Родня, родственники, родословная, Родина, родители - это слова с общим корнем. А народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Районная НПК «Село моё - Родина моя» дала уникальную возможность глубже познакомиться с историей своего рода. Поиск родственников вести очень интересно. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В ходе поиска я узнала об очень большом количестве людей, и теперь моя задача сделать полное генеалогическое древо. Для этого я беседую с родственниками, пишу письма и жду ответов. Из старшего поколения почти никого не осталось в живых и трудно собрать справочный материал, факты. Пользуясь отрывочными рассказами, воспоминаниями своего отца, матери, родственников, постараюсь описать семейную биографию рода и составить генеалогическое древо семьи Баендуевых. Углубившись в изучение своего рода, я поняла, что познаю историю своей страны. А ведь без прошлого нет будущего.
Вложение | Размер |
---|---|
mariya_baendueva_moya_rodoslovnaya.docx | 43.38 КБ |
МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН» КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИЖИНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им Х НАМСАРАЕВА»
Республиканская НПК «Мое село- Моя Родина»
Моя родословная
«Уhан эрьеэ мYшхэдэг, хYн угаа мYшхэдэг».
Подготовила: Баендуева Мария, ученица 8 «б» класса МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»
Руководитель: Будаева Д А, учитель бурятского языка
и литературы МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»
Кижинга, 2019 год
Оглавление
2.1 Исследовательская работа
2.2 Глава 1. Моя семья.
1.1. Немного о себе
1.2. Моя семья
2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?
2.1. Ольхон-горная страна
2.2. Род Баендуевых
2.3. История в моей семье
2.4. Великое переселение Баендуевыхв сМожайка
5.2.Видеоролик «Помнить предков далёких
Называя по имени,
Старый, мудрый обычай
Возрождается и ныне »
Н. Г. Дамдинов
Из семейного архива семьи Баендуевых
1. Введение
Родня, родственники, родословная, Родина, родители - это слова с общим корнем. А народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Районная НПК «Село моё - Родина моя» дала уникальную возможность глубже познакомиться с историей своего рода. Поиск родственников вести очень интересно. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В ходе поиска я узнала об очень большом количестве людей, и теперь моя задача сделать полное генеалогическое древо. Для этого я беседую с родственниками, пишу письма и жду ответов. Из старшего поколения почти никого не осталось в живых и трудно собрать справочный материал, факты. Пользуясь отрывочными рассказами, воспоминаниями своего отца, матери, родственников, постараюсь описать семейную биографию рода и составить генеалогическое древо семьи Баендуевых. Углубившись в изучение своего рода, я поняла, что познаю историю своей страны. А ведь без прошлого нет будущего.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. А мы, бурятский народ, всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. И я проследила по линии папы двадцать поколений.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие задачи:
1) составить генеалогическое древо моей семьи.
2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.
Объектом моей работы является родословная.
Предметом – моя родословная.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться«Уhан эрьеэмушхэдэг, хунугаамушхэдэг».
При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии. (презентация, видеоролик)
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня моя бабушка, мой папа и моя мама, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу: это беседы, письма, опросы родителей и родных.
2. Основная часть
2.1. Исследовательская работа
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Второй этап– практический - заключался в составлении картотеки своих родственников – я составляла отдельную карточку, где записывала основные сведения о его жизни. Совместно с родителями собирала материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов. После того как материал был собран, далее с помощью родителей оформил генеалогическое дерево своей семьи Баендуевых.
Третий этап. Проведение праздника на тему «Моя родословная». Подготовка к НПК «Село моё-Родина моя» в секции «Моя семья в истории страны, района, села».
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я составил родословную от предка к потомку, в ней записываются родственники по линии отца. Моя родословная большая, в родословном альбоме я расположил родственников, о которых собрал сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.
Я планирую собрать больше сведений о дальних родственниках, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.
2.2 Глава 1. Моя семья.
1.1. Немного о себе.
Меня зовут Мария Александровна Баендуева. Я родилась 20 сентября 2006 года в г Улан-Удэ Республики Бурятия. Мне 11 лет. Я учусь в 6-ом классе МБОУ «Кижингинская средняя обшеобразовательнаяшкола им Х Намсараева»
Имя Мария дали мне мои родители. Оно означает «Безмятежная, желанная».
По гороскопу я спокойная, добрая, сообразительная, жизнелюбивая девочка. В компании веду себя раскрепощено и быстро схожусь с незнакомыми людьми. Учусь я охотно, люблю математику, английский язык и физкультуру. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Любимое время года – зима. Потому что зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом Морозом, который дарит мне подарки.
А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.
Моя главная мечта – успешно закончить школу, и стать врачом, как моя тетя Мария Александровна.
Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?
2.1. Ольхон - горная страна.
Местность, где проживала семья Баендуевых, называлась улусом Большой второй Таловка (БарунсахинУшон), Ольхонского района, Иркутской области. Она называлась Большой, потому что среди населенных пунктов Ольхонского района, являлся самым большим улусом с населением более 300 дворов. К ней примыкали и почти слились улусы Первая Таловка (Зунзахинушопн) с восточной стороны, отдельный небольшой речушкой зуншугын гол, и, главным образом, тальником и ягодными кустарниками: смородиной и голубикой. На западной стороне расположились улусы Харахужир и за ним Долон – мухта, между ними также протекала речушка, поросшая деревьями и кустарниками.
По существу эти улусы слились в единый населенный пункт, поскольку между ними естественный рубеж, отделяющий, друг от друга речки и поэтому их названия сохранились.
От Таловки до оз. Байкала самое ближайшее расстояние: до бухты до Моритуй – 10 км, до бухты Крестовой – 5 км, до бухты Брульденка – 20 км, до районного центра с Еланцы – 20 км, и между ними находятся деревни Попово – 6 км, Петрово – 7 км, Тырен – 8 км. Все населенные пункты расположились по южному склону Прибайкальского хребта, который образует многочисленные, глубокие ложбины, ущелья и небольшие площадки горного типа вдоль оз. Байкала.
Ольхон называют горной страной, на самом деле так и есть. На одной из горных площадок находится улус Таловка, с прилагающими улусами, окруженные со всех сторон горами – на севере отроги Приморского хребта высотой 1176 – 1655 м, над уровнем моря, на юге огромная цепь (с крутыми склонами) высоких гор Ундур, Тупторта, Малый Хайда, Большой Хайда, ОночинТологой, на востоке Хунтинскаявозвышенность, служащая водоразделом между реками Апча и М – Бугульдейка. Началом р. Малая Бугульдейки считают родник Хара уhан (черная река), не замерзающая зимой, выходящая недалеко от Первой Таловки текущей по направлению второй Таловки на Запад, что характерно ее течение от первой до второй Таловки появляется на поверхности и своими течением упирается на горный отрок М Хайда и уходит прямо в землю т.н. Нухэншулуун небольшую котлообразную форму, заросшую густой чашей, кустарниками, тальником, березняком и одиночными хвойными деревьями, котлован блюдцеобразной формы примерно 50 кв.м. На то место, где вода уходила в землю, ребятам запрещали заходить, пугали их, что может затянуть в фарватер водоворот и они могут оказаться под землей и поток воды понесет их в оз. Байкал. На счет этого говорили разные легенды и т.д. Эта речка опять выходила, видимо на поверхности долине Урда Гол (примерно 7 км) и принимал к себе притоки Олом, текущая по долине Шараялга с левой стороны и с правой Баруншугын гол, Долон – Мухтын гол и далее сливались другие речушки, образующие реку М – Бугульдейка.
2.2. Род Баендуевых.
В центральной части улуса Таловки расположены дома семей Баендуевых. В семье их было пять братьев: Бартас, Баглей, Баргай, Банай, Василий. Они родились и выросли в этом улусе. Отец их- Баендушка Шухонович умер в молодом возрасте, примерно около 40 лет, скоропостижно. После смерти отца хозяйственные дела перешли на попечение старшего брата Бортаса, матери Шугдоны. Тогда Бортасу было примерно 20 лет, а самому младшему 12 лет возрастной разрыв между братьями было 2 года.
Хозяйство у них было большое - крупного рогатого скота около 100 голов, овец и коз- 500 голов, рабочих лошадей голов 20, табунное коневодство голов 50, 20 га пашни.
Все братья умели читать и писать. Грамоте их и соседских ребятишек учил политический ссыльной калмык по имени Евсей . Говорят он был грамотный, интеллигентный человек и приписан постоянно к улусу Таловка и занимался обучением грамоте крестьянских детей.
У Баендушки был старший брат Урбахан Шунохон. Имел двоих сыновей Илью и Александра. Старший Илья в молодости умер. Была ещё дочь Унтаха, выданная замуж в улус Турынаса Борису Сопходоевуалагуевсого рода.
У Баендушки и Урбахана была сестра Хургадан (Дадан), выданная замуж Илюшкину Урбазаю, ользоновского рода. У неё были сын Одой и дочь Уяхандан, тоже выданная замуж в ул. ТарынасаХанхашкееву Роману алагуевского рода. Урбахан жил богато, у него были скот и пашни столько же, сколько у Баендушки.
Их отец–Шухонт, мать–Духен – дедушка и бабушка моего прадеда, а мне приходятся прапрапрадед и прапрапрабабушка. Духен- была женщина представительная в боевая, своенравная, хорошо знающая все хозяйственные вопросы. В своём распоряжении имела много денег, давала в кредит купцам , торговым людям , в частности Петрову Ефиму Семеновичу, который на ее деньги открыл большой промтоварный магазин в семи километрах от улуса Таловки. Впоследствии Петров разбогател и стал известным купцом в Ольхонском крае, установил связи с торговыми людьми города Иркутска и др. районов. Вторым крупным получателем кредита был Рыков НифонТрифонович, купец села Косостепи, в 30 км от ул. Таловки. К ней приезжали люди из других районов, даже из города Иркутска за кредитом. В этом отношении она бескорыстная, всех удовлетворяла, оказывала необходимую помощь. Духен своих денег не влаживала в банк, держала их в кубышке и хранила в амбаре. Когда все кочевали на летник в местность Булык, воспользуясь отсутствием людей, ее деньги украли из амбара. Это было примерно 1900 г. Обнаружить вора не удалось, хотя следствие велось старостой того времени. Так она осталась ни с чем, даже сыновьям наследство нечего было дарить.
Следствие по краже вел родовой староста из улуса Харахуж и родовой Пилеев Протас. Под сомнением были двое односельчан. Их допрашивали продолжительное время, и на этом дело закончилось. Впоследствии все сельчане предполагали, что допрошенные большую часть денег выложили старосте, так как после этого разбогател и стал самым богатым человеком в улусе и, наконец, в Ольхонском крае – это подтверждение предполагаемого.
По словам моего прадеда, их бабушка Духен была властной, влиятельной, умеющей руководить и знающая жизненно – важные вопросы, умеющая поговорить с деловыми людьми и в то же время вежливая и скромная. Она жила в отдельном доме с двумя внуками – любимцами Баргаем и Баглеем, баловала сладостями и свежим мясом.
В улусе Таловка находилась основная центральная усадьба, кроме этой были другие – временные или по временам года могли перекочевывать с места на место, чтобы прокормить скот. В трех километрах от Таловка была благоустроенная усадьба, где накашивали много сена и обычно во второй половине зимы, иногда раньше, перекочевывали сюда. И здесь же была заимка Урбахана (родной брат прапрадеда). Она находились в очень красивом месте: рядом ключ, речка, окруженная лесом, защищенная от ветров, благоустроенные дома, скотный двор.
Хозяйство у них было большое, с разной отраслью. Надо было разумно управлять ими, чтобы расширить и воспроизводить экономической выгодой. Такую функцию на себя взяли старший брат Бартас и мать Шугдон (Додон). Все братья были дружными, трудолюбивыми, уважали друг друга, не сорились, работали с желанием, чтобы труд их был результативным. Они –все физически были развиты, высокого роста как говорят обладали богатырской силой.
Хозяйство у них оставалось общим почти до 1920 года. Братья выросли, повзрослели, постепенно стали обзаводиться семьями. Первым женился старший брат Бартас, жену звали Улахай из семьи Антоновых улуса М – Бугулдейка, Алагуйского рода. У них было четверо детей – Павел, Мария, Ораны, Балдушка. Настоящее время из их семьи в живых никого нет. Сама Улухай умерла в 1915 году, а Бартас погиб в 1920 годах в г. Иркутске при неизвестных обстоятельствах. Имеется предположения, что он убит белобандитами, т.к. Бартас был более прогрессивного взгляда, примыкал к бурятскому национальному освободительному движению, участвовал на собраниях, конференциях в г. Иркутск, Верхоленск, в улусах.
Баглей был женат на девушке Ногохон Большая Бугульдейка, Алагуевского рода. У них было пять детей: Батор, Хяхай, Татьяна, Хунген, Куди. Старший брат умер в детстве, а Хунген и Куди умерли в 1938 и 1941 году в улусе Эгита, Еравнинского района. Сам Баглей умер в 1942, а Ногохон в 1936 году, дочь Асахай вышла замуж в 1930г. за Мотоева Нагаслая из ул. Большая Бульдейка, Алагуевского рода. У Асахай и Нагаслая было пять сыновей и три дочери. Старшая дочь утонула в оз. Байкал во время рыбалки, остальные ребята получили среднее образование.
Баргай был женат на Дудэ из ул. Большая Бугульдейка, семьи ИмехеловыхАлагуского рода. У нее было пять сестер и два брата. В семье Баргая было четверо детей. Один из них умер трехлетнем возрасте. Старший Багай 20 – х годах учился в начальной школе, школа работала не регулярно, с перерывом на целый год из – за отсутствия специального учебного здания или отсутствие учителей. После длительного перерыва в 1927г. поступил в Хоготовскую ШКМ, потом в Бурпедтехникум и окончил в 1939г Иркутский пединститут. Начал работать в Сосново – Озерске в школе, затем директором школы, инспектором и зав. района Еравнинского Района, участник ВОВ. Жена Михайлова А. А из Брянской области. У них четверо детей: Галина, Слава, Толя, Тамара.Баргай умер в 1970г, в возрасте 89 лет, а мать Дудэ в 1972 г в 87 лет.
Банай, мой прадед, был женат на Евдокии Морходоевой из улуса Турунья Алагуевского рода. У них было 5 детей: старший умер в детстве, остальные, Владимир (1924), Федора (1925г), Иван (1929), Гриша (1931г).
Федора окончила Агинское педучилище и работала учительницей в начальной школе с Усть-Эгита, вышла замуж за Антонова Иосифа. У них два сына и четыре дочери: Геля, Владимир, Вячеслав, Валентина, Вера, Василиса. Все закончили ВУЗы и занимаются научным трудом (знаменитая династия ученых Антоновых, выходцы из с Можайка). Федора скоропостижно умерла в 1979г.
Владимир погиб на фронте в 1942 году под Москвой.
Иван жил и работал бригадиром пилорамы в с Можайка Еравнинского района, жена - Федора Егорова. Вырастили 8 (восьмерых) детей - Люда, Семен, Маруся, Нина, Сергей, Степан, Сократ, Валя - всем дали образование.
Григорий, мой дед, женился на Вере Баглеевне (1938г р) из улуса Бугульдейка. Она родилась в многодетной семье Бардалеевых, 4 ребенком (сестры- Валентина (1931), Мальвина (1934г), Роза (1936г), брат- Валера (1941г)). Вырастили и воспитали 8 детей- 5 дочерей, Роза (1957г), Маргарита (1961г), Римма (1962г), Евдокия (1964г), Людмила (1971г), 3 сыновей - Владимир (1967г), Александр (1972г), Баир (1975г).
2.3 История в моей семье
ФИО | Андрей Андреевич Андерсон |
категория | Жертва репрессий (геноцида) советского режима |
Национальность | Латыш |
Год рождения | 1881г, Лифляндская область |
арестован | 4 июля 1938г |
приговорен | Особое совещание НКВД СССР 14 сентября 1938г |
Приговор | Лет ИТЛ |
Реабилитирован | 28 марта 1959 г. Судебная коллегия по уг делам ВС РСФСР |
Источник | Книга Памяти Смоленской области |
Исследуя, древо семьи Баендуевых я была удивлена тем, что политический ссыльный Андрей Андреевич Андерсон жил и занимался производством мебели в семье Баендуевых. Ему предоставили дом и помещение под мастерскую, где жил до революции и потом переселился в русскую деревню Попово. Он, оказывается, был членом партии, это стало известно 1920 году. Биография, этого человека остается в тени, потому что в то время никто не интересовался им.
2.4. Великое переселение Баендуевых в с Можайка
В первую мировую войну бурят не брали в действующую армию, но мобилизовывали на тыловые работы. Из села Таловка на такие работы были мобилизованы 13 человек, в их числе братья Баргай и Василий Баендуевы. Вернулись летом 1916 года.
1929 году организовался колхоз имени Ербанова, куда вошли семьи Баендуевы, Нохоевы, Варнаковы и тд. В этот колхоз вошли семьи в основном с середняцким хозяйством, они не занимались торговлей, эксплуатацией чужого труда, собственным трудом укрепляли хозяйство. Но развитие колхоза не осуществлялось из-за природно-климатических условий, тогда Озерская коммуна «Бедный Ольхон» решила переселить в другое место. Таким местом выбрали Забайкалье, Еравнинский район и сразу направили ходоков количестве 3-х человек: БаендуевБаглей, Болдоев З, Тарнуев В. Ими было выбрано место в Эгите.
В 1930г в первом партии переселенцев вошли добровольно БаендуевБаглей с семьей, с этого момента история семьи Баендуевых переходит в Еравнинский район с -Эгита.
3. Заключение.
Итак, с помощью родителей, бабушки, родных мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых. Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Деда Владимир не вернулся, погиб на фронте в 1942 году под Москвой.
В ходе поиска я узнала, что моя родня живёт в Набережных Челнах, Волгодонске … Это люди разных профессий: крестьяне, рабочие, моряки, железнодорожники, строители, ученые, инженеры, предприниматели, учителя…
Имя… Родословная… Род…- голос истории семьи.
На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого вырос я.
Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям.
Мне было интересно работать по проекту.
Я много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Снег своими руками
Зимний дуб
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем "Ночь в лесу"
Подарок