В ходе Великой Отечественной войны славные сыны Калмыкии участвовали во всех значительных операциях советских войск: в героической обороне Москвы, в боях за Ленинград, в Сталинградской битве, в сражениях на Орловско-курской дуге, в форсировании Керченского пролива, в освобождении Крыма, Прибалтики, в сражениях на Днепре, на Пруте, затем на Немане Одере, в разгроме фашистских войск в самом Берлине.
Вложение | Размер |
---|---|
soch_basang_p.docx | 25.24 КБ |
У каждого поколения - своя война: Великая Отечественная, Афганская, Нагорный Карабах, Чеченская… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.
Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории. Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше ветеранов остается среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, то еще с нами. Давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
В ходе Великой Отечественной войны славные сыны Калмыкии участвовали во всех значительных операциях советских войск: в героической обороне Москвы, в боях за Ленинград, в Сталинградской битве, в сражениях на Орловско-курской дуге, в форсировании Керченского пролива, в освобождении Крыма, Прибалтики, в сражениях на Днепре, на Пруте, затем на Немане Одере, в разгроме фашистских войск в самом Берлине.
Подвиги воинов на фронтах звали к трудовым подвигам, становились примером для подражания. Надо было кому-то сеять хлеб, шить одежду, производить танки, боеприпасы, приближая тем самым победу. «В тылу как на фронте» - это был главный лозунг тыловиков.
Меня заинтересовала эта тема, хотелось больше узнать о тыловиках, которые живут среди нас, благодаря которым была построена очень нужная в то время железная дорога Кизляр-Астрахань, это обусловило выбор темы. Для выполнения этой работы была собрана необходимая информация. Был изучен газетный материал и литература.
Одной из величайших народных строек военного времени было строительство железнодорожной магистрали Кизляр-Астрахань, двадцать тысяч человек возводили стальное полотно по безводной пустынной местности, понимая всю важность и значимость этой дороги для страны. Преодолевая нечеловеческие условия люди не щадили себя, каждый грамм вскопанной земли приближал заветную победу. Их оружием в этой войне были руки, держащие лопату. Большой объем работы выполнять приходилось вручную. В докладных записках и политинформациях Калмыцкого обкома ВКП(б) и ЦК партии о ходе строительства дороги отмечается, что, несмотря на трудности: пронизывающий с песком ветер осенью, трескучий мороз зимой и палящий зной летом, люди, зачастую плохо одетые и полуголодные, при частых налетах немецкой авиации, самоотверженно и героически трудились, выполняя ежедневный график работы.
Строительство Железной дороги Кизляр – Астрахань было начато в сентябре 1941 года по особому заданию Государственного Комитета обороны страны и имело важное оборонно – стратегическое значение под секретным названием «спецстроительство №8».
Эта дорога, протяженностью 350 км проходила по территории Дагестана и большей частью Калмыкии (220км). На строительство оборонительных сооружений и стратегической железной дороги Кизляр-Астрахань работало около 25 тысяч трудящихся нашей республики и несколько тысяч подвод. Железная дорога Кизляр-Астрахань строилась в основном трудящимися Уланхольского, Лаганского, Долбанского, Приволжского, Юстинского и Черноземельского улусов Калмыцкой АССР, а также трудящимися Астраханского округа, Дагестана и ближаайших районов Орджоникидзевского края (ныне г. Ставрополь). Это была героическая стройка.
Труженики Калмыкии в количестве 9500 человек с 3030 подводами вручную выполняли земляные работы объемом 3000000 кубометров и готовили земляное полотно протяженностью 280 километров (из 356 км общего расстояния), что составило 80,5% всей протяженности дороги. Активное участие в строительстве принимали комсомольцы Калмыкии.
Сегодня все меньше и меньше остается участников той великой стройки. И тем ценнее каждый оставшийся в живых.
Калмыцкий областной комитет партии и Совнарком обратились к трудящимся Лаганского и Уланхольского районов с призывом взять еще дополнительный участок железной дороги длинною в 25 км. Жители этих районов, взявшие новое обязательство, успешно и досрочно выполнили работу и на этом участке.
Несмотря на тяжелейшие условия труда, героические труженицы-активистки строительства железной дороги создавали женсоветы, где были организованы кружки кройки и шитья, на которых они шили белье, теплую одежду, собирали туалетное мыло, сахар, папиросы, кисеты с махоркой и посылкой отправляли бойцам Красной Армии.
Но главной задачей было досрочное строительство железнодорожной линии Кизляр -Астрахань и пуск ее в эксплуатацию в июле 1942 года.
В целях быстрейшего окончания строительства дороги в январе 1942 года вышло специальное постановление ВКП(б) и СНК КАССР о дополнительном выделении людей и подвод на строительство дороги из Малодербетовского, Кетченеровского, Сарпинского, Приютненского, Троицкого и Черноземельского улусов (по 300 колхозников и 100 подвод из каждого улуса).
По приказу Государственного Комитета Обороны СССР срок окончания строительства железной дороги был сокращен.
Несмотря на тяжелейшие и усложненные бомбардировками вражеской авиации условия труда, железная дорога важнейшего стратегического значения была сдана тружениками Калмыкии досрочно.
Из протокола заседания Калмыцкого обкома ВКП(б) о ходе работ по достройке железной дороги Кизляр-Астрахань по состоянию на 15 апреля 1943 года от 23 апреля 1943 г. установлено, что коллектив строителей спецстроительства № 8 выполнил ряд работ, имевших в то время важное государственное значение, выполнил постановление Государственного Комитета Обороны страны о пуске в эксплуатацию дороги Кизляр-Астрахань, что обеспечило пропуск 1379 шт. паровозов и 31307 вагонов с грузами оборонного назначения, был построен через реку Волгу наплавной железнодорожный мост, который за 39 дней своей эксплуатации пропустил до 10000 вагонов. Также по этой дороге пошли эшелоны с войсками и боеприпасами для Сталинградского фронта, где в это время разгоралась величайшая битва. Таким образом, во время летнего наступления противника на Сталинград и на Кавказ, и в период подготовки мощного контрудара Красной Армии под Сталинградом и на Северном Кавказе эта железная дорога приобрела исключительно важное стратегическое значение.
Героический труд строителей, вложенный в эту дорогу, окупился сторицей. По этой дороги уже летом 1942 года из прифронтовых районов в тыл были эвакуированы тысячи паровозов, машин и других народнохозяйственных грузов.
Также по этой дороге пошли эшелоны с войсками и боеприпасами для Сталинградского фронта, где в это время разгоралась величайшая битва. Таким образом, во время летнего наступления противника на Сталинград и на Кавказ, и в период подготовки мощного контрудара Красной Армии под Сталинградом и на Северном Кавказе эта железная дорога приобрела стратегическое значение. Дорога Кизляр – Астрахань в годы войны имела не только огромное оборонно-стратегическое значение для всей нашей страны, но и народнохозяйственное значение для степной Калмыкии.
Дорога Кизляр-Астрахань в годы войны имела не только огромное оборонно-стратегическое значение для всей нашей страны, но и народнохозяйственное значение для степной Калмыкии. Самоотверженный труд, вложенный в ее строительство, не пропал даром. Железнодорожная линия Кизляр- Астрахань действует и в настоящее время. В августе 2022 года исполнится 80 лет со дня ввода в строй железнодорожной линии Кизляр-Астрахань.
Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своей страны, малой Родины, невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах своих дедов и прадедов, какой трудной была в то время жизнь, - нам особенно важно, недаром они отдали свои жизни, защищая свою Родину.
Серебряное копытце
О путнике
Новый снимок Юпитера
Н. Гумилёв. Жираф
Астрономический календарь. Февраль, 2019