В рамках школьной программы на изучение творчества И.А. Крылова времени на детальное изучение недостаточно. Современные сведения о Крылове и его творчестве разрозненны.
Наш проектный замысел – создание учебно-методического пособия, посвящённого Ивану Андреевичу Крылову и его басням, который мы решили наполнить различным материалом.
Предлагаемый проект по басням И.А Крылова способствует развитию речи, памяти, расширению активного словарного запаса, навыков обобщения, интерес к предмету. Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные, птицы, растения, насекомые. Содержание басни легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы. Помогают басни стимулировать умственную деятельность ребёнка, а также оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty.docx | 44.82 КБ |
rabochie_momenty_na_etapah_realizatsii_proekta.docx | 1.38 МБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 10
Основная часть
2.2 Создание иллюстраций 13
2.3. Работа над инсценировкой ............................................................. 14
2.4. Оформление дидактической игры «Найди пару» по басням.
Заключение ................................................................................................ 16
Список литературы 17
Приложения ................................................................................................... 18
Паспорт проектной работы
«Мир басен Ивана Андреевича Крылова»
учащихся 8 класса в составе:
Селькина Инна
Соколов Андрей
учащихся 9 «Б» класса в составе:
Понкратова Елизавета
Нестеров Андрей
Руководители:
Еремина Е.В.,
Иванова Н.С.
В рамках школьной программы на изучение творчества И.А. Крылова времени на детальное изучение недостаточно. Современные сведения о Крылове и его творчестве разрозненны.
Наш проектный замысел – создание учебно-методического пособия, посвящённого Ивану Андреевичу Крылову и его басням, который мы решили наполнить различным материалом.
Предлагаемый проект по басням И.А Крылова способствует развитию речи, памяти, расширению активного словарного запаса, навыков обобщения, интерес к предмету. Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные, птицы, растения, насекомые. Содержание басни легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы. Помогают басни стимулировать умственную деятельность ребёнка, а также оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
Цель проекта: пробудить интерес к басням И.А. Крылова через познавательно-творческую деятельность.. Задачи:
1.Расширить знания по биографии и творчеству И.А.Крылова.
2.Способствовать развитию навыков выразительного чтения, работы над прочитанным текстом, мышления, совершенствовать диалоговую речь.
3.Расширять кругозор .
4.Обогащать словарный запас.
5.Развивать поисковую деятельность.
6.Развивать творческие способности через инсценирование и иллюстрирование басен.
7.Формировать личностные качества доброту, честность, справедливость, трудолюбие, усердие, отзывчивость, благодарность через поступки героев басен, умение работать в коллективе.
8.Воспитывать любовь к литературе и интерес к чтению творчества И.А. Крылова.
Предполагаемые результаты:
Данные формы работы по проекту «Мир басен И.А. Крылова» научат детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать. Послужат действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, обогатят их эмоции, научат прекрасным образцам русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Знатоки интернет-ресурсов | Нестеров Андрей Селькина Инна |
Исследователи биографии Крылова | Соколов Андрей Понкратова Елизавета |
Исследователи исторических параллелей | Нестеров Андрей |
Художники | Понкратова Елизавета Селькина Инна |
Актёры | Нестеров Андрей Селькина Инна Соколов Андрей Понкратова Елизавета |
Ход реализации проекта | Начало практической работы | Деятельность на подготовитель ном этапе | Деятельность на основном этапе | Деятельность на заключительн ом этапе | Результат реализации проекта |
Исследователи биографии Крылова | Подбор источников | Нахождение информации | Систематизаци я найденного материала | Систематизаци я и обобщение | Методическое пособие |
Исследователи исторических параллелей | Отбор басен для анализа | Выделение образов для анализа | Проведение исторических параллелей | Систематизаци я и обобщение | Методическое пособие |
Художники | Выбор басен для создания иллюстраций | Создание иллюстраций | Создание иллюстраций | Дидактическая игра «Найди пару» | Методическое пособие |
Актёры и ответственные за съёмку | Выбор басен для инсценировани я | Распределение ролей, изучение текстов, подготовка костюмов и декораций | Инсценировани е и съёмка | Монтаж видео | Загрузка на сайт |
Знатоки Интернет- ресурсов | Проанализиров ать интернет- данные и определить оптимальный онлайн- конструктор для создания сайта | Определить структуру сайта: название разделов, количество страниц в каждом раздел | Наполнить информацией готовый шаблон сайта | Опубликовать созданный сайт в сети Интернет | Поместить ссылку на сайт в интернет- ресурсах школы (сайт, Facebook, Instagram) |
ВВЕДЕНИЕ
Иван Андреевич Крылов – один из самых любимых писателей в нашей стране. Его все знают, знают героев его произведений. В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, времени на детальное изучение и инсценирование недостаточно.
Наш проектный замысел - это создание учебно-методического пособия, посвящённого Ивану Андреевичу Крылову и его басням, которое мы решили наполнить различным материалом: сведениями из биографии писателя и интересными фактами из его жизни, крылатыми выражениями из басен Крылова, словарём сложных для восприятия современного школьника слов, иллюстрациями к басням, инсценировкой произведений баснописца.
Цель учебно-методического пособия:
- систематизировать информацию о биографии Крылова, истории создания басен;
Задачи:
-выявить трудные для восприятия современного школьника слова, найти их
значение в современных толковых словарях;
Данный проект будет иметь большое значение для учащихся средней школы при изучении творчества И.А.Крылова. Он поможет ученикам в скором и качественном усвоении этого материала, расширить их знания о творчестве великого русского баснописца.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В ходе реализации проекта группа учащихся, занимающихся исследованием биографии Ивана Андреевича Крылова, проанализировала различные источники: книгу Архипова В. А. «И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости», различные Интернет-ресурсы. Учащиеся отбирали материал, отражающий не только точные факты биографии баснописца, но и интересные моменты его жизни, позволяющие понять характер писателя, его увлечения, чувство юмора и многое другое. Исследователи биографии писателя отобрали необходимый материал, систематизировали, отредактировали и подготовили для оформления учебно-методического пособия.
Исследователи исторических параллелей в баснях Крылова выяснили, что многие свои басни Иван Андреевич написал по следам конкретных исторических событий. Большинство басен посвящено Отечественной войне 1812 года. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Обоз», «Щука и кот», «Раздел», «Кот и повар» все без труда узнавали события и действующих лиц. Учащиеся провели исторические параллели и определили прототипов героев басен И. А. Крылова.
В ходе реализации проекта лингвисты работали над трудными для восприятия современного школьника словами. Прежде всего были отобраны басни, в которых писателем были использованы слова, понятные для читателя 19 века, но незнакомые школьнику 21 века. Затем лингвисты составили словарь таких слов, значение которых нашли в современных толковых словарях. Полученный материал систематизировали, оформили в виде таблицы.
Созданию иллюстраций предшествовал выбор басен. Прежде всего были отобраны самые известные и любимые произведения: «Ворона и Лисица»,
«Кот и повар», «Мартышка и очки» и др. Затем были сделаны наброски, следующим этапом стало создание рисунков.
Начальным этапом работы над инсценировкой стал выбор басни. Учащиеся решили прежде всего инсценировать басню, изучаемую на уроках литературного чтения: «Осёл и Соловей», «Свинья под дубом», «Ларчик» и др. Затем распределили роли, создали костюмы, провели пробные репетиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над данным проектом было создано учебно-методическое пособие, посвящённое жизни и творчеству известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Пособие наполнено различным материалом: точные факты биографии писателя, интересными случаями из его жизни, раскрывающими многогранность личности великого русского писателя, работой над лексическим значением трудных «басенных» слов, информацией об исторических параллелях в баснях Крылова, авторскими баснями, иллюстрациями к произведениям, инсценировками. Данное пособие поможет школьникам среднего звена обучения в качественном усвоении школьной программы по литературному чтению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://voskres.ru/school/evtihieva.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Биография И.А.Крылова
Детство. Иван Андреевич родился в Москве 2 февраля 1769 г. в капитанской семье. В 1774 году они перебрались в Тверь, поскольку отец будущего писателя вышел в отставку. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. После кончины отца матушка, которая впала в нищенствование и подрабатывала прислугой у состоятельных людей, умолила местное начальство взять сына, которому было всего 9 лет и который получил домашнее образование, на службу – заниматься переписыванием важных бумаг. Мальчик немало читал, в результате чего в будущем Крылов считался просвещённым человеком того времени.
Первые пробы пера. Новый этап начался в жизни будущего баснописца с момента переезда семьи в Петербург. Крылов, не теряя времени попусту, устраивается работать в канцелярию Казённой палаты. Однако служебные дела не слишком волнуют его. Практически всё свободное время он тратит на литературные занятия, посещения театров, начинает тесно общаться с талантливыми известными актёрами.
Сотрудничество с театром. Биография Крылова И. А. в 80-е гг. - это постоянное сотрудничество с миром театра. За этот период из-под его руки выходят либретто для опер “Кофейница”, “Бешеная семья”, “Клеопатра”, а также комедия, получившая название “Сочинитель в прихожей”. Они позволили Крылову влиться в круг общения литераторов Петербурга.
В конце десятилетия Крылов изъявляет желание попробовать свои силы в сфере журналистики. В журнале “Утренние часы” в 1788 году публикуются его песни, однако они тоже остаются незамеченными. После этого Иван
Андреевич решает заниматься изданием своего журнала (“Почта духов”), который выходит в течение восьми месяцев 1789 г.
Литературная деятельность. С 1790 г. Крылов уходит в отставку, после чего полностью посвящает себя литературной деятельности. В это время биография Крылова И. А. тесно переплетается с жизненными путями приятелей автора: А. Клушина, П. Плавильщиков и И.Дмитриева. Иван Андреевич заправляет типографией и вместе с друзьями начинает выпускать журнал “Зритель” (позже - “Санкт-Петербургский Меркурий”). В 1793 году журнал был окончательно закрыт, и Крылов на несколько лет покидает столицу.
До 1797 г. Крылов живёт в Москве. Князь Сергей Фёдорович Голицын предложил И.А. Крылову стать домашним учителем его детям и личным секретарём. Крылов живёт в имении князя и занимается словесностью и языками с сыновьями аристократа. Тут же он пишет пьесы для постановки в домашнем театре, а также осваивает мастерство игры на разных музыкальных инструментах.
Творческая слава. До 1803 г. баснописец трудится в Риге, а затем переезжает к своему брату в Серпухов. В 1805 г. Иван Андреевич демонстрирует И. Дмитриеву, талантливому поэту, свои первые переводы басен. Становится ясно, что писатель нашёл своё истинное призвание. В 1809 г. на прилавках появляется его первый сборник. Постепенно количество произведений растёт, выпускаются новые сборники, и к 1830 г. уже набралось 8 томов басен Крылова. В 1811 г. Иван Андреевич стал членом Российской Академии, а через двенадцать лет получил от неё золотую медаль за достижения в литературе. С 1812 г. писатель исполняет обязанности библиотекаря в Императорской публичной библиотеке. В 1841 г. Крылова назначают академиком отделения русского языка и словесности.
Последние басни Ивана Андреевича были переведены более чем на 50 языках.
Заключительный этап творчества И.А.Крылова. В 1841 г. Крылов уходит в отставку и селится на Васильевском острове, чтобы жить в спокойствии, в своё удовольствие. Однако до последних дней Крылов трудился над новым сборником сочинений. Умер он 9 (21) ноября 1844 г. в Санкт-Петербурге от двухстороннего воспаления лёгких.
Интересные факты из жизни И.А.Крылова
Приложение 2. Исторические параллели в баснях Крылова Исторические параллели в баснях Крылова
№ п/п | Название басни Крылова | Историческое событие, отражённое в басне |
1 | Квартет | Высмеян Государственный совет, созданный в 1881 г. |
2 | Хозяин и Мыши | 1807г. Злоупотребление чиновников во время войны с Францией |
3 | Роща и Огонь | Известия о предстоящем свидании Александра I с Наполеоном в Эрфруте (сентябрь-октябрь 1808г |
4 | Воспитание Льва | 1811г. Россия сгибается под тяжестью условий Тильзитского мира. Крылов обвиняет императора в невнимательности к национальным интересам. |
5 | Кот и Повар | Когда Наполеон перешёл Неман и вступил на русскую землю, АлександрI пишет письмо Наполеону, а не предпринимает решительных действий |
6 | Раздел | До назначения Кутузова среди военного командования бытовали разногласия |
7 | Волк на псарне | 1812г. Наполеон вошёл в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией |
8 | Ворона и курица | Конец сентября 1812. Бедственное положение армии Наполеона в Москве. |
9 | Обоз | О стратегии и тактики Кутузова. Полководец постоянно подвергался нападкам со стороны Александра I. |
10 | Крестьянин и Змея | Последствия войны 1812г.Басня направлена против иностранцев, которых использовали воспитателями и |
наставниками нового поколения | ||
11 | Чиж и Ёж | Написана Крыловым в ответ на упрёки о том, что он не воспел императора после окончания Отечественной войны |
Приложение 3. Словарь трудных слов
Словарь трудных слов
Слово | Значение в басне | Источник | Басня |
Вещунья | То же, что предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье) | Толковый словарь Ожегова | «Ворона и Лисица» |
Кумушка |
почтительное обращение к по жилой женщине. | Толковый словарь Ефремовой | «Стрекоза и Муравей» |
Кума |
| tolkslovar.ru | «Щука и кот» |
Червонец | Денежная единица в РСФСР и СССР. | ru.wikipedia.or g | «Червонец и Полушка» |
Камзол | Мужская одежда сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов , надетая под кафтан. | ru.wikipedia.or g | «Стыдливый игрок» |
Краля | Красавица, женщина, за которой кто-либо ухаживает; любовница | ru.wikipedia.or g | «Стыдливый игрок» |
Сирена | Демоническое существо, полуптица полуженщина, обитающее на | tolkslovar.ru | «Сочинитель и Разбойник» |
морских скалах и своим сладостным пением завлекающее мореплавателей в гибельные места |
Приложение 4. Викторина по басням Крылова
«Из какой басни строки?»
Уж сколько раз твердили миру , «Ворона и Лисица»
Что лесть гнусна, вредна...
А ларчик просто открывался. «Ларчик»
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и виноград»
Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и ягнёнок»
А Васька слушает, да ест. «Кот и повар»
Слона-то я и не приметил. «Любопытный»
Как белка в колесе «Белка в колесе»
Крестьянин ахнуть не успел, «Крестьянин и Работник»
Как на него медведь насел.
Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
Отколе, умная, бредешь ты, готова? «Лисица и Осел»
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
Полают. Да отстанут. «Прохожие и собаки»
Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и Обезьяна»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку «Кукушка и Петух»
Ты все пела? Это дело
Так пойди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
Карандаши в пакете
Где спят снеговики?
Галка в чужих перьях
Пятёрки
Ералаш