Индивидуальный проект на тему «Творчество и жизнь А. С. Пушкина на самоизоляции во время эпидемии холеры», с целью узнать и расширить знания о творческом периоде писателя 1830 года.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.42 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Творчество и жизнь А. С. Пушкина на самоизоляции во время эпидемии холеры»
Проект подготовил:
студент группы 3-20
Гамеев Владислав
Владимирович.
Руководитель проекта:
Преподаватель
Губарев Никита
Валерьевич
г. Липецк
2021
Паспорт
Цель: узнать, как эпидемия холеры отразилась на творчестве Александра Сергеевича Пушкина, и его жизнь в этот период.
Задачи:
Дисциплина: литература
Тип проекта: исследовательский проект
Сроки реализации проекта: 12.01.2021- 30.06.2021
Продукт проектной деятельности: реферат и презентация.
Содержание
ВВЕДНИЕ….………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИЯ ХОЛЕРЫ…………………………………………………5
ГЛАВА 2. ИЗОЛЯЦИЯ В ЖИЗНИ ПУШКИНА…………………………………..8
ГЛАВА 3. КАРАНТИН В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА……………….………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
ВВЕДНИЕ
Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, основоположник современного русского литературного языка, самый известный и значимый национальный русский поэт. Его творческое развитие было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников.
Творчество Пушкина отличается единством. Оно многожанровое. И хотя в сознании читателей он был, прежде всего, поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.
Его вклад в русскую литературу нельзя переоценить. Александром Пушкиным восхищались и при его жизни, и в следующих веках, и в наше время. Его знают абсолютно все, даже за пределами России. Всегда, когда речь заходит про литературу, Александр Сергеевич один из первых, кто приходит на ум. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта. Всё это помогает его произведениям найти отражения в душах читателя. А главное, что это под силу не только произведениям Александра Пушкина, но и его жизни.
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИЯ ХОЛЕРЫ
В 1830 году в России вспыхнула доселе неизвестная болезнь – холера. Смертоносное и крайне заразное заболевание, которое никто тогда не знал как лечить, пришло к нам из Азии. В Москву холера пришла осенью, из-за чего в город спешно переместился Николай I, чтобы пытаться на месте ликвидировать угрозу. Знакомая ситуация, не правда ли? Так сложилось, что эта эпидемия никого не обошла стороной, в том числе и Александра Сергеевича Пушкина. Из-за вспышки болезни поэту пришлось перенести свои планы, среди которых была свадьба с его возлюбленной.
Занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, Пушкин выехал из Петербурга и не смог вернуться домой через пару недель, как планировал. Внезапная вспышка холеры и объявленный в связи с этим карантин оставили Александра Сергеевича в самоизоляции на долгих три месяца. Это период был назван Болдинская осень.
Болдинская осень среди литературоведов считается самым продуктивным периодом творческой жизни Александра Пушкина. За это время он сочинил более тридцати стихотворений, завершил «Евгения Онегина», «Повести Белкина» и полностью написал «Маленькие трагедии». Этот период был напрямую связан с эпидемией холеры, которая бушевала в России в 1830 году.
Сам Пушкин в этот период пишет стихотворение «Герой» в котором рассуждает о сложившейся ситуации. Вот, что он пишет:
«Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…»
Одноэтажный дом в селе Большое Болдино в Нижегородской губернии – выделенный писателю отцом по случаю скорой женитьбы. Местность эту Пушкин описывал так:
«Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил».
Это серая, мрачная, убогая местность. И здесь поэту придётся провести три месяца своей жизни!
В село Пушкин приехал 3 сентября 1830 года – за три недели до объявления холерного карантина в Москве. Пушкин был занят хлопотами перед свадьбой с Натальей Гончаровой – собирался переоформить на себя отцовское имение и двести душ мужиков. Сделать он это хотел для того, чтобы вырученные деньги отдать матери Натальи Гончаровой, так как та не хотела отдавать свою дочь без приданого. Хотя самого Пушкина это нисколько не волновало. Занять это должно было не много времени, но пандемия и тогда внесла свои коррективы.
ГЛАВА 2. ИЗОЛЯЦИЯ В ЖИЗНИ ПУШКИНА
Пушкин не был домоседом, любившим, как это было свойственно многим русским писателям века, глубокомысленно скрючиться над столом. Ему было скучно сидеть на одном месте. Вот, что писал поэт по этому поводу своей невесте:
«И вот я заперт в Болдине. Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите мне, несмотря на то что вам этого не хочется. Скажите мне, где вы? Уехали ли вы из Москвы? <…> Я совершенно пал духом и право не знаю, что предпринять. Ясно, что в этом году (будь он проклят) нашей свадьбе не бывать. <…> Добровольно подвергать себя опасности заразы было бы непростительно. Я знаю, что всегда преувеличивают картину опустошений и число жертв; одна молодая женщина из Константинополя говорила мне когда-то, что от чумы умирает только простонародье, — всё это прекрасно, но всё же порядочные люди тоже должны принимать меры предосторожности, так как именно это спасает их, а не их изящество и хороший тон».
За эту осень Пушкин несколько раз безуспешно предпринимал попытки бегства из Болдина. Но успеха он не добился. На пути из Болдино в Москву надо было в четырнадцати пунктах отсидеть карантин, примерно по недели в каждом. Журналы в это село не доходили, погода была ужасна. Оставшись в заточении в старом одноэтажном доме, ему оставалось только писать.
В его распоряжении было четыре книги в оригинале — сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, еще один сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого, упомянутая в «Барышне-крестьянке» антология афоризмов Жан-Поля и ни одной рабочей тетради. Он не взял с собой даже старые тетради с рукописями, которые обычно таскал повсюду.
В Болдине Пушкин общался в основном с крестьянами, изучал их язык и наречие. Свой скромный болдинский быт в письмах к Гончаровой он описывает так:
«Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов. <...> недавно расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».
В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состоянии критики для «Литературной газеты». Наконец, он заканчивает многострадальный «Евгений Онегин».
ГЛАВА 3. КАРАНТИН В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА
Рассерженность Пушкина, свойственная всякому, чьи планы были жестоко нарушены, в известной мере проявилась в тогдашних стихах. В том числе в октябрьском «Прощании», в котором он как бы прощается с Гончаровой, и в «Дорожных жалобах», где насмехается над своим вынужденным заточением и «невольным постом». Он был заточен в деревне, пока товарищи и невеста оставались в Москве, что было крайне опасным.
Страх одиночества и смерти от эпидемии проявит себя в его «Элегии»:
«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней.
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».
Это стихотворение, как и практически все вышедшие из-под пера Пушкина в болдинской изоляции, написано не в привычном ему размере четырехстопного ямба. Он ищет новые формы, порой намеренно рушит ритм стихов. Впрочем, об этом он сам говорит в первых строках поэмы «Домик в Коломне»:
«Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву».
«Повести Белкина» пишутся стремительно, параллельно со стихами и хлопотами — и сразу набело. В них Пушкин описывает не реальность, а суть вещей, дает символические сюжеты.
«Гробовщик» Пушкина, конечно же, вдохновлен холерой: героя зовут Адрианом, как и соседа-гробовщика Гончаровой, жил он на той же Басманной улице, что и она, а в гости к нему на новоселье приходят похороненные им люди — кошмар, в котором смерть вписывается в повседневную жизнь.
Несмотря на озлобленность, Пушкин сохранил в своих текстах удивительное человеколюбие и великодушие, редко свойственное его современникам. Вместо негодования к служивым смотрителям и гробовщикам он сострадал им, а в «Метели» и «Станционном смотрителе» ругал на чем свет стоит гусар и молодых графов за беспринципность, связанную с материальным благополучием. Похоже, Пушкин начал писать о простых людях, потому что столкнулся с ними в Болдине сам — в изоляции мужики оказались в числе его немногочисленных собеседников. Так карантин открыл русской литературе обычного человека и поведал об образе жизни дворян в глуши, пусть пока через странную, слегка мистическую, ни на что не похожую призму.
Пушкин, написавший трагедию «Борис Годунов» в одиночестве в михайловской ссылке, видно, ощутил себя родителем жанра трагедий, и наскоро записал несколько зарисовок, озаглавленных в его черновике как «Опыты драматических изучений». Они касались тем, как считал Пушкин, существующих вне времени. В отличие от «Повестей Белкина» в них не было описаний быта, а герои будто обращались непосредственно к своей морали и совести. Такой трагедией был и «Пир во время чумы» — позаимствованный у Вильсона фрагмент пьесы «Город чумы», в котором пирующих людей в разгар лондонской чумной эпидемии стыдит священник, обвиняя в безбожии и кощунстве. «Пир» был своего рода авторским переводом той самой пьесы, но поразительно срезонировал с русской жизнью на карантине: в письмах в Москву Пушкин порицал товарищей за несерьезное отношение к холере и продолжение праздной жизни.
В статье «Опровержение на критики» он наметил себе публицистический план: «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения. Смею уверить моего читателя (если господь пошлет мне читателя), что глупее сего занятия отроду ничего не мог я выдумать», — и в последующих строках упрекал себя в байронизме, максимализме и былой неопытности, отразившихся в еще недавних его сочинениях.
Написанные статьи он потом опубликовывал в «Литературной газете». Он считает, что его уста глаголят истину. В них отчетливо видно, свойственный гениям нарциссизм. Впрочем, Пушкина не всегда оставался серьёзным: в эпиграмме «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» он по-ребячески шутит над своими недоброжелателями, а под конец стиха и вовсе припугивает их карантином:
«Что ж ты нахмурился? — Нельзя ли блажь оставить!
И песенкою нас веселой позабавить? —
Куда же ты? — В Москву, чтоб графских именин
Мне здесь не прогулять.
— Постой, а карантин!
Ведь в нашей стороне индейская зараза.
Сиди, как у ворот угрюмого Кавказа,
Бывало, сиживал покорный твой слуга;
Что, брат? уж не трунишь, тоска берет — ага!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29 ноября одно из карантинных оцеплений открыли, и Пушкин благополучно покинул Болдино, добравшись до Москвы 5 декабря. Холера не тронула друзей и семью Александра Сергеевича, а в самом начале следующей весны они с Гончаровой сыграли свадьбу.
Когда в 1831 году возникла вторая волна холеры, Пушкин проводил медовый месяц в идиллической имперской резиденции в пригороде Санкт-Петербурга. Оттуда он вновь написал Плетневу, своему другу, страдавшему от депрессии:
«Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев… дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши старые хрычовки, а детки будут славные, молодые веселые ребята. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».
Болдинскую осень можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – великолепными произведениями.
И поскольку наше нынешнее положение напрямую отражает ситуацию того времени, мы вновь можем учиться у великого писателя. Из его писем к друзьям и возлюбленной, а также благодаря его биографии мы можем вынести для себя четыре полезных совета от самого Александра Сергеевича – как пережить пандемию?
Совет первый – иметь чёткую цель. Понимать, что вы хотите сделать после заточения. Пушкин хотел жениться на Натальи Гончаровой, и это придавало смысл его ожиданию.
Совет второй – держи связь с друзьями. Пушкин от скуки слал много писем. На основе которых мы и знаем, что поэт делал в этот период.
Совет третий – закончи начатые дела. Пушкин начал «Евгения Онегина» в 1823. В 1829 всё ещё сомневался насчёт концовки. Закончить эту историю ему помогла вспышка холеры.
Совет четвёртый – делай то, от чего получаешь удовольствие. Находясь в изоляции мы многого лишены, но любимое дело можем помочь это пережить. У Пушкина такими были прогулка верхом, сочинительство и письма.
Список литературы:
1. А.Г. Гукасова. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1973.
2. Е.А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Изд-во «Наука», 1981.
3. Б.А. Шатилов. Пушкин. М.: Изд-во «Детская литература», 1969.
4. Лекции по истории русской литературы XIX века/ под редакцией А.Н. Соколова, Е.C. Ухалова, Я.Е. Эльсберга. М.: Изд-во МГУ, 1951.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Карты планет и спутников Солнечной системы
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем акварельное мороженое
Снежная сказка