На уроках литературы в 8 классе был проанализирован рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». И рассказ, и творчество Тэффи (об этом писателе я раньше даже не слышала) настолько привлекли моё внимание, что я решила прочитать другие рассказы Тэффи. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что рассказам Тэффи уже более ста лет. Я решила выполнить исследование по творчеству Тэффи. Мой выбор остановился на сборнике «Юмористические рассказы», которым в 2020-2021 году исполняется 110 лет.
Основная задача моей проектно-исследовательской работы – рассказать о сборнике Тэффи "Юмористические рассказы" на примере рассказа «Экзамен» заинтересовать, заинтриговать читателя, привлечь внимание потенциального читателя и побудить к чтению.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 76.5 КБ |
buktreyler.ppsx | 2.11 МБ |
МОУ Помоздинская СОШ имени В. Т. Чисталёва
Проектная работа по литературе
«Ибо смех есть радость…»
(к 110-летию книги Тэффи «Юмористические рассказы»)
Выполнила: ученица 8 «Б» класса
Карманова Диана
Руководитель: Игнатова Е. В.
Помоздино 2021 г.
Содержание:
| Стр. 3 |
Актуальность | |
Объект исследования | |
Предмет исследования | |
Цели и задачи | |
Методы исследования | |
Продукт проекта | |
| Стр.4 |
2.1. Что такое буктрейлер? | Стр.4 |
2.2. Тэффи – королева смеха. | Стр.6 |
2.3. Рассказ «Экзамен». | Стр.6 |
2.4. Этапы создания буктрейлера по рассказу. | Стр.7 |
| Стр.8 |
| Стр.9 |
Введение
Актуальность:
На уроках литературы в 8 классе был проанализирован рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». И рассказ, и творчество Тэффи (об этом писателе я раньше даже не слышала) настолько привлекли моё внимание, что я решила прочитать другие рассказы Тэффи. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что рассказам Тэффи уже более ста лет. Я решила выполнить исследование по творчеству Тэффи. Мой выбор остановился на сборнике «Юмористические рассказы», которым в 2020-2021 году исполняется 110 лет.
Основная задача моей проектно-исследовательской работы – рассказать об этой книге, на примере рассказа «Экзамен» заинтересовать, заинтриговать читателя. Главное для меня - привлечь внимание потенциального читателя и побудить к чтению.
Предмет исследования: Юмористические рассказы Тэффи.
Объект исследования: Рассказ Тэффи «Экзамен».
Цель проекта: Создать буктрейлер по рассказам Тэффи
Задачи проекта:
Методы исследования:
Продукт проекта: Буктрейлер по юмористическим рассказам Тэффи.
Основная часть.
Понятие «буктрейлер». Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.Главная задача буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создания буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
История создания буктрейлеров. Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан[en] «Темная симфония» (англ. Dark Symphony). Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Классификации буктрейлеров.
До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
Примеры библиотечных повествовательных буктрейлеров:
М.Кундера «Вальс на прощание" (Липецкая областная библиотека)
О.Славникова «Легкая голова» (из цикла «Читай ЭТО» библиотеки им. Горького г. Екатеринбурга)
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров:
А.Холина “Письма на воде” (Научная библиотека Волгоградского государственного университета)
Н.Абгарян "Манюня" (библиотека Первоуральска)
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
С большой натяжкой к таким буктрейлерам можно отнести буктрейлер по книге У.Нова "Инка" (проект «Книжные сезоны», «Кофейная полка»).
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п.
Этапы создания буктрейлера:
Тэффи - русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. Тэффи.
Немного о книге «Юмористические рассказы». В 1911 году был создан двухтомник «Юмористические рассказы», где Тэффи критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду». Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».
Юмор Тэффи. Тэффи в своих рассказах продолжает реалистические сатирические и юмористические традиции Чехова. Но если Чехов в ранних рассказах предпочитал мягкий юмор, то Тэффи чаще прибегала к злой сатире.
Ситуации, описываемые в ее «Юмористических рассказах», чаще скорее трагические. Герои — беспомощные, рассеянные и туповатые, не умеющие приспособиться к жизни люди, и за это их безжалостно наказывает судьба.
История создания. Рассказ «Экзамен» вошёл в сборник рассказов «Юмористические рассказы». Книга 2 («Человекообразные»), который был издан в 1911г.
Сатира а рассказе. В рассказе «Экзамен». Тэффи нисколько не сочувствует глупой и даже тупой гимназистке, которая сама виновата в переэкзаменовке и даже не понимает этого. Объектом сатирического осмеяния становится даже не сама Маня Куксина, а вся гимназическая система.
Маничка Куксина – удивительный, но часто встречающийся среди девиц экземпляр. Её основная проблема отнюдь не в том, что она не умеет распределять время и сосредоточиться на главном (из трёх дней, отведённых на экзамен, два Маня примеряла корсет). Ученица гимназии совершенно не может установить причинно-следственные связи между явлениями. С её точки зрения, успех сдачи экзамена зависит от усердия и прилежания, но к чему применять это старание, значения не имеет. Готовясь к географии, Маничка исписала две тетради загадочной фразой «Господи, дай». Очевидно, «дай сдать экзамен». Такое потребительское отношение к Богу как к волшебной палочке, которая исполняет желание сказавшего заклинание, свидетельствует не просто о глупости героини, но о жизненной позиции, свойственной человеку вообще. Однако Тэффи высмеивает не просто свойство русского характера надеяться на авось, порождённое беспечностью (это было бы юмористическое произведение). Сатирическому осмеянию подвергается гимназическая система, порождающая таких Мань.
Ключевые фразы:
« На подготовку к экзамену по географии дали три дня. Два из них Маничка потратила на примерку нового корсета с настоящей планшеткой. На третий день вечером села заниматься».
« Господи, дай выдержать экзамен по географии рабе твоей Марии!»
«И написала на полях карты: "Господи, дай! Господи, дай! Господи, дай!" В три часа ночи, исписав две тетради и кляпспапир, она уснула над столом».
« - Америка славится Пампасами. А Пампасы Льяносами».
Перед экзаменом по истории «хотела развлечься и купила у мороженщика десять порций фисташкового»
« - Что вы знаете о войнах Анны Иоанновны?
- Жизнь Анны Иоанновны была чревата... Анна Иоанновны чревата... Войны Анны Иоанновны были чреваты...»
« - Почему же ее прозвали Орлеанской?
- Потому что была девица».
Вывод
Цель работы реализована: создан буктрейлер по рассказу Тэффи «Экзамен». Буктрейлер приурочен к юбилейной дате 110 лет с момента написания и публикации рассказа, вошедшего в книгу «Юмористические рассказы». Назначение работы – не только побудить читателя прочитать рассказ «Экзамен», но и привлечь внимание к творчеству Тэффи в целом.
В ходе работы прочитан сборник «Юмористические рассказы» (1911г.), изучен материал по составлению буктрейлера.
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80
http://metod.library.karelia.ru/files/500.pdf
https://www.apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04
https://ruslit.traumlibrary.net/page/teffy-ss05-01.html
http://az.lib.ru/t/teffi/text_1912_07_rasskazy.shtml
https://goldlit.ru/teffi/1551-ekzamen-analiz
https://vceobovcem.ru/n-teffi-ekzamen/
https://literaturno.com/overview/teffi/
Слайд 1
Тэффи Надежда Александровна ЛохвицкаяСлайд 2
Книга Тэффи «Юмористические рассказы» написана в 1910 году. Книге-юбиляру в 2021 году исполнится 110 лет.
Слайд 4
Маничка Куксина Имя Маня (Мария) самое распространённое, а фамилия, созвучная со словом «кукситься», указывает на неудачливость и вечное недовольство.
Слайд 5
На подготовку к экзамену по географии дали три дня. Два из них Маничка потратила... на примерку нового корсета с настоящей планшеткой
Слайд 6
На третий день в ечером села заниматься. “ Господи, дай выдержать экзамен по г еографии рабе твоей Марии! ”
Слайд 7
И написала на полях карты: " Господи, дай! Господи, дай! Господи, дай!" В три часа ночи, исписав две тетради и клякспапир , она уснула над столом.
Слайд 8
Экзамен по географии
Слайд 9
Расскажите, что вы знаете о природе Америки? Америка славится Пампасами. А Пампасы Льяносами.
Слайд 10
Перед экзаменом по истории «хотела развлечься и купила у мороженщика десять порций фисташкового»
Слайд 11
- Что вы знаете о войнах Анны Иоанновны? - Жизнь Анны Иоанновны была чревата... Анна Иоанновны чревата... Войны Анны Иоанновны были чреваты...
Слайд 12
- Почему же ее прозвали Орлеанской? - Потому что была девица.
Слайд 13
В рассказе «Экзамен». Тэффи нисколько не сочувствует глупой и даже тупой гимназистке, которая сама виновата в переэкзаменовке и даже не понимает этого.
Слайд 14
Объектом сатирического осмеяния становится даже не сама Маня Куксина , а… вся гимназическая система
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Зимовье зверей
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Голубая лягушка
Рисуем лошадь акварелью
Заяц-хваста