Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя... Угостили малыша, - «Что надо сказать?» - говорит ему мама. «Помаши ручкой «до свидания» - просят ребёнка родители - эти напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Слайд 2
Народная мудрость гласит: «Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык»
Наблюдая за речью учеников нашей школы, я заметила, что ребята часто употребляют в своей речи слова-паразиты. Этим и обусловлена тема моего исследовательского проекта – «Слова-паразиты в речи учащихся и учителей МБОУ «Семенниковская СОШ»
СЛАЙД 1
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм.
Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
С этими вопросами нам сегодня предстоит разобраться.
СЛАЙД 3
Цель работы: исследовать причину употребляемости слов – паразитов в речи учителей и учащихся МБОУ «Семенниковская СОШ»
Задачи:
1. Изучить понятие «слова-паразиты»;
2. Рассмотреть группы слов, относящихся к словам- паразитам;
3. Выявить наличие в речи учителей и учащихся слов-паразитов;
4. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками и учителями слова - паразиты;
5. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
СЛАЙД 4
Предмет исследования:
слова – паразиты в речи учеников и учителей
Объект исследования: причина употребления таких слов.
СЛАЙД 5
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Возникает проблема: частое употребление слов - паразитов в речи учащихся
В своем проекте я использовала следующие методы:
СЛАЙД 6
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдения за речью учащихся;
3. Анкетирование школьников
Я считаю , что моя работа имеет практическую значимость, т. к. позволяет
СЛАЙД 7
В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление слов - «паразитов» в русской речи.
СЛАЙД 8
Давайте разберемся, а что же такое слова-паразиты?
СЛАЙД 9
. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Каковы же причины употребления слов-паразитов?
СЛАЙД 10
Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, мы заметили, что слова-паразиты могут быть разными частями речи
СЛАЙД 11
Но ведь эти слова первоначально имели другое значение. Например, слово «блин» - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде.
Есть интересная теория о том, что слово - паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем».
Психологи предлагают некоторые способы избавления от слов – паразитов
СЛАЙД 12
1. если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
2. больше читать художественную литературу;
3. внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
4. делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
5. заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.
Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведён эксперимент «Частота употребления слов–паразитов»
СЛАЙД 13-20
Слайд 21 (Заключение)
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что ребята часто употребляют слова – паразиты, так как имеют пока ещё скудный словарный запас. Чаще других ими пользуются ученики, которые слабо успевают по всем предметам.
Слова - паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах. В большей степени борются с употреблением слов - паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя.
Способы борьбы со словами - паразитами есть, они перечислены в нашем исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Любимое яичко
Пчёлы и муха
Калитка в сад
Земля на ладонях. Фантастический рассказ