Сочинение «Зерцало мудрости», написанное в жанре «субхашитов» гениальным бурятским просветителем, поэтом-философом конца XIX-начала XX века, Эрдэни-Хайбзун Галшиевым, всегда современно. Ему было предназначено историей, временем быть одним из величайших буддийских поэтов-философов дореволюционной бурятской литературы, так как сочинение «Зерцало мудрости» близко нам и нашему времени. Оно затрагивает самые насущные, коренные, истинно глобальные проблемы бытия. Нравоучительные стихи Э-Х. Галшиева прежде всего обращены к его современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам. Автор пророчески стремится заглянуть в будущее.
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 90 КБ |
МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Х.Намсараева»
Районная НПК, посвященная буддийскому философу, автору субхашитов «Зерцало мудрости»
Э-Х. Галшиеву
Исследовательская работа
«Знаменитый ученый
Эрдэни-Хайбзун Галшиев»
Автор: Дашиева Сарюна, ученица 10 «а» класса
Руководитель: Будаева Дарима Аюшеевна,
учитель бурятского языка и литературы
с. Кижинга
2018 год
Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Биография знаменитого учёного Эрдэни-Хайбзун Галшиева. Легенды об учёном.
2.2. «Зерцало мудрости» - выдающийся памятник бурятской литературы.
3. Оротский аршан.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Человек-это дивное творение природы, прекрасный неповторимый цветок жизни, единственный во всей Вселенной!
Сочинение «Зерцало мудрости», написанное в жанре «субхашитов» гениальным бурятским просветителем, поэтом-философом конца XIX-начала XX века, Эрдэни-Хайбзун Галшиевым, всегда современно. Ему было предназначено историей, временем быть одним из величайших буддийских поэтов-философов дореволюционной бурятской литературы, так как сочинение «Зерцало мудрости» близко нам и нашему времени. Оно затрагивает самые насущные, коренные, истинно глобальные проблемы бытия. Нравоучительные стихи Э-Х. Галшиева прежде всего обращены к его современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам. Автор пророчески стремится заглянуть в будущее.
Эрдэни-Хайбзун Галшиев он родом из села Орот нашего Кижингинского района. Каждое лето мы с семьёй отдыхаем на аршане, который известен своими целебными источниками от многих болезней. Во время отдыха мне представилась возможность подробней узнать о целебных свойствах аршана, и мне стало интересно, кто стоял у истоков возникновения источника.
Объектом исследования является великое произведение Эрдэни-Хайбзун Галшиева «Зерцало мудрости».
Предметом исследования является изучение трактатов из книги «Зерцало мудрости».
Цель исследования изучение истории родного края. Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
- изучить и описать биографию Э-Х. Галшиева;
- ознакомиться с трактатами «Зерцало мудрости»;
- узнать подробнее о возникновении Оротского аршана и о его целебных свойствах.
Актуальность своей работы я вижу в изучении и сохранении природного и культурного наследия моей малой родины.
2.Основная часть.
2.1. Биография знаменитого учёного Эрдэни-Хайбзун Галшиева.
Легенды об учёном ламе.
Эрдэни Хайбзун Галшиев родился в 1895 году в улусе Орот Хоринского ведомства Забайкальской области (ныне с.Орот Кижингинского района Республики Бурятия). Первоначальное духовное образование получил в Кодунском (ныне Кижингинском) дацане.
Продолжая постигать учение Будды, свыше десяти лет он находился в Лхасе, где получил один из высших буддийских учёных степеней «дооромбо» в монастыре Брайбун на факультете Гоман.
О пребывании Э-Х. Галшиева в Тибете на учёбе известно немало легенд, переданные из уст в уста, дошедшие до наших дней. Один из них гласит примерно так: «Он обладал необычайно сильным голосом и выигрывал все без исключения соревнования чтецов священных текстов, которые устраивались среди ламского сословия в этой стране».
Когда Эрдэни-Хайбзун читал эти тексты, вода выплескивалась из сосудов. Излучая из себя такую необыкновенную силу, он боялся и сам, что голова его при чтении расколется на две половины. И поэтому всякий раз, когда принимался за чтение текстов, одевал себе на голову широкий медный обруч. Однажды Эрдэни-Хайбзун выиграл такое соревнование более чем у 1000 лам, и чаша человеческой зависти пролилась через край. Его обвинили в сговоре с нечистой силой и по существовавшим в Снежной стране законам приговорили к смертной казни. Он обратился за помощью к самому близкому человеку – своему учителю и услышал от него такой совет:
«На твоей родине обитает одно прекрасное Божество. Только это Божество и может тебя спасти. Обратись, и как можно скорее, к нему за помощью!»
В течение трёх дней, днём и ночью молился он, чтобы спасти несправедливо оклеветанное имя. Когда наступил день его казни, он полностью смирился со своей судьбой. «Жизнь – не такая уж и редкая штука», - размышлял он про себя. Рано утром, когда солнце только-только ещё поднималось над снежными вершинами Гималаев, ламу привели на место казни.
Судья зачитал равнодушным голосом приговор и палач, следуя издревне заведенному порядку, взял в руки меч. Двое стражников приблизились к нему и, схватив за руки, поволокли к палачу…
И тут, неизвестно откуда, появился всадник на вороном коне, одетый в желтую лисью шапку и одежду из лосиных шкур. В руках этот всадник держал лук натянутый сразу восемью стрелами, из наконечников которых вырывались яркие струи огня. И сказал он на тибетском языке: «Ты или я?». «Кто вперёд успеет?». Это заметил высший служитель монастыря. Стражники, палач и судья так и остались, как прикованные, стоять на месте.
Смертный приговор был отменён. А на месте его несостоявшейся казни поныне можно увидеть глубокие следы конских копыт на полу, который сделан из камня. Эти следы, согласно легенде, оставлены конём Седого отца – хозяина горы Челсана Буурал Баабай. Э-Х. Галшиев обязанный своим столь чудесным спасением седому отцу – «Челсана Буурал Баабай» и был одним из первых лам, который начал проводить праздник хозяина местности «Обоо тахилга» на горе Челсана.
Также распространён рассказ о том, как на обратном пути из Лхасы Э-Х. Галшиев вызвал на диспут учёных лам монастыря «Лавран». И во время «обмена мнениями» ламы пришли к мнению, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью» и его пригласили на диспут ламы Цуголького дацана.
Возвращаясь домой Э-Х. Галшиев вместе со спутниками увидели юрту, одиноко стоявшую в степи. В этой юрте жили чрезвычайно толстая старуха и шестеро её взрослых сыновей. Встретила она путников как самых дорогих гостей, усадив их за стол, наливая чай в глиняные чашки, она как-то странно смотрела на путников. И шестеро её сыновей также странно на них смотрели, поглаживая при этом свои начинавшие круглиться животы. Заметил это Эрдэни-Хайбзун и сказал приветливо старухе:
- Разреши мне, хозяйка, прочитать молитву перед едой.
Когда он начал читать, сотрясающий голос заставил их тут же уснуть крепким сном. Сама же старуха, собрав последние свои силы, прошла к стоящему в глубине юрты сундуку, залезла в него и захлопнула за собой крышку. Закончил Эрдэни-Хайбзун свои молитвы и увидел, что все шестеро сыновей лежат бездыханные на полу. Подойдя к сундуку, в который залезла старуха, он перепутал его с другим, стоящим рядом. Откинул его крышку и видит: сундук человечьими головами полон до самых краёв. Понял тогда Эрдэни-Хайбзун, что они попали к людоедам, и спешно покинул со своими товарищами жильё.
Продолжив путь, благополучно вернулись на родину.Так со сказкой и былью переплеталась жизнь и судьба Э-Х. Галшиева.Жил он в маленьком неказистом домике, не обставлял его дорогими вещами, даже божница была скромной и небольшой. Он редко выезжал исполнять молебны. Когда люди приходили к нему, он не имел обыкновения, как это было присуще многим лама, делать торжественно и чинно благословения посетителю, а просто обращался к пришедшему со словами «Ладно, ладно сядь!». Образ жизни Галшиева высоким званием дооромбы, был не совсем обычным по сравнению с образом жизни других лам высшего звания. Он строго соблюдал образ жизни лам, занятых изучением догматики и теории буддизма.
Учитель, известный лама, выдающийся поэт-философ Э-Х. Галшиев, который вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря своему необычайно доброму характеру. Его тонкое знание человеческой психологии было признано хоринскими бурятами, и потому в народе его звали «Мархаанзайн дооромбо».
В рамках требований духовного обета, выражал своё человеколюбие, мысль о равенстве людей, независимо от их имущественных и должностных рангов. Об этом неоднократно подчёркивает в своих сочинениях:
Ещё и ещё раз от всего праведного сердца
Произнеси полностью чистые благожелания.
Если умножится сила благожелания,
Дела осуществятся по желанию (1000)
2.2. «Зерцало мудрости» - выдающийся памятник бурятской литературы.
Сочинение «Зерцало мудрости» Э-Х. Галшиева относится к выдающимся памятникам дореволюционной литературы. До середины XX века эта работа была почти неизвестна в науке. Впервые о существовании такого сочинения узнали от знатоков бурятской литературы на тибетском и монгольском языках Бидии Дандарона и Лодоя Ямпилова. Редакция уйгуро-монгольского текста принадлежит ученику Э-Х. Галшиева Чойдаку Ванчукову. Академик Ц. Дамдинсурен в сентябре 1960 года во время научной командировки в Бурятию ознакомился с экземпляром рукописи «Зерцала мудрости», который был подарен бурятским мастером, резчиком по дереву Содномом Бодиевым. В своём выступлении перед сотрудниками бурятского института общественных наук, Дамдинсурен отметил рукопись, как интересное и достойное для изучения. 7 апреля 1961 года на отчетной научной конференции по итогам 1960 года Бурятского КНИИ СО АН СССР было сделано сообщение о «Зерцале мудрости» и было принято решение продолжать его изучение и готовить к публикации. Новый перевод "Зерцала мудрости" Эрдэни Хайбзун Галшиева было выпущено 26 мая в 2012 г. Сочинение Э-Х. Галшиева «Зерцало мудрости», разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам». Жить двумя законами, по-тибетски, означает соблюдать два рода нравственного закона – мирской и духовной. По своему жанру сочинение «Зерцало мудрости» относится к «субхашита», традиционному жанру индийской литературы. Слово «субхашита» академик А.П. Баранников переводит «красиво сказанное» и характеризует этот жанр: «Краткие изречения, облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов…». У Галшиева встречаются отдельные выражения, поэтические образы, намеки на сказочные сюжеты, которые имеются и «Субхашите» Гунгажалцана. Об этих образах можно сказать, что они составляют фонд общей литературной традиции. Такие поэтические образы, как образы слона, светильника, зайца, вороны, филина, течения воды, гуся, льва, луны, к которым прибегает Галшиев, встречаются во многих индийских, тибетских, монгольских сочинениях. И Галшиев использовал и умножил образные средства поэтического арсенала, жанра Субхашита.
Тонкий знаток человеческой психологии Э-Х. Галшиев создал исключительно нужное для общества сочинение, которое представляет собой по существу целую энциклопедию правил морали и нравственности, другими словами, кодекс правил поведения в быту, в семье и обществе, кодекс правил общения человека с людьми и природой. Буддизм, воздействуя на все сферы жизни бурят, становится неотъемлемой частью традиционной культуры народа. Закон Будды предполагает полную реализацию абсолютного «Я» и обращен прежде всего к отдельному индивидууму. Разум Будды бескрайний, как море. Его душа-это воплощение Высшего милосердия и Высшего сострадания. Буддизм-это состояние сознания и сердца, это внутренняя идея.
Человеческую жизнь, однажды обретённую,
Трудно достижимую и непостоянную
Как молния в небе,
Следует выше ценить, чем драгоценность,
Исполняющую желания.
(Чже Цонкапа)
Книга «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости») состоит из восьми глав и содержит одну тысячу четверостиший.
Вставайте рано,
Как жаворонок в летнюю пору,
Данный возраст человека продолжителен,
Как зимний день (1).
Здоровье человека - самое драгоценное богатство и источник всех благ. Испокон веков буряты постоянное внимание уделяют физическому закаливанию тела, считая, что только здоровый и физически развитый человек может успешно противостоять жизненным невзгодам, продолжить род, вести хозяйство.
Автор подчёркивает, что тот, кто хочет совершенствовать свой разум, должен получить качественное образование.
Усердно читать
старинные сочинения и исторические повествования.
От этого также рождается знание
и расширяется кругозор (180).
Необходимо, чтобы дети выросли не только потребителями уже созданных ценностей, но и созидателями нового. В современных условиях, нужно чтобы дети смогли найти своё место в нём, чтобы этот мир их принял, чтобы выпускник за порогом школы не почувствовал себя обманутым, ненужным слабым. Автор призывает поддерживать детей, обладающих природным талантом, чтобы в них раскрылась собственная индивидуальность, также научились правилам торговли, навыкам счёта, то есть были деловыми партнёрами в бизнесе
Не совершай негодные, преступные дела,
Хотя многие из них и будут
доставлять удовольствие твоей душе.
Знай, что существуют здания, вмещающие все три мира,
и здание тюрьмы, вмещающее сто тысяч людей! (323).
В изречении Э-Х. Галшиева звучат тревожные строки, над которыми следует серьёзно задумываться. Наша планета стоит перед лицом страшного и безжалостного врага, имя которому – «наркомания». Табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияет на организм, психику и сознание растущего организма.
4. Как вести себя по отношению к врагам и близким.
Если действительно имеешь желание помочь другу
окажи услугу во время его болезни
Кто подходит только после смерти,
тот подобен вороне или птице гриф (534).
Современный ребёнок вне школы, проводя больше времени за компьютером, и у телевизора наиболее нуждается в добром общении со сверстниками, или же не занимаясь общим делом по интересам, он вынужден искать себе весёлую компанию. Поэтому, так важно объяснить ребёнку суть настоящего друга, верной и преданной дружбы в жизни человека. Обретя друга, ребёнок по-настоящему поймёт мудрость поговорки «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты».
5.Как в действиях предусматривать далёкое будущее.
Хотя другие похвалят,
Излишне не радуйся этому.
Больше повредят себе люди тем,
Что излишне похвалят, чем выскажут замечания.
Старшее поколение замечает, что сегодняшняя молодёжь больше «слушает» себя, нежели других, то есть не проявляет должного уважения при разговоре со взрослыми, легко обижается на справедливое замечание, не понимая, что «в будущем больше пользы получишь от замечания, чем от похвалы» (538)
6. Как без хитрости и без вреда другим действовать прямо.
Шестая глава посвящена идеи бескорыстной помощи нуждающимся. Э-Х. Галшиев раскрывает мысль о воспитании молодого человека, уважающего себя, не позволяющего себе нанесения обиды другому, способного на искреннее сочувствие, эмоционально сдержанного в самых трудных жизненных ситуациях. По мнения автора только в душевно богатом человеке заложено чувство меры и внутреннего такта.
Никогда не держи взятые в долг вещи до тех пор,
пока о них не забыли.
Если заставишь позабыть, присвоишь чужие вещи,
это равносильно воровству – так проповедано (683).
7. Как в действиях воздерживаться от прегрешений.
Помни, что в последующем перерождении ты получишь возмездие
За лишение жизни живых во время своего человеческого существования.
Разве накануне смерти можно возместить плоды лишения жизни многих существ? (800).
Бесценное учение великого Будды содержит вечные истины бытия. Наши предки следовали ему, что означало: быть честными, любить друг друга, уважать старших, помогать сиротам, доброжелательно относиться к представителям других народов, жалеть животных, беречь природу, не убивать, не грабить, не воровать, не лгать, не развратничать и т.д.
8. О творении добродетели.
Буддизм – традиционная религия в российском государстве и история её развития имеет немаловажное значение для общества в целом. Буддийская церковь и духовенство в 30-е годы XX века, несмотря на жестокие репрессии, гонения и попытку её тотального уничтожения, возродилась в послевоенные годы и остаётся неотъемлемой частью национальной культуры бурятского народа.
К духовному наследию, религиозному опыту, накопленному человечеством тысячелетиями надо относиться бережно.
Чтобы принести пользу беспредельным живым существам,
проникай мыслью Бодхисаттвы –
лучшей из всех драгоценностей.
Это – один великий путь,
по которому шествует все Победившие трёх времёни (966).
3. Оротский аршан.
Великое творение Э-Х. Галшиева, отражая жизнь бурятского народа, одновременно утверждает нравственную природу человека, общества, призывает к развитию человечности во взаимоотношениях с окружающим миром. Именно такое взаимоотношение этноса и природы прослеживается в связи произведения «Зерцало мудрости» с природным наследием малой родины Оротского аршана.
В живописнейшем уголке Кодуно-Кижингинской долины располагается Дом отдыха «Оротский аршан». Лес, разнообразие трав и цветов, тишина и покой. Впервые об этом аршане упомянул Э-Х. Галшиев. По собственной инициативе, используя только известные молебны и приёмы, определил, что Оротский целебный источник – аршан полезен от многих болезней. Основным лечебным фактором минеральной воды является ее химический состав. По типу вод вода Оротского аршана относится к гидрокарбонатным, натриево-кальциевым, слаборадиоактивным, имеет слабую минерализацию. Часть солей в минеральной воде находится в состоянии электролитической диссоциации. Их количественные соотношения определяют качество и свойства воды. Холодные радоновые воды применяются в виде ванн, орошений, ингаляций. Радиоактивный радон влияет на органы кровообращения, реакции обмена веществ. Радоновые воды показаны для лечения заболеваний органов опоры и движения, гинекологических и сердечнососудистых заболеваний. Еще одним лечебным фактором минеральной воды является ее температура. Теплые ванны полезны при лечении функциональных расстройств нервной системы, заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания, гинекологических болезней и т.д.
Сегодня появилась большая необходимость в развитии туристического комплекса в Бурятии, в создании баз отдыха, на которых можно поправить своё здоровье, отдохнуть и набраться сил. Оротский аршан является идеальным местом для этого. Отдых и лечение способствует выздоровлению от многих болезней. Приём ванн может быть не только горячим, но и тёплым. Аршан находится в 30 км. от районного центра Кижинги к северо-западу, от села Орот в 6 км. в селе более 95 дворов, около 310 жителей разных национальностей. На аршане 3 жилых корпуса на 30 мест, столовая, ванный корпус, игровое помещение. Есть двух-, трех-, четырехместные комнаты. Организовано четырехразовое питание. К услугам отдыхающих ванны, грязелечение. Лечебную грязь привозят из села Куорка, целебные свойства грязи и воды озера Хужарта издавна известны в округе. Здесь же можно принимать «Табан аршан», аршан с добавлением пяти разных компонентов – богородская трава, белая полынь, подорожник, багульник и сосновая хвоя. Такие ванны эффективны при некоторых болезнях. Телевизор, принимающий спутниковое вещание, музыкальный центр, теннис, бильярд, волейбол, тренажеры, библиотека – отдыхающие выбирают занятие и развлечения по своему вкусу. Конец июля, август – самое любимое время для отдыхающих. А приезжают сюда отовсюду. В скромной тетрадке «Книга отзывов», зафиксировано множество записей москвичей, иркутян, земляков - кижингинцев и многих других. Это отзывы тех, которые побывали здесь. «Нам очень понравилось. Все здесь отлично и, самое главное, здоровая атмосфера» - написали Сергей и Лариса из Иркутска.
На родине великого учителя в 1995 году в ознаменование 140-летнего юбилея возведена субарга «Даша-Гомон» увековечивание памяти великого учителя, известного ламы Эрдэни-Хайбзун Галшиева. На освящение субарги было приглашено буддийское духовенство и верующие со всех уголков Республики Бурятия. К субарге Э-Х. Галшиева в любое время года приходят почитать память одного из величайших сынов человечества, нескончаемое количество верующих земляков, родных и близких. И стар и млад совершают обход вокруг субаргана, загадывая свои самые сокровенные желания с великой верой, что они сбудутся.
Неумолим бег времени: так в 2005 году Кижингинская земля отметила 150-летний юбилей великого учителя. Славное наследие дооромбо ламы Эрдэни-Хайбзун Галшиева также стало стержнем встречи для выходцев села Орот и для почитателей его таланта. Образу дооромбы и его философско-нравоучительному трактату было посвящено заседание «круглого стола», где приняли участие многочисленные гости из Улан-Удэ, сёл района, старожилы село Орот, представители районной и Нижнекодунской администраций, учителя бурятского языка и литературы, учащиеся школ района.
4. Заключение.
В результате работы я узнал многое о жизни знаменитого учёного ламы Э-Х. Галшиева, о легендах, целебных свойствах источника. Он создал нужное для людей сочинение, которое представляет собой, целую энциклопедию правил морали и нравственности. Все мы знаем, буряты очень гостеприимный народ, также учат своих детей всегда оказывать почтение и внимание взрослым. Именно они являются не только хранителями народных традиций, мудрости, но и носителями нравственных ценностей. Поэтому в нравоучениях уделяется особое внимание правильной линии поведения по отношению к старшим. При этом поведение должно быть правильным и разумным. Изучив трактаты я поняла, что с точки зрения Э-Х. Галшиева воспитанный человек своё хорошее отношение к людям должен выражать формами поведения: достоинством, спокойствием, привлекательными манерами. Именно воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, разумной, красивой. Таковыми, на мой взгляд, представляются лишь некоторые основные тематические разделы данного памятника.
Я думаю, что Э-Х.Галшиев и его книга «Зерцало мудрости» являются достоянием целой эпохи и примером для подражания всех людей живущих на Земле.
5. Список использованной литературы.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ручей и камень
Можно от Солнца уйти...
Девчата
Ералаш