В данной работе ученица рассматривает образ домового, обратившись к справочной и исследовательской литературе, что позволило ей составить представление о внешнем облике домового, о его функциях, характере и особенностях. В работе доказывается причина того, почему так мало знают о домовом дети школьного возраста. Материал данной работы может быть применён как на уроках литературы в разделе "Произведения устного народного творчества", так и во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Мифологический персонаж "домовой" в русском фольклоре" | 234.15 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по теме:
Мифологический персонаж «домовой»
в русском фольклоре
Выполнила:
Шульц Валерия,
ученица 6 класса
Руководитель:
Дейч Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Гальбштадт, 2019
Содержание
Введение
Глава 1. Что мы знаем о домовых?
1.1. Происхождение домового
1.2. Домовой в народных верованиях
1.3. Наиболее распространённые домашние духи славян
Выводы по 1 главе
Глава 2. Мифологический персонаж «домовой» в русском фольклоре.
2.1. В загадках
2.2. В пословицах и поговорках
2.3. В колыбельных песнях.
2.4. В быличках.
Выводы по второй главе
Заключение
Источники информации
Приложение
Для тех, кто неравнодушен к прошлому и настоящему!
Введение
Актуальность.
«Кто такой домовой?» - этот вопрос я впервые задала маме, когда мне было 5 лет после просмотра мультфильма про домовёнка Кузьку. Этот симпатичный герой стал моим любимцем, я верила, что он обязательно должен жить в моём доме. И не боялась его.
Многие из нас еще от бабушек слышали о том, что Домовой живет в каждом доме. Кто-то боится его, кто-то утверждает даже, что видел домового. Кто-то верит в это, кто-то нет. Но, так или иначе, существует объяснение, кто же такой на самом деле домовой, как он выглядит и где живет.
С целью выяснения знаний и представлений окружающих меня сверстников о домовом, нами было проведено анкетирование. Учащимся шестого и седьмого классов было предложено ответить на несколько вопросов. (Приложение 1.) В результате опроса (Приложение 1) мы выяснили, что большинство детей в возрасте от 11 до 13 лет не знают о происхождении домового, какие бывают домовые. Многие дети боятся его. Хотя объяснить свой страх перед ним не могут. Но им интересно узнать о домовом. Большинство опрошенных не верят в существование домовых. Но были и те, кто верит, либо сомневается в их существовании. Интересно было обнаружить, что, несмотря на все свои страхи, значительная часть респондентов выразили мнение, что домовой – добрый. 26 человек утверждают, что встречали в произведениях русского фольклора образ домового, что у нас вызывает сильное сомнение. На наш взгляд, ребята могли спутать понятие «произведения русского фольклора» с «произведениями отечественной художественной литературы».
Я сама не сумела ответить на многие из предложенных вопросов. Мои знания по данной теме ограничены. И тогда мне стало интересно, почему я и мои сверстники так мало знаем о домовых?
Гипотеза: 1. Ограниченность сюжетов рассказов о домовом редко встречается в жанрах устного народного творчества и это является причиной того, что мои сверстники так мало знают о домовых.
Цели моего исследования:
1. Исследовать и охарактеризовать образ домового в народных верованиях.
2. Исследовать произведения русского фольклора: пословицы, загадки, колыбельные песни и былички на предмет присутствия образа домового в них.
Объект исследования связан с устной народной литературой о мифологических существах, а именно о домовом, и отражённых в них народных верованиях.
Предмет исследования: образ домового в произведениях устного народного творчества – песнях, поговорках, пословицах, быличках, сказках.
Задачи:
1. Рассмотреть образ домового в народных верованиях.
2. Изучить научную литературу и материалы исследовательских работ некоторых авторов по данной теме.
3. Изучить произведения русского фольклора на предмет присутствия в них мифического героя (именно домового).
4. Обобщить полученные сведения и сделать выводы.
Наши задачи определили структуру работы: она состоит из введения, двух глав которые посвящены разноаспектному рассмотрению образа домового, заключения, списка использованных источников и Приложений.
Методы исследования:
- работа с информацией;
- опрос;
- отбор и систематизация материала.
Глава 1. Что мы знаем о домовых?
1.1. Происхождение домового
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера». [13]
В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков.
О высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок, обрядов).
Домово́й (кутный бог) — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. [14]
Версий появления домового множество. По одной из них бог Род (языческий бог у славян) спустился с небес на землю, измельчал, но и размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках - домовых, обитавший в каждом славянском доме.
В свободной энциклопедии Википедия мы нашли такое объяснение: «Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр.)». [14]
Другое поверье, основывающееся на библейской легенде, говорит, что домовые и их «родственники» — дворовые, банники, овинники и т. д. — это дети первых людей Адама и Евы, родившиеся после их грехопадения. В легенде рассказывается, что эти дети были столь безобразны, что Адам, ужаснувшись, хотел утопить их. Но Ева сжалилась над ними и уговорила Адама не убивать детей, а спрятать их. [15]
В книге известного русского этнограф С.В. Максимова мы нашли легенду о происхождении домовых: “Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или так случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, умягчились нравом. Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к ним привыкла… что не согласна признавать домовых за чертей и принимает их в своих представлениях за особую отдельную добрую породу…» [6]
Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем "домового", которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем) А величают его, за очевидные и доказанные услуги, именем "хозяина" и за древность лет его жизни на Руси - "дедушкой" (* Рассказывая о домовом, чаще всего называют его просто - "Он" или "Сам", но еще чаще "Доброжилом" и "Доброхотом", а вологодской губернии даже "Кормильцем" По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется "Суседком" и "Батанушком" (батаном -не то в смысле бати-отца, не то братана, т.е. родного брата) В семьях Олонецкого края величаю даже почетным именем "другая половина" Во всяком случае, он "доможил" и за обычаи жилья в тепле и холе - "жировик", за некоторые житейские привычки - "лизун" За то, что он всетаки существо незримое, бесспорная и подлинная "нежичь" (ни дух, ни человек), домовой, в обход настоящего прямого звания его, еще считается "постеном" (а также "по-стеи" - от степи или
тени), как призрачное существо, привидение. Называют его еще иногда "корноухим" за то, что будто бы у него в отличие oт настоящих людей не хватает одного уха. В видах особого исключения называют его еще "некошным" (некошной) в тех только случаях когда он не ладит с хозяевами избы, хотя это прозвище 6олее прилично (и чаще применительно) ко всяким другим чертям, например к водяным и летунам, а к домовому духу не прилаживается и, собственно, не подходит)) [16 ]
1.2. Домовой в народных верованиях
Рассмотрим образ домового, как он представлен в народных верованиях, обратившись к справочной и исследовательской литературе. Это позволит нам составить подробный портрет домового, изучить его функции, ознакомиться с характером и особенностями этого мифологического персонажа.
Опираясь на исследования многих учёных XVIII – XIX вв., Э.В. Померанцева в своей работе «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (1975) систематизирует существующие верования о домовом, чтобы представить его целостный образ. Итак, первые исследователи (М.Д. Чулков, М. Забылин) рассматривали его как «одну из ипостасей чёрта, нечистой силы» и устанавливали его тесную связь с домом и хозяйством. «Отличительным признаком домового, раскрывающим его сущность и объясняющим отношение к нему рассказчиков, является то, что он прежде всего хозяин, причем не в том смысле, как водяной или леший являются хозяевами водного или растительного мира, который они оберегают от враждебного им человека, а как глава дома, того узкого хозяйственного мирка, с которым связаны все помыслы и заботы крестьянина. Он выступает как рачительный и заботливый хозяин того дома, в котором живёт, и принимает деятельное участие в жизни обитающей в нем семьи; этим определяются и его заботы о скотине, что является наиболее часто упоминаемой в информациях его функцией. Именно этим качеством домового – тем, что он хозяин, – определяется и его плохое отношение к нерадивым, недружным семьям.» Отличительной чертой домового Э.В. Померанцева называет то, что его воспринимают как не просто хозяина, а главу дома, который принимает непосредственное участие в жизни семьи. О том, что домовой тесно вязан не только с домом, но и с семьёй, свидетельствует обычай, когда при перезде семья зовёт его с собой «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей». Максимов С.В. в своём труде, в подтверждении связи домового с семьёй, указывает: «Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор.»
У многих исследователей говорится о способности домового предсказывать будущее. Ему приписывается функция «вещуна», предсказывающего «добро» или «худо», свадьбу, смерть, пожар, рекрутчину и т.д. Задают вопросы «к добру или худу?», «Любя или не любя?». Способ ответа тоже весьма разнообразен: домовой может заплакать или засмеяться, погладить «мохнатой рукой» или продолжить щипаться, а может сказать ласковое слово или, наоборот, выбраниться.
В словаре М.И. Власовой «Новая АБЕВЕГА русских суеверий» (1995) домовой определяется как «дух дома, «хозяин» двора и дома». У него много имён, которые указывают: на место его обитания (хлевник, гольбешник, избной, подпечник, подпольник). С. В. Максимов в своей работе так пишет о месте обитания домового: «живёт и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подъизбице и на подволок, хотя замечают в нём наибольшую охоту проводить время в голбцах (дощатых помещениях около печи со спуском в подполье) и в чуланах.»
Представления о внешности домового были столь же постоянными, как и представления о функциях и отношении домового к людям, за некоторыми малозначимыми исключениями.
Очень подробно описан домовой у В.И. Даля («О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» (1845-1846))». Тут приводится описание внешности: «обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в короткомсмурном зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе; но всегда босиком и без шапки… У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. Домовой весь оброс пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое.»
Так, в своём труде «Нечистая, неведомая и крестная сила» С.В. Максимов пишет о том, что «по доброму своему расположению…имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить», так удалось узнать, что «он мохнатый, оброс мягкой шерстью, что ею покрыты даже ладони рук его, совершенно таких же, как у человека, что у него, наконец, имеются сверх положения, рога и хвост». А ещё «в смоленской губ. видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губ. он одет в свитку жёлтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку; волоса у него на голове и бороде длинные, сваливающиеся… под Пензой, он иногда принимает вид чёрной кошки или мешка с хлебом.»
В исследованиях Э.В. Померанцевой среди описаний внешности домового доминируют не только свидетельства его антропоморфности, но и указания на то, что он похож на хозяина дома, на одно лицо с ним. По сведениям П.Н. Рыбникова, «домовой видом в хозяина».
В словаре М.И. Власовой «Новая АБЕВЕГА русских суеверий» (1995) говорится о способности домового «принимать облик таких животных, как змея, уж, жаба, лягушка, мышь, крыса, петух, корова, свинья, ягнёнок, кошка, собака, ласка, белка; или даже медведь, заяц, что случается намного реже.»
Максимов С.В. о характере домового пишет так: «Давно и всем известно, что домовой – вообще большой проказник, своеобразный шутник и где обживётся, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается от безделья, ради шутки. Подурит и пропадёт с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он видом» » В. И. даль так описывает его характер: «Он вообще не злой человек, а больше причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, ровно в кабалу к нему пошел; а уж кого невзлюбит, так выживет и, чего доброго, со свету сживет.»
Домовой не только похож на людей, у которых обитает, не только заботится о хозяйственном благополучии и ухаживает за скотиной, но и сам живет наподобие крестьянской семьи. Существовали рассказы о его жене (домахе, домовихе, иногда кикиморе), которая ночью выходит из-под пола и прядет. Рассказывали, что есть у него и дети. Кормит он свою семью хлебом «который неумойки лапают». [10]
Опираясь на исследования, можно выявить основные признаки, характерные для домового.
Особенности внешности:
1.3. Наиболее распространённые домашние духи славян
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью – истинный домовой, вторым считался дворовой, живший вне избы. В «Энциклопедии сверхъестественных существ» Кирилла Королёва, которая составлена на основе материалов германо-скандинавской, кельтской, индуистской, ведийской, славянской и других мифологических систем, в главе «Домашние духи и Малый народец» нам удалось найти описание самых распространённых домашних духов славян.
Среди них:
Амбарный
Банник (баенник)
Голбешник
Гуменник
Дворовой
Домовой
Запеченник
Зыбочник
Игоша
Игрец
Кикимора (Шишимора)
Колодечник
Коргоруши (Коловерши)
Лизун
Мокоша
Мокруха
Обдериха
Овинник
Пастен
Подпольник
Рохля
Хохлики
Подробному описанию домашних духов уделяет внимание автор ещё одного сборника – Адамчик Владимир Вячеславович в книге «Словарь славянской мифологии».
Среди домашних духов были добрые, те, кто помогал хозяевам дома (домовой, лизун, жихарь) и злые, кто всячески стремился навредить человеку, напакостить или напугать (овинник, баенник, дворовой и др.).
Более подробная информация об этих и других домашних духах представлена нами в самостоятельно изготовленном мини-справочнике «Наиболее распространённые домашние духи славян». (Приложение 2)
Выводы по первой главе
1. Домовой – это домашний дух, покровитель семьи.
2. Версий появления домового большое множество, но все они связаны с домом.
3. В славянской мифологии домового представляли в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой -идеальный домохозяин.
4. Домовой вступает в общение с домочадцами, показывается им, предсказывает добро или зло.
5. Любит или не любит скотину.
6. Переходит или не переходит в новый дом.
Домовой, очевидно потому, что связан с домом, очагом, убежищем человека, в основном добр. Злые качества домашнего духа были воплощены в баннике (недаром баню считали опасным, часто «нечистым» местом, в ней не было икон, в ней гадали и т.д.), иногда в овиннике, «хозяине» тоже не безопасного для жизни человека места.
Глава 2. Мифологический персонаж «домовой» в русском фольклоре.
Ознакомившись с многообразием домашних духов, мы принялись за поиск следов присутствия домового в произведениях устного народного творчества русского народа.
Об устном поэтическом творчестве (фольклоре) древних славян приходится в значительной мере судить предположительно, так как его основные произведения дошли до нас в записях нового времени (XVIII—XX вв.)
Древнейший фольклор славян был разнообразен по жанрам. Широко бытовали сказки, пословицы и загадки.
2.1. В загадках
Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора, но записываться и складываться в собрания они стали только в XIX веке. В 1861 году вышел сборник загадок А. И. Худякова «Великорусские загадки», а в 1876 году Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа».
Изучением русских народных загадок занимались видные учёные. Так, А. Н. Афанасьев рассматривал загадки в связи с изучением сказаний и мифов древних славян.
В сборнике «Пословицы, поговорки и загадки» А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова публикуемые загадки взяты из сводных сборников и наиболее крупных собраний XIX- XX веков. Среди всех загадок мы не нашли ни одной загадки о домовом.
В книге Мельникова М. Н. «Русский детский фольклор» загадок с упоминанием домового или о домовом также не обнаружено.
Исследованию также подлежала книга В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» (1957 года). И в ней загадок о домовом не найдено.
2.2. В пословицах и поговорках
Владимир Иванович Даль в «Напутном» к своему сборнику «Пословицы русского народа» писал, что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Систематическая работа по собиранию пословиц и поговорок начинается в России с XVII века. Сборник В. И. Даля до настоящего времени представляет собой самое значительное явление в области собирания и изучения русских изречений. В. И. Даль расположил изречения по тематическому принципу. В разделах «суеверия и приметы», «гульба-пьянство», «двор-дом-хозяйство», «смех-шутка-веселье», «одиночество-женитьба» мы обнаружили упоминание о домовом.
Пословицы и поговорки из книги В.И. Даля.
Поговорки «Домовой лешему ворог» и «Домовой тешится, леший заводит, а домовой топит» были обнаружены и в книге В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»
Также изучению подлежал ещё один источник: «Пословицы. Поговорки. Загадки» А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. В этом сборнике нам не удалось обнаружить пословицы и поговорки со словом «домовой».
2.3. В колыбельных песнях
У многих людей первое знакомство с таинственным миром "нелюдей" состоялось в детстве. Едва ребенок "входил в разумок", няни начинали рассказывать сказки и истории, в которых волшебное перемежалось с таинственным и герои сказок соседствовали с домовыми, лешими, овинниками, кикиморами, злыднями и прочими персонажами быличек и верований. Не случайно, колыбельная песня - жанр, мимо которого не прошел почти ни один из наших поэтов ХIX века.
М.И. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» указывает на то, что «прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дрёмы, Угомона, Упокоя….
Дрёма — один из домовых духов - берегини . Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.
Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Сон - славянский бог сна - муж Дремы, сын Велеса и Мары, отец Угомона. Имел сестру Соню.
Угомон — ответственный за колыбельные песни
Кот Баюн (Бай) — бог специального усыпления (путем рассказывания сказок)
Соня — богиня сновидений. [17]
Мир матери-женщины тесен, «…свет всей жизни только в огоньке лучины». А дальше – темнота, населённая сверхсуществами. Они так давно заселили крестьянские избы, что стали своими, одомашненными. И мать обращается к ним не с молитвой или заговором, а попросту, как обращалась к старшим детям, она зовёт добрых Сна и Дрёму, строгого Угомона, страшного Буку.» В этой книге мы обнаружили 13 колыбельных песен, в которых упоминаются эти образы.
Примеры:
1.Ет-то Сон-Дремота
Навалилась на тебя.
Сон идет по лавочке,
Дремота по другой,
Сон-от в беленькой рубашечке,
Дремота в голубой.
Баю, баю, бай,
Баю, баюшки.
2.Ходит кот по лавочке,
А Дремота - по кути,
Она ищет - поищет
Ванюшку везде.
Где Ванюшку найдет,
Там и спать укладет.
В книге В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» нам удалось найти три колыбельных песенки.
1. Гуркота, гуркота!
А Митеньке дремота.
Сон да Дрёма
Вдоль по улице прошла,
К мому Митеньке зашала,
Под головушку спать легла.
Баюшки, баю
Баю деточку мою!
2. Прилетели гулюшки,
Садились на люлюшку;
Они стали гурковать,
Стали Митеньку качать,
Прибаюкивати:
Спт, Митенька, засни,
Угомон тебя возьми.
2.4. В быличках
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ очевидца о встрече с «нечистой силой». Этот жанр близок к сказке и легенде, но при этом он остаётся уникальным.
Изучением и собирательством быличек занимались и продолжают заниматься многие учёные. Былички представляют огромный интерес для учёных-филологов. В книге Померанцевой Э. В. «Мифологические персонажи в русском фольклоре» мы ознакомились с характерными признаками данного жанра, его особенностями, отличиями от сказок и бывальщины. Также в этой книге приводится много быличек о домовом, заимствованных автором из работа разных учёных-филологов.
О домовом достаточно много быличек. Видимо, это связано с тем, что он живёт рядом с человеком. Содержание текстов о домовом сводится к изображению взаимоотношений домового и животных, либо рассказывается о его контактах с людьми.
Большое количество сайтов интернета предлагают обширный материал о быличках с большим количеством примеров. Приведём несколько их них.
По материалам исследования филологического факультета ВГУ.
№1. «У меня есть тетка знакомая в Москве. Она купила новую квартиру. Она так сильно верит в домовых, и она при переезде на ночь открыла чемодан и поставила туда что-то из еды и молоко. Ушла ночевать и утром закрыла чемодан и увезла на новую квартиру. А там был свой домовой. И теперь у нее 2 домовых. Сначала они не дружили, но теперь все хорошо. Один старший, а другой молодой». Записана в г. Воронеже от Федотовой Елены 1955 г. р. в 2002 г.
№2. «Бабушка двоюродная вышла замуж. Поселились они с мужем в новом доме. На новый год их пригласили отмечать к друзьям. Уже уходили, дверь закрывали, слышат - за дверью грохот. Испугались, думали, что-то случилось. Дверь открыли, а все в порядке дома. Опять повторилось то же самое - опять грохот. Опять все в порядке, как и было. Потом третий раз то же самое. Потом решили, что это домовой не хочет оставаться один дома в праздник». Записана в г. Воронеже от Орловой Елены Александровны 1977 г. р. в 2003 г.
№3. «У меня домовой иногда в пианино стучит или дергает струны по вечерам. А еще треск в комнате раздается иногда». Записана в г. Воронеже от Винюковой Светланы 1982 г. р. в 2003 г.
№4. «Очень часто, когда я ещё жил в старом частном доме, меня ночью душил домовой. Наваливается с ног на грудь что-то очень тяжелое, что дышать нельзя. А я его матом, он и отпустит». Записана в г. Воронеже от Дронова Андрея Анатольевича 1971 г. р. в 2002 г.
№5. «У нас в старой квартире жил домовой. Один раз я просыпаюсь и вижу, что в углу стоит мужчина в сером костюме с галстуком и в шляпе. Через несколько секунд он исчез». Записана в г. Воронеже от Комовой Олеси Игоревны 1980 г. р. в 2002 г.
№6. «Однажды проснулась часов в пять утра. Иду по коридору и света не включаю, и тут что-то тёмное промелькнуло у меня под ногами, как кот. А потом посмотрела, а кот в зале спит, и дверь была закрыта». Записана в г. Воронеже от Колпаковой Ольги Александровны, 1961 г. р. в 2003г.
№7. «Ночью долго уснуть не мог. Вроде сплю, а вроде и нет. Тут из коридора приходит кто-то тёмный и берёт меня за руку. Рука у него как куриная лапа, холодная. Он меня ей толкать начал. Тут я проснулся, и всё прошло». Записана в г. Воронеже от Гришина Валерия Алексеевича 1968 г. р. в2003 г.
[18]
Быличка о баннике
«У нас когда-то отец рассказывал. Мы, говорит, побегали, женихи были с братом, пошли в баню в 12 часов ночи мыться, разделись, моемся. Из ведра мылись. Вот, говорит, кто-то спускает, брякает. Мы, говорит, остановились - все равно бренчит. То ли под полком сказал, то ли где, не знаю. Остановились, не моемся, дужку придавили - все равно бренчит. Ну и вот, пошли за баню - никого, зашли в баню - все равно бренчит. Мы, говорит, живо это, голову намылили, смыли и убежали из бани».
Записано в пос. Масловский Н.-Усманского р-на Воронежской обл. от Евсюковой Э.В., 1954 г.р., работник дет. сада. Запись Евсюковой Е.Н., 2001 г. АКТЛФ
Былички о домовом - Сенник, Амбарник
Неповинных Мария Ефремовна из села Приречное рассказывала, что у нее в доме живет что-то типа домовых. Одного, который живет в прихожей, она называет Сенник. По ее рассказам он сторожит вход в дом. Она его кормит - ставит мисочку в угол. Однажды, когда она была в комнате, что-то застучало. Она вышла в сени и увидела чужих людей, которые пытались что-то украсть. Так Сенник спугнул воров и предупредил ее.
О Домовёнке она почти ничего не знает, но верит, что он живет в доме. Поэтому она ставит ему гречневую кашу на печку. А еще она говорит, что она задабривала домовёнка, когда у нее должен был родиться ребенок. И когда она оставляла ребенка в доме одного и уходила в огород, то он не плакал.
Также она говорит, что у нее в сарае, где хранится зерно, яйца и другие продукты, живет тоже что-то типа домовенка, она называет его Амбарник. Он у нее охраняет зерно и, как я видела, у нее там нету ни одного даже самого маленького жучка. А мыши живут в соседнем сарае и, что очень интересно, к ней не перебегают. Ему она кушать ничего не ставит и говорит, что в амбаре много продуктов и, если Амбарник захочет, то сам съест то, что он хочет.
Записано в с. Приречное Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Неповинных Марии Ефремовны. Запись Кравцовй Н. А. АКТЛФ
Домовой и домашняя скотина.
В деревне, у моей мамы, корова должна скоро отелиться. Мать следила за коровою, да и уснула. В окно к ней постучали, она встала, но никого не увидела. Это хозяин оповещал ее, что корове сегодня телиться.
Если хозяин взлюбит животных, то будет лошади косы заплятать на хвосте. А если не взлюбит кошку, то с чердака сбросит.
Записано в с. Новая Усмань Новоусманского р-на Воронежской обл. от Межовой В.Я., 1920 г.р., уроженки с. Россошки Репьевского р-на Воронежской обл. Запись Киселевой Т., 2001г. АКТЛФ
О кикиморе
Про нее мало что известно. Говорят, что она жена домового и живет в подвале. Отличается она противным нравом.
Записано в г. Воронеже от М.А. Коваленко, 1990 г.р., уроженки г. Сельцо Брянской обл. Запись Коваленко М.А., 2008 г. АКТЛФ [19]
Из выше сказанного видно, что домовой является излюбленным персонажем такого жанра устного народного творчества, как быличка.
И по сей день учёные филологи продолжают изучать явление мифологического существа «домового» в рассказах очевидцев в разных уголках нашей страны.
Выводы по второй главе
Наше исследование показало, что наиболее часто мифический персонаж домовой встречается в рассказах очевидцев о «встрече с нечистой силой», т.е в быличках.
В жанрах детского фольклора колыбельных песнях и играх есть упоминание о мифических существах, которые вхожи в дом человека, но не живут рядом с ним – это Дрёма, Угомон, Сон, Баюн и др.
В пословицах и поговорках, в устных изречениях нам также удалось обнаружить присутствие домового, хотя упоминание о нём встречается очень редко.
Русских народных загадок о домовом в прочитанной нами литературе нам не удалось найти.
Заключение
Каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Наши предки славяне верили в то, что существует реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков.
В нашей работе мы рассмотрели образ домового, как он существует в народных верованиях, обратившись к справочной и исследовательской литературе. Это позволило нам составить представление о внешнем облике домового, о его функциях, характере и особенностях.
Мы выяснили, что домовой - мифологическое существо (чаще добрый дух), которое покровительствует дому, всем живущим в нём, следит за порядком и миром в семье; ухаживает за скотиной, оберегает её; своим поведением и внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. На Руси сложилось почтительное отношение к домовому, и это ярко выражено в том, как его величают: хозяин, хозяйнушко мохнатый, суседушко, братанушка, дедушка-домовеюшка. Но присутствует двойственное отношение - как к духу предка (положительное) и как к представителю нечистой силы (отрицательное).
Народные поверья о домовом претворялись в устных народных рассказах, в том числе и быличках. Реже встречается упоминание о домовых в пословицах, поговорках, колыбельных песнях.
Ограниченность сюжетов рассказов о домовом объясняется ограниченностью мира, в котором он «действует»: ограниченность пространства, обстановки, в которой развертывается сюжет (изба, двор, овин, гумно), и времени. Вечер и ночь, темнота, сумерки – вот время, когда проявляет себя пусть добрая, но всё же нечистая сила. А это значит, что причиной того, что мои сверстники так мало знают о домовых можно объяснить ограниченностью сюжетов рассказов о нём в произведениях устного народного творчества и наша гипотеза подтвердилась.
Материал данной работы может быть применён как на уроках литературы в разделе «Произведения устного народного творчества», так во внеурочной деятельности.
Список использованных источников
1. Адамчик В. В. «Словарь славянской мифологии». – Минск: Современный литератор. 2008.
2. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». Пособие для учителя. – М.: Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957.
3. Власовой М.И. «Новая АБЕВЕГА русских суеверий» - СПб.: Северо-Запад, 1995.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Художественная литература, 1989 г. https://www.litres.ru/
5. Левкиевская Е. Е. Мифы и легенды восточных славян. – М. : Дет. лит., 2017
6. Максимов, С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - С.-Петербург, 1903
7. Кирилл Королёв. Энциклопедия сверхъестественных существ. – М.: Эскимо; СПб.: Мидгард, 2006
8. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М. : Современник, 1986
9. Мельников М.И.. Русский детский фольклор : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов . – М.: Просвещение, 1987
10. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М. : Наука, 1975.
11. Фольклор народов России. В 2 т. : Т. 1. – М. : Дрофа: Вече, 2002
12. Фольклор народов России. В 2 т. : Т. 2. – М. : Дрофа: Вече, 2002
13. http://mith.ru/alb/slavic/slav1.htm А.Л. Баркова. Верования древних славян
14. https://ru.wikipedia.org Домовой
15. http://domowie.ru/ Происхождение домовых
16. http://slavyans.myfhology.info/nechist/domovoy.html Славянская мифология - существа и духи: Домовой.
17. http://bogislavyan.ru/son-bog-sna/ Боги сна и сноведений.
18. https://www.chaosss.info/ Былички о домовом
19. http://rusfolklor.ru/archives/1316 Русский фольклор
Рисуем кактусы акварелью
Финист - Ясный сокол
Позвольте, я вам помогу
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Каргопольская игрушка