На уроках литературы при изучении русских народных сказок учитель спросил: «Может ли сочинить сказку каждый?» После этого была выдвинута гипотеза: сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка. Так возникла идея создания проекта. Ребята, разделившись на группы, узнали историю появления сказок, их виды, особенности композиции и сюжета.
Продолжительность работы: в течение недели ребята писали сказку и оформляли её.
Результат работы: каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник сказок», в которую вошли 20 волшебных сказки и 4 сказки о животных.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pishem_skazki_sami.docx | 58.02 КБ |
презентация | 1.05 МБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Проект
«Пишем сказки сами»
Проект выполнили
учащиеся 5 «А» класса.
Руководитель Давыдова С.А.
Сасово 2021
Актуальность: рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Цель работы: расширить свои познания о сказке как о литературном жанре; привить интерес и любовь к сказкам.
Задачи:
- Выявить виды сказок.
- Определить структуру сказок.
- Составить схему сочинения сказки на примере волшебной.
- Сочинить собственную сказку.
Гипотеза: сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка.
Объектом проекта являются народные сказки.
Методы исследования:
- коллективное и самостоятельное изучение русских народных сказок.
Тип проекта:
1.По доминирующей в проекте деятельности - творческий
2.По предметно - содержательной области – литературный
3.По количеству участников проекта- коллективный
Продукт проекта - книга «Сборник сказок», созданная учащимися.
План.
1. Вступление.
2. Что такое сказка?
3. История сказок.
4. Виды сказок.
5. Особенности языка и композиции сказок.
6. Практическая часть.
7. Заключение.
8. Приложение (план работы над собственной сказкой, памятка «Как сочинить волшебную сказку»).
Современная русская писательница Мария Павлович так написала об удивительном жанре сказок:
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают.
Сказки – ложь, да в них намек.
Добрым молодцам урок.
Превращенья, чудеса
Очень часто происходят.
А добро там побеждает,
Все плохое прочь уходит!
Так что же такое сказка?
История сказок.
Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний. Древняя Русь не знала слово «сказка». Вместо него служила слово «баснь». От него и пошло слово «баять», то есть сказывать.
Виды сказок.
Условно русские народные сказки делят на три группы, и у каждой есть особенности:
Особенности композиции и языка сказок.
Сказка композиционно состоит из трех частей, а именно из зачина, основной части и концовки.
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на океяне, – начинает сказочник. – На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»
Традиционным элементом сказки является зачин (начало). В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…». Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».
Сказки имеют и своеобразные концовки, которые подводят итог развитию сказочного действия. «Стали они жить-поживать, да добра наживать» -так заканчиваются многие волшебные сказки. А вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадет».
В сказках есть повторы, постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица», «сыра земля»), герои делятся на положительных (Иван-царевич, Василиса Премудрая) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный). Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.
Практическая часть.
Оформление результатов исследования
Продолжительность работы: в течение недели ребята писали сказку и оформляли её.
Результат работы: каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник сказок».
Форма представления: урок внеклассного чтения.
Содержание: оценивание работ учащихся (иллюстрации, написание сказки), сказывание сказок, обсуждение работ.
Заключение.
В ходе исследования мы читали сказки и убедились, что они отличаются от других жанров благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие сказки, где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Приложение
План работы над собственной сказкой.
Памятка «Как сочинить волшебную сказку»
Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить все, что мы о ней знаем:
- особенности волшебной сказки;
- построение сказки (присказка, зачин, концовка);
- сказочные герои;
- сказочные ситуации;
- волшебные превращения;
- волшебные предметы;
- сказочные помощники.
Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет многое зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников. Самое главное – это определить характер, внешность, поступки главных героев.
Желательно соотнести основную мысль с пословицей или поговоркой.
Слайд 1
«Пишем сказки сами» Коллективный проект в ыполнил и учащиеся 5 «А» класса МБОУ « СОШ №6 » Руководитель Давыдова С.А.Слайд 2
Цель работы : расширить свои познания о сказке как литературном жанре; привить интерес и любовь к сказкам.
Слайд 3
Задачи : Выявить виды сказок. Определить структуру сказок. Составить схему сочинения сказки на примере волшебной. Сочинить собственную сказку.
Слайд 4
Гипотеза : сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка.
Слайд 5
Объектом проекта являются русские народные сказки.
Слайд 6
Методы исследования : коллективное и самостоятельное изучение русских народных сказок .
Слайд 7
Актуальность : рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним
Слайд 8
Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности - творческий По предметно - содержательной области – литературный По количеству участников проекта- коллективный
Слайд 9
Продукт проекта книга «Сборник сказок», созданная учащимися
Слайд 10
Так что же такое сказка? Сказка – особый вид устного народного творчества, в основе которого лежит вымысел
Слайд 11
История сказок Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно.
Слайд 12
Виды сказок бытовые О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ
Слайд 13
Особенности композиции и языка сказок ЗАЧИН «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…». ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦОВКА «Стали они жить-поживать, да добра наживать»
Слайд 14
ГЕРОИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Слайд 15
Практическая часть Продолжительность работы : в течение недели ребята писали сказку и оформляли её. Результат работы : каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник сказок». Форма представления : урок внеклассного чтения.
Слайд 16
Заключение В ходе исследования мы убедились , что сказки отличаются от других жанров. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие сказки, где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Рукавичка
"Морская болезнь" у космонавтов
Красочные картины Джастина Геффри
Как нарисовать небо акварелью
Акварель + трафарет = ?