Почему необходимо изучать историю забытых деревень и сёл? Я думаю, что знание своих корней, малой родины, истории отцов и дедов поможет не только восставить историческую память, но и решить проблемы бездуховности, безнравственности.
Ежегодные встречи односельчан – пример культуры общения людей разных поколений, бескорыстной помощи в трудную минуту и чуткого сердечного внимания друг к другу..
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_nesushchestvuyushchey_derevni.docx | 164.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мигнинская СШ» имени Полного Кавалера ордена Славы
Юферова Григория Прокопьевича
Направление работы: ИСТОРИЯ И КАЕВЕДЕНИЕ
Тема: НЕЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ
«НОВО – ТРОИЦК»
2021
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………..3-4
I. Незабытая деревня «Ново – Троицк»
1.1Зарождение деревни……………………………………………………….5-6
1.2.Дары природы и ремесла…………………………………………………6-8
1.3 Приусадебные хозяйства………………………………………………….8-9
1.4 Белогвардейский террор в период гражданской войны………………..9
1.5 Колхоз «Горный перелом»……………………………………………….10-11
II. Великая Отечественная война
2.1Время испытаний…………………………………………………………13-14
Заключение…………..…………………………………………………….......16
Список используемой литературы…………………………………………..16
Приложение
Только та страна,
в которой люди помнят о своем прошлом,
достойна будущего.
(Народная мудрость)
Историю должен знать каждый, ведь тот, кто не знает истории, обречен на безвестность. Мне интересна история родного края, история несуществующей деревни Ново-Троицк, малой родины моего отца. Сейчас старшие члены моей семьи являются хранителями Памятной доски на месте бывшей школы ушедшей в небытие деревни. Я уверена, что люди и события той поры достойны внимания, поэтому просто необходимо оглянуться назад, всмотреться прошлое народа, народа труженика, народа Победителя. Из школьного курса истории мы имеем отрывочные представления о жизни наших предков в то далёкое непростое время даже в масштабах страны. А ведь малая родина наша – часть России, государства с древней историей и героическим прошлым.
Передо мной возникла проблема: когда возникла деревня Ново-Троицк, кто её основатели, чем занимались, какой вклад в Победу внесли её жители? Этим было продиктовано желание узнать от живых свидетелей того времени историю несуществующей деревни и познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. Так было выявлено противоречие между недостаточно детальным изучением прошлого моих земляков и желанием глубже узнать историю малой родины моих предков.
Отсюда цель моей работы:
восстановить и сохранить историю деревни Ново-Троицк, углубить и расширить свои знания об истории России на основе судеб земляков.
Задачи:
собрать и проанализировать воспоминания, документы, необходимые источники и литературу, связанные с данной темой;
- рассмотреть вклад односельчан в Победу;
-систематизировать полученные сведения.
Предмет исследования: история несуществующей деревни
Объект исследования: жители деревни Ново-Троицк, их трудовой и воинский подвиг.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что отсутствие сохранения истории забытых деревень ведёт к бездуховности, нарушению взаимопонимания между «отцами» и «детьми».
Актуальность данной темы заключается в важности сохранения памяти как первоисточнике преемственности поколений. Самоотверженный труд, преданность Родине могут служить примером для молодого поколения. Стойкость, патриотизм, активная жизненная позиция, взаимопомощь и взаимовыручка – объект гордости и пример для подражания.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, уроков Мужества, тематических классных часов и внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только тем, кто непосредственно знаком с этими людьми, но и другим людям, так как это является частью истории нашего Отечества.
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
- изучение материалов школьного музея, информационных источников сельской библиотеки, фотографий и документов семейных архивов родственников
- систематизация;
- обобщение.
II. Практические:
- поиск;
-опрос;
- описание;
- сопоставление;
- анализ;
- осмысление.
1.1 Зарождение деревни
Ново – Троицк, Ермаковского района, Красноярского края - малая родина моего отца, Елизарова Петра Деревня прекратила свое существование полвека назад, но бывшие жители, их дети и внуки ежегодно съезжаются на родное пепелище в православный праздник Святой Троицы почтить память предков.
На примере этой небольшой деревни можно узнать все этапы истории нашей страны. Первые жители села Ново-Троицк – переселенцы из Тульской губернии. В неведомую Сибирь вели крестьяне обозы из нескольких лошадей в поисках лучшей доли, свободных земель (Приложение 1, фото.1)
Шли долго, иногда по три, четыре года. На зиму останавливались вблизи деревень, попадавшихся по пути, устраивались на работу, чтобы заработать на самое необходимое (хлеб, соль), а с весны шли дальше. Придя в Ермаковскую волость Енисейской губернии в средине лета 1876 года, община остановилась в деревне Мигна на очередную зимовку. Первыми пришли семьи Бородкиных, Горшковых, Климачёвых, Пимоновых, Хлебниковых, Ермаковых, Щербаковых, Кузнецовых.
Жители с. Мигна хорошо встретили переселенцев: каждый хотел приютить их на зиму в своём доме. Особенно были гостеприимными семьи Карповых и Чирковых. Переселенцы не остались в долгу перед мигнинцами. Они помогали им в крестьянских работах: пахать землю, сеять и убирать хлеб, заготавливать сено, дрова, пасли скот. Эта взаимопомощь продолжалась и в последующие годы.
Занимаясь промыслом в тайге, мужчины наткнулись на огромные, свободные от леса лога с сочной высокой по пояс травой, пригодной для пастбищ и покосов. Судя по траве, было ясно, что почвы тут плодородны и пашня будет тоже отличная. С гор несли свои чистые воды две небольшие речушки, которые в итоге сливались в одну– «Средний Бараксан». Это место очень понравилось, здесь было принято решение и обосноваться. Для зимовья выкопали полуподземные землянки, заготовили для скота сено, принялись разрабатывать землю. (Приложение 1, фото 2)
Всю зиму занимались заготовкой леса для постройки изб, валили и распускали лес ручными пилами. С лесом проблем не было, как говорится, было из чего выбирать. Прямо за огородами стояли высокие сосны и берёзы, чуть дальше в тайгу они сменялись кедрачами и ельниками, среди которых попадалась крепкая лиственница.
К весне срубы были готовы, а в праздник Святой Троицы состоялось заселение, поэтому и деревню решили назвать Ново - Троицк.
Увеличивалось количество дворов, осваивались новые земли. Лога, пригодные под сенокосы и пастбища, равнины и горы распределялись по семьям и получали их фамилии. Так появились Самсонов, Пимонов, Баженов, Алексеев, Дорофеев лог, Шикалова гора. Дальше горы шли грядами, а между гор лога: Первый, Второй, Третий, Четвёртый, Пятый. И со всех логов текли ручьи, которые всё лето питали речку.
Постепенно Ново – Троицк превратился в большое село с двумя широкими улицами в два километра длиной. В 1911 году население деревни составляло уже 747 человек. (Приложение 1, фото 3; 4 а,б).
Позже построили магазин, две начальные школы, клуб, библиотеку, контору колхоза «Горный Перелом», зерносклад, фермы для скота, кузницу. (Приложение 1, фото 5).
1.2. Дары природы и ремёсла
Вспоминает Глинская (Семёнова), что не только в первые годы переселения, во время войны, но и после приходилось много трудиться.
Нужно было восстанавливать страну после гитлеровского нашествия. Налоги государству были большие. С каждого двора в год необходимо было сдать государству: 1000 литров молока, или 25 кг сливочного масла; 1000 куриных яиц; шкуры овец и свиней. Молодым нужно помнить, что пришлось испытать и не пасть духом старшему поколению.
Выделкой кожи занимался дед Тихан. У него в избушке стояли кадки с водой, там он мочил кожу, мял, сушил, а потом из неё шили бродни.
Обувь шил дед Гаврил. Тихими зимними вечерами он садился на маленькую скамеечку перед лавкой. На неё перед собой раскладывал дратву, кусочки кожи, деревянные гвоздики (он сам их делал), ножницы, надевал очки и шил бродни (сапоги из свининой кожи). Обувь в то время купить было негде, магазинов не было, дети ходили босяком.
Поросковия Тимофеевна. вспоминает: «Дети старших классов в школу ходили в Мигну босиком. Однажды, поздней осенью стояла теплая солнечная погода, мы с девчонками босяком пришли из Ново-Троицка в мигнинскую школу. Вдруг погода резко поменялась, подул холодный ветер, и огромными хлопьями пошел снег. Обратно домой со школы нам с девчонками пришлось бежать босиком по снегу».
Очень выручала людей в ту пору тайга. В больших и малых реках этих мест в те годы водилось множество всевозможной рыбы: хариуса, ельца, сороги, налима, щуки. А в реке, которая сама себя хвалит «Оя», расположенной в 10 километрах от Ново-Троицка, водился хозяин рек - могучий таймень, огромные рыбины достигали веса 40 кг и более. Добычу хозяина рек, тайменя, называли в то время не рыбалкой, а охотой. В лесах было много пушных зверей: белки, соболя, колонка, зайца, лисы. Ближе к болотам бродили огромные лоси (сохатые), у вершин гор величаво расхаживали благородные олени (маралы), а грациозные сибирские косули иногда заходили даже в деревню. Из промысловых птиц водились глухари, тетерева и маленькие рябчики, которые ценились больше всех, благодаря своему нежному и вкусному мясу. Позднее сюда запустили норку и бобра, которые прижились в нашей тайге и развелись на горных реках. Ну и, конечно же, за всем этим звериным царством следил хозяин тайги - медведь.
А орехов, ягод и черемши было великое множество! Особенно много было малины, смородины, клюквы, черники, черемухи, калины, рябины, а также грибов лисичек и опят. В урожайный год - их хоть лопатой греби! Грибы и ягоды сушили, в то время не было ни сахара, ни морозильных камер. Одна только клюква, заготовленная поздней осенью, могла храниться в свежем виде до самой весны. Зимой сушеные грибы добавляли в суп, а из сушеных ягод варили компот.
Заготовкой грибов и ягод занимались все, как говорится, и стар и мал. А вот охотниками - промысловиками были не все. Лучшими из них в то время считались: Бородкин Гаврил Степанович, Загатины, Пимоновы. У них были свои охотничьи участки с двумя и более избушками.
Косынкина Тамара Георгиевна вспоминает: «Как сейчас, вижу нашу небольшую комнату с висячей лампой, а дед Гаврил встряхивает шкурки соболя, показывает их своим товарищам. С ними приходилось ему ходить и на медведя. Постоянно в доме были грибы, ягоды, свежая рыба, орехи».
Глинская Поросковия Тимофеевна (Семенова): « Кедровый орех играл огромную роль в жизни людей. Его меняли на сахар, ситец, он шел в уплату налогов государству. За кедровым орехом ходить было далеко, знали дорогу туда только охотники. Весной, когда стаивал снег и обнажал кедровые шишки, упавшие осенью, охотники (проводники) набирали группу людей до 20 человек, в основном это были женщины и дети (время было послевоенное), и уходили почти на неделю в тайгу на заготовку ореха. Нелёгок был этот длинный путь по таёжным береломам, через бурные горные речки да с тяжёлым грузом на слабых плечах.
Ещё одним ремеслом жителей деревни было пчеловодство. Им занимались семьи Аржаковых, Чумичёвых, Осиповых, Спиридовых, Пимоновых, Лариных, Елизаровых.
Пчёл раньше держали в колодах, в то время не было ни рамок, ни ульев. (Приложение 1, фото.7). В колоду селили пчел, они сами отстраивали соты, таскали мед. А осенью пчеловоды забирали мёд у пчёл, и этот процесс называли подрезание мёда, а ни как сейчас – откачивание».
Вспоминает Самсонова Евдокия Арсентьевна: «Дед Борис Чумичёв как на пасеку собирается, поставит бочонок на телегу, и говорит: «Ну, ребятки, поеду мёд подрезать». А уж мы тогда караулим его, как обратно поедет. И пока едет с одного края деревни до другого, всех ребятишек угощает, а кто не успел, ходили к нему домой мед есть.
Был и другой таёжный промысел. По рассказам нашего деда, (вспоминают Елизаровы Леонид Иванович и Петр Иванович), в тайге добывали живицу из сосен (Приложение 1, фото 8), гнали деготь из бересты, из кедровой древесины изготавливали бондарную посуду, а позднее из пихтовых веток стали гнать пихтовое масло, выжигать известь из известкового камня. Дёготь, пихтовое масло и жженую известь сдавали в заготовительную контору с. Ермаковское. Известь жгли на горе с названием «Известковая грива». (Приложение 1, фото 9). Это было очень трудоёмкое и даже опасное занятие
. Богата Ново-Троицкая земля природными дарами, среди них было и золото. До сих пор в верховьях горных рек, рассказывают бывшие жители деревни, можно отыскать замытые водой, осыпавшиеся шурфы, уходящие в глубину до 10 метров, стены которых выложены лиственными бревнами
. 1.3 Приусадебные хозяйства
Огороды у всех жителей деревни были большие, по сорок соток и более. (Приложение 1, фото 13). Вскапывали вручную лопатами. Чего в огородах только не садили: картофель, лук, чеснок, морковь, свеклу, репу, кукурузу, вдоль забора стеной стояли подсолнухи. Даже лён сеяли, во время цветения он украшал всё поле голубыми васильками. При уборке, его вырывали с корнями и расстилали на том же месте. Получались рядочки, похожие на расстеленные половички. Просушив на солнышке, вымачивали в ручье, пропаривали на каменке в бане, а потом мяли на специальной мялке, после чего получали волокно, а кострика (грубые одревесневшие волокна) сыпались вниз. После этой обработки полученное волокно «волосы», необходимо было расчесать, тогда в руках оставалось ровное волокно, а куделя (переплетенные волокна с частями кострики) падала на пол. Из волокна пряли очень тонкие нити. Прялочки не умолкая гремели всю зиму по ночам на кухонке, освещенной лучинами, которые ставили на выступ у русской печи. По воспоминаниям старожилов, в каждом доме был ткацкий станок. Затем ткали нежное полотно. Для этого расстилали вытканное полотно на снег, только после этого оно становилось ослепительно белым. Из него шили простыни, рубахи и вышивали петушками полотенца. А из кудели пряли нити и ткали половики, мешки, шили верхнюю одежду. Работы со льном было очень много. Зато в праздники взрослым и детям было в чем выйти в люди.
1.4 Белогвардейский террор в период гражданской войны
В годы колчаковского белогвардейского террора, в условиях гражданской войны сёла территории будущего Ермаковского района переживали тяжелые времена В ноябре 1918 года крестьяне Ермаковского и многих других деревень числом до 1000 человек приняли участие в Минусинском крестьянском восстании, которое из-за плохого вооружения и организации не сумело взять город Минусинск и потерпело поражение.
Белые казаки узнали, что жители оказывали помощь красным партизанам. Белогвардейцы 7.04.1918 погнали людей из Ново-Троицка в Мигну, некоторые шли босиком, людям даже не дали одеться. Заперли людей в конюшню, хотели сжечь, но потом пожалели. А троих расстреляли. Это: Чуканов Пётр Михайлович, Бирюков Лев Николаевич, Пихенко (имя отчество не известно, отсутствует даже на памятнике). Их расстреляли среди белого дня на глазах у всех жителей. До сих пор на этом месте в Мигне стоит памятник с их именами». (Приложение 1, фото 12)
Помощь и освобождение от белогвардейского террора пришла от партизанской армии Кравченко- Щетинкина. В райцентре с. Ермаковское в настоящее время имеются улицы им. Кравченко, им. Щетинкина, Красных партизан.
1.5. Колхоз «Горный перелом»
Колхоз «Горный перелом» был организован в1929 году. Вступая в колхоз, жители отдавали лошадей, коров, сани, телеги и другое нажитое имущество. За отказ от сдачи в пользование колхоза лошади или коровы грозило серьезное наказание.
Рассказывает жительница Косынкина Тамара Георгиевна.
В колхозе большинство полей располагалось на крутых склонах. Большие площади занимали покосы. На полях выращивали пшеницу, рожь, овес, просо, подсолнечник, коноплю, сахарную свеклу, табак.
Огромные территории занимало конопляное поле, а какое вкусное масло получалось из семян конопли, которое делали в нашем колхозе! Оно намного вкуснее подсолнечного, его нам выдавали на трудодни. Помню, конопляные семена нажарим на сковородке и таскаем вместо семечек в кармане. Осенью все жители деревни работали в конопляном поле, вручную они убирали «Посконь», (это мужские растения конопли, они имели более нежное волокно по сравнению с женскими растениями конопли). Из поскони пряли грубые нитки и ткали материал, мешки, веревки, шили верхнюю одежду.. После уборки поскони, женские растения убирали жатками, для получения семян, из которого делали масло.
Наравне со взрослыми, все дети и подростки пололи посевы, работали на сенокосе, собирали колоски.
Чтобы получить хороший урожай, вспоминают бывшие жители, трудились в полях, вырывая колючий осот, который оставлял на память о себе на ладонях болючие занозы. У многих женщин руки были изодраны до крови. Ребята возили на конях волокуши с сеном к стогам, погоняли лошадей на конной молотилке. Подросткам повзрослее доверяли не только боронить посевы, но иногда и пахоту земли плугами на лошадях. В то время работы хватало всем. Дети, не прятались за спины своих родителей, старших братьев и сестер, не нежились на речке под солнышком, а с детства приучались трудиться на общую пользу. (Приложение 1, фото 16)
В осеннюю страдную пору работа в колхозе не затихала ни днем, ни ночью. Случалось, что ночевать приходилось прямо на току, или в поле, в соломе
Зимой тоже хватало работы. Взрослые заготавливали лес. Из стволов кедра кололи клепку для изготовления бондарной посуды. Возили сено на животноводческие базы, и клепку к бондарной мастерской, рубили тонкие черемуховые стволы для обручей к деревянной посуде. Большим мастером бондарного дела был Пимонов Яков.
В послевоенные годы на плечах женщин лежала тяжелая работа. Они валили лес и на лошадях возили его к деревне, пахали землю, косили и убирали вручную сено, серпами жали и косами косили осенью хлеба, молотили цепами снопы, от чего по округе раздавался музыкальный, красивый звук. (Приложение 1, фото 17)
Хлеб – это золото, а вернее дороже золота, поэтому каждая живая душа заботилась как можно больше получить зерна с каждого засеянного метра земли. Колхозницы работали, соревнуясь, кто больше соток серпом нажнёт за день. Передовиком в этом деле была Елизарова Прасковья, Бородкина Варвара А., Бородкина Ефросинья Фёдоровна, Пимонова Наталья Матвеевна..
Снопы скирдовала другая бригада, у которой были свои обязанности. Работали весь день, который длился от темна до темна. За всю историю колхоза ни разу не оставалось под снег ни одного гектара хлеба. Снопы в молотилку подавали девушки, одни из лучших молодых колхозниц были: Самсонова Катя; Семёнова Катя; Садченко Шура, Самсонова Анна. Зерно свозили к деревне, где у зерносклада в первом логу стояла сушилка. Готовое сухое зерно ссыпали в склады. Постоянным сторожем был Елизаров Петр. Он жил в избушке, которая стояла посреди амбаров.
Позднее, когда в деревне открыли магазин Алексеев Александр Петрович работал продавцом, в колхозе он работать не мог из-за ранения, полученного на войне. Каждый из участников войны нашёл своё место в мирной жизни деревни. Это они восстановили страну из пепла.
Колхозное сено косили вручную, косами-литовками, которые целый день отбивал старенький дедушка. Позже, в 50-е годы появились трактора и зерноуборочные комбайны: прицепной «Сталинец», а вскоре его заменил самоходный СК-3. (Приложение 1, фото 18, 19, 20). Жители во время уборки ходили держать верёвками комбайн, чтобы он не опрокинулся во время переезда с одного поля на другое, поскольку все поля располагались на крутых склонах.
II.Великая Отечественная война
2.1 Время испытаний
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.. Она коснулась почти каждой семьи в Ново – Троицке. Более сотни человек односельчан не вернулись с полей сражений. Уходили на фронт по призыву и добровольно. Так, например, Садченко Дмитрий, Ермаков П.С. добровольно ушли на войну мстить за погибших.
Воевали под Ленинградом, на Кубани, на Украине в отряде партизан Ковпака – Горшков Александр Тихонович и другие. С фронта родные получали похоронки, возвращались домой раненые.
Лозунг: «Всё для фронта! Всё для победы!» вызвал мощный трудовой и политический подъём как во всей стране, так и в малой деревне Ново-Троицк. На поля, фермы к станкам встали женщины, дети, старики. Никто не считался с личным временем, а рабочий день длился до 12-15 часов в сутки.
Огромный вклад вносили и дети. Женщины по ночам успевали напрясть из шерсти ниток, а семи, десятилетние девчонки вязали носки, рукавицы для нашей родной Красной армии. А рукавицы надо было вязать по особому, т.е. большой палец и указательный были отдельно от остальных, чтобы солдату было удобно нажимать на курок.
Осенью 1941 года фашисты рвались к Москве и Ленинграду. Нашей стране не хватало оружия, нужен был металл. много металла. Трудно представить, как в семи маломощных колхозах Мигнинского сельсовета (в их числе и Ново-Троицк) сдали государству около 150 тонн металлолома.
Лозунг: «Всё для фронта! Всё для победы!» осуществлялся на деле.
Возвращались домой тяжело раненые. По воспоминаниям в первый день приезда демобилизованного все шли в дом, где вернувшийся с фронта солдат рассказывал о войне с врагом. На второй день все собирались в клубе, слушали песни в исполнении вернувшихся солдат и жителей. Стоя слушали Лаврина Николая Семёновича (ему ампутировали правую ногу) и Ермакова Павла Степановича (ему ампутировали левую ногу. Шла война и Ново-Троицк помогал фронту как мог.
Несмотря на войну в деревне постоянно работал клуб, изба – читальня,
Весной победного 1945 года повсюду царил невиданный трудовой и моральный подъём. Ликовала страна. Ликовали и Ново – Троицкие жители, но большинство семей с горькими слезами на глазах, поскольку похоронки на их родных пришли раньше, чем долгожданная победа.
«Рано утром, 9 мая 1945 года, услышав по радио громкий и родной голос Левитана,- вспоминает Глинская (Семёнова) П.Т. о Победе над фашистской Германией,- все жители деревни выбежали на улицы, наши старушки взяли иконы и молились падая лицом на зелёную траву и заливаясь слезами радости Война принесла не только неисчислимые страдания и материальный урон, война отняла миллионы жизней.
В д. Ново–Троицк похоронки пришли почти во все 100 дворов. А многие получили не по одной, а несколько на семью. Это Бородкины, Баженовы, Денисовы, Дорофеевы, Самсоновы, Шиколовы, Шалопаевы, Федоровы, Савченко и многие другие семьи. Их имена выбиты на памятной плите погибшим войнам в Великой Отечественной войне, с.Мигна (Приложение 1, рис.21)
Фамилии Ново-Троицких воинов погибших в Великой Отечественной войне навсегда запечатлены в КНИГАХ ПАМЯТИ Красноярского края:
2.2 Дружные люди
Какие же дружные у нас были все жители в деревне, вспоминает Глинская (Семенова) П.Т., помогали друг другу и в горе и в радости. Родился у кого-то ребенок, родные и не родные, все несут в корзиночке прикрытой беленьким вышитым полотенчиком зубок (узелок) - калачики, блинчики, булочки, в общем, у кого что есть. Так поддерживали роженицу.
Роды у всех, до и после войны принимала бабушка – повитуха Загатина Лепестинья Андреевна. Она настолько хорошо умела принимать роды, что ни одна роженица не потеряла своё здоровье, ни один ребёнок не погиб. Сама Лепестинья Андреевна умерла в возрасте 80 лет. (Приложение 1, фото 23)
Конечно же, жилось трудно, но мы умели и веселиться и радоваться жизни. (Приложение 1, фото 24)
На работу и после работы ходили с песнями, все праздники проводили вместе. Гуляли редко и только по праздникам. Алкоголиков тогда в нашей деревне не было, а про наркотики и наркоманов и не слыхали. В 1960 году появилось электричество. Стали привозить кинофильмы. Колхозники получили паспорта.
2.3 Укрупнение хозяйств или печальный исход Ново-Троицка
В 1960 году началось укрупнение хозяйств. Колхозы Мигнинского сельсовета объединили в один колхоз им. Ленина. Люди стали разъезжаться из Ново–Троицка, так как закрыли магазин, перевели скот, технику, специалистов в Мигну. Закрыли школы. Дома стали продавать на слом, перевозили в другие сёла. В 1962 году в Мигну переехало 20 семей. Уезжали в Кызыл, Минусинск, Красноярск, Абакан, Танзыбей, Ермаковское, Субботино, Шушенское и другие местности, где до сих пор живут их дети и внуки.
В 1971-1972 годах в Ново- Троицк перестал существовать
Бульдозером сгребли в кучи всё, что осталось от Ново –Троицка и подожгли. Долго, на протяжении нескольких месяцев горел этот костёр, всё сгорело, ничто теперь не напоминает о том, что здесь жили люди, что деревня существовала почти 100 лет. (Приложение 1, фото 25)
В последние годы в связи с усиленной заготовкой древесины, некоторые места изменились до неузнаваемости. Но всё осталось в памяти тех людей, которые здесь жили. (Приложение 1, фото 26)
Ежегодно с 2001 года на праздник Святой Троицы, в то место, где была деревня, съезжаются бывшие жители. (Приложение 1, фото 27)
Они приезжают сюда с детьми и внуками, привозят старенькие потрёпанные фотоальбомы с черно-белыми фотографиями. Делятся друг с другом своими воспоминаниями о прошлой жизни, вспоминают, как работали в колхозе, кто был передовиками труда на колхозных полях и животноводческих фермах, как учились в школе и многое другое. (Приложение 1, фото 28, 29)
5 июня 2011 года состоялась 11 встреча. Она проходила на месте кузницы, где раньше работал Елизаров Василий. На этой встрече работники Мигнинского дома культуры жителей несуществующей деревни порадовали концертом. Встречи в День Святой Троицы незабываемы. Но с каждым годом все меньше и меньше приезжает бывших жителей на этот праздник. Старики уходят, но их дети и внуки хранят воспоминания своих предков и ежегодно продолжают собираться на место бывшей деревни почтить память деревни и её жителей. (Приложение 1, фото 31, 32)
Друг семьи Глинской (Семеновой) Поросковьи Тимофеевны, Дрокин Александр Иванович - историк, краевед написал стихотворение, посвящённое незабытой деревне и её жителям. Перед вами заключительные строки:
В память тех, кто совсем не забыт,
Где родные берёзы и ельник,
Государство, глядишь, учредит
Ещё «День незабытой деревни»
Заключение
В процессе работы, над данным исследовательским проектом, все поставленные цели были достигнуты. Я выяснили, откуда и в каком году пришли люди и организовали деревню, как они жили и чем занимались. Как жили люди в период войны, чем и как помогали фронту, как жили после войны.
Данная работа основана на воспоминаниях бывших жителей, о том, как они жили и работали. Эти знания передаются из поколения в поколение. Историю своего рода, своей малой родины надо знать обязательно, ведь «Тот кто не знает своего прошлого - у того нет будущего».
Деревни Ново - Троицк нет уже с 1972 года, постепенно уходят и люди, стирается память о деревне и её жителях. Но по-прежнему, ежегодно на праздник Святой Троицы, внуки и правнуки бывших жителей, собираются на месте, где была деревня Ново – Троицк, чтобы почтить память своих предков и сохранить историю.
Список использованной литературы
Рисуем домики зимой
Как нарисовать портрет?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Два петушка