Сергей Александрович Есенин – один из самых ярких талантов нашей литературы. Читая есенинские строки, чувствуешь необычайную силу его пера, которая воздействует на нас: волнует, заставляет сопереживать, радоваться и плакать – одним словом, согревает «есенинским неугасимым огнём». Мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна и выразительна.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovaya_gamma_v_lirike_s.a._esenina.docx | 47.86 КБ |
ГБОУ «НИЖЕГОРОДСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА»
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Цветовая гамма в лирике С.А. Есенина»
Автор: Фомина Юлия,
обучающаяся 8 «В» класса
Руководитель: Половинкина
Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Символика цвета………………………………………………………3
Глава 2. Цветопись в лирике С.А. Есенина……………………………………4
2.1. Использование синего цвета и его оттенков в лирике С.А. Есенина……4
2.2. Использование красного цвета и его оттенков в лирике С.А. Есенина…7
2.3. Использование жёлтого цвета и его оттенков в лирике С.А Есенина….11
2.4 Использование чёрно-белой гаммы в лирике С.А. Есенина…………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..15
Введение
У каждого поэта есть свой общий
тон красок, свой ларец слов и образов
С.А. Есенин
Сергей Александрович Есенин – один из самых ярких талантов нашей литературы. Читая есенинские строки, чувствуешь необычайную силу его пера, которая воздействует на нас: волнует, заставляет сопереживать, радоваться и плакать – одним словом, согревает «есенинским неугасимым огнём». Мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна и выразительна. Есенин, как художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.
Актуальность моей работы обуславливается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда была на литературном небосклоне как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина. В то время когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес молодежи.
Цель: исследовать цветовую палитру лирики Есенина и доказать, что цвет - важное составляющее в его стихах
Задачи:
1. Проанализировать стихи С.А. Есенина.
2. Выяснить, что обозначают цвета в стихах С. А. Есенина.
3. Проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;
Объект исследования: поэзия С.А. Есенина.
Предмет исследования: семантика цветовой палитры в стихотворениях С.А. Есенина
Гипотеза исследования: я предполагаю, что цветопись занимает в лирике С. Есенина ведущую роль и является одним из способов выражения авторской мысли.
Глава 1. Символика цвета
Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе. И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях.
Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. В этом им помогла цветопись. Это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.
Существуют исследования психологов, в которых доказывается, что выбор определенного цвета нередко отражает настроение, психическое состояние человека в момент жизни.
У каждого цвета есть своя символика и значение.
Красный цвет – цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнём.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.
Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.
Жёлтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.
Белый – цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.
Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.
Зелёный - это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.
Глава 2. Цветопись в лирике С. Есенина
Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи.
2.1. Использование синего цвета и его оттенков в лирике С.А.Есенина.
Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий — цвет печали. Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и неопознанности. Словарное значение слова «синий» чётко определено.
Обычное слово «синий» наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное. Литературный критик Р.Гуль писал: «… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито всё. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на «цвете» построено всё. Часто «цветом», а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов». Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь»), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца. Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
В этих строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество. Синий часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например:
Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. ...
Сердце остыло, и выцвели очи ... Синее счастье! Лунные ночи!
Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении «Эта улица мне знакома» прилагательное «голубой» используется трижды в трёх различных сочетаниях:
Проводов голубая солома опрокинулась над окном…
Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню.
Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, то перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:
В прозрачном холоде заголубели долы
Летний вечер голубой
Голубизна презримой гущи
Синяя вьюга
Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза.
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано « синее что-то». Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.
Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.
2.2. Использование красного цвета и его оттенков в лирике С. А. Есенина
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый). В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».
«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным. В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину. Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе - красном по белому предчувствуется беда:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
Красный он и алый, и розовый, и малиновый. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:
Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Но иногда красный цвет несет семантику значения красивый. Для Есенина, у которого цветовые значения постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света.
Там, где капустные грядки красной водой поливает восход,
Олененочек маленький матке зеленое вымя сосет
Красный цвет в стихах Есенина может означать нежный оттенок, а также может олицетворять силу воли. Например, строчки из стихотворения «Восход солнца»:
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом
Красный цвет не только ярок, красив, притягателен, но и глубоко противоречив сам по себе. Олицетворяя одновременно богатство, силу, лидерство и хаос, разрушение, кровь, каждый человек по-своему воспринимает этот цвет. Его возбуждающий, агрессивный характер благодаря мастерству поэта становится мягким и спокойным. С помощью этого цвета Есенин часто описывает закат:
… Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло...
Выткался на озере алый цвет зари ...
… В багровом зареве закат шипуч и пенен...
… По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат...
Есенинская заря — это смена цветов неба, сопровождающая, как заход, так и восход солнца.
Из-за леса, леса темного,
Подымается, красна зорюшка ...
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые ...
Мы вместе с лирическим героем любуемся восходом солнца, а порой разделяем его веру в счастье:
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть ...
Но иногда рассвет воспринимается как символ тревоги:
А с запада, как лента широкая,
Подымается заря кровавая ...
Сказали ангелы солнышку:
"Разбуди поди мужика, красное,
Потрепи его за головушку,
Дескать, беда для тебя опасная".
Постоянный эпитет «красное» (солнце), входящий в состав олицетворения, придает стихотворению сказочное звучание. А иногда Есенин «изображает» солнце на воде. И тогда красный цвет становится приглушенным и не таким ярким:
Качают лужи солнца рдяный лик ...
Есенинский предметный мир не может обойтись без красного цвета и его оттенков. Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел».
Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха,
Выходи встречать к околице, красотка, жениха ...
Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткался на озере алый свет зари»,
« Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».
Алый – ярко-красный цвет. Алый цвет символизирует в стихах радость, красоту, любовь и полноту жизни.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй,
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Иногда мы видим, что алый цвет «оживляет» женское лицо, придавая ему прелесть:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа ...
В цветописи Сергея Есенина красный цвет используется разнопланово, но всё-таки чаще встречается в пейзажных зарисовках. В одном из стихотворений поэт сам будто задается вопросом:
Ты ли, Русь, тропой — дорогой
Разметала ал наряд?
Здесь можно заметить и образ — символ, так как алый цвет характерен для русского народного костюма, и личное восприятие поэта. То, что Россию он видит именно в красном цвете, доказывают многие его стихотворения:
Уж давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь…
2.3. Использование желтого цвета и его оттенков в лирике С.А. Есенина.
Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запертом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.
И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то, естественно, акцент делается на значении весень: жёлтая, осенняя появляется редко, мельком, а там, где не обойтись без жёлтого, он употребляет, не жалея, золота: «Луна над крышей, как злат бугор», «Не снились реки златых долин», «Где златятся рогожи в ряд», «Лижут сумерки золото солнца…», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая». Нет ни увядания, ни смерти, осень – золотых дел мастер – « златит холмы». Увядающие листья приравниваются к плодам («На шёлковом блюде опада осин»), и тем самым снимается пронзительность «тоскования», с которым у зрелого Есенина связано переживание и изображение умирающей природы. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», в перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет:
Весной и солнцем на лугу
Обвита жёлтая дорога,
И та, чьё имя берегу,
Меня прогонит от порога.
Жёлтая дорога – дорога в никуда. Жёлтая, потому что замкнулся жизненный круг, окончен жизненный цикл – от зимы до осени, - по жёлтой дороге возвращаются: умирать…
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжёлой падучей,
Я душой стал как желтый скелет.
Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, золотые глаза – в «Песне о собаке».
2.4. Использование чёрно-белой гаммы в лирике С. Есенина.
Цветовая палитра Есенина очень насыщенна и разнообразна. Но иногда поэт тяготеет к чёрно-белому видению природно-предметного мира:
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткёт полотно.
… Липнет к окошку
Чёрная гать.
Лирика Есенина, какой бы «легкой» она не казалась на первый взгляд, несет в себе глубокий философский смысл. Часто взгляд поэта направлен на пространство между небом и землей, то есть в поднебесье.
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
… За окошком полночь чертит свой узор ... Траурные косы тучи разметали...
… А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река.
… Колесом на чёрную дорогу
Выкатился месяц из-за гор.
При помощи цветописи поэт передает свои впечатления от окружающего мира, но мы можем еще наблюдать, как «краски» используются в качестве эпитетов («на чёрную дорогу», «в небесной черни»), входят в состав метафор и олицетворений («чернея, выползают тучи», «траурные косы тучи разметали») и других выразительных средств языка. У Есенина нет разделения на значения собственно цветовые и чисто символические. Условны лишь цветообозначения, идущие от фольклорной традиции. В стихотворении "Русь" (1914 г.) мы встречаемся с народнопоэтическим эпитетом "чёрные вороны":
Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Кружит вихрь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Чёрные вороны - символы беды, предвещающие войну, которая нависла над любимой родной землей поэта. В старину говорили: «Ворон крылом накрыл», то есть пришла страшная беда.
Фольклорная метафора («надвигалась туча чёрная») встречается в стихотворении «Лебёдушка» (1915г.), которая вместе со сравнением («орел, как точка чёрная»), передает тревожное чувство приближающейся опасности:
Но не чуяла лебёдушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча чёрная ...
… И орел, как точка чёрная,
Стал к земле спускаться кольцами...
Чёрный цвет появляется в есенинской палитре, когда он с болью пишет об обнищании русских деревень:
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
И читатель не может оставаться равнодушным, безучастным. Родная деревня, милые, знакомые с детства поля и луга, что может быть дороже? Но и что может быть тяжелее, чем смотреть на нищету и страдания своей родины? В 20-е годы черный и серый цвета все чаще появляются в стихах Сергея Есенина. Каким-то чувством тоски, безвозвратности веет от них
Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
Контраст белого и чёрного цвета в этом стихотворении служит предвестником какой-то трагедии, которая уже витает в воздухе.
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
«Чёрная гибель» и «чёрный человек» — вот последние траурные образы, которые слово тени прошлого появляются в сознании лирического героя и поэта, подталкивая к последнему рубежу Сергея Есенина.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
В каждом конкретном примере «чёрный цвет» имеет собственное значение.
Заключение
В ходе исследования мною были рассмотрены стихотворения поэта. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворённость, свежесть образам Есенина. Исследовав стихи С. А. Есенина, можно заметить, то что, с помощью цветов и красок поэт передает свое внутреннее и психологическое состояние и свой взгляд на мир. Также, можно заметить, что в стихотворениях Есенина больше всего используются три цвета: синий, красный и белый. Синий цвет встречается почти в каждом стихотворении, связанном с природой. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. Цветовая палитра Есенина создаёт не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Цвет является важным составляющим в стихах поэта. Именно он придавал его стихам чувственность и душевность.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
- в поэтической образности С.А.Есенина важное место занимает цветопись
- количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречаются такие, как: «голубой», «синий», «алый», «золотой», «черный», «белый»;
- семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.
Таким образом, я считаю, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников и литературы:
1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.
2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.
3.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.
4. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.
5. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
6. https://www.askbooka.ru/stihi/sergey-esenin.html
Мороз Иванович
Без сердца что поймём?
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Две снежинки
Две лягушки