Презентация "Фольклор моей семьи"- творческий проект. Автор:Грицких Наталья. Материал презентации можно использовать на уроках литературы в разделе "Устное народное творчество"
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект | 870.5 КБ |
Слайд 1
Фольклор моей семьи Ученица 5 «А» класса Грицких Наташа Руководитель: Бращунова И.М., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Актуальность проекта Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни, слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения. Не исключением стала и моя семья. Мы часто всей семьей поем песни, загадываем загадки, сочиняем стихи, потешки, прибаутки. Ведь это так здорово, когда вся семья рядом и дарит друг другу и другим людям тепло, добро и внимание
Слайд 3
Цель проекта 1.Познакомить с детским фольклорным наследием моей семьи 2. Выяснить, актуален ли детский фольклор в наше время Задачи проекта 1.Познакомить с видами детского фольклора 2.Провести опрос среди ребят класса 3.Собрать примеры разных детских фольклорных жанров моей семьи и изготовить брошюру
Слайд 4
Гипотеза Детский фольклор актуален в современной жизни
Слайд 5
Методы решения задач 1. Теоретический( изучение литературы по теме) 2.
Слайд 6
Введение Что такое фольклор Фольклор-народная мудрость, народное знание. Черты фольклора Устная форма Коллективность Народность Вариативность Сочетание с другими видами искусства Непосредственный контакт исполнителя и слушателя А что же такое детский фольклор?
Слайд 7
Пословицы и поговорки сказки Считалки Скороговорки Заклички Загадки Прибаутки Пестушки Потешки Колыбельные песни Детский фольклор
Слайд 8
Мнение ребят класса о детском фольклоре Для своего исследования я провела опрос по вопросам : 1. Что такое фольклор? 2. Какие жанры детского фольклора вам известны? 3. Актуальны ли жанры детского фольклора в наше время? Результаты получились такими: 1 вопрос- из 15 ребят знают определение слова «фольклор» 13 чел. 2. вопрос- из 15 назвали все жанры 10 учащихся 3. вопрос - 13 ответили «Да» Ответы ребят позволяют сделать вывод о том, что большая часть опрошенных знает о детском фольклоре и его актуальности в жизни
Слайд 9
Детский фольклор Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни, в том числе и я. Моя мама пела мне и брату колыбельные песенки, рассказывала маленькие стишки- пестушки, загадывала загадки , а это и есть жанры фольклора. Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова и сейчас, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли.
Слайд 10
Колыбельные песни Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека, с колыбельных песен. Моя мама поела мне такие песни. Эти песни написаны самой мамой. В них столько добра, заботы, любви, покоя…Слова ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. Котик, котик, мой коток, Котик, черненький хвосток. Котик, милой, спой со мной, Дай Наташеньке покой. Сладко спи, Наташенька, И с ней спи ты, Васенька
Слайд 11
Пестушки Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки . «Эти короткие собственные стихотворные приговорки сопровождали твою жизнь в первые месяцы»,- рассказывали мне бабушка и мама « Потягушки, потягушечки, Порастушки, порастушечки, Поперек дочунюшки, Вот ноженьки - ходунюшки Вот рученьки - хватунюшки, Вот роток - говорок, Вот головушка - разумок».
Слайд 12
Потешки Постепенно пестушки сменялись потешками - песенками-приговорами, которые сопровождались игрой пальчиками, ручками, головкой, ножками. Так я познавала мир, училась первым движениям, а помогала мне в этом мама и ее талант Ладушки да ладушки! Вы были у бабушки? Что там делали? Играли? Печь топили? Кашку ели? Дровушки домой носили? Бабушка наша добренька! Мы ей помогали и играли, Кашку ели, дров носили, Печь топили, бабушку любили. Потом домой полетели, На головку сели, Ладушки запели.
Слайд 13
Прибаутки Шло время. Мне 2 года… теперь я слышала прибаутки, содержащие сказочный сюжет, который придумала моя мама Ой, ты , Петя, Петушок, Золотой твой гребешок, Золотые лапки, Шпоры да царапки, Велика головушка, Розова бородушка, Ох, и рано ты кричишь, Ох, с утра ты не молчишь, Спать детишкам не даешь, Раньше будильника встаешь
Слайд 14
Загадка Как в жизни детям быть без загадки? Ох, и любим мы их сочинять всей семьей. Темы самые разные. Судите сами… 1.В окна бьет, в дверь стучит, то шуршит, то молчит( ветер) 2. Самая родная , любимая и дорогая. Без нее прожить нельзя, она у каждого дитя ( мама) 3. Дружим летом всей семьей мы с любимою землей. Говори скорей ответ, знаком с земелькой или нет?( огород, дача) 4. В школе книга первая , буквы называет, каждый, ей благодаря, все потом читает. ( азбука) 5. Летом бежит с горы проворно, Потоком вниз течет, гремит, Зимой молчит и спит спокойно, Весной проснется, снова забурлит ( водопад)
Слайд 15
Заклички Наблюдая за явлениями природы и животными, поем свои маленькие песенки- стихотворные приговорки Вот какие наша семья заклички придумала : 1.Дождик, дождик, лей сильней! Ты водицы не жалей! Землю нашу орошай, Будет славный урожай! И очень верим в сказанное!!! 2.Улитка, улитка, Не прячь свои рога, Дам тебе хлебушка, Оладушек, ватрушек, Много сладких плюшек!
Слайд 16
Скороговорки Когда я училась говорить, но плохо получались звуки, мама и бабушка придумывали свои скороговорки – маленькие стихотворения, в которых слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить. 1.Шла Наташа не спеша И вела в сад малыша 2. Трактор и тарахтел , и рычал , и кричал. 3. Сушки я сушу, сушу. Сушка высохла совсем, Сушку я теперь не съем 4. Жужжит, жужжит, рядом кружит. Это жук большой, это жук заводной.
Слайд 17
Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Во время игры летом и зимой мы выбираем водящего, используя эти маленькие стихи. Я считалочки наши называю 1.Раз, два, три. Начинай голить. Тебе ребят водить. Тебе игрой руководить. 2. Мы сидели на крыльце, В золотом своем ларце. Посидели, посчитали, и тебе игру отдали.
Слайд 18
Сказки Какой же детский фольклор без сказок? Мы их так все любим и в детстве, и на протяжении всей своей жизни. Уже первые сказки собственного сочинения появились в нашей семье. С сюжетом их можно познакомиться в брошюре
Слайд 19
Пословицы и поговорки Пословицы 1.Не ленись в школе учиться, в жизни все пригодится. 2. Хороша Маша не красотой, хороша Маша головой. 3. Хочешь друга надежного иметь, сам таким будь! 4. Летом сад да огород, А зимой наш сыт живот. Вся жизнь русского народа, семейный быт запечатлелись в пословицах и поговорках. А наша семейная жизнь постоянно сопровождается собственными пословицами, и рождаются они сами собой по какому-либо случаю. Так вот и темы в них определяются
Слайд 20
Мои выводы Как и любой ребенок, человек, я всегда любила и буду любить устное народное творчество. Эта любовь идет от мамы и бабушки. Порой, мы сами того не замечая, придумываем, сочиняем считалки, заклички, скороговорки, загадки. А праздники? Они никогда не проходят в нашей семье без народных песен. Так хорошо за чаем с вкусными булочками и пирогами исполнить знакомую всем народную песню. Конечно, это не последние наши семейные произведения фольклора. Значит, живет творчество народное и будет жить, пока народ русский на земле есть! И ребята класса это подтвердили. Таким образом, считаю: гипотеза, мною поставленная, доказана
Слайд 21
Заключение Фольклор- такое известное слово, Звучит оно просто проще простого. Однако смысл его очень велик: Ведь это история народа, быт и язык!!!
Городецкая роспись
Рождественские подарки от Метелицы
Пока бьют часы
Ветер и Солнце
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками