1773 году, которое повлекло за собой народные волнения, ставшие причиной масштабного кровопролития. Великий русский писатель ездил в места начала Крестьянской войны, собирал информацию, беседовал со свидетелями событий, изучал архивы времён правления Екатерины II. Объясняется выбор автора данной исторической темы романа «Капитанская дочка». Александр Сергеевич пытался изучить все подробности ужасных событий минувших лет, чтобы постараться подробно изобразить в своём произведении и не допустить их повторения.
По первоначальному замыслу центральной фигурой в нем должен был стать дворянин, поручик Шванвич. Сведения о нем и о подпоручике А.М. Гриневе, арестованного по подозрению «в сообщении со злодеями», но признанного невиновным, Пушкин обнаружил в одном из документов. Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришел к выводу, что дворянство – единственное из всех сословий – осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина-отщепенца превратился бы в такого же героя-одиночку, как Владимир Дубровский, «благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи. (Роман «Дубровский», 1833.) [4]
Пушкин нашел нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачева Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования – мемуарные записки героя, обращенные к внуку («Любезный внук мой Петруша…» – так начинался черновой набросок вступления). Зимой 1834/35 года возник новый вариант произведения: в нем появилась историко-бытовой материал и любовный сюжет. В 1835-1836 годах менялись сюжетные линии, фамилии героев. Так, прообраз будущего Гринева Башарин, стал Валуевым, потом Буланиным (эта фамилия осталась в «Пропущенной глава»), и только на последнем этапе работы Пушкин назвал героя Гриневым. Его антипод Швабрин, сохранивший некоторые черты дворянина-изменника Шванвича, появился тоже в окончательной редакции. Рукопись была переписана набело самим Пушкиным 19 октября 1836 года. В конце октября, уже после того как роман был представлен в цензуру, он получил название «Капитанская дочка». [5]
Описанные события происходят в конце 18 века. Для придания роману правдоподобности, Пушкин пишет его в форме воспоминаний главного героя, который был непосредственным участником Крестьянской войны. За время развития действия Пётр Гринёв взрослеет и морально совершенствуется, у него полностью меняются ценности и нравственные идеалы. Сложная жизненная ситуация сделала из беспечного мальчишки настоящего мужчину, сумевшего сохранить честь и мужество, пережив тяжёлые испытания. Отец Петра Гринёва восклицает: «От этого разве мне легче? Не казнь страшна; пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым». На молодого офицера автор показал, как может измениться человек под влиянием страха за свою жизнь и жизнь своих близких.
Пугачёвское восстание – это всего лишь один из примеров, насколько легко и быстро может подняться русский народ для борьбы за свою идею, и усмирить его после этого мирным путём невозможно. Для разрешения подобного конфликта необходимо пролитие большого количества крови и в романе «Капитанская дочка» погибает много людей, в том числе и невинных. Автор считает, что основной причиной озлобленности русского народа является крепостное право. Угнетённые люди хотят только одного – свободы, и согласны идти за любым, кто им это пообещает.
А.С. Пушкин никого не оправдывает и не обвиняет, он просто описывает происходящие события, выступая в роли наблюдателя. Роман «Капитанская дочка» можно назвать историческим не только потому, что сюжет разворачивается на фоне реальных исторических фактов, а ещё из-за того, что автор описал жизнь всех слоёв общества во время правления Екатерины II. Наблюдая за жизнью родителей главного героя, мы можем увидеть быт дворян среднего класса, которые преданы своей родине и ставят понятие чести превыше всего. Образы членов семьи Мироновых рассказывают о жизни провинциального дворянства, далёких от светских развлечений и городской суеты. Они живут тихо, спокойно, по совести, но найти общий язык с крестьянами, как и Гринёвы, не могут. Преданный слуга Савельич во многом не согласен со своими господами, но любит молодого барина всем сердцем и остаётся верным ему до конца. Крестьяне той эпохи разделились на две группы – одни остались служить своим хозяевам, а другие восстали против крепостного права и господствующего слоя общества в целом. Они слепо шли за Пугачёвым в надежде о лучшей судьбе, не замечая обмана. Многие критики считают роман «Капитанская дочка» лучшим произведением русской литературы, которое сумело объединить в себе литературный вымысел и историческую реальность. Только такому великому и талантливому писателю как Александр Сергеевич Пушкин удалось справиться с подобной задачей.
В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина: « ...Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне...», «...И пращ, и стрела, и лукавый кинжал. Щадят победителя годы…».[6] Здесь также проявляется историческое осмысление. Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.
То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.
А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега[7] является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв[8] предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти. Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении исторические представления во времена правления князя Олега.
2.1. Результаты анкетирования, беседы
Познакомившись с произведениями Пушкина, мне захотелось донести эту информацию и до своих одноклассников, расширить их знания об изучаемых произведениях. Сначала, я провела презентацию.
На основании данных анкетирования среди учащихся 9 «Б» класса (в количестве 25 человек), на вопрос «Вам нравится читать?» многие ответили (54%), что «нет». На этом можно выявить проблему ко всем вопросам, которые я задавала ребятам.
На вопрос «Предпочитаю читать…» можно сделать вывод о том, что, к сожалению, классическую литературу читают 27% школьников и историческую 19%, а более 54% предпочитают чтение продукции массовой культуры (фэнтези).
На вопрос «Вы читаете книги в свободное время?» к сожалению, ответили, что 45% старшеклассников не любят читать, а более 30% читают только к уроку литературы. По мнению подростков читать нужно только к уроку литературы. То есть, некоторые подростки не представляют, насколько важно регулярное чтение книг.
Данная исследовательская работа помогла сделать следующий вывод: современные подростки мало уделяют времени чтению, предпочитают классическим и историческим произведениям чтение «фэнтези». Использование художественной литературы способствует решению образовательных задач, помогает понять сущность изучаемой эпохи, почувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. Поэтому я решила помочь заинтересовать одноклассников чтением художественных произведений, основанных на историческом прошлом. Я подготовила презентацию с наиболее интересными и знакомыми многим произведениями, которые я прочитала сама и могу им порекомендовать.
Заключение
В результате проделанной мной работы, я пришла к следующему выводу: литература и история не могут существовать отдельно друг от друга. Они с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю материал для размышлений. Использование истории в художественных произведениях в школе помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать особенность исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. Картины прошлого заставляют вызвать эмоции такие как: переживание, ненависть, восхищение, сочувствие. Благодаря этому формируются жизненные идеалы. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. Некоторые могут не замечать историю на страницах художественных произведений, поэтому своим проектом я постаралась показать одноклассникам, миру несколько произведений, в которых затрагивается история нашей страны. Я считаю, что презентацию моего проекта «История на страницах художественных произведений» можно использовать как на уроках литературы, истории.
3. Список литературы и веб-сайтов
Словарь:
Слайд 1
г. Снежинск Информационно-познавательный проект «История на страницах художественных произведений» Подготовила: Черепанова Надежда, ученица 9Б класса Руководитель : Басюк Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель проекта: -ознакомить одноклассников с названиями произведений А.С. Пушкина, в которых он обращается к истории. -выявить исторические основы в произведениях. -расширить представления моих одноклассников о взаимосвязи истории и литературы. -заинтересовать учеников в желании читать художественные произведения. Задачи проекта: 1. Собрать информацию об исторических произведениях А.С. Пушкина. 2. Систематизировать этот материал. 3. Остановиться на произведениях, в которых А.С.Пушкин обращается к историческому прошлому. 3.Провести анкетирование в классе. 4. Работать с информационными источниками (сеть Интернет, книги, анкетирование); 5.Создать презентацию. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Цели и задачи:
Слайд 3
Содержание Введение Теоретическая часть 1.1. Взаимосвязь истории и литературы. 1.2. Историческая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». 1.3. Человек и история на страницах поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина. 1.4. Исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1.5. Летописный источник баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Практическая часть 2.1. Анкетирование 2.2. Обработка данных 2.3. Продукт Заключение Список литературы и веб-сайтов
Слайд 4
Этапы работы Познакомилась с именами писателей, которые обращались к истории прошлого нашей страны в своих произведениях. Систематизировала материал, выбрала произведения, на которых можно остановиться. Выбрала писателя (А.С. Пушкин) творчество, которого изучила подробнее. Провела анкетирование. Написала бумажный вариант проекта. Создала презентацию и продукт по выбранной теме.
Слайд 5
Вопросы для анкетирования 1. Вам нравится читать ? А) очень Б) нравится В) не нравится 2. Предпочитаю читать.. А) фэнтези Б) классическую литературу В) историческую литературу 3. Вы читаете книги в свободное время ? А) нет Б) только к урокам литературы В) читаю
Слайд 6
Результат анкетирования 3. Вам нравится читать ? А) очень Б) нравится В) не нравится
Слайд 7
Результат анкетирования Предпочитаю читать.. а) фэнтези б) классическую литературу в) историческую литературу
Слайд 8
Результат анкетирования 2. Вы читаете книги в свободное время ? А) нет Б) только к урокам литературы В) читаю
Слайд 9
Выводы к диаграммам Данная исследовательская работа помогла сделать следующий вывод: современные подростки мало уделяют времени чтению, предпочитают классическим и историческим произведениям чтение «фэнтези». Использование художественной литературы способствует решению образовательных задач, помогает понять сущность изучаемой эпохи, почувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. Поэтому я решила помочь заинтересовать одноклассников чтением художественных произведений, основанных на историческом прошлом. Я подготовила презентацию с наиболее интересными и знакомыми многим произведениями, которые я прочитала сама и могу им порекомендовать. .
Слайд 10
Александр Сергеевич Пушкин и его произведения, в которых затрагивается история России Литература неразрывно связана с историей, и это очевидно. Человек с детства связан с историей страны, где он живет. Окружающие события влияют на всех, в том числе и на авторов. Во всех произведениях исторические события становятся не фоном действия, а основным сюжетным двигателем. Все события являются судьбоносными как для основных действующих лиц, так и для всего народа.
Слайд 11
Историческая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. «Борис Годунов» был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящён периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. Историческая трагедия позволила Пушкину коснуться больной темы для его единомышленников-вольнолюбцев. Эта тема - царская власть.
Слайд 12
Человек и история на страницах поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина Пушкин сумел уместить и размышления Петра на берегу Невы «На берегу пустынных волн», и описание Петербурга, и сцены наводнения 1824 года, и историю любви Евгения и т.д. Поэма собрала множество отзывов критиков, как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.
Слайд 13
Исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Основу сюжета романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» составляет – Крестьянская война 1773-1775 годов (Пугачёвский бунт). Многие критики считают роман «Капитанская дочка» лучшим произведением русской литературы, которое сумело объединить в себе литературный вымысел и историческую реальность. Только такому великому и талантливому писателю как Александр Сергеевич Пушкин удалось справиться с подобной задачей.
Слайд 14
Летописный источник баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1822год. Южная ссылка. Пушкин создает балладу, обращаясь к далекой старине. Действия баллады происходят в Древней Руси. Князь Олег - реально существующее лицо. Он был преемником Рюрика на Новгородском престоле. Основная тема баллады — поэтическое осмысление одной из теорий гибели князя Олега.
Слайд 15
Заключение В результате моей работы, я пришла к выводу: литература и история не могут существовать отдельно друг от друга. Они с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю материал для размышлений. Использование истории в художественных произведениях в школе помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать особенность исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. Картины прошлого заставляют вызвать эмоции такие как: переживание, ненависть, восхищение, сочувствие. Благодаря этому формируются жизненные идеалы. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. Некоторые могут не замечать историю на страницах художественных произведений, поэтому своим проектом я постаралась показать одноклассникам, миру несколько произведений, в которых затрагивается история нашей страны. Я считаю, что презентацию моего проекта «История на страницах художественных произведений» можно использовать как на уроках литературы, истории.
Слайд 16
Словарь: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_государства_Российского [1 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/Лжедмитрий_I [2] https://school1208.ru/raznoe/mednii-vsadnik-kratkii-analiz-proizvedeniya.html [3 ] Ф. Е. Соловьева, Уроки литературы 8 класс. Москва «Русское слово» 2012. [4], [5] https://www.culture.ru/poems/5485/pesn-o-veshem-olege [6 ] https://biographe.ru/politiki/veshiy-oleg/ [7] https://славяне.сайт/slavyanskie-volxvy/#:~:text=Славянские%20волхвы%20(др.-рус.%20вълхвъ%20«кудесник%2C,магической%20практики%20которых%20было%20слово [8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Годунов_(трагедия) Список литературы и веб-сайтов
Слайд 17
г. Снежинск Информационно-познавательный проект «История на страницах художественных произведений» Подготовила: Черепанова Надежда, ученица 9Б класса Руководитель : Басюк Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Ручей и камень
Зимний дуб
Рисуем "Ночь в лесу"
Как нарисовать небо акварелью
Как я избавился от обидчивости