Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес, и я решил исследовать эту тему самостоятельно. Изучая в школе произведения классической литературы, мы часто встречаем эпизоды дуэлей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_duel.docx | 86.58 КБ |
IX открытая научно-практическая конференция
Малой Академии Наук ГАУ ДО АОЦРТ
«Интеллект будущего»
«Русская дуэль»
Автор: Ашигалиева С.А.
Содержание | ||
Введение I.Теоретическая часть | ||
| ||
| ||
II. Практическая часть 2.1. Тема дуэли в русской литературе XVIII-XIX веков 2.2. Анкетирование 3. Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2 | ||
Введение
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес, и я решил исследовать эту тему самостоятельно. Изучая в школе произведения классической литературы, мы часто встречаем эпизоды дуэлей.
Многим моим сверстникам не всегда понятны мотивы поступков литературных героев. Мы помним дуэль Гринева и Швабрина из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», дуэль Онегина и Ленского из романа «Евгений Онегин», дуэль Печорина и Грушницкого из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Достаточно вспомнить описание турнира в романе Вальтера Скотта «Айвенго», когда прекрасная Ровена была избрана королевой турнира и должна была вручить награду самому достойному рыцарю.
Но менялись века, менялись нравы, менялись и правила поединков. Гордые заносчивые дворяне стремились смыть оскорбление только кровью. Теперь поводом к поединку могло быть резкое слово, косой взгляд и так далее. И такие поединки стали именоваться дуэлью.
«Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, должен был способствовать улучшению нравов в обществе. Несмотря на неоднозначное отношение к дуэли как в XIX веке, так и в настоящее время, русский дворянин XVIII – XIX вв. жил и действовал под влиянием общественного поведения, он подчинялся законам чести. Таким образом, дуэль в после петровском дворянском обществе представляла собой определенную процедуру по восстановлению чести.
Актуальность изучения обозначенной выше тематики работы заключается в сущности и неоднозначности дуэли в произведениях русских писателей. Отсюда вытекает ряд задач:
1. История дуэли.
Гипотеза: дуэль умерла лишь как форма демонстрации личной ответственности за совершаемое, однако представления о чести, достоинстве существуют как принадлежность интеллигентной среды. Форма дуэли трансформировалась.
Методы исследования: описание, анализ, прогнозирование, анкетирование, синтез.
Цель исследования: проанализировать, какими ценностями руководствуется современный ученик, каковы истоки этих ценностей.
I.Теоретическая часть
1.1 История дуэлей
Неизвестно, где и когда произошла самая первая дуэль и были ли они у просвященных греков и римлян, но они точно были у викингов, галлов и германских племён. Это были судебные поединки. Их моральной основой служил принцип «суда божьего», то есть бог поразит виновного и пощадит невинного. Эти дуэли проводились в своеобразных «рингах» огороженных канатами, оружие было разнообразным, от секир до дубинок. На эти поединки шли ради решения судебного вопроса, и они не были убийством ради убийства. Это было целым мероприятием, и проводили его с разрешения короля, он же был и арбитром.
Проводился такой поединок в несколько этапов. Сначала оппоненты решали, каким оружием они будут пользоваться и сколько этапов дуэли будет (обычно их было три). К примеру, в первом - сражались с мечами, во втором - с секирами, а в третьем - верхом с копьями. Затем доверенные лица каждого из соперников проверяли оружие, лошадей и прочие атрибуты дуэли, кстати, от них и пошли секунданты. Потом происходила сама дуэль, при чём убивать противника было совсем не обязательно, достаточно было как либо обозначить свою победу, сбить его с ног, нанести тяжёлые увечья и т.д. а дальше приговор выносил арбитр, чаще всего проигравшего отправляли к палачу…
Но классическая дуэль появилась в 14 веке в Италии. Сражались обычно повздорившие дворяне. Делали они это обычно до самой смерти и в укромных местах, поэтому их называли дуэлями хищников или боем в кустах. Участники встречались наедине, вооружённые только шпагой и дагой (кинжалом для левой руки) и вступали в поединок, пока один из них не падал замертво.
Позже в 16-17 веке во Франции произошла первая дуэльная лихорадка. Французы переняли дуэльные традиции у итальянцев. Во Франции дуэль быстро вошла в моду, как в столице, так и в провинции. Участие в поединке стали считать хорошим тоном, для молодёжи она стала своеобразным экстремальным спортом.
1.2. Дуэли в России
Три века в Европе льётся кровь, сверкают шпаги, а в России первая дуэль происходит только в 1666 году. И то между двумя иностранцами, состоящими на русской службе. Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений (приложение 1).
Петр I издал жестокие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись, так как почти до конца XVIII века в России дуэли были редчайшим явлением. В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться.
В 1787 году Екатерина II издала "Манифест о поединках", в котором за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям.
Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 10-15 шагов вместо 25-35, были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что зачастую поединки заканчивались трагически.
Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль. При Николае I дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода - разжаловали из офицеров в рядовые.
Отменены были дуэли после революции 1917 года.
1.3. Дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Дуэли А.С. Пушкина
«Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Дуэли — это странная черта в А.С. Пушкине», - вспоминали современники.
Александр Сергеевич часто вел себя вызывающе. Были у прежней полиции такие особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. На одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта было и имя Александра Пушкина.
Современники вспоминают, что Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Хорошо зная дуэльный кодекс, он, видимо, следовал высказанному им устами Моцарта принципу “Гений и злодейство - две вещи несовместимые”.
Исследователям творчества А.С. Пушкина удалось установить, что в его жизни было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей.
Самая первая дуэль связана с Павлом Ганнибалом, родственником Пушкина со стороны матери, внуком «арапа Петра Великого», участником Отечественной войны, причастным к движению декабристов. Пушкину было тогда 17 лет.
Участвовал Пушкин в дуэли с Кондратием Рылеевым, Фёдором Ивановичем Толстым, Кюхельбекером, Сологубом, Дантесом.
3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.
29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита.
В чём же всё-таки главная причина стремления поэта к поединкам?
Пушкинисты утверждают, что всё дело в двойственности его положения в обществе: он первый поэт России и в то же время мелкий чиновник и бедный дворянин. Когда к Пушкину относились пренебрежительно как к коллежскому секретарю, он воспринимал это как покушение на его честь и достоинство не только как дворянина, но и как поэта, для которого слова «долг, совесть и честь» не были пустым звуком.
Дуэли М.Ю. Лермонтова
У М.Ю. Лермонтова был трудный характер, который не сулил ему счастья. Предчувствие трагического исхода с ранних лет овладело им. Возможно, такой характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями.
Соперничество между Лермонтовым и Барантом, возникшее на почве их заинтересованности княгиней М. А. Щербатовой, привело к дуэли, которая состоялась 18 февраля рано утром за Черной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль происходила на шпагах. После первого же выпада у шпаги Лермонтова переломился конец, и Барант успел слегка задеть противника. Перешли на пистолеты: Барант стрелял первым и промахнулся. После этого Лермонтов выстрелил в сторону. Противники помирились и разъехались. Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за "недонесение" о дуэли. Царь распорядился сослать Лермонтова на Кавказ.
Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым, который служил в кавалергардах. Он был очень хорош собой, с блестящим светским образованием. Мартынов был замечательный эгоист и льстец. Желая подражать во всем тогдашним горцам, он завел черкеску, брил не раз голову, украсил себя серебряным оружием, вполне нарушая этим ту простоту, которая составляла неотъемлемую принадлежность одежды черкесов. В этом наряде он всегда казался смешным, и поэтому не удивительно, что и Лермонтов посмеивался над ним. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, они показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Однажды сошлись в доме Верзилиных Мартынов и Лермонтов. Последний продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится.
15 июля, между 6 и 7 часами вечера, Лермонтов был убит на дуэли Мартыновым.
Мартынов понимал, что гибель Лермонтова будет благосклонно принята Николаем I. Уверенный в безнаказанности, он убил поэта, наотрез отказавшегося стрелять в него. Ни один из четырех секундантов не сумел предотвратить кровавой развязки дуэли.
Из приведённых выше исследований мы видим, что светское общество играло огромную роль в истории той или иной особы.
II. Практическая часть
2.1. Тема дуэли в русской литературе XVIII-XIX веков
Тема дуэли и дуэлянтов коснулась творчества великих писателей.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически.
Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания.
Рыцарские представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и не определен. Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» дуэль закончилась трагично. Повод к дуэли дал сам Онегин, оказывая знаки внимания Ольге: приглашал ее на танцы, что-то шептал ей на ухо. Но ведь Ольга ему никогда и не нравилась, понимал, что ранит сердце влюбленного, чистого душой Ленского.
Я считаю его поступок подлым. Если бы Онегин был настоящим мужчиной, честным, смелым, а не тщеславным, он обязательно извинился бы перед Ленским. И хотя потом Евгений мучился угрызениями совести, эту дуэль автор считаем хладнокровным убийством, потому что никакое раскаяние не воскресит человека.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» ведение истории с дуэлью в сюжет повести было необходимо для того, чтобы читатель смог до конца осознать особенность мировосприятия Печорина, которая и делала «героем нашего времени», «героем века».
Стреляться решили на вершине отвесной скалы, на узенькой площадке. Внизу была пропасть, усеянная острыми камнями. Если расположиться друг против друга по краям площадки, то даже легкая рана будет смертельной. Раненый непременно разобьется насмерть, полетев вниз. Грушницкий, вынужденный принять эти условия, находится в сомнении. Печорин стреляет и убивает Грушницкого. Его размышления перед самым поединком также мало похожи на размышления человека, жаждущего жизни: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно…»
Анкетирование
Проанализировав произведения, я провел анкетирование в своей школе. В опросе участвовали учащиеся с 7 по 9 классы и педагогический коллектив. Получил следующие результаты:
Итоги анкетирования
Заключение
Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Отсюда растерянность, пессимизм и неверие в будущее, проявление агрессивности и экстремизма.
Вывод: современное образование позволяет воспитывать граждан, способных отвечать не только за свой выбор, но и за будущее своей страны. Форма дуэли в XXI веке трансформировалась.
Список использованной литературы
1. В. Скотт «Айвенго». – М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2013.
2. Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. – СПб.: Питер, 1996.
3. Герцен А.И. «Былое и думы», ст.» Несколько замечаний об историческом развитии чести.
4. Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе, 2005. №12.
5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.: Ленинград: «Просвещение», 1983.
6. Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов // Литература в школе, 1997. №12.
7. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Литература в школе, 1999 №2.
8. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // М.: Классики и современники,1984.
9. Пушкин А. С. Капитанская дочка // М.: Детская литература, 1981.
10. Ричард Хоптон. Дуэль. Всемирная история, 2011
11.Утехина Н.П. Тема дуэли в русской литературе. - М., 1990
Приложение 1. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс
Согласно дуэльному кодексу запрещалось вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.
Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. Опоздание более 10-15 минут не допускалось, если один из противников задерживался на большее время, прибывшая сторона получала право покинуть место, при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.
По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром. Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости. Считалось, что после дуэли противники, если оба они остались живы, должны стать друзьями, по крайней мере — поддерживать нормальные отношения.
Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. В приложении к проекту прилагается перечень дуэльных кодексов. Самый поздний датируется 1912 годом. Автором дуэльного кодекса является В. Дурасов.
Повод к дуэли
Вызов на дуэль обычно следует в том случае, если одно лицо считает, что действия или высказывания другого лица (обидчика) наносят ущерб его чести. Практически поводом к дуэлям в течение веков становились самые различные обстоятельства. Бывали дуэли по крайне серьёзным поводам, таким как, месть за убитого родственника или друга, но случалось, что к дуэли приводила неосторожная шутка, принятая кем-то на свой счёт, или неловкий жест. Получив вызов по крайне сомнительному поводу, обидчик чаще всего был вынужден принять его, дабы не выглядеть трусом в глазах общества.
Повсеместно считалось, что нанести урон чести человека может только равный ему по положению. Оскорбление, нанесённое низшим по рангу или социальному положению, например, разночинцем — дворянину, являлось нарушением права, но не задевало чести дворянина, поэтому не могло стать поводом к дуэли — вызов от высшего к низшему был исключён, нарушенное право следовало восстанавливать в судебном порядке.
Позднейшие дуэльные кодексы классифицировали поводы к дуэли следующим образом:
• Обычное, или лёгкое оскорбление (оскорбление первой степени).
Например, таковыми являются оскорбительные или язвительные выражения, затрагивающие малозначительные черты личности, внешний вид, манеру одеваться, незнакомство с каким-либо предметом. Оскорблённый получал право на выбор оружия, прочие условия дуэли определялись соглашением, выработанным секундантами.
• Тяжкое оскорбление (оскорбление второй степени). Оскорбление словом или неприличным жестом, затрагивающее честь и репутацию оскорблённого, в том числе обвинение в бесчестных действиях и обвинение во лжи, либо соединённое с нецензурной бранью. «Духовная неверность» супруги также считалась оскорблением второй степени.
Оскорблённый мог выбирать род оружия и вид дуэли (до первой крови, до ранения, до результата).
• Оскорбление действием (оскорбление третьей степени).
Удар, пощёчина, оскорбительное прикосновение, бросок предмета в оскорбляемого. К оскорблению действием приравнивалась также телесная неверность супруги. В случае оскорбления действием оскорблённый имел право на выбор оружия, рода дуэли, барьерной дистанции (если речь шла о дуэли на пистолетах) либо выбора между подвижной и неподвижной дуэлью (при дуэли на шпагах, саблях или рапирах), а также на пользование собственным оружием (в этом случае противник также мог пользоваться собственным оружием).
Тяжесть оскорбления, нанесённого женщиной или недееспособным лицом, понижалась на одну ступень, тяжесть оскорбления, нанесённого женщине — повышалась на одну ступень.
Рецензия на исследовательскую работу
«Русская дуэль»
Тема, цели и задачи работы обусловлены интересом обучающихся к вопросу в жизненном выборе, в приоритетных ценностях человека.
Работа носит характер интегрированной с метапредметным подходом. Соответствует требованиям к исследовательской работе.
Исследование содержит материал по истории вопроса о происхождении и развитии дуэли, отражает разные мотивы дуэли.
Автор на основе литературного материала и анализа тестов, делает вывод о ценностях, которыми руководствуется современный обучающийся, соотносит свой выбор и выбор литературных героев. Вместе с тем, рассмотрен вопрос о лишнем человеке в русской литературе. Новизна взгляда связана с тем, что лишний человек не демонстрирует способности и желания отстаивать свои взгляды на дуэли. Традиционный взгляд на лишнего человека осмыслен по-новому: Онегин, Печорин не только не являются лишними, но и зачастую проявляют худшие из человеческих качеств, что продиктовано фактом растлевающего влияния на них традиций, существующих в обществе. Использованы произведения, не относящиеся к программным.
В работе представлены гистограммы, которые дают развернутое представление о морально-нравственном пути учеников под руководством учителей. Представлен сопоставительный анализ на примере разных возрастных групп. Данная картина позволяет говорить об учебно-воспитательной модели обучающегося и модели обучающегося-выпускника.
Работа отличается самостоятельностью научного взгляда, ярко выраженной гражданской позицией.
Возможна ли дуэль в XXI веке? Автор убежден: возможна, так как живы ценности, которые лежат в основе дуэли. Дуэль трансформировалась. Ее формы: суд, спор, диалог, различные виды конкуренции.
Тема актуальна. В речи видных общественных деятелей и политиков подчеркивается необходимость нравственного воспитания.
Цветущая сакура
Сказка "Морозко"
Финист - Ясный сокол
«Течет река Волга»
Мороз и заяц