«Коррупция – самое большое зло, потому что это разрушение духовности человека»
Андрей Дементьев, поэт.
Коррупция - одна из наиболее острых проблем современного общества. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции тем не менее стара, как мир.
Русская литература всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. В русском языке у взятки зафиксировано несколько наименований: диалектов «бакшиш», «магарыч», эвфемизмов «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо за подписью князя Хованского» и др. В 20 веке появились такие обороты, как «дать на лапу», «подмазать», «сунуть». В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос». Немало написано художественных произведений, обличающих взяточничество. Практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. На этом основан сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. Насколько острой должна быть проблема, чтобы целый ряд писателей, таких, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, поднимали в своих произведениях тему коррупции?
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_yavleniya_korruptsii.doc | 209.5 КБ |
Двадцать второй муниципальный этап научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Отражение явления взяточничества или коррупции
в русской художественной литературе.
Выполнила:
Анисимова Ульяна Михайловна,
учащаяся 9 класса МОУ «Гимназия»
Консультант:
Сорокина Юлия Юрьевна,
учитель русского языка
и литературы МОУ «Гимназия»
г. Дно 2016 год
Содержание
Вводная часть ………………………………………………………....3
1.1. Понятие коррупции………………………………………......4
1.2. История взяточничества с древнейших времен и до наших дней……………………………………………………………..……... 4
2. Отражение явления взяточничества или коррупции в русской художественной литературе…………………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………….12
Приложение……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………….19
1. Введение.
«Коррупция – самое большое зло, потому что это разрушение духовности человека»
Андрей Дементьев, поэт.
Коррупция - одна из наиболее острых проблем современного общества. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции тем не менее стара, как мир.
Русская литература всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. В русском языке у взятки зафиксировано несколько наименований: диалектов «бакшиш», «магарыч», эвфемизмов «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо за подписью князя Хованского» и др. В 20 веке появились такие обороты, как «дать на лапу», «подмазать», «сунуть». В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос». Немало написано художественных произведений, обличающих взяточничество. Практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. На этом основан сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. Насколько острой должна быть проблема, чтобы целый ряд писателей, таких, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, поднимали в своих произведениях тему коррупции?
Цель данной работы – провести литературоведческое исследование и показать, как отражалась проблема коррупции в русской художественной литературе с древних времён и до начала ХХ века.
Исходя из цели, мною поставлены следующие задачи:
История возникновения явления «коррупция»
Коррупция - (от. лат. corruptio - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности. Коррупция - одна из наиболее острых проблем современного общества. Нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции в России и борьбе с нею. За прошедший год к ответственности за преступления коррупционной направленности привлечены почти 6 тысяч чиновников. Почти 34% из них – это сотрудники правоохранительных и следственных органов. Второе место занимают Вооруженные силы, где почти 15% коррумпированных чиновников. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции тем не менее стара, как мир.
Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, непременно сатирически описывал эти явления. Так, еще в средневековье появляются образы «шемякина суда» и «московской волокиты», а чиновника называют не иначе как «крапивным семенем». Первые упоминания о коррупции уходят в глубь веков. Из истории мы знаем, что взяточничество, мздоимство в большей или меньшей степени в России было всегда, начиная с момента становления государства. И боролись с этим злом разными методами – секли кнутом, сажали в темницы, четвертовали, колесовали. Но борьба не давала ожидаемых результатов. В русском языке немало пословиц на эту тему: «Закон что дышло, куда повернёшь, то и вышло», «Полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий» и мн. др. История русского взяточничества так же богата, как и сама история России, и насчитывает уже много веков. Гордиться тут нечем, но есть над чем задуматься. Ведь именно из истории можно понять, почему мы имеем сегодняшние проблемы.
Когда – то коррупция была узаконенным явлением. Чиновники жили за счёт «кормлений», т.е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности. Князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив их огромными полномочиями. Местное население не скупилось на подарки - другого-то выхода не было. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников. «Кормления» были официально отменены в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день. К XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (между прочим, свои прямые обязанности), это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма, если чиновник при этом не нарушал закона. Если же его подкупали для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, это относилось уже к «лихоимству». С лихоимством пытались бороться. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г. Со временем, несмотря на то, что появлялось все больше запретов и наказаний, коррупция среди государственных служащих не уменьшилась. Иван Грозный, любитель кардинальных мер, не ограничился поркой за лихоимство; он определил в качестве наказания взяточникам смертную казнь. Но и это особых плодов не принесло, коррупция продолжала процветать. В царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр начал вести активную борьбу против коррупции. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Жалованье, и без того очень скромное, выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Петр I постарался поставить борьбу с коррупцией на правовую основу. Специально для этой цели был учрежден пост генерального прокурора. Петр был вне себя от гнева, когда узнал, что его правая рука князь Александр Меньшиков – первый по величине взяточник в России. И что же? Император поколотил любимца Данилыча дубинкой по спине, но казнить его у Петра рука не поднялась. Петр ушел в мир иной, а взяточники в России продолжали процветать.
В XIX веке ситуация с коррупцией в стране не улучшилась. Хотя Екатерина II вернула фиксированное жалованье чиновникам, но выдавалось оно бумажными деньгами, которые к началу XIX века стали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими. Процветанию коррупции также способствовали и другие факторы. Долгое время стране не хватало квалифицированных служащих. Особенно остро эта проблема стояла на окраинах огромной империи. В Сибири, например, не хватало даже просто грамотных людей. Кроме того, в русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Государственным служащим, в свою очередь, сложно было сопротивляться такому давлению, поскольку отказ от «подарка» воспринимался как обида. В итоге к середине XIX века чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением. Благодаря чиновникам великий русский язык обогатился характерными пословицами, например: «не подмажешь - не поедешь», «дело в шляпе» (в шляпу чиновнику совали взятку, после чего дело благополучно решалось), и многими другими такого же рода.
В XX веке в стране поменялось все, кроме коррумпированности общества. Монархия пала - коррупция выжила. Из переписки Ленина и его последних статей становится ясно, что и он пытался организовать борьбу с нечистоплотностью госаппарата, например, учредить для контроля над ним специальную рабоче-крестьянскую инспекцию... Успеха эта мера не имела. При Сталине отношение к коррупции вообще приняло интересный оборот. С одной стороны, наказания за злоупотребление служебным положением ужесточились вплоть до смертной казни. С другой - госслужащие очень быстро образовали своеобразный класс - неприкосновенный, неподвластный контролю. В 60- 70-е годы официально коррупции у нас в стране не было; власти не признавали этого слова, позволив ввести его только в конце 1980-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «попустительство», «злоупотребления» и пр. Но отрицать понятие - значит отрицать и явление. Каждый использовал служебное положение, как мог, особенно это проявлялось в сфере торговли. Если советский человек хотел жить хоть сколько-нибудь комфортно, он должен был заиметь «своих» людей (или так называемый «блат») в магазинах - продуктовых, мебельных, обувных, в аптеках, в комиссионках, во многих других торговых точках. Причиной того был, конечно же, дефицит - на 90 % товаров народного потребления. В 1990-х годах на Западе говорили, что в России большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом. Подобные заключения делались не на пустом месте. Официальные доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их разрешения заниматься бизнесом было практически невозможно. Особенно щедрой «кормушкой» оказалось проведение приватизации. Ее организаторы имели уникальные условия для злоупотреблений.
Но самое главное в постсоветской коррупции - ее децентрализованный характер. Если в других странах достаточно «дать на лапу» одному-двум высокопоставленным чиновникам, то в России приходится платить всем чиновникам без исключения, начиная от секретарши в приемной и заканчивая налоговыми инспекторами. Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять данному явлению, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится.
Отражение явления взяточничества или коррупции в русской художественной литературе
2.1. Отражение явлений взяточничества в фольклоре и древнерусской литературе.
В русском фольклоре с незапамятных времён живёт убеждённость в несправедливом и продажном суде.
«Повесть о Шемякином суде»— произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях.
«Повесть» посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы. Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. За искалеченную лошадь богатый отправился в город жаловаться судье Шемяке. По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем. Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему "узел злата", во всех трех случаях решил дело в его пользу. В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, поп, а особенно судья Шемяка. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. Несмотря на комические ситуации, повесть оставила у меня грустное впечатление.
К сатирическим повестям относится и известная "Повесть о Ерше Ершовиче", возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения. Лещ и Головль, "ростовского озера жильцы", жалуются в суд на "Ерша, на Ершова сына, на щетинника, на ябедника, на вора, на разбойника", который попросился у них на малое время "пожить и покормиться" в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, "векового обманщика". В конце - концов судьи признают, что правы Лещ с товарищами и выдают им Ерша. Но и тут Ерш сумел избежать наказания. Он предложил Лещу проглотить его с хвоста, и Лещ, видя лукавство Ерша, не стал с ним связываться и отпустил на волю. Причем Лещ и Головль называют себя "крестьянишками", а Ерш — "из детишек боярских". Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.
Таким образом, мы видим, что проблема взяточничества существует с незапамятных времён, об этом на Руси сочиняли сказки и сатирические повести, а выражение «шемякин суд» стало нарицательным. Оно означает «неправедный, несправедливый суд».
2.2. Писатели XVIII- XIX веков о коррупции
В XVIII веке, в эпоху «фаворитизма», коррупция расцвела как никогда, и её масштабы достигли невиданного размаха. Передовые умы того времени, русские писатели, занимающие честную гражданскую позицию, не могли молчать. Так, русский писатель, поэт и драматург Яков Борисович Княжнин (1742-1791) в стихотворной поэме словами одного из персонажей говорил:
«Бери, большой тут нет науки,
Бери, что можно только взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать»?
Другой выдающийся человек той эпохи, поэт и политический деятель Гаврила Романович Державин, вполне осознавая значимость своего поэтического дарования, главным делом своей жизни считал именно государственную службу. Будучи человеком кристально честным, Державин беспощадно боролся со взяточниками. Он был инициатором создания указов: «Об избрании чиновников для службы в империи с нижнего до самого вышнего места», «О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновников», «О взятчиках»; разработал правила третейского суда, которые могли бы прекратить и взятки и доставить государству «скорое и беспрепятственное правосудие».
В XIX веке, в эпоху правления Николая I, впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась. В романе А.С. Пушкина Дубровский, зная о судейском мошенничестве, отнесся к “ябеде” Троекурова довольно легкомысленно, положившись на силу закона и справедливость судей. Вместо того чтобы подписать свое “неудовольствие” под решением уездного суда, Дубровский в гневе запустил в заседателя чернильницу. Подать апелляцию он, разбитый болезнью, уже не смог, да, видимо, и не собирался. Судьба Дубровского-отца — наглядный пример того, как беззаконие и несправедливость делают честного человека совершенно беспомощным, доводя его до болезни и безумия. Прямодушному и гордому дворянину Дубровскому оказалось не под силу одолеть “хамово племя” продажных судей — правовое зеркало циничного барства и самодовольного дворянского холопства.
Комедия "Ревизор", написанная Н.В. Гоголем в 1836 году, нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни.
Хочется отметить, что тема взяточничества и продажности судей в XIX веке была очень популярной. Этой теме посвящали свои произведения многие писатели (А. С. Грибоедов, М. Е. Салтыков- Щедрин, А. П. Чехов, Н.С.Лесков и др.).
У писателя Н.С. Лескова есть небольшая повесть «Однодум». Автор поведал историю об удивительном человеке Александре Рыжове, родившемся и прожившем всю свою жизнь в уездном городке Солигаличе Костромской губернии. В конце своей службы в должности квартального Рыжов был награждён Владимирским крестом, дарующим дворянство. Получил он эту награду за то, что оказался единственным в России чиновником, совершенно не бравшим взяток и потому прослывшим чудаком, чем поразил костромского губернатора Сергея Степановича Ланского, проводившего ревизию. Квартальный тогда получал жалования всего десять рублей в месяц и на эти деньги должен был содержать всю семью, а так как это было невозможно, то каждый квартальный «донимал» тех, которые обращались к нему за чем-нибудь «по касающемуся делу». Без этого «донимания» невозможно было обходиться, и даже те, кто давал взятки, против этого не восставали. О «неберущем» квартальном никто и не думал, и потому если все квартальные брали, то должен был брать и Рыжов. Само начальство не могло желать и терпеть, чтобы он портил «служебную линию». А он все же не брал! В сатирической форме Н.С. Лесков показывает, что в современном ему обществе честность и порядочность является не нормой, а исключением.
В 1850 году русский писатель А.В. Сухово - Кобылин был обвинён в убийстве своей любовницы Луизы Симон-Деманш. Хотя обвинение не было доказано, Сухово-Кобылин в течение семи лет находился под следствием, и всё это время ему пришлось заниматься бесплодной тяжбой, в ходе которой он близко столкнулся с худшими проявлениями российской судебной системы: взяточничеством, вымогательством, бюрократией. В историю литературы Сухово-Кобылин вошёл как автор драматической трилогии, получившей после её завершения название «Картины прошедшего» и состоящей из сатирических комедий «Свадьба Кречинского» (1854), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869). Все три пьесы объединяет тема бесчеловечного судебного и чиновничьего произвола, которая в последней части трилогии приобретает гротескно-фантастические черты.
Итак, проанализировав некоторые произведения русских писателей XIX века, можно сделать вывод о том, что проблема коррупции являлась одной из наиболее актуальных проблем своего времени и привлекала пристальное внимание художников.
В советское время о коррупции говорилось мало; конечно, она была, но не в таком виде, как теперь. Крупные советские чиновники жили на всем казенном – жилье, мебель, машина, дача, прислуга, потому своим местом сильно дорожили, взятки брать боялись. Боялись, но всё – таки брали. В.В. Маяковский, известный своей нетерпимостью к разного рода «дряни», не мог остаться в стороне и отмечал, что «ёщё очень много разных мерзавцев ходят по нашей стране и вокруг». Большое значение Маяковский придавал своим сатирическим произведениям, в которых обличал «целую ленту типов»: бюрократов, лодырей, пьяниц, обывателей. Проблеме взяточничества поэт посвятил стихотворение, которое так и называется - «Взяточник»:
Но если скравший
вот этот рубль
ладонью ладонь мою тронет,
Я, руку помыв,
кирпичом ототру
поганую кожу с ладони.
Мы белым
едва обломали рога,
хромает пока что
одна нога,-
для нас, полусытых и латочных,
страшней и гаже
любого врага
взяточник.
В этом стихотворении Маяковский со свойственным ему максимализмом клеймит взяточничество, называя взяточника «мерзавцем» и говоря, что он «хуже любого врага». В годы «застоя» оказание разного рода услуг, продвижение по службе шло по принципу «ты мне – я тебе» – даже есть кинофильм с таким названием. Более всего взяточничеству была подвержена сфера торговли, особенно в период дефицита нужные вещи приобретались «по блату». Но с середины 80-х годов, с приходом к власти демократов и обретением свободы, более напоминающей анархию, взяточничество, коррупция охватила все слои общества и тем самым стала угрожать нормальному развитию государства. А вот о том, в каких произведениях литературы ХХ и ХХI века отражена данная тема, планируется моя следующая работа.
Итак, обратившись к русской литературе с древнейших времен до начала ХХ века, мы видим, что проблема коррупции появилась очень давно, она не исчезает, и в наши дни становится актуальной как никогда.
Заключение.
Проанализировав произведения древнерусской литературы, литературы XIX века, я убедилась в том, что проблема коррупции волновала передовую общественность всегда. В наши дни в последних выступлениях президента говорится о том, что надо проверять налоговые декларации чиновников. Но так как самыми богатыми в стране являются наши законодатели, вероятность принятия эффективных мер против коррупции маловероятна. Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этому явлению, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится. Пока взятки будут предлагать, их будут брать, какие бы суровые наказания за это ни грозили. Рейтинг России в таблице, отражающей уровень коррупции в 2015 году, отражает печальную картину.
В своих произведениях, используя разные художественные средства, каждый по-своему, русские писатели пытались воздействовать на нас, читателей, пытались привлечь наше внимание к этой проблеме, разбудить наше гражданское сознание, чтобы мы пытались что - то изменить. Наша задача – прислушаться к их тревожному голосу, ведь именно от нас зависит будущее страны. Сможем ли мы общими силами разорвать порочный заколдованный круг взяточничества, воровства, злоупотребления своим служебным положением, выйдет ли Россия из тени такого страшного явления как коррупция? Вопрос этот – пока чисто риторический и нам есть, над чем задуматься.
В дальнейшем я планирую рассмотреть данную тему в произведениях писателей XX и XXI века.
А закончить хочется словами поэта Андрея Дементьева:
Вчерашние клерки пробились во власть,
Дремучие неучи стали элитой.
Теперь не властители дум знамениты,
А те, кто Россию сумел обокрасть.
Приложение.
Фонд «Общественное мнение» провел исследование среди российских граждан на предмет их отношения к коррупции в России и тем, кто дает или берет взятки.
Кроме того, респондентов просили оценить динамику уровня коррупции в России.
Безусловно, коррупция в нашей стране была и остается на высоком уровне. И хотя антикоррупционный курс, взятый государством, приносит свои плоды, отношение россиян к коррупции в стране пока трудно назвать нормальным.
Так, исследование показало, что две трети россиян (66 %) оценивают уровень коррупции в России как высокий.
Социологи фонда также отметили, что россияне стали значительно реже говорить, что коррупция растет, и чаще – что ее уровень не меняется.
Интересны и цифры, затрагивающие личное отношение граждан России к взяточникам.
Так, 61 % россиян осуждает тех, кто берет взятки, но в тоже время почти треть населения – 29 % - относятся к коррупционерам без осуждения.
Тех же, кто сами дают взятки, осуждают только 42 % респондентов, и не осуждают 45% наших сограждан.
Кроме того, почти каждый четвертый опрошенный россиянин признался, что сам давал взятки чиновникам...
Рейтинг стран по уровню коррупции за 2015 год.
Меньше всего коррупции в странах "запада", а больше всего в африканских странах. В странах бывшего СССР коррупция остается на высоком уровне.
Меньше всего коррупции в 2015 году в Дании. ( ранг 1, баллы 92)
Самая коррумпированная страна в 2015 - Сомали. (ранг 174, баллы 8)
Россия в 2015 году ( ранг 136, баллы 27)
Ранг | Баллы | Страна | Баллы |
1 | 92 | Дания | 92 |
2 | 91 | Новая Зеландия | 91 |
3 | 89 | Финляндия | 89 |
4 | 87 | Швеция | 87 |
5 | 86 | Швейцария | 86 |
10 | 81 | Канада | 81 |
11 | 80 | Австралия | 80 |
12 | 79 | Германия | 79 |
14 | 78 | Великобритания | 78 |
15 | 76 | Япония | 76 |
17 | 74 | Соединенные Штаты Америки | 74 |
23 | 72 | Австрия | 72 |
25 | 70 | Объединённые Арабские Эмираты | 70 |
26 | 69 | Эстония | 69 |
26 | 69 | Франция | 69 |
31 | 63 | Кипр | 63 |
31 | 63 | Португалия | 63 |
35 | 61 | Польша | 61 |
37 | 60 | Израиль | 60 |
37 | 60 | Испания | 60 |
53 | 51 | Чехия | 51 |
54 | 50 | Словакия | 50 |
64 | 45 | Турция | 45 |
69 | 43 | Болгария | 43 |
69 | 43 | Греция | 43 |
69 | 43 | Италия | 43 |
79 | 40 | Тунис | 40 |
80 | 39 | Марокко | 39 |
94 | 37 | Египет | 37 |
119 | 31 | Беларусь | 31 |
136 | 27 | Иран | 27 |
136 | 27 | Киргизия | 27 |
136 | 27 | Ливан | 27 |
136 | 27 | Нигерия | 27 |
136 | 27 | Россия | 27 |
159 | 20 | Сирия | 20 |
166 | 18 | Узбекистан | 18 |
170 | 16 | Ирак | 16 |
172 | 12 | Афганистан | 12 |
174 | 8 | КНДР | 8 |
174 | 8 | Сомали | 8 |
Афоризмы о взяточничестве.
Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь! (Втор. 27:25).
Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гонятся за мздой (Исх. 1:23).
Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело (Мих. 7:3).
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия (Прит. 17:23).
Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23:8).
«Библия»
Не присваивайте незаконного имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей.
Многие народы гибли из-за того, что они прощали воровство вельмож, а наказывали за воровство простолюдина. Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, если бы проворовалась Фатима, дочь Мухаммада, я бы отрезал её руку.
“Вор-мужчина и вор-женщина наказываются за свое злодеяние отрубанием руки. Эта кара заслужена ими в качестве примерного наказания от Бога. Он Могущественен и бесконечно Мудр” (Св. Коран, 5:38).
«Св. Коран»
Не извращай закона... и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых»
(Тора, Дварим, 16.1920.)
Высказывания известных мыслителей.
«Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные – в золоте и пурпуре».
Катон Марк Порций (Старший) - Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 - 149 до н. э.), прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.
«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль».
Аристотель -(384, Стагир - 322 до н.э., Халкида на Эвбее) – древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона, c 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского.
«От подношений и Боги становятся сговорчивыми».
«Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил».
Еврипид, древнегреческий драматург V века до н.э.
Когда кто-то спросил Еврикрата Анаксандра, почему спартанцы не держат деньги в общественной сокровищнице, тот ответил: «Чтобы не совращать тех, кто будет её охранять».
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. «Повесть о Шемякином суде». Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др. 18 изд. – М.: Просвещение, 2011
2. «Повесть о Ерше Ершовиче»
3. В. Маяковский. Стихи. Минск, Изд.: БГУ, 1977.
4. Гроссман Л. Театр Сухово- Кобылина. М., 1976.
5. Ерёмин Николай, Белоусова Евгения. Бег на месте, или история коррупции в государстве Российском. \\День и ночь. Красноярск, 2008. № 5-6.
6.Коков Ю. А. Как победить коррупцию? \\ Следователь,2008. № 10.
7.Куракин А.В. Государственная служба и национальный план противодействия коррупции. \\ Следователь, 2008. № 10.
8.Лапицкий И.П. Повесть о суде Шемяки и судебная практика второй половины XIX века. М.: РАН, 1988. Т 4.
9. Н.С. Лесков. «Однодум». festival.1 september.ru>articles/580493.
10. http://pskov.sledcom.ru/folder/862171
11. ru.wikipedia
12. http://smartnews.ru/politics/russia/14268.html#ixzz2ze01dj88
13. http://www.anti-corr.ru/awbreport/indextxt.asp?filename=rutxt/01.xml#
14. Ушаков Д.Н.Большой толковый словарь современного русского языка.- М.: «Альта-принт», 2007
Марши для детей в классической музыке
Ветер и Солнце
Муравьиная кухня
Сказки пластилинового ослика
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")