Данный проект является продолжением опубликованной ранее работы "Мифы и легенды Великобритании", который расширяет и углубляет взятую тему, предлагая их сравнительную характеристику с мифами и легендами России.
Таким образом, информация предоставленная в работе способствует расширению кругозора и знаний людей, которые интересуются историей и культурой мифов и легенд России и Великобритании, а также привлечь внимание тех, которые никогда этим не интересовались.
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнение мифов и легенд Великобритании и России | 506.5 КБ |
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Русскополянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Г.Г.Светецкого»
Итоговый индивидуальный проект
"Сравнение мифов и легенд Великобритании и России”
Информационный проект
Автор работы
Диденко Полина, ученица 10 класса
_______________________________________________________
Руководитель работы
Мироненко Наталья Георгиевна, учитель английского языка
Русская Поляна
2021 -2022 учебный год
Оглавление
Введение________________________________________________3-5
Основная часть
Глава 1 Теоретическая часть
Глава 2 Практическая часть
2.1 Результаты исследования_______________________________
2.2 Сравнительная характеристика мифов и легенд России и Великобритании_________________________________________________________
2.3 Систематизация материала_________________________________
Заключение______________________________________________
Список литературы________________________________________
Введение
История Великобритании переполнена безумно интересными событиями и интригующими тайнами. В эту мистическую правду очень часто забираются и вымыслы, которые хоть и считают всего лишь мифами и легендами, все равно рассказывают о них с таким воодушевлением, что воспринимаются эти сказания, как реальная часть истории. Настоящий британский дух способны передать только эти многочисленные легенды королевства, которые складывались долгими веками[1].
В прошлом году я работала над проектом, тема которого была посвящена мифам, легендам, призракам Великобритании. Так я узнала, например, что британцы безмерно гордятся своими замками и призраками, живущими в них, справедливо считая их важной частью уникального наследия своей страны, верят в мистические существа и охотно рассказывают легенды о них.
Приоткрыв лишь завесу над данной темой, мне стало интересно узнать есть ли сходства и каковы различия этой стороны жизни британцев и россиян, на сколько история возникновения мифов и легенд наших стран зависит от образа жизни, народных поверий, сказаний, вероисповедания.
Узнав от одноклассников, что эти сведения интересны не только мне, но и моим сверстникам, я решила продолжить исследования в этом направлении. Думаю, что тем, кто изучает английский язык и хочет больше знать об особенностях культуры Великобритании, будет интересно также увидеть как близки культуры народов далеких стран Британских островов и наших соотечественников, народов России, в этом, я считаю, состоит актуальность моей работы.
В связи с этим цель работы - сбор и систематизация информации о мифах и легендах Великобритании и России, выявление их сходств и различий. Публикация полученных результатов.
На реализацию данной цели направлены следующие задачи:
В ходе работы над проектом использовались методы:
Приступая к исследованию, был составлен календарный план работы и установлены сроки реализации проекта: январь – апрель (прил.1, табл. 1.1).
Результаты исследования могут быть использованы во время уроков в качестве дополнительного материала при изучении данной темы.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Мифы и легенды как часть культуры страны
В культуре каждой страны особое место отводится мифологии, легендам, это то, во что верили наши предки, и то, что неразрывно связано с сознанием самого народа. В чем состоит смысл эти двух понятий?
Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления. Леге́нда (от лат. legenda «чтение», «читаемое») - жанр несказочного прозаического фольклора, письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. Миф отличается от легенды тем, что в нем отсутствуют указания на время и место действия, в то время как легендами обрастают реальные исторические события и личности.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути к художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с «мифологическими» сюжетами, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству.
Функции мифа:
1. Связь прошлого с настоящим и будущим.
2. Формирование коллективных представлений того или иного народа.
3. Обеспечение духовной связи поколений.
4. Закрепление принятой в данном обществе системы ценностей
5.Поддержка и поощрение определенных форм поведения.
6. Поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
В мифологию Британских островов вошли мифологические традиции кельтов и германцев, эпические мотивы бриттов, саксов, галлов, и франко-норманнов, фольклорные сюжеты англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев. Легенда — приблизительный синоним понятия миф, эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена. Главные герои рассказа – обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
1.2 История происхождения Великобританских мифов и легенд
Английский фольклор уходит корнями в фольклор и мифологию народов, сформировавших английскую нацию. В кельтской мифологии племен, населявших Англию в до-Римские времена и в германской мифологии племен, заселявших остров во время великого переселения народов. Позднее, большое влияние на формирование английского фольклора оказали легенды и поверья кельтских народов, с которыми исторически англичане постоянно контактировали. Также не малое влияние оказал французский фольклор.
Всеми известная легенда о Джеке Потрошителе появилась в Лондоне, в самом сердце Англии. Если верить легенде, то Джек Потрошитель это серийный убийца и дух его можно встретить только в Лондоне. Чтобы увидеть его нужно в полночь 31 декабря пройтись по Вестминстерскому мосту. По легенду каждую полночь 31 числа призрак совершает самоубийство и прыгает с моста.
Самая знаменитая история, родившаяся в Великобритании это легенда о Лох-Несском чудовище. Много кто пытался его обнаружить, и даже были фото, на которых якобы данное чудовище было зафиксировано. Но все это оказалось фейком и неправдой. Никому еще не удалось застать это чудовище на поверхности озера, в котором оно обитает, поэтому этот рассказ до сих пор остается лишь легендой.
О мифах Британских островов мир узнал из средневековых источников; более раннее письменные свидетельства не удалось найти. Отчасти это можно объяснить тем, что кельтские друиды хранили в тайне свои знания и раскрывать, их не советовалось.
Это очень малая часть всех легенд, что существуют в Великобританской мифологии. Мифы и легенды являются неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в свою очередь, культуры англичан. Они несут в себе отражение жизни, к которой они принадлежат, это образ мыслей и характер народа.
Англия имеет богатейшую историю с множеством легенд и мифов, связанных с историческими событиями и личностями. Некоторые легенды сформировали в Англии какие-либо традиции или же оказали влияние на них.
1.2 Наиболее известные мифические существа Великобритании
Британский фольклор имеет корни в фольклоре и мифологии народов, сформировавших нацию, в кельтской мифологии племён, населявших острова в до-римские времена (бритты и другие) и в германской мифологии племен, заселявших остров во время великого переселения народов (англы, саксы, юты). Позднее, большое влияние на формирование британского фольклора оказали легенды и поверья кельтских народов, с которыми исторически британцы постоянно контактировали, в первую очередь валлийцев. Определенное влияние оказал и скандинавский и французский фольклор, принесенный после нормандского завоевания Британии. Поэтому, на ряду с индивидуальными, присущими отдельным странам мифах и легендах, существует много общих сказаний.
Давайте познакомимся с некоторыми, особенно широко известными мифическими существами. Несмотря на самобытность каждой страны, у них есть общие легенды, например:
Красные шапки — в фольклоре британских островов наиболее опасная разновидность гоблинов (рис.1.2.1). В кельтской мифологии не редкость такой предмет одежды как красные колпаки или шапки. Они (эти шапки) важны и в быту, и в ритуалах. О значимости красных шапок для эльфов говорит тот факт, что даже плакальщики на эльфийских похоронах, одев траурные одежды, не снимали красных шапок. А еще есть сказка, в которой рассказывается что даже мерроу надевал красную шапку, чтобы пройти через морскую толщу в свое жилище, и давал ее своему приятелю-человеку — тот бросал шапку обратно в море, выходя на берег.
Рисунок 1.2.1 Гоблин "Красная шапка"
Эльфы - один из древнейших мифических народов. Существуют эльфы: темные, лесные, древние. Это сказочные существа, живут в лесах, избегают общения с людьми. Эльфы мастера стрельбы из {лука}, так же ни неплохо владеют мечем. Их магия проявляется в сделанных их руками вещах.
Темные эльфы (Дроу) - отличны от остальных эльфов тем, что им пришлось покинуть поверхность и поселится в самые отдаленные участки подземного царства, они не гостеприимны. Искусно орудуют кинжалами. В мастерстве по добыче руд могут тягаться с гномами. Темные эльфы привычны ко тьме, но не смотря на обитание под землей выходят и на поверхность. Темные эльфы утратили все связи и память о своих сородичах.
Рисунок 1.2. Темные эльфы
Пикси (англ. Pixie) — небольшие создания из английской мифологии, считаются разновидностью эльфов или фей (рис. 1.2.2). Одинаковым свойством, сообщаемым в источниках, является поведение пикси — от безобидных шалостей до смертельных преступлений. Их самое любимое развлечение — сбивать с пути людей. Кроме того, пикси обожают красть лошадей, в особенности жеребят. Наиболее верный и надёжный способ прогнать пикси — это вывернуть наизнанку куртку или показать им железный крест. Однако, пикси довольно дружелюбны. Они ухаживают за заброшенными могилами, оставляют на них красивые цветы, помогают людям по дому, выполняя ту же работу, что и брауни. Но честно говоря, работа им быстро надоедает, поэтому они часто бросают работу, так и не закончив.
Рисунок 1.2.2. Пикси
Баг (Bag) – в английской мифологии духи фейри (рис. 1.2.2). У него несколько имен – баг, багабу, боггл-бу, багбер. Согласно легендам, баг – «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей. Внешний облик багов может быть различным. Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Некоторые сравнивают их по виду с бурыми медведями.
Рисунок 1.2.3. Баг
Брауни (англ. Brownie) — домашние духи в мифологии Шотландии и северной Англии, небольшие человечки ростом не более метра, схожи с маленькими эльфами с коричневыми неопрятными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни») (рис. 1.2.4). Кожа у этих мифических существ в большинстве случаев светлая, однако цвет кожи брауни зависит от места жительства, и от того, чем они предпочитают питаться. Брауни часто приходят ночью в разные дома и доделывают то, что не успели сделать слуги. Аналогом этих существ являются славянские домовые и скандинавские ниссе.
Рисунок 1.2.4. Брауни
Лохнесское чудовище, которое согласно легендам живет в Шотландии в озере Лох-Несс, оно представляет собой черного змея огромных размеров (рис. 1.2.5). На поверхности озера время от времени появляются разные фрагменты его тела. Поймать Несси пытались много раз, но понятно, что результаты нулевые. Исследовали и дно озера, чтобы найти, где такое огромное существо могло бы спрятаться. При этом были сделаны снимки при помощи специальной автоматической аппаратуры, на которых было замечено крупное животное, и они оказались подлинными.
Рисунок 1.2.5. Лохнесское чудовище
Банши была женщиной-предзнаменованием смерти (рис. 1.2.6). Иногда Банши являлась в виде старухи, одетой в лохмотья, иногда ее видели молодой и красивой девушкой, а иногда она представала в образе прачки, размахивающей окровавленной одеждой. Всякий раз, когда ее видели, она издавала ужасный крик, и легенда гласит, что этот крик приносил смерть любой семье, которая его слышала. Король Шотландии Яков I решил, что к нему приближается Банши. Вскоре после этого он умер у графа Атолл (Atholl).
Рисунок 1.2.6. Банши
Карлики наиболее распространены в Британии, но и в Ирландской мифологии эти существа занимают далеко не последнее место (рис. 1.2.7). Ходило предание, что Эйденс управлял стихией воды и мог разливать озёра. Карликов можно разделить на эльфов и гномов, «белых» и чёрных». Эльфы казались светлыми существами, мудрецами, веющими добром.
Рисунок 1.2.7. Карлики
Гвиллионы - в кельтской мифологии горные фейри (рис. 1.2.8). Это весьма кровожадные, зловещие существа. Они появляются лишь с заходом солнца, а их любимое занятие - прятаться в тени у горной тропы. Идущих по тропе путников они намеренно сбивают с дороги, нагромождая перед ними каменные завалы. В Уэльсе гвиллионы часто заходят в дома местных жителей, особенно в ненастную погоду, и хозяева радушно принимают их, отнюдь не из любви, но опасаясь бед, которые может навлечь обиженный гвиллион. Им подносят свежую воду и особенно остерегаются, чтобы в углу у очага, где сидит Фейри, не оказалось ножа или иного режущего орудия. "Потому что с теми, кто об этом не позаботится, часто случается беда".
Рисунок 1.2.8. Гвиллионы
Аванк (валл. Afanc) — мифическое существо в валлийской мифологии. По разным источникам выглядело либо как громадный крокодил, либо исполинских размеров бобр (рис. 1.2.9). По мифу, Аванк жил в омуте под названием Ллин-ир-Аванк (Llyn yr Afanc) на реке Конви в Северном Уэльсе. Он утаскивал под воду домашний скот.
Рисунок 1.2.9. Аванк
1.3 История происхождения российских мифов и легенд
В XIX веке изучение славянской мифологии получило новый импульс с появлением сборника «Славянский вестник» (1866), издававшегося под редакцией А. А. Хованского , где публиковали свои статьи по этому вопросу Д. О. Шеппинг, А. Н. Афанасьев и другие.
В 1884 году в журнале «Филологические записки» вышла статья Людовика Леже «Краткий очерк славянской мифологии», содержащая подробный библиографический обзор современных публикаций на эту тему, а в 1907 году в сборнике был опубликован перевод его «Славянской мифологии».
В условиях отсутствия славянских мифологических нарративов возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главным источником сведений по раннеславянской мифологии являются средневековые хроники, поучения против язычества и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов.
Описанный набор элементов славянской мифологии мог реализоваться в нарративах разного рода — эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям, и др. Поэтому позднейшие фольклорные и этнографические и языковые данные содержат обширный материал для реконструкции (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все названные выше данные в основном относятся к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения («Збручский идол» и др.). Особым источником является сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племён, отличающейся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда её персонажей с их именами и атрибутами. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других мифологий, позднее — христианства.
Славянская мифология формировалась на протяжении длительного периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими, по сути являются такие образы, как Мать — сыра земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
По мере расселения славян с праславянской территории происходила дифференциация славянской мифологии и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и восточных славян. Предположительно существовали и другие варианты (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведений о них сохранилось мало.
1.4 Наиболее известные российские легенды и мифы
Водяной - в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала (рис.1.4.1). Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместе рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному . По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках, в частности сербо-лужицких, урочище Чёрна Вода служит местом встречи с водяным.
Рисунок 1.4.1. Водяной
Вий - в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых, связывается с тем же корнем: среднеукраинское "вия", "вийка", белорусское "вейка" — "ресница" (рис.1.4.2). По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший его взгляда, умирал .
Наши сказки знают могучего старика с огромными бровями и необычайно длинными ресницами: брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколь силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами... но уже тогда ничто не утаится от его взоров...
Рисунок 1.4.2. Вий
Кикимора известна почти на всей территории славянских земель (рис.1.4.3). Поверья о ней распространены, в основном, у русских (кикимора , шишимора ), белорусов (кікімара , вешчыца ) и поляков (kikimora , kicimora ), в меньшей степени у украинцев (кікімора , нічка ), словаков (kykymora ), болгар и сербо-хорватов (кикимора , kikimora ). А также у некоторых финно-угорских народов, проживающих на территории России.
Слово кикимора (и его варианты кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть "кик-" возводится к древнему балто-славянскому корню "кик-/кык-/кук", который имеет значение горбатости, скрюченности.
Рисунок 1.4.3. Кикимора
Рисунок 1.4.4. Илья Муромец
Легенда о Илье Муромце:
Илья Муромец - один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса (рис.1.4.4). Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру; возглавил оборону Древней Руси. Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
Впервые этот герой появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева, в некоторых былинах — как Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин. Образ Ильи Муромца широко представлен в литературе, музыке, живописи и кино.
Рисунок 1.4.5. Добрыня Никитич
Легенда о Добрыне Никитиче:
Добрыня Никитич обладал немалой силой, но в отличие от могучего Ильи Муромца и изворотливого Алеши Поповича, побед в ратных делах добивался благодаря своей ловкости и уму (рис.1.4.5). Он метко стрелял из лука, ловко дрался на саблях, но он же мастерски играл на гуслях, любил сразиться в шахматы. Он был разносторонним человеком, вызывал интерес у многих людей. Ученые считают, что в его образе отразились черты дяди киевского князя Владимира Добрыни — брата матери князя Малуши, бывшей рабыни, прислуживавшей княгине Ольге. В былине Добрыня купается в Пучайреке — это символ крещения и убивает Змея — уничтожает символ язычества.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Сравнительная характеристика мифов России и Великобритании
Мифы и легенды на Руси были частью языческой религии. Они формировались во времена, когда на Руси еще не было письменности, и поэтому большинство преданий, мифов и легенд передавались только в устной форме, в то время, как в древней Великобритании письменность уже существовала. Тем не менее, и там мифы и легенды передавались чаще всего из уст в уста, и часть из них дошла до наших дней только благодаря христианизации, так как христианские монахи взяли на себя труд собрать и записать древние мифы и легенды.
В Древней Руси все было иначе. После крещения Руси язычество было объявлено «вне закона», мифы и легенды так и остались незаписанными. Также в это время возникло двоеверие из-за попыток ужиться новой и старой религии, так как большинство простых людей приняли христианство только формально, а по существу оставались язычниками, а вот знать быстро усвоила христианские обряды. Отсутствие письменных источников стало причиной того, что сегодня у нас нет стопроцентно достоверной информации о мифах Руси.
Еще одним интересным фактом является то, что из загробного мира Древней Руси к человеку прилетали призраки, ночные кошмары, наваждения. А загробный мир в Британии можно назвать раем, местом душ перед возвращением в наш мир. Это является одним из доказательств того что, устройство миров в рассматриваемых нами странах кардинально отличается друг от друга.
Можно сделать вывод, что народ Англии более практичен, русские же, подчас усложняя толкование мифов и легенд, делают их более образными и эффектными. Мифы и легенды представляются в виде книги мыслей народа, прочитав которую, узнаешь в какой-то степени и национальный характер.
2.2 Анкетирование
Работая над темой «Мифология Великобритании», я проанализировала много литературы и интернет – ресурсов по теме исследования. Проанализировав и систематизировав весь собранный материал, я пришла к выводу, что культура Великобритании полна тайн и загадок, которые пока что остаются для нас большим секретом. На протяжении многих веков писатели черпали в таинственной Британии сюжеты для собственных творений. Эта небольшая страна является источником приключенческих и магических историй, которые любят люди всех возрастов во всем мире[2]. Достаточно вспомнить рассказы о Короле Артуре, Хоббите и Гарри Поттере[3]. Это неудивительно, ведь Британия богата местами, о которых ходят легенды. Это страна загадочных каменных сооружений, таинственных пещер и существ, туманных болот и лесов, а также древних церквей.
В ходе исследования мне захотелось узнать, сколько моих одноклассников знает о каких-либо мифах и легендах Великобритании и имеет представление о мифах России. Используя методы опроса и анкетирования (прил 2, табл.2.1), я получила такие данные: из 24 опрошенных мною одноклассников только около 50% имеют представление о данной теме. Что касается большинства, выяснилось, что многим ребятам очень интересна эта тема. Все ребята знают хоть что-то о русских мифах и легендах, а с английскими дела обстоят гораздо хуже. Исходя из полученной мною информации, я решила познакомить своих одноклассников с этим необычайно интересным и захватывающим миром мифов и легенд, надеюсь у меня представится возможность поделиться своими знаниями на классном часе.
Заключение
Выводы:
Легенды и мифы любой страны и любого народа представляют огромный интерес и ценность не только для потомков, но и для всего человечества. Роль знания мифов и легенд очень велика, они составляют часть общего образования каждого человека, интересующегося языковой культурой. Они также являются частью различных методов изучения английского языка, делая этот процесс более интересным, легким и эффективным.
Если судить по мифам и легендам[4], то можно сделать вывод, что народ Англии практичен. Мифы и легенды представляются в виде книги мыслей народа, прочитав которую, узнаешь в какой-то степени и национальный характер. Мифы и легенды на Руси были частью языческой религии. Они формировались во времена, когда на Руси еще не было письменности, и поэтому большинство преданий, мифов и легенд передавались только в устной форме, в то время, как в древней Великобритании письменность уже существовала. После крещения Руси язычество было объявлено «вне закона», мифы и легенды так и остались незаписанными.
Тем не менее, не только на Руси, но и в Британии мифы и легенды передавались чаще всего из уст в уста. Еще одним интересным фактом является то, что из загробного мира Древней Руси к человеку прилетали призраки, ночные кошмары, наваждения. А загробный мир в Британии можно назвать раем, местом душ перед возвращением в наш мир. Это является одним из доказательств того что, устройство миров в рассматриваемых нами странах кардинально отличается друг от друга.
Таким образом, информация предоставленная в моей работе способствует расширению кругозора и знаний людей, которые интересуются историей и культурой мифов и легенд России и Великобритании, а также привлечь тех людей, которые никогда этим не интересовались.
Я могу утверждать, что в ходе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи и достигнута цель.
Результаты проекта:
Список литературы
1. Бернштейн Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры. Традиционная культура.: учеб. пособие/В.М.Рябков; МГУКИ. — М. : Изд–во МГУКИ, 2000. — 212 с.
2. Волшебные существа: Энциклопедия / перевод с английского: Н. Горелов, Н. Дьяконова и др., перевод с латинского Н. Горелов. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 140-143. — 432 с
3.Дж. Роулинг "Гарри Поттер и узник Азкабана" — М.: Росмэн, 2001 (416)
4. И.С.Неноркомова: Английские мифы, легенды/сост.. – М.:АСТ, 2010 г. – 132 с.
Электронные ресурсы:
Исследование роли элементов британского фольклора.-
URL://school-science.ru/5/3/35112 (дата обращения 25.12.2021).
Мифы и легенды Шотландии и Ирландии. - URL:prezentaciya-po-angliyskomu-yaziku-mifi-i-legendi-irlandii-3427088.html (дата обращения 26.12.2021).
Мифы и легенды англоязычных стран. - URL: //multiurok.ru/index.php/files/mify-i-legendy-angloiazychnykh-stran.html
Приложения
Приложение 1. Планирование выполнения проекта
Таблица 1.1 План-график проекта
Этапы проекта | Срок исполнения |
Поисковый этап. Сбор информации. Поиск иллюстративного материала, изучение различных источников | январь 2022 |
Аналитический этап. Обработка информации. Формулирование выводов. | февраль 2022 |
Практический этап. Составление списка известных мифических существ и популярных легенд. Изготовление продукта проекта (аналитической таблицы) на основе собранного материала | март 2022 |
Заключительный этап. Оформление отчета о проекте. Подготовка к защите. Защита проекта | апрель 2022 |
Приложение 2. Анкетирование
Таблица 2.1. Результаты анкетирования
Вопросы | Да | Нет |
Знаете ли вы легенды России? | 65% | 45% |
Знаете ли вы мистических существ Великобритании? | 75% | 25% |
Верите ли вы в мистику? | 85% | 15% |
Знаете ли вы о героях, мифических существах России? | 55% | 45% |
Вы знаете мифы, легенды Великобритании? | 35% | 65% |
[1] .Бернштейн Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры. Традиционная культура.: учеб. пособие/В.М.Рябков; МГУКИ. — М. : Изд–во МГУКИ, 2000,с.25
[2] Волшебные существа: Энциклопедия / перевод с английского: Н. Горелов, Н. Дьяконова и др., перевод с латинского Н. Горелов. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — с. 140-143
[3] Дж. Роулинг "Гарри Поттер и узник Азкабана" — М.: Росмэн, 2001
[4] И.С.Неноркомова: Английские мифы, легенды/сост.. – М.:АСТ, 2010 г. , с.89
Прекрасная химия
А теперь — мультфильм
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Карты планет и спутников Солнечной системы
Одеяльце