Адыгейски писатель. Один из основоположников адыгейской литературы
Вложение | Размер |
---|---|
tsey_ibragim_salehovich.pptx | 1.18 МБ |
Слайд 1
цей ибрагим салехович Выполнила : ученица 9 класса Коцуба Надежда Учитель:Тлехуч Т.ЗСлайд 2
Цей Ибрагим Салехович ( адыг . Цэй Ибрахьим , 11 [23] января 1890, аул Шенджий , Кубанская область — 7 сентября 1936, Майкоп) — адыгейский писатель. Один из основоположников адыгейской литературы. Писал на адыгейском и русском языках.
Слайд 3
Первые публицистические произведения Цея были напечатаны в 1912 году. В его ранних фельетонах поднимались темы бесправия народа, неравенства. После революции им были написаны роман « Хацук -Хаджи», драмы « Кочас », «Хищники»; пьеса « Фэмый »; поэма «Заячья тризна», рассказы «По заветам старины», « Фатимино счастье», «Мулла Ибрагим». Переводил на адыгейский язык произведения Н. В. Гоголя , И. А. Крылова , Д. Бедного , Н. А. Островского , детские произведения С. Я. Маршака и К. И. Чуковского .
Слайд 4
И.Цей Довольно Рано начал свою просветительско-публицистическую деятельность. Первые его публикации относятся к 1912 году. К тому времени у него выработалось определенное мировоззрение. Под влиянием жизненных «университетов», чтения литературы, в том числе и политической, общения с революционно настроенными людьми у него развилось критическое отношение к политике царизма по отношению к судьбам национальных меньшинств империи. Анализируя свои жизненные наблюдения, сравнивая усвоенное из книг с тем, как живут его соплеменники - адыги , он приходил к выводу: вся причина «тяжелого хода жизни народа» ( Н.Успенский ), бесправного положения инородческого населения империи объясняется прежде всего их темнотой и невежеством. Стало быть, задача состоит в том, чтобы дать всем народам свет знаний, приобщить их к образованию. То есть — чисто просветительские идеи. Так И. С. Цей становится в ряды горских просветителей Северного Кавказа.
Слайд 5
Свои статьи, очерки, фельетоны И. Цей публиковал в «Мусульманской газете», которую в те годы издавал в Санкт-Петербурге известный дагестанский просветитель Сайд Габиев . Именно в этой газете увидели свет известные статьи И. Цея «Пятидесятилетняя административная опека» (28 апреля 1913 г.), «Против злейшего врага» (28 июля 1913 г.), фельетоны «Горе-интеллигент» (28 мая 1913 г.), «Автомобиль» (23 марта 1914 г.) и другие. В них И. С. Цей развивает идеи о необходимости очищения черкесского народа от феодально-патриархальных пережитков, борьбы против нарождающегося религиозного фанатизма, эмансипации горянки, просвещения адыгов , создания школ, в которых адыги обучались бы на родном языке. Только это — «выхлопотать родную национальную школу с материнским языком» могло, по его мнению, гарантировать народу свободное и беспрепятственное культурное развитие.
Слайд 6
В другой статье «Против злейшего врага» писатель ополчается против невежества масс: «Когда слышим, что недалеко от нас свирепствует холера или чума, мы переживаем панический страх... Казалось, что нельзя себе представить более опасного врага. Но есть, господа, есть более опасный... враг — это невежество...». И набатным голосом И. С. Цей призывал своих соотечественников к борьбе за просвещение: «Нет, господа, нет! Миллион сто тысяч раз нет! Довольно нам захлебываться в омуте невежества. Пока душа в теле, нам нужна бодрая жизнь, нам нужен воздух. Нам непременно нужно напрячь все силы и отразить удары невежества». В 1915 году «Мусульманская газета» и «Заря Дагестана» (ее тоже издавал в Петербурге С. Габиев ) были закрыты властями, но И. Цей продолжал писать свои статьи и очерки, проникнутые острым социально-политическим содержанием: «Кое-что родное», «Что нужно?», «Ржавчина», «Обездоленные», «В сумерках» и другие. Последние три были опубликованы в газете «Майкопское эхо» в 1916 году.
Слайд 7
По всему было видно, что И. С. Цей стал на сторону социалистической революции. Ее идеи оказались близкими молодому писателю, мечтавшему о социальной справедливости, национальном возрождении адыгов , развитии их культуры. После Октябрьской революции он охотно, с присущей ему энергией отдается строительству новой жизни в Адыгее: становится председателем Шенджийского ревкома, секретарем, а затем и комиссаром комиссариата по горским делам при Кубано-Черноморском ревкоме. В последующие годы И. С. Цей , будучи членом Адыгейского облисполкома, работал начальником кенафного отдела, заведующим областным земельным управлением, председателем коллегии защитников, заведующим сектором искусства облисполкома. Ряд лет писатель являлся научным сотрудником Адыгейского научно-исследовательского института.
Слайд 8
Несмотря на то, что И. С. Цей отдавал немало сил и энергии советскому, хозяйственному и особенно культурному строительству, он не забывал о творческой работе: много и охотно занимается публицистикой — пишет на русском и адыгейском языках статьи, очерки о нови Адыгеи. А главное — начиная с середины 20-х годов и до самой смерти, до 1936 года, писатель увлеченно отдается художественному творчеству: пишет драматургические произведения, рассказы и повести, стихи, поэмы-сказки, басни.
Слайд 9
Память Имя Ибрагима Цея носят школа и улица в ауле Шенджий . В 2011 году имя Ибрагима Цея присвоено Национальному театру Адыгеи, основателем которого он является.
Слайд 10
Учитывая вклад И.С. Цея в зарождении, становлении и развитии адыгейского театрального искусства, в целях увековечивания его памяти, Кабинет Министров Республики Адыгея своим Постановлением от 25 октября 2011 г. присвоил Национальному (адыгскому) театру Республики Адыгея имя Ибрагима Салеховича Цея . Отныне театр называется «Национальный театр Республики Адыгея имени И.С. Цея ».
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как я избавился от обидчивости
Волшебные звуки ноктюрна
Басня "Две подруги"
Рисуем ананас акварелью