435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. Множество азбук и букварей вышло с тех пор, но именно скромная Федоровская азбука является родоначальником всех последующих учебных книг первоначального обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_azbuka_ivana_fyodorova.doc | 38.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.19 МБ |
Доклад
«ИСТОРИЯ АЗБУК ИВАНА ФЕДОРОВА И КАРИОНА ИСТОМИНА»
Выполнили: Ферапонтова Е.,
Звериашвили Р.
Руководитель: Гаджимурзаева Г.Ш
435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука (Слайд 1). Множество азбук и букварей вышло с тех пор, но именно скромная Федоровская азбука является родоначальником всех последующих учебных книг первоначального обучения.
Инициатором печатного дела в России был Иван 4 . Он очень любил печатные книги, собирал их. Не раз посылал за ними своих людей в другие страны, а главное, хорошо понимал, что печатная книга может способствовать возвышению Московского государства и единообразию в церковных книгах.
Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову . В народе про Ивана Фёдорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
В 1574г. во Львове вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова. Книга эта самая настоящая библиографическая и историческая редкость. (Слайд 2)
Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.
Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой и грамматикой.Составлена она из пяти восьмилистных тетрадей, что соответствует 80 страница. На каждой странице по 15 строк. Написана азбука на старославянском языке. Некоторые ее страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде фрагментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.
Концовки представляют собой готические плетёнки, одна из них дополнена элементом растительности. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы (Слайд 3). Причем алфавит приводится в прямом и обратном порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.
В Азбуке Федорова была воплощена древняя буквослагательная система обучения грамоте, унаследованная от греков и римлян и целиком основанная на заучивание наизусть. Сначала учитель заставлял детей запоминать внешний вид и название букв, затем складывать из них и также заучивать отдельные слоги по схеме: буки-аз=ба; буки-рцы-аз=бра (аз, буки, рцы – название букв а, б, р.). Затем шло зазубривание грамматических терминов чтение слов по слогам. Учащийся должен был, называя каждую букву, составлять новый слог и присоединять его к предыдущим слогам, которые держал в памяти; все слово воспроизводилось тогда, когда учащийся присоединял последний слог к ранее составленным. Например, чтение слова «благослови» происходило так: буки-люди-аз=бла, глаголь-он=го=бла-го, слово-люди-он=сло=бла-го-сло, веди-иже=ви=бла-го-сло-ви.
Азбука заканчивается акростихом В азбучном акростихе (греч. «край строки»), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы.
Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, ног и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.
На последней странице даны 2 гравюры: герб г.Львова и издательский знак первопечатника (Слайд 4). Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.
Карион Истомин (1640-1722 )-иеромонах московского Чудова монастыря,писатель,придворный поэт (Слайд 5). Родился в городе Курске. С 1679 года глава Московского Печатного двора. Его перу принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени. Сначала это была рукописная книга, расписанная золотом и
красками. В 1692 году Истомин поднёс царице Наталии Киррилловне такой букварь для её внука, царевича Алексея. Ещёодин экземпляр получили дочери царя Иоанна Алексеевича.
Работа же над лицевым букварём продолжалась несколько лет. Оба рукописных экземпляра букваря хранятся сегодня в Государственном Историческом музее (Слайд 6).
Одновременно шла работа по подготовке «более массового» издания «Букваря». Для него разработали целый алфавит, буквы которого состояли из человеческих фигур. Вероятно, источником для букваря послужили азбуки европейских художников – Петера Флетнера (Нюрнберг, около 1540), Джакомо Франко (Венеция, 1596) или Джузеппе Мителли (Болонья, 1683). Но при воспроизведении картинок «Букваря» типографским способом возникли определенные трудности. Тогда Карион Истомин обратился к одному из первых русских граверов по металлу – печатнику Оружейной палаты Леонтию Бунину. Ему принадлежал стан для создания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания – в Московском Печатном Дворе.
Литература.
Осенняя паутина
Заповеди детства и юности
Шелковая горка
Почта
Ласточка