Творческая работа посвящена любовной лирике вепсского поэта Абрамова Николая Викторовича. Стихотворения Абрамова о любви пронизаны тоской, печалью, часто в них звучит мысль о расставании, но именно это прекрасное чувство, чувство любви, помогло ему стать поэтом.
«Я помню чудесное время, когда ты вошла в мою жизнь…»
Любовь - это высшее проявление наших чувств. Любовь – это дар, который ниспослан нам свыше. Она всегда приходит внезапно: врывается в нашу привычную жизнь и нарушает весь рутинный уклад. Это чувство многолико и многогранно, оно имеет множество значений и оттенков.
Сначала, в детстве, мы произносим заветное «люблю», говоря о маме с папой, об игрушках, домашних животных. Позже, с годами мы признаёмся в любви чему угодно: родной земле, природе, искусству. Но самой главной, а для кого-то и единственной является любовь между мужчиной и женщиной. Порой мы путаем это чувство с каким-то другим, или, наоборот, выдаем что-то иное за любовь. Сколько всего приносит она с собой: минуты безумного счастья, мучительные страдания, надежды и тревоги, восторг и разочарование.
Давно известно, что именно томительное, мучительное чувство любви вдохновляет на настоящие «подвиги», ведёт к вершинам. Любовь для поэтов нередко была источником вдохновения.
«Он жил или она жила - это значит лишь только одно: его или её много любили», - писал русский историк Ключевский.
«И море, и Гомер – всё движется любовью», - писал Мандельштам.
Любимая – жуть! Когда любит поэт
Влюбляется Бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во время ископаемых, - признавался Пастернак.
Любовь и творческая судьба – это ещё одна вечная тема.
Главное наследие Николая Абрамова – это пронзительная любовная лирика. По откровению самого Абрамова, поэтом он почувствовал себя, когда, пережив безответную несчастную любовь, как будто родился заново. «От счастья стихи не пишутся. Положительные эмоции по-другому выражаются. Даже стихи о любви – это часто стихи о потерях» - писал Николай Абрамов. Поэт любил женщин, на которых не женятся, как говорил сам Абрамов, но из-за которых стреляются и посвящают им стихи.
Любовь для Абрамова - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. Абрамов неоднократно возвращается к теме любви, её можно даже назвать одной из лидирующих в творчестве поэта.
Недотрога как алмаз души поэта
Любовь в жизни Николая Викторовича нередко была безответной. Свою нерастраченную ласку поэт отдавал собственным лирическим произведениям. Абрамовское стихотворение «Письмо», пожалуй, лучше всех прочих отражает горечь неразделённой любви поэта. Личное письмо к «недотроге», вероятнее всего, затронет душу каждого читателя-ценителя. Поэт признается лирической героине в том, что несмотря на «шатания по замызганным грязным улицам жизнью», он сохранял в своём сердце чувство светлой любви к ней, называя прочее пустяком.
Абрамов словно даёт «недотроге» выбор: либо принять его любовь, «упаковав в незримые коробки «Стекло!» и «Руками не трогать»», либо отвергнуть, то есть тем самым уничтожить «каблуком в грязи» пылкое сердце поэта. Автор не просит взаимности, он лишь призывает возлюбленную не трогать его чувство нелюбовью, ведь он видит в нём всё, говоря «от него я и счастлив и пьян». Последнее четверостишье наполнено грусть и тоской больше предыдущих, ведь в нём поэт просит девушку, которой адресовано письмо, хоть иногда навещать его «могилку». Вероятно, поэт настолько убеждён в неразделенности своих чувств, что в последний раз безответно целует письмо и прощается навсегда.
ПИСЬМО
Вновь пишу я тебе, дорогая моя недотрога,
(на второе письмо я решился не сразу, не вдруг)
Словно в строках коротких возможно поведать о многом,
И губами коснуться твоих нецелованных губ…
Жизнь шатала меня по замызганным грязным дорогам
И хлестала, как плеть, и ласкала, мгновенье спустя…
Только знай об одном, дорогая моя недотрога,
Ты живешь в моем сердце, а все остальное – пустяк.
Упакуй эти строки в – «Стекло!» и «Руками не трогать!»,
Или – в грязь каблуком… Я без них как-нибудь проживу.
Но поверь лишь тому, дорогая моя недотрога,
Что из всех «недотрог» – для одной я на свете живу.
Только чувство мое ты своей нелюбовью не трогай:
Для меня – оно все, от него я и счастлив, и пьян…
Не сердись на меня, дорогая моя недотрога,
Я всегда был таким, и любовь – мой прекрасный обман.
И за это письмо ты меня не суди очень строго.
И могилку мою средь снегов иногда навещай…
Я целую письмо, дорогая моя недотрога,
Поцелуй безответный – и дорог, и горек… Прощай…
В стихотворении «Вот опять первый снег» Николай Абрамов просит любимую позабавиться, играя в снежки. Но через этот призыв Абрамов обнажает свои чувства к девушке. Лирический герой признается в сокровенном: он никогда не жалуется на судьбу небесам, даже в особо трудные моменты жизни, веря, что на всё воля Господа.
Чувства девушки к Николаю для читателя остаются загадкой, а сам поэт лишь жаждет скорой встречи с «дорогой», надеясь не стать с ней заклятыми врагами. Стихотворение открывает и завершает её какой-то весёлый, поистине ребяческий призыв «Поиграем в снежки, дорогая!», что является свидетельством «молодой» души поэта.
***
Вот опять первый снег...
Поиграем в снежки, дорогая!
Пусть печали уйдут,
пусть растают все наши тревоги.
Первый лёд на реке,
вот уже и зима на пороге,
скоро встретимся с ней
и, надеюсь, не станем врагами.
Даже в стылую мглу,
даже если метели в полнеба,
не кляну я судьбу,
небеса никогда не ругаю.
Так придумал Господь...
в эти праздники первого снега,
в эти светлые дни,
поиграем в снежки, дорогая!
Пусть осудит молва,
пусть про нас говорят что угодно,
лишь тобой я дышу,
только ты мне нужна, не другая.
Лишь тобой я живу,
и пускай далеко ты сегодня,
поиграем в снежки,
поиграем в снежки, дорогая!
Множество нежных лирических стихотворений посвятил поэт любви и женщине. У некоторых стихов о любви Николая Абрамова есть адресаты.
Первая любовь поэта
Свое первое стихотворение Николай Абрамов назвал «Невозвратность». Он посвятил его своей первой любви, Надежде Яковлевой. Но это была несчастная любовь. Девушка отвергла Николая, и тот бросился из окна, серьезно повредив при этом ногу.
Это падение стало судьбоносным, ведь именно после него Николай Абрамов начал писать стихи. Возможно, если бы не оно, мы никогда не «прикоснулись» бы к творчеству прекрасного поэта.
Надежде посвящено стихотворение «Невозвратность».
Поэт в нём рассуждает о том, что имеет свойство возвращаться, и о том, что уже никогда не вернёшь. Главная мысль стихотворения определённо кроется в неразделённой любви поэта. Возвращается всё – и самое смешное, и самое печальное. Но что же тогда никогда не вернёшь? По мнению автора, та, которая однажды была влюблена, а после отвергла взаимные чувства, уже никогда не вернётся. Но как что-то светлое и волшебное - останется в пылком сердце навсегда.
Н. Яковлевой
НЕВОЗВРАТНОСТЬ
Все возвращается опять к первоначальному,
Все самое смешное и печальное.
И, словно в сказке, кольца обручальные
В конце-концов счастливо заблестят.
Опять планеты в космосе вращаются,
Друзья, что нас забыли – возвращаются,
И даже что другими не прощается
Нам матери, в который раз простят…
Но только то назад не возвращается,
Лишь только тот уже не возвращается,
Кто нас любить до смерти обещается,
Но в какой-то миг нам скажет «уходи»…
Лишь только то назад невозвратимое,
Что самое родное и любимое.
Останется оно, навек хранимое,
Как что-то очень очень светлое – в груди.
И даже эти аксиомы – истины,
Как нет зимы с невыпавшими листьями,
На свете все непросто и таинственно,
И, видимо, не зря придуман мир.
Но как на эту невозвратность выстрадать?
Какими же словами это высказать?
Ведь от потерь любимых, как от выстрелов,
Мы тоже умираем хоть на миг…
1980
Любовная очарованность колдуньей
Целый ворох нежных лирических стихотворений брошен к ногам одной безответной сердечной привязанности Николая Абрамова – Настеньке. В одном из интервью он скажет, что 1980 год был роковым (получил травму ноги) и…….. в этом же году его последняя любовь Настя родилась.
РОМАШКОВАЯ НАСТЯ
Мне дальнюю дорогу, гулять на вольной воле
Или же дом казённый судьба готовит вновь?
Опять к себе поманит ромашковое поле,
На счастье погадать ли, а может, на любовь?…
Мне голову вскружили ромашковые травы,
Ах, любит?! Ах, не любит?! Я больше не могу…
Ромашковая Настя – глоток хмельной отравы
На солнечном и тёплом ромашковом лугу.
Лохматый пёс твой чуден и мысли все читает,
Но я опять ревнивый собачий взгляд ловлю.
Ведь он меня не любит и покусать мечтает,
А я же вас обоих по-прежнему люблю.
Мне по ночам не спится, под утро выйду в сени,
И в призрачном тумане почудится не раз:
Ромашковая сказка – твоих волос осенних,
Ромашковая тайна – твоих озёрных глаз.
Я безнадежно болен и не мечтаю вовсе,
Что сбудутся желанья и станем мы близки.
Дождями плачет небо, когда приходит осень,
Ромашковые травы роняют лепестки.
Ромашковая радость – от солнца до ненастья,
Ромашковое горе – от лета до весны…
Ромашковая Настя, не будет в жизни счастья,
Мне без твоих дождливых ромашковых ресниц…
Абрамовская «Колдунья» - это одно из самых любимых стихотворений ценителей его творчества. Посвящённое таинственной А.К., оно завораживает читателей с первых строк. Лирический герой в стихотворении находится в поисках девушки Насти. Он величает ее колдуньей, вероятно, за необычную красоту девушки, её «руки-лебеди», «волосы-травы», «ресницы – как ветви берёз».
Но герой не встречался с Настей прежде и в его душе живёт только им же придуманный образ незнакомки, которую он жаждет увидеть. Ему подлинно известно лишь то, что верный спутник девушки - старый лохматый пёс. Он признаётся, что сам не понимает, отчего же ему захотелось найти эту колдунью. Ведь он «словно выпил хмельной отравы» и околдованный, находясь под её дурманом, начинает искать девушку-колдунью неземной красоты.
Колдунья
А.К.
Дни тянулись и серы и глухи,
Среди наших лесов и болот.
Но услышал я странные слухи,
Что колдунья в округе живет.
Руки-лебеди, волосы-травы,
И ресницы – как ветви берёз.
Словно выпил хмельной я отравы,
И найти захотелось до слёз.
Я все силы в болотах оставил,
Никого… как под воду ушла.
Я повсюду ловушки расставил,
Но колдунья кругом обошла.
Только странник в лихое ненастье,
Мы сошлись, где подветренный плес,
Мне сказал, что зовут её Настей,
И что с ней лишь один только пёс.
Ах, как долго, как долго я медлил,
Может, в чащи другие ушла?..
Но поставлю и сети, и петли,
Позарез мне колдунья нужна.
Словно выпил хмельной я отравы,
И найти захотелось до слёз…
Руки – лебеди, волосы – травы,
И ресницы – как ветви берез…
1998
Ещё одно стихотворение, посвящённое А.К., также наполнено загадочностью и таинственностью. Лирический герой, наконец, встречается с «колдуньей» Настей, но только лишь во сне. Облака, пение птиц, весенние цветы и ветви черёмухи – всё это кажется таким волшебным, сказочным и нереальным…Он мечтает о том, как мог быть счастлив рядом с ней, сливаясь в поцелуе, гуляя по облакам с ней и старым псом, верным спутником Насти. Но герой с грустью осознает, что всё было лишь сном, ведь любимая «колдунья» не рядом с ним, а старый пёс уже покинул этот мир.
***
А.К.
Я нёс тебя однажды на руках
Через ручей, в цветах и облаках.
И птицы голосили по весне…
Я нес тебя…
но только лишь во сне.
Хмельных черёмух ветви теребя,
Я целовал волшебную – тебя.
Родным казался нам песчаный плёс,
И счастлив был
лохматый старый пёс.
Я вновь хочу по облакам брести,
И на руках всю ночь тебя нести.
Как жаль, что это был
лишь только сон,
А старый пёс…
Недавно умер он…
17 октября 2000
Таинственная любовь Николая Абрамова. Загадочная Бэлла.
Уже после смерти Николая, его сестра Таисия Викторовна обнаружила целую тетрадку стихотворений. «В случае моей смерти передать тетрадь со стихами Бэлле. 1982 год.» - надпись на тетради.
Стихи из данной тетради датированы 1984-1985 годами. Читая эти стихи, мы видим признания поэта, его искренность чувств. Он откровенно признается в любви загадочной Бэлле: «Я люблю тебя, слышишь, слышишь…». И в то же время в некоторых строчках звучат мысли о расставании, например, «Но сказала берёзка кудрявая, что с тобой мы навеки расстались…». А в стихотворении «Твоё лицо» Николай Абрамов и вовсе, несмотря на пылкие чувства, открыто заявляет, что унижаться он не намерен и «Как нищий, просить любви не стану…».
Л.Б.
Самое нежное,
самое светлое,
Будто лекарство
от тесных ран.
Что-то - красивое,
что-то - заветное,
Что-то огромное
как океан.
Словно тропинку
средь леса заблудшему,
Словно путнику
добрую
весть…
Ты подарила мне
самое лучшее,
Ты подарила мне то –
что ты есть!
ноябрь 84
Л.Б.
Твоё лицо
Когда я спать ложусь и мне не спится,
Устав от суеты, от наглецов,
Я разом прочь гоню чужие лица
И вижу лишь одно твое лицо.
О, боже мой, как память всемогуща,
И как она жестока, боже мой…
Из тысяч лиц – забытых и живущих,
За миг отыщет светлый образ твой.
Любой из нас живет не без надежды,
Пусть даже если пробил страшный час.
Мы все лгуны и чуточку невежды,
Но что-то есть хорошее и в нас…
Хоть ничего уже нельзя исправить,
Я счастлив тем, что можно без конца,
Твои, руками, волосы поправив,
Во сне коснуться твоего лица…
июль 85
Л.Б.
Я зову тебя словом – любимая,
В нем все счастья мои и отчаянья…
Я скажу тебе слово – любимая,
Оброню ненароком, нечаянно,
Словно что-то огромное,
светлое,
Жизнь наполнило звоном и топотом,
Только слово, такое заветное,
Я скажу тебе только лишь шепотом,
Ну, а вдруг не решусь
это высказать,
Сберегу, как навеки хранимое,
Ты пойми - что и честно
и искренне
Я назвал тебя словом – любимая,
Словно это мое завещание…
Ты услышь, оглянись
на прощание,
Я зову тебя словом – любимая…
1985
Несмотря на то что, стихотворения Абрамова о любви пронизаны тоской, печалью, часто звучит мысль о расставании, но именно это прекрасное чувство, чувство любви, помогло ему стать поэтом.
Завершить выступление о любовной лирике Абрамова мы решили строчкой из стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», переведенного Николаем Викторовичем на вепсский язык. Из-за языковых особенностей оно стало звучать примерно так:
Я помню чудесное время,
Когда ты вошла в мою жизнь…
Что есть на свете красота?
Пчёлки на разведках
Самодельный телефон
Неньютоновская жидкость
Сказочные цветы за 15 минут